Интегрированное внеклассное мероприятие "Музыкальная прогулка"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Интегрированное внеклассное мероприятие "Музыкальная прогулка" (музыка+ немецкий язык) посвящено австрийскому композитору В.А. Моцарту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 134.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное внеклассное мероприятие.
(Музыка + немецкий язык)
Тема: «Музыкальная прогулка» (Творчество В.А.Моцарта)
Цели:
- познавательные: знакомство с Австрией, с творчеством и музыкой великого австрийского композитора В.А.Моцарта
- развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу и синтезу. Развитие речевых способностей и способностей к общению
- воспитательные: воспитание интереса к классической музыке, уважения к культуре другой страны
- учебные: формирование механизма догадки. Дальнейшее совершенствование навыков монологической и диалогической речи, аудирования.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор, фортепиано, микрофоны.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, видеоролик.
Оформление зала: постеры на музыкальную тему, цитаты о музыке В.А.Моцарта, портреты великих австрийских композиторов, костюмы XVIII века.
«Музыкальная прогулка» Musikalischer Spaziergang.
Ведущий: - Дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас в этом зале и предлагаем совершить с нами музыкальную прогулку. Это необычная прогулка, так как мы будем беседовать сегодня на двух языках. Почему? Думаем, скоро догадаетесь сами.
(1 слайд)
- Как вы считаете, куда мы отправимся? О ком будем говорить? Давайте попробуем отгадать. Вот подсказка.(2 слайд) Das ist ein beruehmter Musiker, Oesterreicher, Zeitgenosse von F.Schiller. Er hatte grosse Arbeitslust, Ruhm und Talent. Wer ist das? Кто же это?
Ученики: - В.А. Моцарт.
Ведущий: - Конечно же, это В.А. Моцарт! (3 слайд) (Звучит 1 часть из «Маленькой ночной музыки» В.А.Моцарта).
На каком языке говорил Моцарт? Откуда он родом?
В.: -Итак, мы в Австрии. Неплохо было бы узнать об этой стране поподробнее.
(4 слайд – статистические данные. Аутентичный текст).
У.: - Oesterreich ist ein Alpenland. Es ist ein attraktives Land fuer die Touristen. In Oesterreich gibt es blaue Seen, bewaldete Berge, malerische Staedte und Doerfer. In den Alpen kann man Ski laufen, Wanderungen machen, zahlreiche Sehenswuerdigkeiten bewundern, schoene Musik hoeren. Oesterreich gilt in der ganzen Welt als das Land der Musik. Viele weltbekannte Musiker waren hier beheimatet oder wirkten hier , z.B. : J.Haydn, F. Schubert, J.Strauss, L. van Beethoven. Wolfgang Amadeus Mozart wurde auch hier geboren.( 5 слайд)
( Жизнеописание . Аутентичный текст.) (6-7 слайды)
У.: -B XVIII веке в семье Леопольда Моцарта родился чудо-ребёнок, который в 6 лет мог играть как взрослый музыкант.
Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Он играет на скрипке, органе и клавесине. Играет, когда отец накрывает клавиши тканью, исполняет трудные пассажи одним пальцем, фантазирует на заданную тему.
(8 слайд)
В.: -Давайте послушаем «Песню пастушка» В.А. Моцарта (ученик играет на скрипке).
(9 слайд)
У.: -Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Малыш был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. (10 слайд)
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была «чудом». Во всем остальном он оставался обычным ребенком – веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком.
Однажды во время выступления на сцену выбежала кошка. Вольфганг тут же оставил клавесин и принялся гладить животное.
На уговоры отца вернуться за инструмент, резонно возразил: «Клавесин никуда не денется, а кошка может убежать».
В.: -С такой же детской непосредственностью он и сочинял. Инсценировка на немецком языке:
“Das Menuett”(11 слайд)
Eines Tages sagt Leopold Mozart zu seinem Sohn: ”Wolfgang, trage bitte diese Noten zu dem Theaterdirektor Muehlberger. Ich habe fuer seine Tochter ein Menuett komponiert.”
Wolfgang nimmt die Noten und laeuft schnell aus dem Hause. Bald steht Wolfgang auf der Bruecke. Es ist sehr windig, und da liegt auch schon das Notenheft im Wasser.
“Die Noten fuer den Direktor!,” ruft Wolfgang.
Traurig geht der Knabe zu seinem Freund und sagt: ”Friedrich, hilf mir, gib mir Tinte und Notenpapier!”
Fuenf Minuten spaeter sitzt Mozart bei seinem Freund und komponiert ein Menuett. Bald ist die Arbeit fertig.
