Игра "Кто курит табак, тот себе враг?"
классный час (6 класс) на тему

Игра по профилактике подросткового табакокурения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

"Кто курит табак, тот себе враг?" 

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

для 6 - 7 классов

Автор:

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

СУЛИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Игра "Кто курит табак, тот себе враг?" - одна из форм  работы по профилактике табакокурения  среди подростков.

Профилактическая работа своевременна и важна, так как курение в нашей стране получило широкое распространение. Существует проблема подросткового курения. В ряде исследований установлено, что курение среди девушек обретает все большую распространенность. В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6-7 классов, так как именно в этом возрасте в результате сильного социального давления у подростков происходит "взрыв" интереса к курению.

В профилактике курения подросток должен быть активно действующим лицом, а не пассивным объектом. Такие условия выполняет игра - осмысленная и эмоционально насыщенная практическая деятельность. В игре дети и подростки легче обучаются.

В игре происходит социализация ребенка. Она предполагает выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного      социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

В игре "Кто курит табак, тот себе враг?" разноплановые задания, чтобы каждый ребенок мог самореализовать и развить то, что уже заложено или существовало изначально (задатки, способности, склонности, индивидуальные особенности). Так же в игре формируются те качества личности, которые еще не сформированы, но которые могут быть "сконструированы" в результате специально созданных педагогических ситуаций, опыта переживаний, опыта деятельности и отношений.

Цель игровой программы:

  • создать креативную среду, поддерживающую некурение.

Задачи:

  • предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения среди подростков;
  • развивать умение учеников принимать собственные решения и сопротивляться социальному давлению.
  • помочь подросткам видеть преимущества некурения, важность и ценность здорового образа жизни.

Оборудование: магнитофон, кассета с песней "Бросай курить", карточки со словами пословиц, текст частушек и стихов, два листа со словом "табакокурение", книга "Легкий способ бросить курить" Аллена Карра, эмблемы игрокам, призы, ручки.

СЦЕНАРИЙ       ИГРЫ

  1. Вступление.
  2. Разминка команд. Составь фразу.
  3. Конкурс "Веришь ли ты, что…?"
  4. Пословицы и поговорки о вреде курения.
  5. Найди новые слова.
  6. Частушки (домашнее задание).
  7. Конкурс капитанов. Проблемные ситуации.
  8. Почему подростки курят?
  9. Вместо курения лучше…    
  10. Советы для учащихся.
  11.  Заключение.

1. Вступление.

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас игра "Кто курит табак, тот себе враг?". Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья -  соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки - курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурящий подросток нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство его друзей курит. "Курить или не курить" - это важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни. Как вы поступите, будет зависеть от вашего отношения к проблеме табакокурения.               

Приведу высказывания  Л. Н. Толстого по теме игры.

"Трудно себе представить то благотворительное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом".

"Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове".

"Я раньше курил и потом бросил и совершенно не понимаю, как люди могут брать в рот эту гадость".

Учащиеся выбирают капитанов и придумывают названия командам по теме игры. Капитаны представляют команды.

2.Разминка команд. Составь фразу (под песню "Бросай курить").

Команды получают карточки со словами и составляют предложения. "Кто курит табак, тот себе враг" или "Коль из носа валит дым - не остаться молодым".

3. Конкурс  "Веришь ли ты, что…?"

 Ведущий в быстром темпе задает каждому вопрос, на который учащийся отвечает "да" или "нет".  Свое отношение к ответу ведущий выражает словами "И правильно делаешь" или "А зря" и говорит правильный ответ с объяснением, чтобы было понятно зрителям и жюри.

 Правильный ответ - балл команде.

Ведущий. Веришь ли ты, что:

   

1 - курение отбеливает зубную эмаль? (нет)

2 - в России курят около75% мужчин и 20% женщин? (да)

3 - курение обеспечит тебе в жизни успех и удачу? (нет)

4 - курение в подростковом возрасте более опасно, чем во взрослом? (да)

5 - из каждых 100 человек заболевших во взрослом состоянии туберкулезом легких - 95 человек заядлые курильщики? (да)

6 - курение улучшает память? (нет)

7 - в России резко уменьшилось количество курящих людей? (нет)

8 - фильтр сигареты задерживает 80% вредных веществ? (нет)

9 - в мире ежегодно умирает от курения 3 млн. человек? (да)

10 - около 85% курильщиков хотят бросить курить? (да)

11 - никотин находят в крови и моче тех, кто сам не курит, а подвергается пассивному курению? (да)

