Калейдоскоп театрализованных миниатюр "Открытия, изменившие мир" .Открытия Архимеда.
методическая разработка (7 класс) на тему
Материал основан на книге Е.Ефимовского "Ракета и травинка". Материал используется в неделе(декады) физики и /или при изучении закона Архимеда в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksper.kaleydoskop_teatralizovannykh_miniatyur.arkhimed.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Калейдоскоп театрализованных миниатюр
« Открытия, изменившие мир». Открытия Архимеда.
Направление воспитательной работы | Интеллектуальное. |
Тема | Открытия Архимеда. |
Класс | 5-7 (проводит 7 кл. для 5-6 классов) |
Форма проведения | Театрализованные миниатюры. |
Место проведения | Актовый зал или кабинеты. |
Длительность мероприятия | 30-40 минут. |
Цель мероприятия | Развитие интереса к познавательной деятельности |
Задачи мероприятия | Познакомить учащихся с историей открытий Архимеда, развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся. |
Материалы и оборудование | Корона, два «хитона», весы, стол, зеркало, рычаг, блок. |
Оформление помещения | Из стульев в углу сцены собирается ванна, у края стол, на котором находятся весы. |
Подготовительная работа учителя | Распределить роли среди учащихся 7 класса: Архимед, Гиерон, ведущие. Напечатать тексты ролей. Подготовить атрибуты. |
Подготовительная работа обучающихся | Ознакомиться с жизнью учёного и его открытиями. Выучить наизусть тексты своих ролей. |
Ход мероприятия | Основой миниатюр являются тексты из книг Е.Ефимовского «Ракета и травинка», «След колесницы», « Мудрые науки без назидания и скуки». Семиклассники выступают в качестве артистов. Роли: Архимед, царь Гиерон, ведущие. Ведущие делают вступление к рассказу об открытии , читают стихи, вносят и выносят необходимые атрибуты. Тексты выступлений приводятся ниже. |
Рефлексия | Выступление способствует развитию интереса к изучению жизни великих учёных. Учащиеся смайликами отмечают, понравилось ли им выступление семиклассников. |
Стихи об Архимеде из книг Е.Ефимовского:
АРХИМЕД
Моря и пустыни.
Земля и Луна.
Свет Солнца
и снега лавины...
Природа сложна,
но Природа одна.
Законы Природы —
едины.
Вот плот и корабль,
поплавок рыбака —
плывут, как по небу
плывут облака.
Но камень в воде
не плывет, как бревно,
и камнем бревно
не уходит на дно.
В чем сущность явлений?
На это ответ
искал сиракузский мудрец
Архимед.
ЗАКОН АРХИМЕДА
Сиракузы. III век до нашей эры.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались — корона!
Захотелось Гиерону
сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много —
сколько нужно — в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает...
Но ведь всякое бывает.
И добавить серебро
можно к золоту хитро,
а того и хуже — медь
(если совесть не иметь)...
И царю узнать охота:
честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон
Гиерон.
И позвал он Архимеда...
Началась у них беседа.
Гиерон
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед
Чистым золотом сверкает.
Гиерон
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
можно к золоту хитро.
А того и хуже — медь,
если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то:
честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить...
И задумался ученый.
Что известно? ВЕС короны.
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды, в ванне моясь,
погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
догадался он тогда,
как найти ОБЪЕМ короны,
и помчался к Гиерону
не обут и не одет...
А народ кричал вослед:
— Что случилось, Архимед?
Может быть, землетрясенье?
Или в городе пожар? —
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
— Эврика! Нашел решенье! —
Во дворец примчался он:
— Я придумал, Гиерон!
Во дворце
Архимед
Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон
Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
а расскажешь все потом!
Архимед
Пусть весы сюда несут
и с водой большой сосуд...
Все доставить Гиерону!..
(Слуги все приносят)
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
ищем слиток золотой...
(Находит кусок золота,
по весу равный короне).
Гиерон
Все понятно!
Архимед
Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
в чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.
Гиерон
А корону?
Архимед
Вынимаю.
В воду золото опустим.
Гиерон
В воду золото? Допустим...
Архимед
Поднялась опять вода.
Метку ставлю
я.