“Ich danke dir, Friedrich”, sagt er.”Jetzt muss ich schnell zum Direktor.”
Nach einer halben Stunde ist Wolfgang wieder zu Hause.
Am anderen Tag besuchen der Theaterdirektor und seine Tochter den Kapellmeister Leopold Mozart.
“Das Menuett, Herr Kapellmeister, gefaellt uns sehr gut. Geh`,Amalia ,spiel` das Menuett doch einmal vor”, sagt der Direktor zu seiner Tochter.
Das Maedchen spielt das Menuett vor.
“Aber das habe ich nicht komponiert”, sagt Leopold Mozart.
“Wolfgang”, ruft er laut. Der Knabe kommt.
“Wolfgang, dieses Menuett habe ich nicht komponiert.”
“Vater, die Noten habe ich geschrieben”, sagt Wolfgang , erzaehlt alles und weint.
“Du dummer Junge”,sagt der Vater,” weine nicht! Dein Menuett ist sehr schoen.”
В.: -Ах, этот XVIII век! С его строгим этикетом, галантными поклонами, реверансами. Мода на напудренные парики и наряды, похожие на кремовые торты. В середине XVIII века самым модным из танцев был менуэт.
На миг погрузиться в это время нам помогут ребята 6 класса, которые покажут танец «Менуэт» (В.А.Моцарт «Три немецких танца», танец №1,клавесинное звучание на синтезаторе).
(12 слайд)
Wolfgang interessierte sich nicht nur fuer Musik, sondern auch fuer Geschichte , Zeichnen und Rechnen. Sorgfaeltig erlernte er die Fremdsprachen : Franzoesisch, Englisch, Latein und Italienisch.Die italienische Sprache brachte er spaeter bis zur Vollkommenheit.
Seit 1762 begannen sie in Europa Konzerte zu geben: in Deutschland, Oesterreich, Frankreich…Das Publikum war von den Wunderkindern begeistert. Mozarts Kompositionen wurden gedruckt: vier Sonaten fuer Klavier und Violine.
Der Vater wollte mit dem jungen Wolfgang nach Italien fahren, damit der Sohn die italienische Musik studierte.
(13,14,15 слайды)
В.: - В Италии с Вольфгангом произошла интересная история, которая восхитила искушённую итальянскую публику! (16 слайд)
«Сикстинская капелла»
(Звучит «Мизерере», по ходу текста учащиеся на сцене постепенно гасят свечи.)
У.: -В Соборе святого Петра в Риме шла ночная служба. Народу в знаменитой Сикстинской капелле было очень много. От дыхания сотен людей таинственно колебалось пламя свечей. В их полусвете оживали грозные лики фресок Микеланджело. И когда зазвучал хор, присутствующим показалось, что это они, герои библейских сказаний, созданные бессмертной кистью гениального художника, оживили своими голосами гулкое пространство храма.
Два больших хора пели торжественную молитву «Помилуй!»- «Мизерере». В капелле становилось все темнее и темнее. Это к концу молитвы, как того требовал ритуал, служители постепенно гасили свечи. Помещение начало погружаться во тьму. От этого музыка приобретала еще большую таинственность и привлекательность.
Жадно вслушивались в ее звучание присутствующие. Ведь в следующий раз это прекрасное сочинение Грегори Аллегри им доведется услышать через год. Таково распоряжение самого Римского Папы – исполнять молитву только на святой праздник Пасхи. Даже певцы и руководитель хора не имеют права прикасаться к нотным партиям. Говорят, что ноты прячут чуть ли не в покоях самого Римского Папы, чтобы никто не мог тайком переписать хоровые партии и разучить их за пределами папских владений.
В таинственной темноте к угасающим звукам хора прислушивался мальчик, крепко вцепившись в руку отца. Вдвоем они совершили далекое путешествие из Австрии в Рим.
Музыка смолкла, погасли свечи, и слушатели стали тихо расходиться. Осторожно, словно боясь расплескать, уносили они с собой впечатление от услышанного, чтобы сохранить его до конца своих дней.
Через несколько дней во время одного из своих концертов 14-летний виртуоз В.А.Моцарт исполнил «засекреченное» сочинение Аллегри, не пропустив ни одной ноты.
Весть о том, что музыка каким-то образом покинула стены своей «золотой клетки», привела Папу Римского в негодование, а затем в восторг. Выяснилось, что юный музыкант просто запомнил это многоголосое произведение.
Разумеется, юный Моцарт не собирался выдавать чужое произведение за собственное. Просто ему хотелось, чтобы поклонники великого произведения встретились с прекрасной музыкой.
