Поурочные разработки: "Технология обработки древесины"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Формирование первоначальных знаний о чертежах, эскизах, разметки заготовок по чертежам. Ознакомление учащихся с навыками пиления, строгания, сверления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_obrabotki_drevesiny.odt | 749.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.С.Раужин, учитель технологии
Саранская СОШ №11
Технология обработки древесины в 5 классе
Обработка древесины
Цель: Научить учащихся приемам разметки деталей из древесины. Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания.
Основная задача дать школьникам необходимые знания и сформировать умения и навыки по изготовлению деталей (изделий) призматической формы с отверстиями, выступами и фасками. Требуется подробно ознакомить школьников со строеним древесины, видами пиломатериалов, технологией изготовления древесностружечных плит, с такими ручными инструментами, как рейсмус, рубанок, шерхебель и др., станками для механической обработки древесины на промышленных предприятиях. Очень важный элемент теоретической части программы — формирование первоначальных знаний о чертежах, эскизах, способах получения проекций (видов) деталей призматической формы, разметки заготовок по чертежам.
На изложение теоретических сведений должно отводиться не более 20-25 % учебного времени, а остальное — на практические работы, в процессе которых школьники приобретают навыки пиления, осваивают новые операции — строгание, сверление, контроль обрабатываемой поверхности линейкой и угольником, крепление деталей шурупами, отделку изделий.
Последовательность излагаемых ниже некоторых поурочных разработок по данному разделу в основном соответствует примерному тематическому планированию.
Пиление древесины
Цель: Ознакомить учащихся с приемами пиления древесины ножовкой и правилами безопасности труда. Сформировать первоначальные умения и навыки пиления древесины по разметке ножовкой с применением простейших приспособлений.
Оборудование: ножовки разных видов, таблицы «Приемы пиления» и «Техника безопасности при пилении древесины», заготовки для пиления.
Содержание этого занятия посвящено практической работе. Необходимые технические сведения сообщаются непосредственно перед выполнением той или иной операции во время вводного инструктажа.
Первый урок начинаем с демонстрации образца изделия — ящичка. По заранее подготовленному чертежу повторяем материал предыдущего урока. Объясняем, что припуск при пилении не должен быть больше 3-5 мм, в противном случае потребуется либо дополнительное время на доводку заготовки, либо она пойдет в брак. Подчеркиваем необходимость экономного расходования древесины, бережного отношения к лесным запасам страны.
Опираясь на таблицу «Приемы пиления», напоминаем, что это разрезание древесины вдоль и поперек волокон. Поэтому используются ножовки для поперечного, продольного и смешанного пиления. Их отличия в наклоне (форме) зубьев. Показываем эти инструменты. Для того чтобы ножовка не застревала в заготовке во время пиления, зубья пилыимеют развод. Независимо от формы зубьев фанеру и тонкие заготовки пилят мелкозубной ножовкой, а толстые — крупнозубой. При пилении заготовка должна крепиться в зажиме верстака как можно ниже, запил производится с помощью приспособления или брусочка. По мере образования пропила заготовку поднимают. Окончательное распиливание делаетсяс противоположной стороны, для чего заготовку надо перевернуть.
Заканчивается вводная часть урока повторением правил техники безопасности.
В ходе практической работы следим за правильностью выполнения учениками приемов, проводим индивидуальные и фронтальные консультации. Типичные ошибки учеников: высоко закрепленная в зажиме заготовка, работа в излишне быстром темпе, пиление лишь серединой ножовки, отсутствие контроля за линией пропила с противоположной стороны.
Во время одной из фронтальной пауз, которые мы проводим для того, чтобы школьник смогли немного отдохнуть от непривычной для многих работы, сообщаем что за изготовление ящичка будет выставлено три оценки за качество пиления, сборки стенок ящичка и изделия в целом. Будет учитываться также порядок на рабочем месте, соблюдение правил безопасности труда. Необходимо подробно объяснить критерии каждой оценки, объяснить за что она снижена.
Если класс справился с заданием задолго до звонка, то на этом же занятии после небольшой вводной беседы можно провести пробное строгание.
Разметка и строгание древесины
Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева и приемам строгания.
Оборудование: таблицы «Рубанок и его наладка», «Техника безопасности при строгании древесины», термины для планшета «Говори и пиши правильно»: рубанок, щерхебель, рейсмус.
Основная задача раздела «Обработка древесины» в 5 классе — сформировать у школьников приемы и навыки обработки заготовок строганием.
После записи учащимися темы занятия, кратко повторяем материал предыдущего, а также названия элементов заготовки, приемы контроля поверхности линейкой и угольником.
