Игра "Кто курит табак, тот себе враг?"
классный час (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
"Кто курит табак, тот себе враг?"
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
для 6 - 7 классов
Автор:
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР
СУЛИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра "Кто курит табак, тот себе враг?" - одна из форм работы по профилактике табакокурения среди подростков.
Профилактическая работа своевременна и важна, так как курение в нашей стране получило широкое распространение. Существует проблема подросткового курения. В ряде исследований установлено, что курение среди девушек обретает все большую распространенность. В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6-7 классов, так как именно в этом возрасте в результате сильного социального давления у подростков происходит "взрыв" интереса к курению.
В профилактике курения подросток должен быть активно действующим лицом, а не пассивным объектом. Такие условия выполняет игра - осмысленная и эмоционально насыщенная практическая деятельность. В игре дети и подростки легче обучаются.
В игре происходит социализация ребенка. Она предполагает выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
В игре "Кто курит табак, тот себе враг?" разноплановые задания, чтобы каждый ребенок мог самореализовать и развить то, что уже заложено или существовало изначально (задатки, способности, склонности, индивидуальные особенности). Так же в игре формируются те качества личности, которые еще не сформированы, но которые могут быть "сконструированы" в результате специально созданных педагогических ситуаций, опыта переживаний, опыта деятельности и отношений.
Цель игровой программы:
- создать креативную среду, поддерживающую некурение.
Задачи:
- предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения среди подростков;
- развивать умение учеников принимать собственные решения и сопротивляться социальному давлению.
- помочь подросткам видеть преимущества некурения, важность и ценность здорового образа жизни.
Оборудование: магнитофон, кассета с песней "Бросай курить", карточки со словами пословиц, текст частушек и стихов, два листа со словом "табакокурение", книга "Легкий способ бросить курить" Аллена Карра, эмблемы игрокам, призы, ручки.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
- Вступление.
- Разминка команд. Составь фразу.
- Конкурс "Веришь ли ты, что…?"
- Пословицы и поговорки о вреде курения.
- Найди новые слова.
- Частушки (домашнее задание).
- Конкурс капитанов. Проблемные ситуации.
- Почему подростки курят?
- Вместо курения лучше…
- Советы для учащихся.
- Заключение.
1. Вступление.
Ведущий. Ребята! Сегодня у нас игра "Кто курит табак, тот себе враг?". Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья - соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки - курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурящий подросток нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство его друзей курит. "Курить или не курить" - это важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни. Как вы поступите, будет зависеть от вашего отношения к проблеме табакокурения.
Приведу высказывания Л. Н. Толстого по теме игры.
"Трудно себе представить то благотворительное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом".
"Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове".
"Я раньше курил и потом бросил и совершенно не понимаю, как люди могут брать в рот эту гадость".
Учащиеся выбирают капитанов и придумывают названия командам по теме игры. Капитаны представляют команды.
2.Разминка команд. Составь фразу (под песню "Бросай курить").
Команды получают карточки со словами и составляют предложения. "Кто курит табак, тот себе враг" или "Коль из носа валит дым - не остаться молодым".
3. Конкурс "Веришь ли ты, что…?"
Ведущий в быстром темпе задает каждому вопрос, на который учащийся отвечает "да" или "нет". Свое отношение к ответу ведущий выражает словами "И правильно делаешь" или "А зря" и говорит правильный ответ с объяснением, чтобы было понятно зрителям и жюри.
Правильный ответ - балл команде.
