Устный журнал " 13 января-день российской печати" .
классный час (5 класс) на тему

Станина Людмила Васильевна

Это внеклассное мероприятие, которое проводится 13 января и знакомит учащихся с днем российской печати. В данной разработке указан год , когда в России стали отмечать данный праздник.Парвая страница- история первых газет в мире.2 страница- история газет в России.3 страница-разнообразие газет и журналов. 4 - первые журналы. 5- журналы для детей. 6 - как подписаться на газету или журнал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_na_temu.docx28.85 КБ
Файл my_vstrechaem_novyy_god.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал  на тему: «13 января- день Российской печати».

Подготовила : учитель русского языка и чтения СКОУ Станина Людмила Васильевна.

Возраст учащихся: 10-15 лет.

Цели:

1.Познакомить с  историей возникновения первых газет и журналов.

2.Рсширение кругозора, коррекция познавательных процессов.

3.Воспитание любви к чтению.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, образцы газет и журналов.

Ход мероприятия.

13 января в России отмечается День Российской печати с 1991 года . 

- Какие издания   печатают в нашей стране?(газеты, журналы)

-Какие названия газет и журналов вы знаете?

1 страница. История первых газет.

-Что представляли собой первые газеты?

-Где появились первые газеты? На эти вопросы  ответит не каждый.

 Ещё Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий, т.е. рассказывали что нового произошло в стране.

 Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке (911 год). В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось пока в  Германии в 1450-х годах Иоганн Гутенберг не изобрел  печатный пресс,  который позволял позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков.

 Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».

2 страница . История газет в России.

-Когда появились первые газеты в России?

Прежде, чем в России появились печатные газеты, долгое время для царя и бояр составляли периодические рукописные обзоры немецкой и голландской прессы. Их называли курантами. 15 декабря 1702 г. Пётр I издал указ по которому куранты следовало передавать в Монастырский приказ (в его ведении находилась типография) и печатать для продажи "в мир" . Перед изданием куранты редактировались. В нескольких случаях Пётр сам вносил изменения, проверял. От первых газет, вышедших еще в конце 1702 г. сохранились лишь рукописные копии.

 Первый сохранившийся выпуск этой газеты издан в Москве 2 (13) января 1703 года (годовщина этой даты отмечается как День российской печати). Постоянного названия газета не имела. Однако в большинстве вариантов заголовка встречается слово "Ведомости".  Газета не имела постоянного тиража (от 1-2 тыс. до 30 экз.). Периодичность ее выхода зависела от работы почты, доставлявшей иностранную прессу, степени загруженности переводчиков Посольского приказа и свободных типографских мощностей. Кроме Москвы, отдельные номера Ведомостей издавались и в Петербурге. Первыми журналистами были, во-первых, сам Петр, а также его чиновники. Первым редактором «Ведомостей» был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, литературно образованный человек, писавший стихи. Он готовил материалы газеты, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру. Когда «Ведомости» были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. Яков Синявич - дьяк одного из приказов, самый известный из первых журналистов в России, "репортер".

3 страница.  Разнообразие газет и журналов.

Сначала эта газета  «Ведомости» выпускалась одна, спустя 100 лет в  1860 году издавалось 28 газет,  а спустя почти 170 лет с момента выхода первого номера «Ведомостей»,  точнее в январе 1870 года, «высочайшим царским повелением» через почтовые учреждения была организована первая в истории пробная подписка на русские и зарубежные периодические издания. Люди  получали газеты на дом.  Это   могли позволить себе только богатые. Уже в 1914 году в России тиражировалось более трех тысяч различного рода газет и журналов.

 В  начале 2005 года российская печатная продукция насчитывала свыше 46 тысяч наименований, что превышало объемы периодики 2000 года почти в 2,5 раза. Основную массу от всего объема издаваемых в современной России периодических изданий безусловно составляют газеты и журналы. На их долю приходится около 26 тысяч газет  и 16,5 тысяч наименований  журналов.