Гиерон
Куда?
Архимед
Ну конечно же, по краю.
Гиерон
Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу:
эта — выше, эта — ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед
Равный вес.
Объем — не равный!
Понимаешь, Гиерон,
я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
тело вытеснит...
Гиерон
Постой!
Говоришь: объем не равный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону
он ответит по закону!
А ты за разгадку
получишь дары!
На этом прервалась беседа...
Немало воды утекло с той поры,
но помнят Закон Архимеда!
«ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ»
Однажды по берегу моря вдвоем
гулял Архимед с сиракузским царем.
Гиерон
Ну, скажем, рычаг. А какая тут цель?
А рядом триеру тащили на мель,
тащили рабы, выбиваясь из сил.
И тут Архимед Гиерона спросил:
— Ты помнишь мой винт для подъема воды?
В Египте рабам облегчил я труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
в труде непосильном! К примеру.
один бы сумел на песчаный причал
втащить я... вот эту триеру. —
Стоит Гиерон, потирает висок:
— Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
— Триеру на берег втащу я один,
Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи...
И я удивлю Сиракузы.
В назначенный срок собирается люд
на пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
— Не втащит! Да слыхано ль это!
Гиерон
Я вижу веревки и много колес,
и я поражаюсь размеру,
но даже Геракл, ухватившись за трос,
не втащит на берег триеру...
И тут Архимед повернул колесо —
триера послушно ползет на песок.
На палубе с ног повалились купцы.
На берег заехать — не шутка!
По воздуху веслами машут гребцы,
как будто лишились рассудка.
Гиерон
Не верю глазам! Столько силы в плечах?!
Архимед
Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!
Взглянул Архимед: небо, море кругом.
Синее море и горы.
— Я землю бы мог повернуть рычагом,
лишь дайте мне точку опоры.
ГИБЕЛЬ АРХИМЕДА
Сиракузы. 212 год до нашей эры
Марцелл едва остался цел.
Он крепость штурмовать не смел:
не одолеть ему машин.
Иначе действовать решил...
И вот пришла глухая ночь.
И берег тьма одела. Предатель вызвался помочь
коварному Марцеллу.
Открыл ворота он врагу.
Враги по городу бегут.
Дома пылают, как костры,
мечи короткие остры.
Марцелл кричит:
— Победа!
Найдите Архимеда!
Пусть приведут его живым! —
А смерть летит быстрей, чем дым,
копьем стучится в каждый дом.
Ученый думал о своем...
Искал в то время Архимед
закон движения планет.
Архимед
(размышляет во дворе своего дома).
Все тела притягиваются друг к другу... Поэтому и яблоки падают на землю...
Вот шум и крики за стеной.
А он чертил круги:
«Нашел! Нашел!»
Но за спиной
уже стоят враги...
От пепла черным стал рассвет.
Упал на землю Архимед.
Не жди пощады на войне.
Там смерть всегда привычна.
Пылали крепости в огне.
Мир полыхал античный.
То шли фаланги, будто смерч, —
царь македонский поднял меч.
То к Риму рвался Ганнибал,
то жаждал Рим победы.
Никто из них в расчет не брал,
что гибнут Архимеды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Об открытии закона Архимеда.
Презентация - шутка об открытии закона Архимеда....
Презентация к открытому уроку по физике по теме: «Давление твердых тел , жидкостей , газов, закон Архимеда».
Презентация содержит в себе задания, позволяющие вспомнить основные понятия: массы, веса, давления, атмосферного давления , физические явления :инерции диффузии, условий плавания тел . Цель мате...
Конкурс кроссвордов на тему: "Великие русские географы, их изобретения и открытия, изменившие мир".
Кроссворд на тему "Великие русские путешественники"...
Исследовательский индивидуальный проект "Открытие, изменившее мир"
В своей работе «Открытие, изменившее мир», автор исследует историю развития компьютеров и компьютерной техники и устанавливает причинно-следственные связи того, как изобретение к...
Методическая копилка кафедры естественно-научного цикла. "Открытия изменившие мир"
Данная интерактивная презнтация явлется продуктом работы кафедры естественно-научного цикла.МБОУ "Гимназия №44". Эдесь собрана интересная информация по алгебре, химии, ...