Печальник и заступник Земли Русской
классный час (5 класс) по теме

Ивашкина Татьяна Ивановна

Внеклассное мероприятие для детей среднего школьного возраста и их родителей

«Печальник  и заступник земли Русской».

   Цель: воспитание христианских добродетелей на примере подвижничества святого преподобного Сергия Радонежского, воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastupnik_i_pechalnik_zemli_russkoy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Внеклассное мероприятие

«Печальник  и заступник земли Русской»               (для детей среднего школьного возраста и их родителей)

                                              Подготовила и провела

                                                         Ивашкина Т.И., учитель ОПК

2014 год

                                                                                                                 

Цель: воспитание христианских добродетелей на примере подвижничества святого преподобного Сергия Радонежского, воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое. 

Оборудование: презентация «Преподобный Сергий – печальник и заступник земли Русской», фильм «Житие святого преподобного Сергия», рисунки учащихся.

Ход праздника

(слайд1-2)                                                                                                                      Учитель. 3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет. Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых. Все в жизни преподобного Сергия было необыкновенно: стремясь в пустыню, подальше от людей, он создал центр, куда и по сей день идут тысячи и тысячи людей; отказываясь быть игуменом даже в маленькой обители своей, он стал по общему признанию «игуменом всей земли Русской»; бежавший более всего от славы людской, он прославлен народом как великий святой. И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры православные паломники со всей России, да и со всего мира, чтобы поклониться преподобному Сергию Радонежскому, великому печальнику и заступнику земли Русской.

(слайд 3)                                                                                                                      

Вед.1  Когда мы говорим, что какие-то люди или какие-то вещи — святые, то это означает, что мы выделяем их из всех прочих людей и вещей и по-особому относимся к ним, а именно — с чувством благоговения.

(слайд 4)                                                                                                                      

Вед.2  Мы говорим о святом чувстве любви к своей матери, к своей Родине. У каждого человека есть эти святыни. Но есть святыни, чтимые всем народом. И чем больше таких святынь, тем духовно богаче народ.

(слайд 5)                                                                                                                      

Вед.3  У русского народа несметные духовные сокровища: святые места, святые храмы, святые иконы, святые праздники, святые предметы, тысячи святых людей, в земле Российской просиявших, то есть прославившихся подвигами духовной жизни во имя Бога и своей Родины.

(слайд 6)                                                                                                                      

Вед.1  Среди всех духовных сокровищ Русской земли как драгоценнейшие из драгоценных сияют Троице-Сергиева лавра, имя преподобного Сергия Радонежского, печальника и защитника земли Русской, и икона «Троица» Андрея Рублева. 

(слайд 7)                                                                                                                      

Вед.2  Одному из удивительнейших людей нашего столетия — писателю, философу, ученому, священнику Павлу Флоренскому — принадлежат такие слова: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».

(слайд 8-18)                                                                                                                      

Вед.3  Троице-Сергиева лавра — монастырь, основанный более чем 600 лет назад, — и сегодня является сердцем церковной жизни России. 

Лавра святая, родная,

Как ты нам всем дорога,

Кто тебя только не знает,

Чья не ступала нога...

Вед.1  Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон,

И в дивных храмах многократно

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

(слайд 19-20)                                                                                                                      

Вед.2  Образ Святой Троицы, единосущной и нераздельной, — это тот Божественный образ единства, которому должен следовать весь народ.

Этого и желал всей душой «печальник земли Русской» преподобный Сергий, «чтобы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего».

(слайд 21-22)                                                                                                                      

Вед.3  И  насколько важно было современникам преподобного Сергия осознать, что, только победив «ненавистную рознь», можно спастись и возродиться, настолько важно это для России и в настоящее время.

Святой Сергий мечтал о единстве своей Родины, об освобождении ее от иноземного ига, о прекращении кровопролитных смут. Вся его жизнь была служением Богу, Отечеству и ближним, потому он и прославлен Русской Церковью и русским народом.

(слайд 23)                                                                                                                      

Вед.1  Преподобный Сергий родился в 1314г. от Рождества Христова в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. По рождении был назван Варфоломеем. Это имя означает  «Сын радости».

Но совсем нерадостным было это время в истории нашего государства. (фрагмент фильма «Житие святого преподобного Сергия»).

Вед.2  Рождению Варфоломея предшествовало одно знаменательное событие.
Однажды, в церкви, во время литургии, в утробе матери младенец троекратно прокричал во время чтения Святого Евангелия. К добру ли? К худу ли? Тогда много судачили об этом случае, но никто и подумать не мог, что так заявил о себе один из величайших русских святых.   Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном.                                                                                                      
                                         (фрагмент фильма)

Вед.3  Да. Таков  Промысел Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого.

(слайд 24)                                                                                                                      

Вед.1  Когда ему было 15 лет, его родители — Кирилл и Мария — переселились в село Радонеж, которое находилось недалеко от Москвы.

