Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины"
методическая разработка (6 класс) на тему
Ознакомление учащихся с видами художественной обработки древесины; изучение приемов выполнения простейших видов резьбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_tema_khudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny_no1.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины; научить приемам выполнения простейших видов резьбы.
Оборудование: образцы изделий художественной отделки древесины, заготовки, набор стамесок для резьбы по дереву.
Ход занятия
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
- Какими инструментами выполняют резьбу?
- В какой последовательности выполняются технологические операции резьбы по дереву?
- Какие правила безопасности необходимо соблюдать?
2. Выполнение практических заданий.
- Покажите, как правильно нанести разметку квадратов 100х100 мм с ячейкой 10х10 мм.
- Покажите, как правильно держать резец при выполнении резьбы.
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
1.Иллюстративный рассказ.
Учитель. С древних времен человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта. (См. городская выставка.)
Художественная резьба связана непосредственной с понятием «орнамент».
- Орнамент - узор построенный на чередовании в определенном порядке изображений, его составляющих. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, плодов, птиц и зверей.
Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum» -украшение. С давних пор люди начали украшать посуду, предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолки заданий.
Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в резьбе.
Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи.
Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов.
Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба, разновидностями которой является:
- плосковыемчатая;
- геометрическая;
- контурная;
- прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различной формы, ее разновидностью является геометрическая резьба. (См. рис. 1.)
Контурная резьба применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов и др.). (См. рис. 2.)
Прорезная резьба является наиболее простой и выполняется лобзиком, применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели. (См. рис. 3.)
Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной и используется для украшения мебели в стиле барокко и рококо.
Прорезная резьба, приклеенная к деревянной основе, называется накладной.
Для ручной художественной резьбы применяются стамески:
- плоские прямые; — желобчатые;
- клюкарзы;
- уголки;
- церазики;
- плоские косяки. (См. рис. 4.) Грубые работы по дереву выполняются долотом.
2. Последовательность выполнения технологического приема резьбы по дереву:
1) Начинают художественную резьбу с разметки рисунка.
2) При выполнении рисунка с геометрической резьбой вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники. (См. рис. 5.)
3) Резьба нанесенного рисунка.
3. Отработка приемов резания стамесками.
Сначала учитель демонстрирует приемы резания различными стамесками. (См. рис.6, 7.)
Учитель. Для резьбы лучше всего подходят сухие заготовки из мягкой древесины листовых пород липы, кедра, осины. Давайте отработаем приемы резания по дереву стамесками.
4. Инструктирование по правилам безопасности при резьбе по дереву.
Учитель. Соблюдайте требования безопасности при резании:
1) Не держите левую руку вблизи режущего инструмента.
2) Не прилагайте больших усилий при резании.
3) При необходимости удара по ручке стамеску держите в левой руке, а киянку в правой руке.
4) Храните стамески в специальных ящиках.
III. Практическая работа.
Учитель дает индивидуальное задание: выполнить один из видов резьбы (учитывая способности учащихся). Последовательность выполнения работы:
1) Нанесите рисунок на заготовку.
2) Закрепите заготовку на верстаке.
3) Подберите инструменты.
4) Выполните резьбу.
Примечание. Можно предложить учащимся самостоятельно нарисовать фигуру для резьбы (животных, птиц, геометрическую фигуру и др.).
IV. Итог занятия.
Оценка практической работы.
Учитель отмечает наиболее удачно выполненные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Обработка бортов и подборта"
Данный материал познакомит учащихся с видами борта, с различными способами обработки застёжки, даст понятие, что такое «лацкан»....
Методическая разработка "Поделки из древесины (Изготовление игрушек)"
Раскрывает особенности изготовления игрушек из древесины...
Поурочные разработки: "Технология обработки древесины"
Формирование первоначальных знаний о чертежах, эскизах, разметки заготовок по чертежам. Ознакомление учащихся с навыками пиления, строгания, сверления....
Методическая разработка "Художственная обработка древесины. Контурная резьба по дереву"
Технология выполнения контурной резьбыИнструментыМатериалыОбразцы рисунков...
Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"
Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...
Методическая разработка "Дерево и древесина"
В методической разработке приведены основные сведения о дереве идревесных материалах, указаны их отличия....
Методическая разработка «Область применения древесины в строительстве»
Область применения древесины в строительстве....