12 - курение разрушает  здоровье и укорачивает жизнь человека? (да)

13 - курение является одной из основных причин заболеваний сердца? (да)

14 - дети курильщиков чаще болеют бронхитами, пневмониями и другими болезнями, чем дети некурящих родителей? (да)

15 - в жизни столько прекрасных удовольствий, что жертвовать ими ради курения глупо? (да)

16 - первый опыт курения связан с кашлем, головокружением, головной болью, тошнотой, то есть организм сопротивляется и предупреждает о своем нежелании курить? (да)

17 - в сигаретном дыме содержится около 4000 опасных для здоровья химических соединений? (да)

        18 -  с помощью метода Аллена Карра, описанного в его книге "Легкий способ бросить курить", более 95%  курящих бросают курить навсегда? (да)                     

4. Объяснение поговорок, пословиц.

Команды по очереди рассказывают, как они понимают поговорки и пословицы, которые зачитывает ведущий.

                                     

Табачное зелье - утеха в безделье.

Табак - жвачка дьявола (Осет.).

Заядлого курильщика муха крылом перешибет.

Курить много табака - поубавится ума.

Один курит, а весь дом болеет.

Лучше знаться с дураком, чем с табаком.

Кто курит, у того горят нутро и деньги.

Табачный дурман с разумом не ладит.

Табак не дурак, он любит гуляк.

5. Найди новые слова. (под песню "Бросай курить")

Ведущий. Ребята, давайте превратим слово "табакокурение",

обозначающее пагубную, вредную привычку в новые слова.

Команды получают листки со словом "табакокурение" и составляют из букв новые слова, исключая однокоренные. Например: беркут,  батареи, табун, батон, курок, турне и т.д.

6. Частушки.

 Представители  команд исполняют частушки  с листа или как домашнее задание.

 Все учащиеся поют припев: " Ух, ты!  Ах, ты! Сигарету, брось-ка!".

Мое имя -  сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Чтоб сгубить вас я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам.

Независимо от знаний

Скажем прямо - слабакам.

Ковбой Мальборо курил,

  Свои легкие сгубил.

  Нет, не стану я курить

   Буду долго-долго жить.

Наш Илюша - чудачок

Пожалел он табачок.

Сунул он "бычок" в карман,

Выжег дырку с чемодан.

Я не кролик, не собака.

Что мне дымная атака?

Я всего - то человек

Сокращаю сам свой век.

У Марины день рожденья,

Хочет в жизни наслажденья.

Ей не нужен букет роз,

Дайте лучше папирос.

Утром, ровно в 7 часов,

Я встаю с кроватки.

Для пробежки я готов,

А также для зарядки!

Буду по лесу гулять,

Буду тело закалять.

Я здоровым быть мечтаю,

Свои мускулы качаю!

  1. Конкурс для капитанов. Проблемные ситуации.

 Ведущий предлагает капитанам команд проблемные ситуации.  Задача капитанов выразить свое отношение к ним: сказать, что они почувствуют, скажут и сделают  в этих ситуациях.  Например:

Ситуация 1-я. Представь, что ты нашел на улице красивую импортную пачку сигарет с несколькими сигаретами.

Ситуация 2-я. Твой друг просит у тебя деньги, чтобы купить сигареты.

Ситуация 3-я. Встретил знакомых ребят. Они курили и предложили тебе.

Ситуация 4-я. Ты один дома. Пришел друг и предложил  покурить, пока дома никого нет.

  1. Почему подростки курят?

Ведущий. Все знают, что курить вредно для здоровья, но подростки пробуют и некоторые начинают курить. Почему?

Каждый член то первой, то второй команды называет причины подросткового табакокурения.  

  1. Вместо курения лучше…

Ведущий просит поднять руки тех ребят, у которых есть любимое занятие, увлечение. Затем предлагает учащимся  назвать разнообразные занятия человека, заменяющие курение.

 Например. Вместо курения лучше: прыгать, плавать, играть, танцевать, кататься на велосипеде, слушать пение птиц, рисовать, петь, особенно, заниматься физкультурой и спортом.

               10.Советы для учащихся.  

     

Ведущий обобщает сообщения учащихся, подчеркивает важность здорового образа жизни. Затем спрашивает, что полезно делать для сохранения здоровья.

         

        1 спортсмен: Привыкаю я к порядку,                                                

                              Утром делаю зарядку,

                               Потому что нам дает

                               Час зарядки-жизни год!