Вед.2  Здесь строгие подвиги Варфоломея еще более усилились. Он стал питаться только хлебом и водою, а по средам и пятницам – вовсе не есть. Он много молился, иногда целыми ночами, просился в монастырь. Но он был послушным сыном и на просьбу отца с матерью не уходить в монастырь до их кончины дал согласие  (слайд 25)                                                                                                                      

Перед самою кончиною своею благочестивые его родители приняли монашеский чин в Хотьковском монастыре, в четырех верстах от Радонежа.

(слайд 26-27)                                                                                                                   Вед.3  После  смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу старшего брата Петра, а сам с овдовевшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец, им полюбилось место, удалённое от дорог и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоночальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.

Вед.1  Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Варфоломей через старца Митрофана принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.

(слайд 28)                                                                                                                      

Вед.2  Более двух лет он жил совсем один, борясь со страхами и искушениями, с голодом и морозом, с усталостью и тоской.                                                                                                     Один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работал он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле.  Но в душе – счастье без меры, радость, потому что служит Богу.

(слайд 29)                                                                                                                      Вед.3  Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию,  был перед ним кроток, как овца.

(слайд 30-31)                                                                                                                      

Вед.1  Слава о молодом отшельнике всё более распространялась. На третий год к нему стали приходить люди, желающие поселиться рядом с ним. 

(слайд 32)                                                                                                                      

(Выходят ученики в крестьянской одежде)                                                                Приими нас, отче. Давно о тебе прослышали, о твоем святом житии.

Далече разошелся слух о тебе, преподобный инок. Жаждем приобщиться к подвигам твоим. Не оттолкни нас.

Дозволь поселиться рядом с тобою, построить келии, молиться в твоем храме Святой Троице.

Дозволь, инок Божий...

Все четверо кланяются перед иконой Преподобного Сергия Радонежского.

Ученик.  "Братья мои, чего просите, не пойму. Лес – Господень. Я только батрак Его, смиренный инок. Коли люба вам Божия пустынь, оставайтесь с Богом” (низко поклонился прибывшим. Крестьяне уходят).

(слайд 33-34)                                                                                                                      

Вед.2  С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. За первыми братиями пришли другие, жили тихо и сурово. Преподобный Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе.

Вед.3  Шли годы. Община жила под началом Сергия. Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, а он отказывался.

(слайд 35)                                                                                                                      

Ученик.  "Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать». По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Сергий принял священнический сан и был поставлен игуменом созданного им монастыря.

Вед.1  И стал Преподобный игуменом. Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще.

Пришедшая в пустыню братия вместе с Сергием позаботилась об улучшении храма Божия во имя Святой Троицы. Однако монастырь был беден.

Вед.2  В начале был он «особножитным». У каждого была своя собственность, и Преподобный Сергий до времени не запрещал этого. Но за духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен.

(слайд 36)                                                                                                                      

Вед.3  Рассказывают такой случай. Как-то, проголодав три дня, Преподобный Сергий взял топор и пошел в келью к некоему Даниилу наниматься к нему на работу. После работы инок Даниил взял в руки решето с гнилым хлебом и сказал Преподобному: "Вот, если хочешь, возьми все, что тут есть, а больше не взыщи”. И Преподобный Сергий после тяжкого труда (за день он поставил сени) помолился и съел этот заработанный гнилой хлеб.                                                                                                                    

Вед.2  Таково смирение Преподобного Сергия, игумена, духовного вождя. Многие приходили издалека, чтобы только взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его один простой земледелец.

(Робко входит мальчик, одетый в крестьянский тулупчик. Оглядывается, кланяется)                                                                                                                               Мне бы повидать вашего славного игумена?

Ведущие (показывал на картину, где изображен Преподобный в работе). Подожди немного, пока Преподобный закончит работу.

Мальчик (с обидой). Я пришел издалека посмотреть на пророка, а вы показываете какого-то нищего. Уходит.

Ведущий. Всё это слышал Преподобный Сергий.                                                                (слайд 37)                                                                                                                      

Ведущие (стоя у иконы). Преподобный Сергий был незлобив и нечестолюбив. В это время прибыл в монастырь князь и, поклонившись Преподобному до земли, просил у него благословения. Земледелец, поняв свою ошибку, припал к ногам Преподобного, а тот, подняв его, сказал: "Ты один прав, что почел меня нищим, ничего не значащим; все прочие обманываются”.

Учитель. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

(слайд 38)                                                                                                                      

Вед.3  Митрополит Московский и всея Руси Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе игумена Сергия и объявил, что намерен посвятить его в сан епископа, чтобы сделать своим преемником.

(слайд 39)                                                                                                                      

Вед.1  Старец со смирением отказался от высокого назначения. «Владыко святый! Если не хочешь прогнать нищету мою от твоей святыни, не говори о таком тяжелом бремени моему недостоинству».

