Познавательная игра "Герои сказок о правах человека"
классный час (5 класс) на тему
Познавательная игра для учащихся 5 класса "Герои сказок о правах человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra.zip | 12.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Бабаевская основная общеобразовательная школа
Собинского района
Герои сказок о правах человека
(познавательная игра по Всеобщей декларации прав человека
для учащихся 5 класса)
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Лукьянова Светлана Владимировна
Цель игры: познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
Правила игры:
Аудитория делится на 2 команды. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой из команд. Побеждает наиболее активная команда. Каждому участнику за правильный ответ дается жетон. И по количеству жетонов определяются победители игры.
Для проведения игры понадобится «черный ящик» и предметы: стрелковый лук, азбука, муляжи луковиц, апельсина, помидора.
«Высшей среди обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо…»
Иммануил Кант.
1 ведущий:
Давным- давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и , к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 года. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи – одного из главных органов ООН, состоящего из всех государств – членов – объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.
Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Правда, только в том случае, ЕСЛИ СОБЛЮДАТЬ….
2 ведущий:
Как известно, законы принимают взрослые люди и рассчитаны они на взрослых. Права человека – значит права взрослого человека.
А есть ли права у детей? Вы никогда не задавали себе такой вопрос? Может быть, дети не имеют прав, и взрослый человек может потребовать от них что угодно? А если взрослый злой и жестокий человек? Ведь дети беззащитны и им можно причинить много зла.
1 ведущий:
В 1990 году большинство стран мира подписали соглашение, которое установило, как нужно обращаться с детьми, независимо от того, откуда они родом и кто они.
Это соглашение получило название «Конвенция о правах ребенка». Согласно этой конвенции ребенок нуждается в специальной охране, заботе и защите, как до, так и после рождения.
2 ведущий:
Каждый из нас – гражданин нашей страны.
Конвенция предоставляет вам большие гражданские права.
Но гражданин должен не только пользоваться правами. И Конвенция, предъявляя большие требования к стране, к народу, к семье, предъявляет их и к вам, дорогие друзья.
Давайте порассуждаем о том, что вы обязаны делать. Конвенция дает вам право требовать уважение к себе, защищает ваше достоинство и взгляды. Но для того, чтобы вас уважали, вы должны заслужить уважение – своим поведением, трудом, знаниями.
Никакая Конвенция не может заставить людей уважать лентяя, грубияна, невежду! Думаю, вы с этим согласны. Конвенция дает вам право учиться бесплатно, ходить в школу. Но никто не дает вам право не ходить в школу, пропускать уроки, плохо учиться.
Конвенция дает вам право на свое мнение. Но стоит ли высказывать его в грубой, невежливой форме?
Кажется, все люди мира вложили в содержание Конвенции свою доброту, мудрость, любовь к детям. От неё веет теплом материнства.
1 ведущий:
Чем же декларация отличается от конвенции? Это соглашение, которое носит рекомендательный характер, а конвенция – юридический документ.
2 ведущий:
Ребята, мы сегодня поговорим о «Всеобщей декларации прав человека». Этот документ включает в себя 30 статей. И мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
СТАТЬЯ 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
- В какой сказке маленький мальчик попадает в руки жестокого взрослого, который собирается использовать его для растопки очага? (А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»).
- В какой сказке злая мачеха посылает девочку в лес зимой за цветами? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
1 ведущий:
СТАТЬЯ 16. Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
Внимание – «черный ящик»!
С помощью предмета, который здесь находится, главный герой сказки нашел себе жену, которая была заколдована. (В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич пустил стрелу из лука, которая попала в заколдованную царевну)
- Были ли нарушены права Ивана-царевича?
2 ведущий:
СТАТЬЯ 26. Каждый человек имеет право на образование.
Внимание – «черный ящик»!
- За этот учебник была продана куртка. (А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
(Декларация закрепляет право каждого на образование и признает, что для «полного осуществления этого права» начальное образование должно быть бесплатным и обязательным для всех.)
1 ведущий:
СТАТЬЯ 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Право на неприкосновенность жилища.
«Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки – то и выгнала» (русская народная сказка «Лиса, заяц и петух).
2 ведущий:
СТАТЬЯ 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу.
- В какой сказке коварным и злым персонажем было нарушено право на жизнь сразу двух человек? (Ш.Перро «Красная шапочка»)
(В сказке это право нарушается не только волком, но и охотниками)
Защите права на свободу и неприкосновенность личности посвящено несколько статей Декларации, каждая из которых говорит об отдельных проявлениях личной свободы, гарантиях свободы личности и ее неприкосновенность.
1 ведущий:
СТАТЬЯ 14. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследователей.
«Я пришла из сказки Г.Х.Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка)
2 ведущий:
СТАТЬЯ 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
- Назовите автора сказки, отрывок из которой вы услышите:
«Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был безобразный, с большой головой и длинной шеей, что и птицы не приняли его в свою семью» (Г.Х Андерсен «Гадкий утенок»)
1 ведущий:
СТАТЬЯ 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Внимание «черный ящик»!
- В какой сказке эти овощи (луковица, помидор, лимон, тыква) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку? Чьи права были нарушены? (Д.Родари «Приключения Чиполлино»)
2 ведущий:
СТАТЬЯ 13. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
- Я мышка-норушка.
- Я лягушка-квакушка.
- Я зайчик – побегайчик.
- А ты кто?
(«Теремок»)
1 ведущий:
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
а) Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке:
- право на жизнь
- право на поучение образования
- право на владение имуществом
б) Чьи права были нарушены в этой сказке?
2 ведущий:
В.Гаршин «Лягушка-путешественниа».
а) Как далеко могла передвигаться лягушка, используя право на свободу передвижения:
- в пределах болота
- в пределах страны
- без ограничений.
1 ведущий:
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
- Чья жизнь в опасности?
- Кто посягнул на жизнь?
2 ведущий:
А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:
- Продолжите, пожалуйста, мою мысль: приказав чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на…
- Пес Соколко, не пуская старух в дом, охранял право на…
1 ведущий:
- Ребята, так что же такое права человека?
Это то, что присуще ему от рождения, является естественным для человека: право на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д.
Все эти и многие другие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека, с которой мы сегодня познакомились.
Литература:
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М., 1995.
Аршинова И. Брейн-ринг «В мире сказок» / Граждановедение.-1999._№1.-с.2
Тумакова Л. Карабас-рабовладелец / Граждановедение.-1998.- №52. с.-2
Яковлев В.В. Ваши права, дети. – М.,1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"
"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...
Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека
Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека...
Познавательное занятие по теме "Права человека"
Данный материал представляет собой разработку познавательного занятия для учащихся 7 класса по теме "Права человека". Также в отдельном файле прилагается разработка "Своя игра по теме "Права человека"...
Презентация "Права человека по сюжетам сказок"
Данную презентацию можно использовать при проведении внеклассных мероприятий....
Права человека. Международная защита прав человека.
Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...
Познавательный журнал "Права человека"
Внеклассное мероприятие по обществознанию "Права человека" в форме познавательного журнала с викториной для учащихся 10-12 классов. Цели мероприятия - развитие представлений учащихся о...