Урок в 6 классе по математике "Цилиндр. Конус. Шар"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок в 6 классе по математике "Цилиндр. Конус. Шар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 6 классе по математике "Цилиндр. Конус. Шар" | 173.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ШАР. КОНУС. ЦИЛИНДР
6 класс
Цель изучения
- Познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами.
- Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
Результат
- Уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела, сечение.
- Уметь распознавать изученные геометрические фигуры.
- Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения.
- Уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре по плану.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение цилиндра.
- Изучение конуса.
- Изучение шара.
- Многогранники и тела вращения.
- Решение задач.
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание.
Оборудование
- Чертежные инструменты.
- Рисунки к задачам.
Ход урока
…На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с тремя новыми геометрическими фигурами.
Итак, тема урока "Шар. Конус. Цилиндр".
приступим к изучению новых фигур, которые будем изучать по плану, записанному на доске.
План
|
Начнём с цилиндра.
Оказывается, слово "цилиндр" произошло от греческого слова "кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
— Какие ещё предметы имеют цилиндрическую форму?
Варианты ответов:
стакан, карандаш, многие баночки,
кастрюли, бидоны, часть скалки и т.д.
Внимательно посмотрите на цилиндр (демонстрируется модель). Цилиндр, как мы видим, пространственная или объёмная фигура. Поверхность цилиндра состоит из двух оснований и боковой поверхности.
— Что из себя представляют основания цилиндра?
Ответ:
круги.
— Что вы можете сказать о размерах этих кругов?
Ответ:
одинаковые, т.е. радиусы этих кругов равны.
— Что из себя представляет боковая поверхность?
Затрудняются ответить.
Возьмём бумажный цилиндр, разрежем его следующим образом (показываю)и развернём.
— Так что же представляет собой боковая поверхность?
Ответ:
прямоугольник.
Что ещё нужно знать о цилиндре?
Высота цилиндра - это расстояние между основаниями, радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра.
Цилиндр
А сейчас представьте, что у каждого из вас в руках деревянный цилиндр и топорик, с помощью которого вы легко можете рассечь или расколоть цилиндр. "Аккуратно" топориком ударяем по верхнему основанию и раскалываем его (показываю на модели). Он распадётся на две половинки.
— Форму какой геометрической фигуры имеет срез или по научному говорят сечение цилиндра? Многие, наверно, видели как колют дрова!
Ответ:
прямоугольник.
А сейчас будем "пилить" цилиндр, положив его "на бок". Мысленно его распилим или рассечём.
— Какая геометрическая фигура получится на срезе или говорят в сечении цилиндра?
Ответ:
круг.
Продолжаем трудиться дальше, опять положим цилиндр на боковую поверхность, но рассечём его уже "наискосок".
— Какая геометрическая фигура будет в сечении, т.е. на срезе?
Ответ:
овал.
Овал, по-научному, эллипс (заранее записать на центральной доске под цилиндром).
— Итак, какие геометрические фигуры могут быть в сечении цилиндра?
Ответ:
прямоугольник, круг, эллипс.
Все пункты плана разобраны, вы уже достаточно много знаете о цилиндре. Переходим к рассмотрению конуса.
Слово "конус" произошло от греческого слова "конос", означающего сосновую шишку (показываю шишку). Действительно, есть некоторое сходство.
Конус, как и цилиндр, является пространственной фигурой. Поверхность конуса состоит из круга, который называется основанием конуса и боковой поверхности.
— Что же из себя представляет боковая поверхность?
Затрудняются ответить.
Трудно мысленно представить боковую поверхность конуса, поэтому, как и в случае с цилиндром, возьмём бумажный конус, разрежем его следующим образом (показываю) и развернём.
— Что является развёрткой боковой поверхности конуса? Что это такое? Частью какой геометрической фигуры является эта фигура?
Ответ:
часть круга.
Конус, в отличие от цилиндра, имеет вершину (показываю вершину, высоту и радиус основания по рисунку на центральной доске).
Конус
Если вершину и верхнюю часть конуса отсечь (показываю на модели), то мы получим так называемый усечённый конус.
— Подумайте и скажите, какие предметы имеют форму конуса или усечённого конуса?
Ответ:
ведро, горшки для цветов,
воронка, мороженое-рожок и др.
А сейчас снова представим, что мы рассекаем деревянный конус.
— Формы каких геометрических фигур могут иметь сечения конуса?
Ответ:
треугольника, круга, эллипса.
Оказывается, сечения конуса могут иметь формы других геометрических фигур, названия которых мы даже ещё не знаем, их будем изучать в старших классах, и поэтому о них пока говорить не будем.
Снова все пункты плана нами рассмотрены.
И, наконец, переходим к изучению шара.
Шар - это наиболее знакомая вам геометрическая фигура. Мяч (показываю)- пример предмета шарообразной формы.
— Какие ещё предметы имеют форму шара? Ребята, кому я сейчас брошу этот мяч, нужно привести свой пример предмета, имеющего форму шара.
— Расскажите, что вы знаете о шаре?
Оказывается, что шар очень знакомая, но совершенно не изученная фигура.
Сейчас о шаре нам расскажет …
Причём он (она) расскажет больше, чем написано в учебнике, поэтому слушайте внимательно!
Сообщение
"ШАР"
Шар - это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой.
Итак, мы познакомились с тремя пространственными геометрическими фигурами - шаром, цилиндром и конусом. Вы должны знать, что пространственные геометрические фигуры ещё по-другому называют геометрическими телами. Оказывается, все геометрические тела математики раздели на две группы: так называемые многогранники и так называемые тела вращения.