 (слайд 40)                                                                                                                      

Вед.2  Но, отказавшись от высокого сана, Сергий не отказался от забот и трудов на благо родной земли. Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя — московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.

Вед.3  Сергий Радонежский   - первый из духовенства - смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей и последовательно занимался ее решением. Он очень много делал для того, чтобы объединить раздробленную в то время Русь. А центром собирания всех сил - сделать Москву. Но с таким решением не согласны были столицы удельных княжеств, как Рязань, Ростов Великий, Нижний Новгород, Tверь.

Вед.1  Князь ростовский, Борис, не хотел признавать власть московского малолетнего Дмитрия Ивановича и готов был пойти на Москву походом, митрополит русский Алексий 1 послал Сергия в Н. Новгород с уговорами. И когда никакие уговоры не подействовали, Сергий по власти, данной митрополитом, закрыл все храмы в Н. Новгороде и прекратил все богослужения. Князь Борис вынужден был покориться.

(слайд41)                                                                                                                      
Вед.2  Огромную роль Сергий Радонежский  сыграл в подготовке Куликовской битвы.  Он был с детства духовным наставником Дмитрия Донского, полководца этой великой битвы и победы.
 

Искреннюю любовь и уважение питал к преподобному Сергию князь Дмитрий Донской. Часто он обращался за советом к святому игумену, приезжал за благословением. Он пригласил Сергия быть крестным отцом своих детей.

(слайд 43)                                                                                                                      
Вед.3  Известный русский историк Василий Осипович Ключевский называет Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Вед.1  Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле.

(фрагмент фильма)

Но и после Куликовской битвы продолжались раздоры между московским и рязанским князьями. Многих послов посылал великий князь Дмитрий Донской к рязанскому князю Олегу, чтобы заключить с ним мир, но суровый и гордый князь никого не хотел слушать и отказывался от подчинения московскому князю.

(слайд 48)                                                                                                                      

Вед.2  Тогда в 1385 году отправился в Рязань смиренный Сергий. О чем долго беседовали князь и старец? О спасении души, о мире и любви, о будущем родной земли?

(слайд 49)                                                                                                                      

Вед.3  Никоновская летопись сообщает, что в результате этой беседы «князь Олег переменил свирепство свое на кротость и, утишась и укротясь, и умилясь сильно душою, устыдился он святого мужа, и взял с великим князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род».

(слайд 50)                                                                                                                      

Вед.1  Уже при жизни преподобного Сергия его ученики основали 25 новых монастырей.

(слайд 51)                                                                                                                      

А всего с 1340 по 1440 год, то есть за сто лет, было воздвигнуто около 150 монастырей. Многие из них были построены в глухих местах к северу от Москвы.

(слайд 52-53)                                                                                                                      Общими усилиями монаха, проповедовавшего православную веру, и крестьянина, возделывавшего поля, разрасталось за Волгой Русское государство.

Вед.2  В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы.

(фрагмент фильма)

 Вед.3  У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются.

Такие люди, жизнь которых озарена ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу, становятся Ангелами-хранителями народа, предстоятелями за него перед Богом. К ним в тяжелые годины обращаются люди с молитвами о помощи и получают избавление от разных бедствий.

(фрагмент фильма)

(слайды 54-56)                                                                                                                      

Учитель. "При имени Преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Это возрождение и это правило, - самые драгоценные вклады Преподобного Сергия в живую душу народа, в его нравственное содержание", - говорит историк В.О. Ключевский. Не один раз спасал Сергий Россию: при Дмитрии Донском, когда он вдохновил и благословил князя и народ русский на битву с Ордой; при Минине и Пожарском, когда явился к Минину во сне с указом: "Помоги Земле Русской!", и простой человек из народа, собрав ополчение и возглавив его, стал героем народным. Сегодня этими словами преподобный Сергий Радонежский обращается к каждому из нас: «Помоги земле Русской!»

Используемые Интернет-ресурсы:

http://700serg.spb.ru

http://voskres-school.ortox.ru

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Заступники земли Русской...."

В этом мероприятии представлен материал о защитниках нашего отечества в разные эпохи....

Классный час "Святые заступники земли русской"

Классный час о православных традициях. Учащиеся знакомятся с жизнью святых подвижников....

Святой заступник Земли Русской

Сценарий внеклассного мероприятия «Святой заступник Земли Русской» ставит своей целью расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, о православных традициях русско...

Классный час "Святой заступник Земли Русской" + презентация

Классный час "Святой заступник Земли Русской" посвящён многогранной личности Сергия Радонежского и его эпохе....

Классный час «Печальник земли русской»

Классный час посвящен посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

«Заступники и Защитники земли русской»

В МУП "Подольский Краеведческий музей" прошло городское мероприятие, посвященное 23 февраля,  были представлены детские работы кружка "Славяночка" на тему: "Зас...