Ведущий. Веришь ли ты, что:
1 - курение отбеливает зубную эмаль? (нет)
2 - в России курят около75% мужчин и 20% женщин? (да)
3 - курение обеспечит тебе в жизни успех и удачу? (нет)
4 - курение в подростковом возрасте более опасно, чем во взрослом? (да)
5 - из каждых 100 человек заболевших во взрослом состоянии туберкулезом легких - 95 человек заядлые курильщики? (да)
6 - курение улучшает память? (нет)
7 - в России резко уменьшилось количество курящих людей? (нет)
8 - фильтр сигареты задерживает 80% вредных веществ? (нет)
9 - в мире ежегодно умирает от курения 3 млн. человек? (да)
10 - около 85% курильщиков хотят бросить курить? (да)
11 - никотин находят в крови и моче тех, кто сам не курит, а подвергается пассивному курению? (да)
12 - курение разрушает здоровье и укорачивает жизнь человека? (да)
13 - курение является одной из основных причин заболеваний сердца? (да)
14 - дети курильщиков чаще болеют бронхитами, пневмониями и другими болезнями, чем дети некурящих родителей? (да)
15 - в жизни столько прекрасных удовольствий, что жертвовать ими ради курения глупо? (да)
16 - первый опыт курения связан с кашлем, головокружением, головной болью, тошнотой, то есть организм сопротивляется и предупреждает о своем нежелании курить? (да)
17 - в сигаретном дыме содержится около 4000 опасных для здоровья химических соединений? (да)
18 - с помощью метода Аллена Карра, описанного в его книге "Легкий способ бросить курить", более 95% курящих бросают курить навсегда? (да)
4. Объяснение поговорок, пословиц.
Команды по очереди рассказывают, как они понимают поговорки и пословицы, которые зачитывает ведущий.
Табачное зелье - утеха в безделье.
Табак - жвачка дьявола (Осет.).
Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
Курить много табака - поубавится ума.
Один курит, а весь дом болеет.
Лучше знаться с дураком, чем с табаком.
Кто курит, у того горят нутро и деньги.
Табачный дурман с разумом не ладит.
Табак не дурак, он любит гуляк.
5. Найди новые слова. (под песню "Бросай курить")
Ведущий. Ребята, давайте превратим слово "табакокурение",
обозначающее пагубную, вредную привычку в новые слова.
Команды получают листки со словом "табакокурение" и составляют из букв новые слова, исключая однокоренные. Например: беркут, батареи, табун, батон, курок, турне и т.д.
6. Частушки.
Представители команд исполняют частушки с листа или как домашнее задание.
Все учащиеся поют припев: " Ух, ты! Ах, ты! Сигарету, брось-ка!".
Мое имя - сигарета, Я красива и сильна. Я знакома с целым светом, Чтоб сгубить вас я нужна. | Мозг и сердце я дурманю Молодым и старикам. Независимо от знаний Скажем прямо - слабакам. |
Ковбой Мальборо курил, Свои легкие сгубил. Нет, не стану я курить Буду долго-долго жить. | Наш Илюша - чудачок Пожалел он табачок. Сунул он "бычок" в карман, Выжег дырку с чемодан. |
Я не кролик, не собака. Что мне дымная атака? Я всего - то человек Сокращаю сам свой век. | У Марины день рожденья, Хочет в жизни наслажденья. Ей не нужен букет роз, Дайте лучше папирос. |
Утром, ровно в 7 часов, Я встаю с кроватки. Для пробежки я готов, А также для зарядки! | Буду по лесу гулять, Буду тело закалять. Я здоровым быть мечтаю, Свои мускулы качаю! |
- Конкурс для капитанов. Проблемные ситуации.
Ведущий предлагает капитанам команд проблемные ситуации. Задача капитанов выразить свое отношение к ним: сказать, что они почувствуют, скажут и сделают в этих ситуациях. Например:
Ситуация 1-я. Представь, что ты нашел на улице красивую импортную пачку сигарет с несколькими сигаретами.
Ситуация 2-я. Твой друг просит у тебя деньги, чтобы купить сигареты.
Ситуация 3-я. Встретил знакомых ребят. Они курили и предложили тебе.
Ситуация 4-я. Ты один дома. Пришел друг и предложил покурить, пока дома никого нет.
- Почему подростки курят?
Ведущий. Все знают, что курить вредно для здоровья, но подростки пробуют и некоторые начинают курить. Почему?
Каждый член то первой, то второй команды называет причины подросткового табакокурения.
- Вместо курения лучше…
Ведущий просит поднять руки тех ребят, у которых есть любимое занятие, увлечение. Затем предлагает учащимся назвать разнообразные занятия человека, заменяющие курение.
Например. Вместо курения лучше: прыгать, плавать, играть, танцевать, кататься на велосипеде, слушать пение птиц, рисовать, петь, особенно, заниматься физкультурой и спортом.
10.Советы для учащихся.
Ведущий обобщает сообщения учащихся, подчеркивает важность здорового образа жизни. Затем спрашивает, что полезно делать для сохранения здоровья.
1 спортсмен: Привыкаю я к порядку,
Утром делаю зарядку,
Потому что нам дает
Час зарядки-жизни год!