4 страница.  Первые журналы.

-Что такое журнал?

 Журна́л (фр. journal — дневник, подённая записка, от фр. jour — день, сутки) — печатное периодическое издание.

Первым российским журналом стал журнал “Примечания” (1728-1742). Он выходил ежемесячно на двух языках – немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным в “Санкт-Петербургских ведомостях” информациях. Для того, чтобы читателю была понятна эта связь, на полях печаталась ссылка на номер газеты. Позднее тематика публикаций в журнале расширяется и лишь отчасти оказывается связана с содержанием газеты. Журнал пользовался спросом. Особую роль играли журналы Академии наук. В 1755-1796 гг. Академия Наук была не только центром научного развития России, но и средоточием культурной, литературной и творческой жизни. Поэтому не удивительно, что в эти годы она издавала несколько “толстых” журналов. “Толстый” журнал  содержал несколько печатных страниц.
Выдающуюся роль в формировании российской журналистики сыграл М.В. Ломоносов.  Он немало потрудился на журналистском поприще – как переводчик и редактор.  Благодаря деятельности Ломоносова тексты газеты удобно читать, они отличаются четкостью языка и построения фраз. Ломоносов  написал гениальную статью "Рассуждения об обязанностях журналистов". Это - первая статья о том, каким должен быть журналист.

-Кто такой журналист?

Вот требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:

1) Компетентный- знающий вопрос о котором пишет очень хорошо.

2) Скромный

3) Уважающий мнения других

4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли".

Со временем стали возникать частные журналы , которые печатались на средства богатых людей.

5 страница . Первые  журналы для детей.

До середины XVII века детской литературы не существовало. Первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского.
Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772–1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - « Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.
Журнал русского просветителя Н. Новикова « Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год.  Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума» , воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан» .

-Какие детские журналы вы знаете?

Долгое время в России выпускались такие журналы как «Веселые картинки», «Мурзилка».

Сегодня издается много детских журналов познавательных, развивающих, развлекательных, исторических.

Из развивающих и познавательных есть журнал Филя, Свирелька и Свирель, Желтая гусеница, Спокойной ночи, малыши, , GEOлёнок, Автобус,  Клёпа, Классный журнал, Эскиз, Кукумбер и многие другие.

Все эти современные журналы в интересной и доступной форме знакомят ребят с географией, историей, искусством и миром литературы. В них можно найти сказки, повести, стихи как классиков, так и современных авторов. В каждом журнале есть свои рубрики, отражающую определенную тему. В журналах присутствует и развлекательная часть с кроссвордами, ребусами, конкурсами и др.

Детский журнал Эскиз  рассчитан для детей 6-12 лет  и рассказывает детям об искусстве, об уроках рисования и эстетического развития. В нем вы найдете рассказы об архитектуре, о крупнейших музеях планеты, о скульптуре и живописи, народных промыслах, о театре и кино.

Детский журнал Свирелька.

Журнал рассказывает о природе . Включает в себя рассказы и стихи о природе, картинки, ребусы, загадки, раскраски, книжку-малышку во вкладках, самоделки.

Детский журнал Свирель.

Этот журнал является продолжением Свирельки. Освещаются в журнале различные вопросы по природе, экологии, публикуются рассказы и повести. В каждом номере читатели найдут информацию о заповеднике или национальном парке.

Детский журнал Лазурь.

Журнал также рассчитан на школьников. В нем публикуются рассказы и повести, новости, статьи об экспедициях и путешествиях, о жизни православных святых, анонсы новых книг

QEOленок. Ориентирован на детей от 6 до 16 лет. Обучение в игровой форме путем погружения в мир удивительных открытий. Рубрики журнала: Великие имена, До чего дошел прогресс, Вопрос на засыпку, За тридевять земель, Соседи по планете, Картинка-загадка и др.

6 страница. Как подписаться на газету или журнал?

-Что вам надо сделать, чтобы подписаться на журнал или газету?

