программа "Полезные навыки"
рабочая программа (6 класс) на тему

Игнатченко Алла Сергеевна

Программа "Полезные навыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poleznye_navyki.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской Области»

                                                                                 

                                                                                   Утверждаю ___________________

                                                                                   Директор МКОУ «Ключевская СОШ»

                                                                                   А.Н.Иванова

                                                                             Приказ № ___ от «___»________2014

        _______        ____

Программа внеурочной деятельности

 «Полезные навыки»

5,6,7 класс (11-14 лет)

(социальное направление)

                                                                            Срок реализации программы: 3 года

                                                                            Руководитель: Игнатченко Алла Сергеевна

                                                                                                      социальный педагог

Рассмотрена на методическом объединении       Принята на педагогическом совете

Протокол №__                                                    Протокол № _

от «___» ______2014   год                                    от «___»              2014     год

                           

                                                                         2014

Пояснительная записка

      Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

      Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения, употребления алкоголя и суицида.

        Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий.

     В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом  и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

     Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

      Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ.

       Роль учителя в проведении занятий по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.         Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье. Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит  школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

          Программа разработана на основе авторской программы Земовой И.В. педагога-психолога МОУ «Городской психологический Оздоровительно-образовательный центр»

Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

 -  предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;

- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;

-  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Актуальность

    Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – кружок.

    Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для обучающихся 11-14 лет.

Содержание материала

    Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Количество часов: программа рассчитана на 1 год (72 ч). Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Теория

практ. деятельность

     1

Пре-тест.  Что такое психоактивное вещество?

        1

1

2

Что такое психоактивное вещество?

        1

3

3

Соблюдай безопасность!

2

2

4

Правила безопасного поведения.

1

1

5

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

2

2

6

Давление, влияние, ситуации…

2

2

7

Ингалянты

2

2

8

Моё здоровье.  Пост-тест

1

3

9

Пре-тест. Тревожность.

1

1

10

Ситуации, вызывающие тревожность.

 0

2

11

Преодоление тревожности

1

1

12

Как начать разговор?

0

2

13

Как поддерживать и завершать разговор?

1

1

14

Манипулирование

2

2

15

Манипулирование и давление

0

2

16

Наркотики

1

1

17

Наркотики. Пост-тест

1

1

18

Итоговое занятие брейн-ринг

0

2

19

Пре-тест. Положительный  образ Я.

1

1

20

Я и мои поступки

 1

1

21

Самооценка и самовоспитание

1

1

22

Как преодолевать стесните

льность

1

3

23

Ответственность

1

3

24

Что такое марихуана?

1

1

25

Правда и ложь о марихуане

1

1

26

Вперёд к здоровью

0

2

27

Пост-тест.

0

2

Итого:

26

46

Итого:                                                                                                            72 часа

                                         Содержание программы

Тема 1: «Что такое психоактивное вещество?»  (6 ч)

Знакомство с содержанием курса. Пре-тест.

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека. Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Тема 2: «Соблюдай безопасность!» (6 ч)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно - безопасно».

Тема 3: «Кто и почему употребляет психоактивные вещества?» (4ч)

Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ. Работа по карточкам. Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Тема 4: «Давление, влияние, ситуации….» (4ч)

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих. Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ - как следует поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Тема  5:«Ингалянты» (4ч)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций. Работа по карточкам. Таблица «Есть риск - Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

 Тема 6: «Моё здоровье» (4ч)

Здоровье - это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я. Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью». Пост-тест.

 Тема 7: «Тревожность» (4ч)

 Пре-тест. Понятие тревожности. Ситуации вызывающие тревожность.

 Тема 8: «Преодоление тревожности» ( 2ч)

 Способы преодоления тревожности.

 Тема 9: «Как начать разговор?» (2ч)

 Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.

 Тема 10: «Как поддерживать и завершать разговор?» (2ч)

 Условия эффективного общения.

 Тема  11:« Манипулирование» (4ч)

 Понятие манипулирование. Различные виды поведения.

 Тема 12: «Манипулирование и давление» (2 ч)

 Манипулирование как одно из видов давления.

 Тема 13: «Наркотики» (2ч)

 Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.

 Тема 14: «Итоговое занятие брейн-ринг» ( 2ч)

 Тема 15: «Я и мои поступки» (2 ч)

 Связь между образом Я и поведением.

 Тема 16: «Самооценка и самовоспитание» (2 ч)

 Самооценка и постановка целей. Самовоспитание.

 Тема 17: «Как преодолевать стеснительность» (4ч)

 Общение и привлекательность.

 Тема 18: «Ответственность» (4ч)

 Понятие ответственности. Влияние поведения человека на других людей.   Ответственность человека перед собой за здоровье.

 Тема  19:« Что такое марихуана?» (2ч)

 Эффекты и отсроченные последствия употребления марихуаны.

 Тема 20: «Правда и ложь о марихуане» (2 ч)

 Мифы о марихуане.

 Тема 21: «Вперёд к здоровью» (2 ч)

 Навыки ответственного поведения.

 Тема 22: Пост-тест (2ч)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные,

предметные)

       Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

  1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной         реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о своем здоровье, соблюдение правил здорового образа жизни; информация о  наркотиках.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): получение знаний и навыков, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказ от предложений, которые считают опасными.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управление своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

  Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках;  ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

 Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

Регулятивные

- ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- ученик научится принимать решения в проблемной  ситуации;

- ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

- ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

- ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

 Коммуникативные

- ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

Личностные

- ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;

- ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

- ученик  получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

- ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных  тестовых заданий.

Формы подведения итогов

Тесты, брейн-ринг, игры.

 Методическое оснащение и сопровождение

  • пособие для учителя (с поурочными разработками);
  • рабочие тетради  для учащихся;
  • брошюры для родителей;
  • компьютер;
  • проектр;
  • экран.

                                           Список литературы:

1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000

2.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.

3.Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.

5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.

6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.

7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

9.Кинчер Дж. Книга о тебе. - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

10.Материалы для учителя. «Полезные привычки».

11.Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.

13.Ягодинский В.Н.  Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение,     1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.

Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса....

"Расширение лексико-грамматических навыков по теме "Экология". Развитие навыков аудирования,монологической и диалогической речи в рамках изучаемой темы".

Данный урок составлен по УМК  "Spotlight 11"  издательства"Просвещение".  Урок отражает метапредметные связи-химия, экология, татарский язык. В основе урока лежит кейс-метод, позволяющи...