В начале объяснения новой темы сообщаем, что на этом занятии учащимся предстоит освоить новую операцию обработки древесины — строгание. Разъясняем, что производится она с целью придать заготовке необходимую форму, чистоту поверхности при заданных размерах. Показываем используемые для этого инструменты, называем их основные части.
Затем мы даем учащимся некоторое время рассмотреть имеющиеся на рабочих местах рубанок и шерхебель с деревянной и металлическими колодками, обращаем внимание на их сходство и отличительные особенности, назначение. Разъясняем и показываем приемы работы каждым из них: вначале шерхебелем — для чернового строгания и снятия толстого слоя древесины, потом рубанком — для чистовой обработки до заданного размера. Используя таблицу и сами инструменты, показываем последовательность их сборки, разборки и наладки, установки вылета резца в зависимости от поверхности заготовки. Правильность наладки проверяется пробным (легким) строганием.
Для прочного формирования порядка обработки заготовки (из древесины или металла) правильнее пользоваться инструкционными (технологическими) картами. Пользуясь инструкционной картой, учащиеся приступают к самостоятельной работе, а учитель проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж. Очень важно как можно раньше увидеть ошибки школьников, устранить их с тем, чтобы они не перешли в привычку, неправильный навык. Типичные ошибки первого урока по строганию неправильная хватка реймуса, рубанка, несоблюдение заданной последовательности обработки, попытки строгать без разметки (измеряя линейкой зажатую в зажиме, а следовательно, слегка приподнятую в середине заготовку), нарушения порядка на рабочем месте (появилось много инструментов), слабый самоконтроль.
После изготовления первой заготовки выставляют отличившимся оценки.
Сверление отверстий и сборка деталей на шурупах
Цель: Изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления.
Оборудование: набор с различными по форме шурупами, образцы соединений на шурупах, коловороты и дрели.
Во вводной беседе выясняем у учащихся, как и чем можно просверлить отверстия в древесине. Обобщаем их разрозненные знания, рассказываем, что круглые отверстия сверлят в древесине сверлами. Демонстрируем их образцы и приемы закрепления в патроне коловорота, дрели, сверлильного станка. Объясняем, что центры сверления отверстий накалываются шилом. Во избежание раскалывания заготовки, получения рваных краев и порчи верстака (при ручно сверлении) деталь распологается на деревянной подкладке. В конце сверления подача инструмента ослабляется. Тонкие детали сверлятся в пакетах по несколько штук в каждом. Глубина сверления несквозных отверстий отмечается на сверле мелом или полоской изоляционной ленты. Особенно подробно (в медленном рабочем ритме) показываем приемы сверления коловоротом и дрелью.
Обучение начинаем со сверлильного станка: вертикальность сверла строго зафиксирована значительно выше качество работы, поскольку вращается оно с большей скоростью, проще формируются навыки ослабления нажима сверления в конце операции.
Ознакомление с видами шурупов и приемами закрепления ими деталей, достоинствами и недостатками такой сборки изделия проводим по стенду и образцам (наборы различного вида шурупов имеются на каждом рабочем месте). Объясняем что шурупами соединяются, как правило, детали из твердых пород дерева. После разметки мест ввинчивания шурупов шилом (для мягких пород) или сверлом накалывают (просверливают) предварительно отверстия. При этом диаметр сверла должен составлять не более 0,75 диаметра шурупа, а длина последнего — в 2,5 — 3 раза превышать толщину детали. Для шурупов с потайной и полупотайной головками делают зенкование. Для облегчения ввинчивания шурупа его полезную часть смазывают мылом или техническим вазелином. В ходе последующей практической работы школьники фронтально проверяют разметку деталей и пропил к большому отверстию в хвостовике. По мере завершения этих операций они сверлят под контролем учителя на станке вначале отверстие малого, а затем большого диаметра. Соблюдая требования технологии, учащиеся дважды в течение занятия работают на станке. Затем коловоротом делают зенкование под шурупы с потайной головкой и собирают изделие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Тема: Технология обработки древесины Тема урока: Разметка и строгание древесины.
Цели: 1. Образовательная: Создать условия для получения учениками знаний и формирования умений по разметке и строганию древесины...
Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
Раздел: Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...
Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".
Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро...
Презентация "Разметка и строгание заготовок из древесины" (технология обработки древесины) 5 класс
Цель:•Изучить инструменты для строгания•Научить приёмам разметки и строгания древесиныЗадачи:• Расширять представления о способах обработки древесины• Способствовать развитию навыков работы черт...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...