Думай, смекай, отгадывай.
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Математические игры
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, к математике в целом.
Немаловажная роль в решении этой проблемы отводится дидактическим играм. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра – могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Назначение игр не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи.
Развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделить как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их) восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Игры должны быть доступны детям. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в присутствии ребенка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже появляется желание испытать свои силы. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования.
В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе.
Все математические игры могут быть разбиты на две группы: классные и внеклассные. Внеклассные игры могут быть настольными и подвижными. Для подвижных игр недостаточно классного помещения. Они проводятся в зале, в саду или во дворе. Во время проведения таких игр детям не приходится писать или читать: все математические выкладки делаются в уме.
Очень важно руководить игрой так, чтобы воспитывать в детях самостоятельность и инициативу.
Ниже дано описание нескольких подвижных игр. Они могут проводиться как в учебное время (заключительный момент урока, когда дети чувствуют усталость; подвижные перемены на предметной неделе математики), так и во внеурочное время.
НАЙДИ СВОЕ МЕСТО
Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа играющих) с числами от 1 до 10 (комплекты разного цвета). Карточки раздаются всем играющим в любом порядке. По команде руководителя играющие расходятся в разные стороны, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой и т.д. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает группа, сумевшая построиться первой.
Можно на карточках написать не числа, а примеры (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10). Это усложнит игру.
ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикалывает на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа.
По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.
Команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить свое число. Руководитель показывает карточку с тем или иным числом. Вызванный должен немедленно встать. Затем руководитель показывает двузначные числа, например, 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После этого можно предложить участникам примеры, например: к 23 прибавить 12 (встают те, у кого 3 и 5). Надо подобрать примеры, чтобы в ответах не было двух одинаковых цифр (22, 33 и т.п.) и чтобы каждый из сидящих мог активно участвовать.
НЕ ОШИБИСЬ!
10-12 играющих выстраиваются в шеренгу. Ведущий показывает одно за другим (с небольшими перерывами) карточки с числами. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку (или подпрыгивают), если не делится – не поднимают (стоят на месте). Тот, кто ошибется, выходит из игры.
Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
КТО РЕШИТ РАНЬШЕ
В игре участвуют две-три команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Примеры для всех одинаковые.
По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды, каждый из них берет из своей стопки любой листок, решает пример и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой ( при условии, что все примеры решены правильно).
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
Играют две команды по 10 человек. Они выстраиваются в шеренги лицом в одну сторону. Перед каждой командой у стены ставятся два стула. Играющим прикалывают карточки с числами от 1 до 10 (цвет карточек у команд разный).
Ведущий показывает число – произведение двух чисел, например 56. Играющие, на груди которых таблички с числами 7 и 8, выбегают и садятся на стулья. Очко засчитывается той команде, которая сделает это быстрее, не допустив ошибки.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
СЧИТАЙ – НЕ ЗЕВАЙ!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами.
Таблички команд различаются только по цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Руководитель предлагает играющим какой-либо пример в два или три действия. Допустим: (29 + 25) : 6 х 5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
НАЗОВИТЕ СУММЫ
Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны цифры. Среди них есть красные и синие. Задача играющих – сложить в отдельности красные и синие числа и назвать их суммы. Тот, кто первым даст правильный ответ, выигрывает. Задание выполняется устно, записывать нельзя.
От играющих требуется не только умение правильно и быстро считать, но и быть внимательными, чтобы ни одно число на таблице не пропустить и удержать в памяти обе полученные суммы.
СУММА ТРЕХ ЧИСЕЛ
Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны числа, например 19, 11, 25, 6, 7, 13, и просят ответить на вопрос: какие три числа из помещенных на плакате составят в сумме 50? Побеждает тот, кто первым даст ответ.
Затем среди этих же чисел предлагается найти три числа, сумма которых равна 45.
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Для игры нужны полоски бумаги четырех разных цветов. На полосках надо написать отдельные слова, например такие:
1. в каком всего месяцев из двенадцати дней меньше
2. суток неделях сколько в трех
3. земли в чем площадь измеряется
4. провести какого окружность с помощью инструмента можно
Задача играющих – из слов, написанных на полосках каждого цвета, составить фразы.
Можно усложнить задачу: на полосках одного цвета написать слова, образующие две разные фразы.
Эту игру можно провести в виде соревнования двух команд.
СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ СЛОВ
Задание состоит в том, чтобы составить цепочку математических терминов. Каждый следующий термин начинается с той буквы, с какой оканчивается предыдущий. Буква «ь» во внимание не берется, в этом случае начальной считается предпоследняя буква. Если некоторые буквы в конце термина встречаются повторно, то и в этом случае берется предшествующая буква.
Побеждает тот, кто последним назвал слово.
РАСШИФРУЙТЕ СЛОВО
Задача играющих - расшифровать слова-анаграммы. Например:
М А Я П Р Я Р Е З О О Т К Ч У Л РУГК Г О Л У Т К А Р В Д А
Игру можно провести в форме эстафеты. Побеждает та команда, которая первая составит слова.