Это можно сделать в любом отделении почты. Вам надо подойти к почтальону, попросить каталог газет и журналов. Познакомиться с особенностями газеты или журнала можно не только по каталогу, можно посмотреть сами журналы. После того как вы выбрали. Вы говорите название журнала или газеты и почтальон оформит подписку, это не займет много времени. Вы оплачиваете подписку, вам выдается квитанция. После этого вам скажут, когда вы получите первый выпуск и почтальон принесет вам его домой. Вы сможете порадоваться и окунуться в удивительный и интересный мир чтения, узнать много нового.

Как хорошо, что праздник есть -
Российской день печати!
И каждому большая честь,
Кто хоть в душе писатель.

И пусть станки всю ночь стучат,
И пусть на пальцах краска -
Газета, книжка в жизнь спешат.
...И в этом чудо сказки.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Мы встречаем Новый год».

Подготовила : учитель русского языка и чтения СКОУ Станина Людмила Васильевна.

Возраст учащихся: 10-12 лет.

Цели:

1.Познакомить с традициями новогоднего праздника.

2. Развитие эмоционально- волевой сферы, эстетического вкуса.

3.Коррекция познавательных процессов, развитие связной речи, обогащение словаря.

4.Вопитание коллективизма, уважения друг к другу.

Оборудование: елка ,  игрушки, конверт с названиями цветов ,  буквы, рисунки, мешок деда мороза с сувенирами.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята. Мы собрались с вами в нашем семейном кругу для празднования нового года. Я хочу поздравить Вас всех с наступающим 2014 годом и пожелать  удачи и здоровья. Пусть год принесет вам только хорошее.

Мы сегодня с вами будем общаться, играть, рассказывать стихи , отгадывать загадки ,и  все будет посвящено этому удивительному празднику , который ждут не только взрослые, но и дети.

- Поднимите руку, кто ждет этот праздник?

- А почему вы его ждете? (ответы взрослых и детей)

-Откуда приходит новый год?

Стих «Откуда приходит новый год»   читает А.А.

Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?

Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год

Учитель:

- Откуда же он приходит? ( неведомо откуда)

- Скажите, какого числа наступит новый 2014 год?  ( 1 января)

- Это будет год какого   животного? ( синей деревянной лошади)

- Ребята, без чего не проходит ни один новый год? (без елки)
- Согласитесь, новогодняя елка - самое красивое дерево в мире. Где же взять красавицу- елку? (ответы детей).

-А что же наш праздник пройдет без елки?

-Есть у меня волшебное задание: если вы его выполните, то может произойти чудо. Попробуем? На доске елка из картона. Ученик снимает вату- снег и читает стих.

К детям елочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно елочку согреть,
Платье новое надеть.
Ярко звездочки блестят,
Ярко лампочки горят,
Бусы разные висят -
Замечательный наряд!

Надо нарядить  эту елку  при помощи игрушек , пока звучит мелодия. Чудо произойдет , если вы успеете и елка будет нарядной и красивой. Поэтому вы не только должны поторопиться, но и сделать это красиво.

( На доске висит макет елки из картона , ребята должны нарядить елку  подготовленными игрушками,  дождем и мишурой. Все игрушки крепятся на елку при помощи пластилина.Учитель сам выключит музыку, когда ребята справятся с заданием)

Учитель:

- Успели, молодцы! А красива и аккуратна наша елка?

Вот и первое чудо- к нам пришла вот такая замечательная елочка, которую вы сами и сделали, поэтому если дома нет елки, не отчаивайтесь, сделайте ее своими  руками.
-Без кого , ребята Новый год не новый год? (дед мороз , Снегурочка)

-Главный на этом празднике. конечно, Дед Мороз.

Читает стих ученица. Г.А.

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!

Учитель: А где живет Дед Мороз? ( В Великом Устюге)

Ученик читает стих  Т.Ю.

Есть в густом лесу изба,
В ней с узорами резьба,
И пуховая кровать,
На которой колко спать:
Вместо пуха в той перинке
Только звёздочки-снежинки,
Ледяное покрывало
Заменяет одеяло.
А живёт в избе Мороз
И зовётся – Дед Мороз.