                               Эй, дружище, не ленись,

                                На зарядку становись!

       

           2 спортсмен: Кто делает зарядку на рассвете

                               Чудес немало может совершить.

                               Он может подарить сады планете

                                И к дальним звездам трассы проложить.

   

       3 спортсмен:  Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,

                               Примите наш добрый совет:

                               Получше, покрепче дружить с физкультурой

                               В ней жизни и юности вечный секрет!

                             

11 Заключение.

           Ведущий. Физкультура и спорт благоприятно воздействуют на весь организм человека, но физические упражнения не нейтрализуют вред, наносимый курением.

Поэтому:

              Ученица: Запомни - человек не слаб!

                               Рожден свободным, он не раб.

                               Сегодня вечером, как ляжешь спать,

                               Ты должен так себе сказать:

                               "Я выбрал сам себе дорогу к свету,

                               И презирая сигарету,

                   Не стану ни за что курить.

                   Я человек! Я должен сильным быть!"

Ведущий. Давайте вместе скажем спасибо себе за то, что не курим!

Команды по очереди говорят хором "Спасибо мне, что не курю!"

Ведущий. Табакокурение приводит к различным заболеваниям человека, сокращает жизнь, поэтому лучше вести здоровый образ жизни. Свободное время посвящать любимым занятиям. Доброго всем здоровья и успехов!

Жюри подводит итоги игры, объявляет команду победительницу.

Примечание. Стихи спортсменов и ученицы можно читать с листа . Выразительность оценивается жюри.

                       

Литература

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В. Соревнование классов, свободных от курения. - СПб., 2004.

И пассивное курение опасно. ЦМП. СПб., 1993

Легальные и нелегальные наркотики. СПб., 1995.

Мудрое слово о здоровье. "Знание" М., 1969

Профилактика курения. Нижний Новгород. 1994.

Семенов С.П. Как бросить курить? СПб.,1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дополнительные вопросы к заданию "Веришь ли ты, что…?"

  1. - 31 мая - Всемирный день без табака? (да)
  2. - закурить не сложно, куда сложнее не закурить? (да)
  3. - исследователи Австралийского национального университета предлагают писать на пачках сигарет следующее: "Курение - одна из главных причин слепоты? (да)
  4. - избавиться от привычки табакокурения трудно? (да)
  5. - Антон Павлович Чехов сказал, что целовать курящую женщину - это все равно, что целовать пепельницу? (да)
  6. - было время, когда за курение на улицах Санкт-Петербурга штрафовали? (да)
  7. - курение улучшает зрение? (нет)
  8. - никотин - это легальный наркотик? (да)
  9. - курящие более уверенные люди? (нет)
  10. - с табачным дымом в организм попадают канцерогенные вещества? (да)
  11. - пассивное курение безопасно? (нет)
  12. - есть сигареты с названием "смерть"? (да)
  13. - курение - это социальная проблема? (да)
  14. - часто курят от скуки? (да)
  15. - главная причина бытовых пожаров с гибелью людей - это сигарета? (да)
  16. - 80% людей страдающих раком легких - курильщики? (да)
  17.  - есть безопасные сигареты? (нет)
  18. - никотин сужает кровеносные сосуды, и это может привести к ампутации конечностей? (да)
  19. - в Австралии за выброшенную сигарету штраф в размере 30 долларов? (да)
  20. - многие американцы бросили курить, когда узнали, что мистер Мальборо умер от рака легких? (да)
  21. - от курения притупляется обоняние и вкус? (да)
  22. - "курить - не курить" - это важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни? (да)
  23. - одна из причин, почему подростки курят - это "быть как все"? (да)
  24. - у девушек от курения улучшается цвет лица? (нет)
  25. - курящая девушка более привлекательна для юношей, чем некурящая? (нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Кто курит табак, тот сам себе враг

Классный час о вреде курения для 6 класса...

Презентация по ЗОЖ "Кто курит табак, тот сам себе враг"

Представлен материал для беседы с учащимися начальных классов о вреде курения....

Кто курит табак, тот сам себе враг!

Из группы в 1000 человек, начавших курить еще в подростковом возрасте, 250 человек погибнут от воздействия табака доя достижения ими 70-летнего возраста. Эти 250 умерших от курения людей потеряют 10-1...

Протест против курения «Кто курит табак, тот сам себе враг!»

Цель:  предупредить формирование у детей вредной привычки – курения.Задачи: -Воспитывать негативное отношение к табакокурению.- Создавать условия для формирования навыков здорового образа жи...