РЕБУСЫ
Задача играющих – отгадать ребусы. Например:
100 Г 100 Л 5 НИЦА ПО 2 Л ПИ 100 ЛЕТ 7 Я
Побеждает тот, кто больше отгадал ребусов.
СОРЕВНОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ
В игре участвуют два человека. У каждого игрока есть карточки, на которых записаны координаты точек. Например: (0;0), (-1;1), (-3;1), (-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0)
Играющие соединяют последовательно каждую точку, в результате чего должен получиться рисунок ( координатную плоскость ведущий чертит на плакате заранее).
ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА
В игре участвуют две команды по 6-7 человек. Задача играющих – найти сумму 1 - 2 числа, 2 – 3 числа и т.д. Первый игрок находить сумму 1 и 2 числа, второй игрок – 2и 3 числа и т.д. Дорожки на бумаге готовят заранее. Окончательный ответ закрыт, после выполнения задания игроки сверяют ответ.
11 | 16 |
1команда
2 команда
12 | 17 |
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
ЦЕПОЧКА
В игре принимает участие две команды по 6 человек. Первые игроки, решив пример, передают эстафету вторым игрокам и т.д. по цепочке. Например:
1 команда
34 | + 38 | : 8 | * 50 | + 550 | : 100 | - 10 |
2 команда
36 | + 45 | : 9 | * 30 | + 730 | : 10 | - 100 |
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
КТО БЫСТРЕЕ
В игре участвуют два игрока. Задача игры – найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25. Побеждает тот, кто первый выполнит задание.
24 | 6 | 18 | 13 | 2 |
20 | 15 | 9 | 22 | 5 |
3 | 25 | 12 | 19 | 11 |
10 | 23 | 7 | 1 | 16 |
17 | 4 | 21 | 14 | 8 |
11 | 19 | 3 | 16 | 7 |
23 | 6 | 13 | 9 | 22 |
25 | 20 | 18 | 2 | 15 |
8 | 17 | 4 | 12 | 21 |
14 | 1 | 24 | 10 | 5 |
35 | 71 | 26 | |||||||
42 | 17 | 69 | 38 | ||||||
53 | 20 | 74 | 16 | 41 | |||||
19 | 46 | 81 | 23 | 52 | 37 | ||||
23 | 30 | 77 | 14 | 91 | 28 | 65 | |||
64 | 33 | 59 | 25 | 71 | 46 | 84 | 12 |
РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ!
В игре принимают участие два игрока. Таблицу нужно закрыть листом бумаги. На несколько секунд открывают первую строку и затем вновь закрывают ее. Игроки записывают числа. Потом открывают вторую строку, потом третью и т.д.
Побеждает тот, кто больше дал верных ответов.
ШИФРОВКА
В игре принимают участи две команды по 7 человек в каждой. Задача играющих – расставить числа в порядке возрастания.
1 команда: 3205 247 2305 171 30205 274 3250
2 команда: 4507 50470 185 364 5407 346 50407
После выполнения задания карточки переворачиваются и игроки читают получившиеся слова.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
Игру можно усложнить, предложив игрокам решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания (убывания).
РИМСКИЕ ЦИФРЫ
В игре принимают участие две команды. Задача играющих – записать числа римскими цифрами. Задание игрокам дается одинаковое.
IX |
9 12 8 25 15 4 30
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
ПЕРЕЙДИ БОЛОТО
В игру играют по одному человеку. Задача игрока – перейти болото через «кочки». Каждая «кочка» - это пример. Решив пример правильно, игрок перескакивает на другую «кочку» и т.д. Если игрок решил пример неправильно, то он выбывает из игры. В игру вступает другой игрок.
Побеждает тот, кто перейдет болото, решив все примеры.
НАЙДИ ПАРУ
В игре принимают участи 8-10 человек. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной прикалывает игрокам. Игроки разбегаются в разные стороны. Ведущий показывает карточку с числом ( например 100). Задача игроков - найти себе пару, чтобы в сумме их числа составили данное число.
Побеждает та пара, которая первая выполнила задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решай! Смекай! Отгадывай!
Презентация для недели математки в 6 классе....
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ» (калейдоскоп знаний).
Разработка данного мероприятия направлена:- формирование навыков коллективного поведения;- создание атмосферы взаимовыручки, товарищества...
Считай, смекай, отгадывай
Классный час...
Интеллектуальная игра по математике "Считай, смекай, отгадывай" в 8 классе
Игра предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с целью формирования познавательной активности, привити...
СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ
СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ(классный час, посвященный празднику «Последний звонок»)...
Внеклассное мероприятие по математике "Считай, смекай, отгадывай"
Тем, кто учит математику,Тем, кто учит математике,Тем, кто любит математикуНеделя математики посвящается! Цели занятия:•Учить использовать полученные на урокахзнания в необычной обстановке...