Учитель:

- Чтобы произошло второе чудо , надо отгадать загадки. Если все они будут отгаданы, мы сможем увидеть самого Деда Мороза.

Быстрее ветра я скачу,
"Цок-цок" копытами стучу
И громко "иго-го" кричу.
Садись на спину – прокачу! (лошадь)

Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)

Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька.)


Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не крошилось -
С неба на землю свалилось. (Снег.)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, -
Скользко, весело, светло. (Лед.)

В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь - вставлено. (Прорубь.)

Какая красавица

Раз в году наряжается? (Елка.)

Звонят колокольчики ( на компьютере или у Деда Мороза в руках колокольчик). Что такое? Что за звуки? Кто стучит в нашу дверь?

Ученик П.М. открывает дверь здоровается , берет Деда Мороза за руку и ведет к ребятам,  читает стих.

Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
 
Он по бору проходил -
Елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их снесет.
 
На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год!

Дед Мороз:

-Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Пролетая над вашей школой я услышал, как хорошо вы отгадываете загадки и решил  спуститься к ВАМ . Очень мне хочется с вами поиграть, повеселиться. Будем играть?

Конкурс  « Что бывает такого цвета?» Вы достаете  из конверта  название цвета, читаете и говорите, что   бывает такого цвета  на Новый год..

Зеленый: елка, яблоко.

Белый: снег.

Синий: лошадь деревянная, платье.

Красный: игрушка, наряд деда Мороза.

Розовый : мишура.

Желтый: дождь новогодний.

Голубой: фонарик.

Оранжевый: нос снеговика, мандарин, апельсин.

Фиолетовый: платье, игрушка. мишура.

Коричневый: медведь, шоколад.

Дед Мороз: Молодцы, хорошо справились.

Учитель: Дедушка Мороз подожди, а почему ты один? Где Снегурочка?

Дед Мороз:

-Чтобы пришла моя внучка, надо спеть песню, она любит песни петь. Но есть у нее и любимая. Какая это песня ребята?

Звучит мелодия. Дети встают в хоровод и поют песню « В лесу родилась елочка»

По окончанию песни открывается дверь и входит Снегурочка.

Снегурочка:

-Здравствуйте ребята( дети здороваются).  Здравствуй , дедушка. Подходит и обнимает деда.. Услышала я свою любимую песни и не смола пройти мимо. У вас здесь праздник?

Учитель: Да, Снегурочка ,мы тебя ждали и очень рады тебя видеть. Повеселись вместе с нами.

Снегурочка : Поиграем в игру «Что на букву начитается?».

Снегурочка предлагает букву ребенок называет  новогодние слова на эту букву.

( например К – карнавал, кот в сапогах, б- борода,  в- валенки, ветка, с- снеговик, Снегурочка)

Снегурочка: Молодцы , справились с заданием.

- Давайте порадуем дедушку, знаете ли вы стихи про него?  ( Ответы детей)

Стих читает А.В.

-Дед Мороз на Новый год
Обязательно придёт.
Ждут его ребята,
Птички и зверята.
И подарки ждут его -
Ведь готовят для него
Шутки, игры, сказки
И у ёлки пляски.
Смех над лесом льётся,
Дед Мороз смеётся!
Звери с ним играют -
Новый год встречают!

Ученик Б.Д.

Спешит на ёлку Дед Мороз -
Он не устал и не замёрз,
Ведь быстрые салазки
Везут его из сказки.
Из снежной сказочной страны
И неизвестной стороны.

Учитель: Ребята не только стихи знают, но игру про Д.М. Давайте поиграем.

Все встают в хоровод . Игру проводит В.Р.

