"Мы перед матерью в вечном долгу"
методическая разработка на тему

Покас Светлана Сергеевна

Разработка праздника, посвящённая Дню Матери

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разговор о матери

"Мы перед матерью в вечном долгу"

        Есть в году день, когда славят женщину. В конце ноября во многих странах отмечается День матери. В России этот праздник отмечается с 1998 года в последнее воскресенье ноября. Каждой женщине в отдельности и всем вместе говорят тёплые и приятные слова, дарят цветы, открытки, подарки. Почему? У женщин очень много достоинств, они завоевали себе право выбирать любую профессию и доказали, что могут делать всё не хуже мужчин.

        Но есть такая миссия на Земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищать слабенький огонёк новой жизни, вводить юного человека в мир жизни и помогать ему сделать там первые шаги. Женщина - это, прежде всего, мать.

        Мама... В языке любого народа есть это слово. Расул Гамзатов писал: "Мать является душой мира, её началом и бесконечностью. Она предмет любви и вдохновенья". Он прав. Сколько писателей, поэтов, художников, музыкантов рассказали о Матери словом, цветом, звуками!

        Посмотрите, как древние и современные  художники из разных стран воспели самое святое на Земле - Мать. Вглядитесь в изображения. Они помогут вам полнее и глубже осознать роль женщины-матери в нашей жизни.

        Презентация "Образ женщины-матери в искусстве" под музыку Ave Maria в исполнении  Робертино Лоретти.

        Помните ли вы прекрасную повесть В.Г. Короленко "Слепой музыкант"? В семье родился ребёнок.

        Звучит отрывок из повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант", глава 1, 2.

  Глава 1.
      Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе. 
     Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам. 
     - Отчего... отчего это он? - спрашивала больная едва слышно. 
     Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза. 
     - Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы. 
     На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила: 
     - Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь. 
     Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением: 
     - Отчего... так... так ужасно? 
     Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком. 
     Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам. 
     Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. 
     Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым. 
     Глава 2.
     Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным. 
     Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала: 
     - Скажите же мне, отчего он такой? 
     - Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста. 
     - Посмотрите, как странно ищет он что-то руками... 
     - Дитя не может еще координировать  движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор. 
     - Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить. 
     Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два. 
     Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом. 
     Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом: 
     - К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно... 
     Мать выслушала это известие с спокойной грустью. 
     - Я знала давно, - сказала она тихо.

        Какое несчастье! Ребёнок лишён, может, быть, половины человеческой радости - зрения. Но молодая мать не смирилась, не оставила ребёнка. Она решила сделать всё, чтобы мальчик был счастлив. Она обучила сына музыке, помогла ему представить мир с помощью прекрасных звуков. Мать вырастила полноценного человека, более того, счастливого. Он дарил своё искусство людям. Но всё могло повернуться иначе, не будь у мальчика такой матери.

        Послушайте  стихотворение Апполона Николаевича Майкова "Мать", написанное в 1861 году, в котором рассказывается о великой силе материнских чувств.

Бедный мальчик… Весь в огне! Всё ему не ловко!

Ляг на плечико ко мне, прислонись головкой!

Я с тобою похожу, подремли, мой мальчик,

Хочешь, сказочку скажу: жил-был мальчик с пальчик...

Нет? Не хочешь? Сказка -  вздор! Песня лучше будет...

Зашумел сыр-темен бор, лис лисичку будит.

Во сыром-темном бору… Задремал мой крошка!...

Я малинки наберу полное лукошко...

Во сыром-темном бору… Тише! Засыпает!...

Словно птенчик, все в жару ротик открывает.

«Во сыром бору» поёт мать и ходит, ходит...

Тихо-долго ночь идёт, ночь уж день выводит.

Мать поёт, рука у ней затекла, устала,

И не раз слезу с очей бедная роняла.

И едва дитя в жару, вздрогнув встрепенётся -

«Во тёмном-сыром бору» снова раздаётся...

Отклони удар, уйди, смерть, с своей косою!

Мать дитя с своей груди не отдаст без бою!

Заслонит впредь от тревог всей душой своею

Жизни чудный огонёк, что затеплен ею!

И едва он засветил - вдруг ей ясно стало,

Что любви, что чудных сил сердце в ней скрывало!

        Так писали о матери известные люди. Я считаю, что наши ребята скаали о своих мамах не хуже. Они написали небольшие сочинения о самых родных людях, и сейчас мы послушаем некоторые работы и посмотрим на фотографии мам.

        Презентация "Мамочка моя".

        Ребята приготовили стихотворения о мамах.

        Конкурс чтецов.

        А теперь, ребята, ваши мамы расскажут о своих мамах, ведь они до седых волос остаются детьми своих матерей.

        Выступления родителей по вопросам анкеты.

Анкета

1. Какова роль матери в Вашей жизни в разные периоды:

        а) в детстве;

        б) в юности;

        в) в зрелые годы.

2. Когда Вы почувствовали и осознали роль матери?

3. Являлась ли мать Вашим другом? В чём это проявлялось?

4. В каких вопросах мать являлась авторитетом для Вас в течение вей жизни?

5. В чём Вы сознательно, а, может быть, бессознательно стремились подражать матери?

6. Какие черты Вашей личности сформировались под материнским влиянием?

7. Представьте себе ситуацию: Ваша жизнь начинается с детства, снова повторяется. Вы можете внести в неё любые изменения - и всё исполнится по Вашей воле. Как бы Вы построили свои взаимоотношения с матерью? Почему именно так?

        Послушайте рассказ Ю. Яковлева "Мама".

        Чтение рассказа Ю. Яковлева "Мама".

        Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

        Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

        Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

        От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.

        Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.

        - Что это? – удивлённо спросил ты.
        И мама ответила: – Багульник.

        На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
        Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.

        Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

        С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.

        Чтение отрывка из стихотворения Р. Гамзатова "Берегите матерей".

Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.

Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..      (
Все встают)
Я произношу его:
"Мама!"

        Показ музыкального ролика "Мама".

        Вручение цветов  мамам.

        Чаепитие с мамами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перед матерью в вечном долгу

повышение уважения и любви к женщине, матери; воспитание чувства благодарности к маме....

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

   В   настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы: "Мы перед Вами в неоплатном долгу..."

9 мая праздник входит в каждый дом,И радость к людям с ним приходит следом.Мы поздравляем ветеранов с великим днём,С днём их славы! С днём Победы!...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику Дню Матери «Это вечное слово – МАМА!»

Цель мероприятия:Воспитать доброжелательное отношение к Женщине - Матери, воспитать чувство уважения, любви к родителям, старшим. Создать теплый нравственный климат между поколениями, пробудить во взр...

Классный час: "Перед матерью в вечном долгу"

Классный час: "Перед матерью в вечном долгу"...