Внимательно посмотрите на геометрические тела (показываю модели) и попробуйте догадаться, какое геометрическое тело относится к какой группе.
— Как называется фигура, и к какой группе её отнесём?
Ответы учащихся.
Действительно, шар, цилиндр, конус, усечённый конус - тела вращения. А куб, параллелепипед, пирамида - многогранники.
— Почему куб, параллелепипед, пирамиду вы отнесли к многогранникам?
Ответ:
много граней.
Почему шар, цилиндр, конус, усечённый конус назвали телами вращения, об этом я вам сейчас расскажу
Дело тут вот в чём! Если взять плоскую фигуру круг или даже достаточно половину круга (полукруг) и вращать его вокруг диаметра, то в воздухе он опишет шар. Значит, шар получился в результате вращения полукруга. Вот почему шар является телом вращения, а прямая, вокруг которой производили вращение, называется осью вращения шара или просто осью шара.
Попробуйте догадаться:
— Какая плоская фигура при вращении опишет цилиндр?
Ответ:
прямоугольник.
— Какая прямая будет его осью?
Ответ:
осью является неподвижная
сторона прямоугольника.
— Какая плоская фигура при вращении опишет конус?
Ответ:
прямоугольный треугольник.
— Какая прямая будет его осью?
Ответ:
ось - неподвижная сторона.
В дальнейшем на уроках математики будем более подробно изучать эти тела, и вы узнаете о существовании других многогранников, а также узнаете формулы, по которым находятся объёмы этих пространственных фигур.
Решим несколько задач.
Задача 1
Из предметов какой формы сложена башня? Называйте сверху вниз.
Ответ:
конус, куб, цилиндр.
Задача 2
На рисунке изображены различные геометрические тела.
Какие из них являются многогранниками?
Ответ:
второе (пирамида),
третье (наклонная призма).
Задача 3
На рисунке в первой строчке изображён вид фигуры спереди, а во второй строчке - вид фигуры сверху. Какая это фигура?
Ответ:
1. Конус.
2. Цилиндр.
3. Четырёхугольная пирамида.
4. Прямоугольный параллелепипед.
5. Треугольная пирамида.
6. Шар.
Если на конус посмотреть сверху, то мы увидим круг, а если сбоку, то - треугольник. Зная это, решим следующую задачу.
Задача 4
На круглом столе стоят три конуса разного цвета - красный, синий и зелёный.
Вокруг стола сидят дети: Маша, Ваня, Даша, Коля, Рая и Петя.
Кто из детей видит такую картину,
как изображено на рисунке под буквой: а); б); в)?
Ответ:
а) Петя;
б) Ваня;
в) Маша.
Задача 5
На рисунке изображены некоторые геометрические тела. Возможно, точка зрения не очень привычна. Какие тела, если на них смотреть с соответствующей стороны, могут выглядеть, как на рисунке? Какие из рисунков могут соответствовать одному и тому же телу?
Ответ:
1. Куб или параллелепипед.
2. Пирамида или конус.
3. Конус, цилиндр или шар.
4. Параллелепипед.
2 и 3 рисунки могут соответствовать конусу,
а 1 и 4 - параллелепипеду.
Итак, все задачи решены …
А сейчас скажите:
— Чем мы сегодня занимались на уроке?
Ответ:
изучали тела вращения:
конус, шар, цилиндр.
— На какие две группы делятся все геометрические тела?
Ответ:
многогранники, тела вращения.
— При вращении какой плоской фигуры образуется цилиндр?
Ответ:
прямоугольника.
— Приведите примеры тел конической формы.
Ответ:
воронка, ведро, горшок для цветов, мороженое-рожок и др.
— Какие фигуры могут быть в сечении конуса?
Ответ:
треугольник, круг, эллипс.
— Чем отличаются понятия "шар" и "сфера"?
Ответ:
Сфера - это только поверхность шара,
а шар - часть пространства, ограниченное сферой.
Домашнее задание
рассказ по плану:
I ряду - о цилиндре,
II ряду - о конусе,
III ряду - о шаре;
на альбомном листе нарисовать предметы, имеющие форму вновь изученных геометрических фигур.
ЛИТЕРАТУРА
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 288 с.: ил.
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 6-е изд. - М.: Мнемозина, 2000. - 304 с.: ил.
- Первые шаги в геометрии.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"
Предложен заключительный урок по теме "Конус" с решением нестандартных задач...
Обобщающий урок по геометрии11 класс по теме "Конус.Цилиндр"
В папке содержится разработка урока ....
Урок геометрии в 11 классе по теме "Конус"
Урок-исследование по теме "Конус". Работа в группах....
Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме "Конус"
Урок изучения нового материала в 11 классе сопровождается слайдовой презентацией. На уроке учащиеся: самостоятельно выводят формулу нахождения площади поверхности конуса, по группам выполняют практиче...
Урок в 11 классе по теме "Конус. Шар"
За две недели учитель сообщает учащимся цель этого занятия. Учащиеся разбиваются на 5 группы. Каждая из 5 групп должна работать следующим образом. Все члены группы решают 2 задачи, работают ученики со...
Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Конус"
Конспект урока геометрии в 9 классе "Конус"...
" Цилиндр, конус, щар" презентация к уроку 6 класс
Презентация к уроку наглядной геометрии. Знакомство с новыми геометрическими телами- телами вращения....