Тренинг "Рабочие профессии"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме
Сценарий профориентационного тренинга для обучающихся СКОУ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka
Тренинг «Рабочие профессии»
Педагогическая деятельность в коррекционных образовательных учреждениях (профориентация)
Литвинова Яна Владимировна
Педагог- психолог
МКС(К)ОУ «СКОШ- И VIII вида №13»
Юргинский городской округ
Цель: создание условий для формирования активно- положительного отношения учащихся к рабочим профессиям.
Задачи:
- Образовательные - расширить и систематизировать представления учащихся о содержании труда представителей рабочих профессий; формировать профессиональные предпочтения будущих выпускников с учетом их интересов.
- Воспитательные - формировать положительное отношение учащихся к труду, умение отмечать сильные стороны своей личности, способность соотносить себя с эталоном социальной роли «хороший работник».
- Коррекционно - развивающие – корригировать гибкость мышления и творческие способности учащихся, развивать способность планировать этапы и контролировать качество выполнения работы.
Оборудование: Ноутбук, проектор, вырезки из газет и журналов, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, небольшая мягкая игрушка, листы бумаги по размеру секций на схеме, предназначенных для коллажа, ватман с изображением схемы дома (рисунок).
Ход занятия:
Предварительная работа:
- Классный час «Рабочие профессии Кузбасса»- учащиеся совместно с классным руководителем обсуждают важность рабочих профессий, их разнообразие, доходность.
- Библиотечный час – «Учебные заведения города и области, обучающие рабочим профессиям».
- Совместно с педагогом- психологом учащиеся рассматривают различные журналы и газеты, подбирают вырезки из журналов, иллюстрирующие профессиональную деятельность рабочего человека.
1 этап - на данном этапе происходит знакомство учащихся с темой и целью занятия, используются упражнения, направленные на создание благоприятного психологического климата и прояснение ожиданий ребят в соответствии с заявленной темой.
Ведущий приветствует участников, знакомит их с темой и целью тренинга.
Упражнение 1 «Деловое рукопожатие».
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей сотрудничеству и продуктивной работе участников тренинга.
Содержание упражнения: участники приветствуют друг друга и педагога-психолога рукопожатием.
Упражнение 2 «Крыша дома».
Цель: прояснение ожиданий участников тренинга относительно заявленной темы.
Содержание упражнения: ребята в устной форме озвучивают свои предположения о том, что нового они могут сегодня узнать о рабочих профессиях, задают интересующие вопросы. Ответы детей: «В каких условиях труда работает плотник?», « Что необходимо уметь, чтобы стать поваром?», « Легко ли быть каменщиком?», « Какую профессию выбрать с учетом состояния здоровья?» и т.д. Высказывания ребят записываются на ватмане в левой части крыши дома.
Ведущий обращает внимание учащихся на изображение схемы дома и сообщает о возможности принять участие в «виртуальном строительстве». Для того, чтобы выяснить, помощь каких рабочих требуется, нужно выполнить упражнение, представленное на слайде.
Упражнение 3 «Атрибуты профессий».
Цель: создание условий для погружения школьников в тематику тренинга.
Содержание упражнения:
На слайде (Слайд 1) представлены изображения следующих предметов: мастерок, отвертка, моток ниток, рулон обоев, ложка, рубанок. Ребятам предлагается ответить, представителям каких профессий необходимы эти предметы для работы. Ответы детей: «каменщик, плотник, швея, штукатур- маляр, повар, столяр » и т.д. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность своих ответов (Слайд 2), опираясь на представленные на слайде пары «представитель профессии – предмет». Затем учащиеся высказывают свои предположения, о том, чем представитель предложенной профессии мог бы помочь при строительстве дома. Ответы детей: «Каменщик- создает стены, плотник- установка оконных рам, швея- пошив спецодежды, штукатур- внутренняя отделка, повар – питание рабочих, столяр- изготовление дверей» и т.д.
2 этап - основной, в ходе которого актуализируются знания школьников о мире профессий, появляется возможность соотнесения своего образа с различными профессиями, ребята рассматривают друг друга как субъекты профессиональной деятельности, формируются профессиональные предпочтения с опорой на собственные интересы.
Ведущий сообщает о необходимости занять вакантные места, и, определиться учащимся с выбором могут помочь одноклассники.
Упражнение 4 «Кто есть кто?».
Цель: знакомство с мнением одноклассников о соответствии своего образа образу той или иной профессии на основании знаний друг о друге.
Содержание упражнения: Участники встают в круг. Ведущий называет одну из рассмотренных выше профессий, ребята в течение нескольких секунд должны посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все по команде одновременно должны прикоснуться (или обнять) выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии). Выбрав товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно).
Упражнение 5 «Фундамент».
Цель: осознание учащимися необходимости учитывать требования профессии, профессионально- важные качества, условия труда.
Содержание упражнения: Ребята оценивают свои силы и заявляют о своем желании трудоустроиться. Для этого ребята называют профессию, условия труда, профессионально- важные качества, медицинские противопоказания. Полученная информация кратко записывается в прямоугольных секциях в нижней части ватмана - по одной на каждую профессию. При необходимости ведущий дополняет учащихся.