Эй, дружище, не ленись,
На зарядку становись!
2 спортсмен: Кто делает зарядку на рассвете
Чудес немало может совершить.
Он может подарить сады планете
И к дальним звездам трассы проложить.
3 спортсмен: Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,
Примите наш добрый совет:
Получше, покрепче дружить с физкультурой
В ней жизни и юности вечный секрет!
11 Заключение.
Ведущий. Физкультура и спорт благоприятно воздействуют на весь организм человека, но физические упражнения не нейтрализуют вред, наносимый курением.
Поэтому:
Ученица: Запомни - человек не слаб!
Рожден свободным, он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам себе дорогу к свету,
И презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек! Я должен сильным быть!"
Ведущий. Давайте вместе скажем спасибо себе за то, что не курим!
Команды по очереди говорят хором "Спасибо мне, что не курю!"
Ведущий. Табакокурение приводит к различным заболеваниям человека, сокращает жизнь, поэтому лучше вести здоровый образ жизни. Свободное время посвящать любимым занятиям. Доброго всем здоровья и успехов!
Жюри подводит итоги игры, объявляет команду победительницу.
Примечание. Стихи спортсменов и ученицы можно читать с листа . Выразительность оценивается жюри.
Литература
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В. Соревнование классов, свободных от курения. - СПб., 2004.
И пассивное курение опасно. ЦМП. СПб., 1993
Легальные и нелегальные наркотики. СПб., 1995.
Мудрое слово о здоровье. "Знание" М., 1969
Профилактика курения. Нижний Новгород. 1994.
Семенов С.П. Как бросить курить? СПб.,1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дополнительные вопросы к заданию "Веришь ли ты, что…?"
- - 31 мая - Всемирный день без табака? (да)
- - закурить не сложно, куда сложнее не закурить? (да)
- - исследователи Австралийского национального университета предлагают писать на пачках сигарет следующее: "Курение - одна из главных причин слепоты? (да)
- - избавиться от привычки табакокурения трудно? (да)
- - Антон Павлович Чехов сказал, что целовать курящую женщину - это все равно, что целовать пепельницу? (да)
- - было время, когда за курение на улицах Санкт-Петербурга штрафовали? (да)
- - курение улучшает зрение? (нет)
- - никотин - это легальный наркотик? (да)
- - курящие более уверенные люди? (нет)
- - с табачным дымом в организм попадают канцерогенные вещества? (да)
- - пассивное курение безопасно? (нет)
- - есть сигареты с названием "смерть"? (да)
- - курение - это социальная проблема? (да)
- - часто курят от скуки? (да)
- - главная причина бытовых пожаров с гибелью людей - это сигарета? (да)
- - 80% людей страдающих раком легких - курильщики? (да)
- - есть безопасные сигареты? (нет)
- - никотин сужает кровеносные сосуды, и это может привести к ампутации конечностей? (да)
- - в Австралии за выброшенную сигарету штраф в размере 30 долларов? (да)
- - многие американцы бросили курить, когда узнали, что мистер Мальборо умер от рака легких? (да)
- - от курения притупляется обоняние и вкус? (да)
- - "курить - не курить" - это важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни? (да)
- - одна из причин, почему подростки курят - это "быть как все"? (да)
- - у девушек от курения улучшается цвет лица? (нет)
- - курящая девушка более привлекательна для юношей, чем некурящая? (нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто курит табак-тот себе враг.
презентация...
Классный час Кто курит табак, тот сам себе враг
Классный час о вреде курения для 6 класса...
Презентация "Кто курит табак, тот себе враг"
Презентация к линейке...
Презентация по ЗОЖ "Кто курит табак, тот сам себе враг"
Представлен материал для беседы с учащимися начальных классов о вреде курения....
Кто курит табак, тот сам себе враг!
Из группы в 1000 человек, начавших курить еще в подростковом возрасте, 250 человек погибнут от воздействия табака доя достижения ими 70-летнего возраста. Эти 250 умерших от курения людей потеряют 10-1...
Протест против курения «Кто курит табак, тот сам себе враг!»
Цель: предупредить формирование у детей вредной привычки – курения.Задачи: -Воспитывать негативное отношение к табакокурению.- Создавать условия для формирования навыков здорового образа жи...