Похитителя одного из величайших сокровищ не наказали, а наградили. Да еще как! Высшей рыцарской наградой – орденом «Золотой шпоры!»
В.:- Послушайте сонату №1 В.А.Моцарта (ученик играет на фортепиано).
У.: - Der 15 jaehrige Mozart bestand die schwere Pruefung in die Accademia filarmonika. Es war damals ein Ausnahmefall. In Italien hatte Mozart einen kolossalen Erfolg. Es schien dem Vater, dass er das Schicksal seines Sohnes gemeistert hatte. Aber alle Versuche des jungen Musikers die Arbeit in Italien zu finden waren vergeblich. Er musste nach Hause zurueckkehren.
Nach der Rueckkehr nach Salzburg komponierte er Musik fuer die Kirche und fuer Hofkonzerte.Aber er wollte kein Hofmusiker sein. Seine Musik begeisterte Keiser und Koenige, trotzdem blieb Mozart ein freischaffender Musiker. (17 слайд)
У.: -Однажды Моцарт решил подшутить над своим другом композитором Антонио
Сальери и похвастался:
-Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме меня!
Сальери посмотрел ноты и воскликнул:
-Ты шутишь, Моцарт! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в этот момент нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь играть ещё и ногой, всё равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый у музыки темп! Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с лёгкостью брал, нажимая на клавиши своим довольно длинным …носом. (18 слайд)
В.: -Моцарт много и легко сочинял.
(19 слайд)
“Mozart über das Komponieren.”
( Инсценировка на немецком языке.)
Mozart machte einmal eine lange Reise durch Deutschland.
Er kam in das Haus guter Freunde. Nach dem Essen fuehrten ihn seine Freunde in das Musikzimmer. Mozart setzte sich sogleich ans Klavier. Er spielte seine schoenen alten Stuecke. Endlich trat der Sohn seines Freundes ans Klavier. Dieser kleine Junge war schon ein beruehmter Kuenstler. In vielen Staedten gab er schoene Konzerte. Der Juenge dankte Mozart fuer sein schoenes Spiel. Mozart bat ihn, auch einige Stuecke zu spielen.
Der Junge setzte sich ans Klavier und spielte einige schoene Stuecke. ”Kein schlechtes Spiel “,sagte Mozart.
“Ich…”, sagte der Junge zu Mozart”, ich kann sogar schwere Stuecke gut spielen, Aber ich spiele immer die Stuecke anderer Kuenstler. Wann werde ich meine eigenen Stuecke spielen? Wie komponiert man ein gutes Konzert? Was raten Sie mir?”
“Nichts”, sagte der beruehmte Meister, ein guter Kuenstler arbeitet fleissig und wartet.”- “Warum soll ich warten?” fragte der Junge. Sie waren schon als Junge ein Komponist.”
“Mit Komponieren ist es so”, antwortete Mozart. ”Man hat etwas Neues zu sagen, dann komponiert man und fragt niemandеn.”
Der Junge verstand Mozart nicht und fragte wieder: ”Haben Sie kein gutes Buch ueber das Komponieren?”
“Nein, das Komponieren lernt man nie aus Buechern”, sagte Mozart. ”Ein wirklicher Kuenstler hat seine Musik im Herzen, im Ohr, und im Kopf. (20 слайд)
У.: -Одна радость была у Моцарта – творчество. Каждый день из-под пера выходили новые творения. Чем тверже становился Моцарт на ноги, тем сильнее росло в нем чувство протеста. «Только не пресмыкаться!» - повторял он. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал архиепископу просьбу об уходе. Никто из слуг никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных архиепископа вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью.
Потрясенный звериной грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Это случилось в 1781 году. Дорогой ценой заплатил композитор за свободу. Зато как радостно стало на душе, когда наступили первые дни свободной жизни в Вене. С каким воодушевлением взялся он за работу. Он сочинял, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой.
У.: -Вскоре композитор женился. (21,22.23,24 слайды) Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанция Вебер, весёлая, жизнерадостная, привлекательная девушка.
В семье Моцарта было двое детей - Карл и Франц. Младший сын Моцарта композитор Франц Ксавер Моцарт около тридцати лет жил в Львове: организовал хор, учил детей игре на фортепиано, выступал и дирижировал, даже написал пьесы на мотивы украинских народных песен.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля». «Сераль»- это женская половина дома богатого восточного вельможи. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной.
« Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество»,- с достоинством ответил Моцарт. (25 слайд)
У.: - К сожалению, судьба музыканта в то время зависела от «сильных мира», их мнение играло решающую роль. И потому путь Моцарта был несправедливо труден. Он жил в постоянной нужде, преодолевая сопротивление завистливых противников. И всё-таки на этом тяжёлом пути родились бессмертные оперы Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», великие симфонии и большое количество камерных произведений. При жизни Моцарта называли «богом музыки».