Как у нашего Мороза...
Как у нашего Мороза
Вот такая борода

Вот такая борода – говорят все вместе и показывают бороду
(Да, да, да вот такая борода) –  говорит ученик, дети показывают бороду.
Как у нашего Мороза

Вот такой красный нос  
Вот такой красный нос   -– говорят все вместе и показывают кончик носа.
(Да, да, да вот такой красный нос) говорит ученик, дети показывают на кончик носа
Как у нашего Мороза

Вот такие валенки
Вот такие валенки -говорят все вместе и показывают ноги поочередно
(Да, да, да вот такие валенки) говорит ученик, дети показывают поочередно ноги.
Дед Мороз, тебе сто лет!
А шалишь как маленький- грозит пальчиком.

Дед Мороз:  Да, пошалить я люблю. Есть у меня любимая игра « Заморожу». Давайте поиграем. Дети берутся за нить и идут по кругу , дедушка идет внутри круга и пытается посохом дотронутся до рук ребят, а они должны увернуться. Поднимая или опуская руки.. Звучит быстрая мелодия.

Учитель: Дедушка. Ребята не только стихи выучили , они очень готовились и нарисовали рисунки. Вот наш новогодний вернисаж. Учитель открывает доску с рисунками. Эти рисунки ребята подарят своим родителям, потому что в этот день принято дарить подарки и желать самое хорошее.

Ученик читает стих.  А.А.

Очень скоро Новый год!
В гости Дед Мороз придёт,
Ждут ещё Снеговика;
Звери заняты пока:
Дружно наряжают ёлки:
На зелёные иголки
Вешают игрушки,
Серпантин, хлопушки.
Добрый Дедушка Мороз
Всем подарочек принёс:
Мише - мёд и пироги,
А лисичке - сапоги.
Белочке - орешки,
Грибочки, сыроежки:

Дед Мороз: Да. подарки – это внимание, это забота , это желание сделать близким приятное. Я тоже не пришел с пустыми руками. Я принес вам сувениры- это символ года – лошадка и ангелочки- которые будут вас защищать в новом году. Давай , внученька. раздай, да пора в путь – дорогу.

Снегурочка раздает подарки- сувениры.

Учитель: Спасибо, Вам ,что вы пришли , спасибо за гостинцы. До свидания !

Дед Мороз и Снегурочка уходят.

Учитель: Самых лучших на свете родителей
Мы поздравить спешим в этот час.
Наши ангелы, наши хранители,
Что смогли бы мы в жизни без Вас?!
Мы желаем Вам счастья безбрежного,
Прочь уйдут пусть обиды былые!
И побольше здоровья, конечно же,
Долго долго живите, родные!                                                                                   Подарки, свечи, запах ели
И мандаринов аромат …
И все, конечно же, успели
Желаний кучу загадать.
Под бой курантов подарите
Друг другу вы слова любви,
Друзьям и близким посвятите
Признаний строчки и стихи.
Вас с Новым Годом поздравляя,
Желаем вместе быть всегда,
И дай же Бог вам это счастье.
Сберечь на долгие года.

Дети дарят рисунки родителям, поздравляют с праздником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий устного журнала "1150 лет Российской государственности"

Данное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Усный журнал+презентация посвящены 1150 летию Российской государственности. Может использоваться как материал классного часа....

«День Воинской Славы 27 января – День снятия блокады с города Ленинграда»

   «ДеньМероприятие"День Воинской Славы 27 января – День снятия блокады с города Ленинграда»Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.Задачи:1) Формировать представлени...

Устный журнал: «Судьба российского триколора»

Цель: дать обучающимся основные знания о Государственном флаге России»;познакомить с историческими изменениями российского флага;воспитывать у школьников уважительное отношение к Государственном...

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...

Методическая разработка классного часа "25 января - День российского студенчества"

Методическая разработка классного часа  «25 января - День российского студенчества» предназначена для просвещения молодежи об истории создания и традициях празднования Дня российского...

Праздник «Воины пера», посвященный Дню Российской печати.

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения первых газет, журналов, книг. 2. Расширить кругозор подростков, коррекция познавательных процессов. 3. Воспитание у школьников любви к чтению. 4....

Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе «Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого истор...