Варианты профессиограмм:
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессионально важным качествам |
швея | занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам. | приемы и способы выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов, назначение и пошивочные свойства применяемых материалов, виды и устройство машин, приспособлений, инструментов. | заболевания органов зрения; аллергические заболевания; нарушение координации движения рук. | аккуратность; усидчивость; терпеливость; умелость рук; хорошее зрение. |
повар | прием сырья и его переработка, хранение, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд и их раздача. | основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции. | инфекционные заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; болезни, связанные с потерей сознания; варикоз вен. | образная память; эстетический вкус; аккуратность; подвижность кистей рук, пальцев; физическая выносливость. |
cтоляр, плотник | выполняет плотничные и столярные работы по устройству сооружений, каркасов стен, устройству производит ремонт крыш, раскрой и обработку пиломатериалов, изготовление оконных переплетов, дверных блоков, встроенной мебели, их установку. | виды и свойства материалов, применяемых в плотничных работах и для изготовления столярно-строительных изделий и встроенной мебели, основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций, приемы и способы обработки древесины на деревообрабатывающих станках механизированным и обыкновенным инструментом, правила ТБ. | снижение остроты зрения; болезни, сопровождающиеся потерей сознания; ревматические заболевания конечностейболезни кожи. | развитый глазомер; развитое пространственное воображение; быстрая реакция; правильная координация движений; аккуратность; внимательность; уравновешенность; художественный вкус. |
маляр, штукатур | приготовление красящих составов, окрашивание поверхностей, оклеивание их обоями, другими облицовочными материалами, выравнивание поверхности, приготовление растворов из сухих смесей, оштукатуривание поверхностей. | назначение строительных материалов и механизмов, применяемых в малярных и штукатурных работах, технологию проведения отделочных работ, основы строительного дела, требования к качеству малярных и штукатурных работ, производственную эстетику. | дальтонизм; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; болезни легких, кожи, суставов; аллергические заболевания; болезни, сопровождающиеся потерей сознания. | художественный вкус; память на цветовые оттенки; высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность; аккуратность; быстрая реакция; правильная координация движений. |
каменщик | выполняет работы по кладке стен зданий, каменные конструкции из штучного камня, плит, блоков, сборных бетонных и железобетонных элементов и деталей, собирает, устанавливает, монтирует строительные конструкции. | основные свойства стеновых материалов и растворов, простые системы кладки и перевязки швов, приемы кладки, способы растирания раствора, раскладки кирпича, правила чтения строительных чертежей и составления эскизов, требований к качеству кирпичной кладки и сборных ЖБК, монтируемых в каменных зданиях. | заболевания органов дыхания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; хронические заболевания суставов; кожные и аллергические заболевания; боязнь высоты. | физическое здоровье; выносливость; хорошие зрение и слух; правильный глазомер; хорошая память; внимательность; аккуратность; хорошая координация движений. |
На вакансию принимаются 2-3 человека (в зависимости от численности группы). Если желающих меньше, то остальным ребятам предлагается помочь трудоустроенным. Завершая упражнение, ведущий обращает внимание на то, что на схеме появился фундамент дома, и именно осведомленность об условиях труда, профессионально- важных качествах, медицинских противопоказаниях являются основой выбора профессии.
З этап – предполагает обобщение и систематизацию актуализированных знаний и представлений о рабочих профессиях, создание положительного образа человека рабочей профессии.
Упражнение 6 «Ты на рабочем месте».
Цель: визуализация образа рабочего человека, выполняющего профессиональные обязанности, возможность ребят почувствовать себя в роли рабочего.
Содержание упражнения: учащиеся работают в парах или тройках в соответствии с вакансиями, занятыми ранее. Ребятам предлагается завершить «виртуальное строительство» творческой работой. Для этого используются ранее заготовленные вырезки из журналов- всевозможные атрибуты профессиональной деятельности, отражающие внешний вид рабочих, условия труда, инструменты, достижения и т.д. Школьники под релаксационную музыку создают коллажи, знакомящие с деятельностью человека на рабочем месте: «Каменщик», «Швея», «Плотник», «Повар», «Штукатур», «Столяр». В завершение учащиеся защищают мини- проекты, демонстрируя положительные и отрицательные стороны, отвечают на вопросы слушателей.
4 Этап – направлен на подведение итогов тренинга, создание условий для формирования позитивного восприятия профессионального будущего.
Упражнение 7 «Напутствие».
Цель: содействие образованию смысловой связи между имеющимися личностными качествами школьников и успеха в профессии.
Содержание упражнения: выполняется в кругу. Ведущий напоминает ребятам о профессионально важных качествах, которыми уже сейчас в той или иной степени обладает каждый из них. Учащимся предлагается внимательней приглядеться друг к другу, чтобы их обнаружить. Затем, передавая игрушку по часовой стрелке, школьники обращаются друг к другу с фразой: «Ты…, я желаю тебе быть успешным в своей профессии». На месте пропуска необходимо вставить одно или несколько профессионально- важных качеств (аккуратный, творческий, терпеливый, ответственный).
Подведение итогов занятия. Проверка ожиданий участников. Заполнение правой части крыши на схеме, их сопоставление. Рефлексия. Ведущий сообщает, что благодаря совместным усилиям удалось построить дом, и ребята продемонстрировали свою осведомленность о профессиях. Участники оценивают свой уровень осведомленности, вместе с группой проясняются пробелы, отмечаются достоинства рабочих профессий.
Список литературы:
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению [текст]/ Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. - Ярославль: Академия развития, 1997 - 237с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ В.А. Лапшин -М.: Просвещение, 1991. – 143с.
- Профориентационные упражнения [Электронный ресурс]: сайт «Психология от А до Я». - Режим доступа: http://azps.ru. Дата обращения: 15.03.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...