Великий Сын России
классный час (7 класс) на тему

Данный материал представляет собой биографические сведения о выдающемся русском ученом М. Ломоносове. Он может быть использован для подготовки к внеклассному мероприятию. Информация дополнена красочной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov_proekt_7a.doc38.5 КБ
Office presentation icon mikhail_vasilevich_lomonosov.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

  Исследовательская работа учащихся

                                   

                                7а

 

                  «Становление гения:

               детство  М.В.Ломоносова»    

       М.В. Ломоносов родился 19 ноября в деревне Мишанинской  Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны. Оеуц был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда ему было 9 лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в 3 раз – на вдове Ирине Семеновне. Для тринадцатилетнего мальчика третья жена оказалась «злой и ненавистной мачехой».

Деревня Мишанинская, где родился Ломоносов, позже слившаяся с деревней Денисовка, находилась в Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 километрах от места ее впадения в Белое море. С давних времен эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное – открытый выход в море.

      С детских лет Ломоносов слышал рассказы попморов о войне с Швецией, угрожавшей русскому Северу, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге Лодейного кормщика Ивана Рябова. Слышал Михайла и рассказы о Петре1. Все эти рассказы повлияли на мировоззрение Ломоносова в литературе.

Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова  развивало живой ум Михайлы, пробуждало в нем любознательность.

 Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич были жителями Курострова. Как и большинства крестьян-поморов основными их делами были рыбная ловля и зверобойный промысел. В начале 18 века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом- около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

 

     Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов 18 века сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.

Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С.Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма.

Личность Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнета ига и не знала рабства. Здесь жили потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, черносошные, государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, умевшие за себя постоять, сплотившись в «земские миры».

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью.

 Вместе с отцом будущий ученый в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше- все это уходило далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».

Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере…

Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости науки и знания. В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с родной мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение- оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.

Создается впечатление, что простое происхождение, которое приписывают Ломоносову, уже само по себе является главной приметой его гениальности. А ведь на самом деле происхождение человека может и не влиять на его интеллектуальные способности.

  Как же сын Русского Севера из зажиточной, не крепостной семьи стал первым русским академиком? Что повлияло на его характер? Кто его наставлял? Как развивалось действо его удивительной жизни?

Разумеется, жизнь Михайлы Ломоносова была недолгой. Его жизнь- это сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такое прошли только избранные. Чуть больше полвины века жил и мыслил Ломоносов. Но сколько он успел , и как хватило на это отведенного времени!?

  Свою добросердечность, деятельную отзывчивость, поэтическое восприятие мира, тонкий художественный вкус Ломоносов унаследовал от своей матери, на попечении которой он находился первые годы. Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость и смекалку.

  Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего ученого. Здесь в помине не было монголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

  Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: У солнца свет самородный? А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские… А молния ? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

- стойкость к невзгодам и лишениям, обидам и насилию

-трепетные чувства к любимой матери и уважение к отцу

-чувство языка, способности к изучению иностранных языков

-терпимость к неразумному поведению окружающих

-беспричинные вспышки ярости

-смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь

- преобладание гордыни над разумом

-гибкость в принятии решений

-неуклонное движение к своей правде

-упрямство и стойкость во взглядах, позициях

-работоспособность, нередко во вред своему здоровью

-гениальная способность предвидеть будущие научные открытия

-неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу

-страстное желание к познанию нового

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе "Великие полководцы России"

Великие полководцы России прославлены своим умением управлять войсками. Биографии полководцев Великой Отечественной войны наполнены героизмом, преданностью родине, полной самоотдачей. Советские ...

Ломоносов - великий сын России

Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

элективный курс "Великие полководцы России"

Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....

Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.

Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....

классный час "Великие личности России. Петр I."

классный час проводится в рамках празднования Года истории в России...