Умеем ли мы говорить НЕТ?
классный час (9 класс) на тему

Шляпина Ольга Евгеньевна

Классный час в 9 классе по теме: "Умеем ли мы говорить нет?" 

Основные задачи это: оспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы. Обозначить разные возможные формы отказов. Воспитывать культуру поведения школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyiychas.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9-11 классах.

Умеем ли мы говорить нет?

Воспитательные цели.

Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы. Обозначить разные возможные формы отказов. Воспитывать культуру поведения школьников

Основные задачи:

– Рассмотреть разные виды отказов.

– Способствовать активному включению учащимися сферы эмоций и чувств, а также ассоциативного мышления.

– Помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.

– Научить учащихся говорить «нет» в ситуациях, когда это необходимо.

Принципы, которых учитель придерживается на уроке:

а) Личностно ориентированные принципы.

  • Принцип адаптивности.
  • Принцип развития.
  • Принцип психологической комфортности.

б) Культурно ориентированные принципы

  • Принцип образа мира.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип смыслового отношения к миру.
  • