"Добрый ли ты?"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Елизарова Надежда Борисовна

                           Тема: « Добрый ли ты?»

 

        Цель:  формировать у детей представление

            о добре,  доброте, о хороших, добрых поступках;

            воспитывать у детей такие качества личности,

            как доброта, щедрость, отзывчивость;

            формировать умение правильно оценивать себя

             и других, учить видеть положительные качества

             у людей, героев, персонажей.

 

Ход занятия.

 

 

              I.  Организационный момент.

              II. Сообщение темы:

        - Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить  о доброте. Что такое добро? Умеем ли  мы с вами делать добро? Добрый ли ты?

 

             III. Основная часть занятия.

             1.  Введение темы.

 Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.  (И.Кучин)

 

       - Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».

         Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходит тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство  отчаяния, страдает.  В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

 

Добрым быть совсем, совсем не просто.    Доброта с годами не стареет,

Не зависит доброта от роста.                       Доброта от холода согреет,

Не зависит доброта от цвета.                        Если доброта как солнце светит,

Доброта не пряник, не конфета.                             Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть                           Добрым быть совсем, совсем не просто

И в беде друг друга не забыть.                        Не зависит доброта от роста,

И завертится земля быстрей,                        Доброта приносит людям радость

Если будем мы с тобой добрей.                             И взамен не требует награды.

 (И.Дубина)

 

   2.Беседа.

    -Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро - все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу. Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено  само доброе дело, послужившее причиной его создания. Добро выше практической нужды! Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой  человечества вообще, с прошлым и будущим.

       - Вспомните словосочетания, в которых есть слово "добро".

               (Ответы детей):   Делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.

   - Каким русским словам дает начало слово "добро"? Изобилие удивительное, ни в  одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспоминать.

 (Ответы детей):  - Доброжелательность,   добролюбие,     добросердечность,  добропорядочность, добрососедство, добросовестность и т. д.

  - Какие пословицы, поговорки со словом "добро" вы знаете? В каком значении используется это слово?

                (От   веты детей): -От добра добра, не ищут. Нет худа без добра, и т. д.

                  - Вспомните, когда в последний раз вы делали добро? В чем оно выражалось?

 Я предлагаю вам, разделив лист пополам, и поставив в одной части «+»,

а в другой «-», записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: "Какой я"?

                   - Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

                   - Какого человека называют добрым?  

                 (Ответы детей): -Добрый - делающий добро другим, отзывчивый.

                 - Какими другими словами можно назвать доброго человека?

(Ответы детей): -Добродушный, благодушный, добросердечный, хороший, мягкосердечный.

                  Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

 Обобщая сказанное, поясняю, что доброта - способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря - способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если  говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно - всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить  чье-то горе, помочь. Этому надо учиться.

                - Ребята, послушайте рассказ   В. Осеева  "На берегу реки".

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

 - Интересно,- сказал Толя,- как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг!

 - А я об этом даже не думаю...- ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.

 - Какой поступок совершил Юра?

 - Можно ли его поступок назвать подвигом?

        -Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?

(Дети приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).

       -Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов,

А сейчас вернуться к заданию "Какой я"?

Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?

Наши доброта и человечность должны проявляться по отношению не только к людям, но и ко всему живому.

 

Покормите птиц зимой,                  А ведь в нашем сердце есть

Пусть со всех концов                     И для них тепло.

К вам слетятся, как домой,             Разве можно забывать:

Стайки на крыльцо.                        Улететь могли,

Не богаты их корма,                       А остались зимовать

Горсть зерна нужна.                       Заодно с людьми.

Горсть одна - и не страшна            Приучите птиц в мороз

Будет им зима.                                    К своему окну,

Сколько гибнет их - не счесть.       Чтоб без песен не пришлось

Видеть тяжело.                                Нам встречать весну.

 

IY. Самостоятельная работа.

На листах бумаги нарисуйте что-нибудь доброе, что захотите, и напишите добрые слова .

Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым - значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (ответы детей)

- Многим в жизни мы обязаны свои родителям, своим мамам и бабушкам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.               

  Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе!

От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям! Учись добру у добрых!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается,

помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься!

 

Добрым быть совсем, совсем не просто.    Доброта с годами не стареет,

Не зависит доброта от роста.                       Доброта от холода согреет,

Не зависит доброта от цвета.                        Если доброта как солнце светит,

Доброта не пряник, не конфета.                             Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть                           Добрым быть совсем, совсем не просто

И в беде друг друга не забыть.                        Не зависит доброта от роста,

И завертится земля быстрей,                        Доброта приносит людям радость

Если будем мы с тобой добрей.                             И взамен не требует награды.

 (И.Дубина

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.02 МБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В.А.Сухомлинский. Руководитель: Елизарова Н.Б. "Добрый ли ты?"

Слайд 2

Достается недешево Счастье трудных дорог, Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому.

Слайд 3

. 1.Приветствие: доброе утро………. 2.Благодарность: спасибо…………… 3. Пословица о добре: Нет худа без добра; От добра добро, не ищут; 4.Словосочетание, в которых есть «добро»: доброжелательность; порядочность; любовь; совесть; соседство; сердце; Колечко за колечко, вот и цепочка

Слайд 4

«Я – такой, а ты – какой?» - Добродушный, благодушный, добросердечный, хороший, мягкосердечный, умеющий сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря - способность представить себя на месте другого человека.

Слайд 5

«На берегу реки» В.Осеева Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда! И если кому-то поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! (К.Паустовский)

Слайд 6

Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым - значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Слайд 7

Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Доброта с годами не стареет, . Доброта от холода согреет, . Если доброта как солнце светит, . Радуются взрослые и дети. Добрым быть совсем, совсем не просто . Не зависит доброта от роста Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. (И.Дубина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...