Стиль композитора считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и аристократической изысканности. Но Моцарт выразил не только дух своей эпохи, а, прежде всего духовный мир человека - человека всех эпох, во всей сложности его желаний, борьбы и внутренней противоречивости.
(26,27 слайды)
В.: Давайте послушаем сонатину № 17 В.А.Моцарта (клавесинное звучание на синтезаторе, играет ученик).
У.: -Последним произведением Моцарта стал реквием - заупокойная католическая месса.
(28 слайд) Заказ на реквием композитор получил при довольно странных обстоятельствах.
В жаркий июльский день к нему явился человек очень высокого роста, одетый во всё серое (потом его назовут человеком в чёрном).
Незнакомец заказал реквием, не назвав ни своего имени, ни имени заказчика. К радости и ужасу Моцарта, деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным. Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями, незнакомец заказал траурную музыку. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Работа вытягивает все силы Моцарта. Однажды ложится в постель и уже не встанет. Несмотря на лихорадочную поспешность, закончить Реквием Моцарт не успел. Это сделал его ученик Зюсмайер, используя черновые записи Моцарта.
Позднее всё объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать их под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта. (29 слайд)
У.: «Реквием» (С.Граховский)
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под тёмным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет «Реквием» себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живёт и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
У.: -Скончался Моцарт в ночь с 4 на 5 декабря 1791г. (30слайд) Причина смерти композитора до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют.
У.: «Моцарт» (Юрий Воронов).
(31 слайд)
Ветер выл, срывая с петель двери,
Бил по окнам дождиком косым…
Моцарт был доволен, что Сальери
В эту непогоду рядом с ним.
Только тот ему тревожил душу:
Пятна по лицу, смятенный взгляд…
Моцарт сел играть. Сальери слушал,
Но смотрел и думал невпопад.
А когда поспешною рукою
Он в бокалы разливал вино,
Показалось Моцарту такое,
Что в камине стало вдруг темно.
Может быть, бокал - в одно из окон
Или ненароком уронить?..
Моцарт залпом выпил. Разве мог он
Дружбу подозреньем осквернить!
У.: - Похороны В.А.Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия денег у семьи, великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле (в такой могиле могло быть захоронено до 100 человек). Точное место погребения до сих пор неизвестно.
- Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, он создал за это время около 50 симфоний,19 опер, сонаты, квартеты, Реквием и другие произведения различных жанров. (32 слайд) (Звучит «Соната для фортепиано с оркестром» В.А. Моцарта).
У.: - Дирижёр Геннадий Рождественский уверен, что многие произведения великого композитора не дошли до наших дней. Он взял каталог сочинений Моцарта, составленный в 1862 г. В этой книге, посвященной лишь перечислению произведений Моцарта, 984 страницы. Перечисление же сочинений Моцарта нам хорошо знакомых максимально занимает 10 страниц. Призвав на помощь арифметику, мы приходим к печальному выводу: нам не известно на сегодняшний день 99 % сочинений Моцарта.
В.: - Сколько музыкальных произведений мы слышим за свою жизнь и порой не знаем, кто их сочинил.
( Звучит песня «Спи, моя радость, усни…» в исполнении вокальной группы).
В.: -Эта колыбельная вам хорошо знакома, но мало кто знает, что это произведение В.А.Моцарта.
-Сейчас вам сыграют известную мелодию. Кто готов спеть 1 куплет этой песни и получить приз?
(Звучит мелодия детской песни о сереньком козлике на синтезаторе).
В.: -Да будет вам известно, что это гениальное произведение было написано маленьким Моцартом. Так что пишите музыку в любом возрасте, она всегда может оказаться бессмертной! (33 слайд).
В.: - Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей около 200 лет. Не удивительно, что имя Моцарта стало крупной торговой маркой. Именем Моцарта названы отели, цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. Есть даже шоколадный Моцарт. (34,35,36 слайды).
У.:- «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт!»
Этой цитатой мы заканчиваем нашу музыкальную прогулку. Спасибо вам за то, что были с нами. Желаем вам творческих успехов и хорошего настроения!
Авторы:
Гулевич Г.А., учитель немецкого языка МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи,
Скоморохова И.В., учитель музыки МБОУ СОШ№ 6 г. Сегежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории
Цели:Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.Пропаганда здорового жизненного стиля; форм...
Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»
Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...
Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"
Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...
Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"
Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...
Внеклассное мероприятие "Прогулка по Тамбову"
Внеклассное мероприятие по географии...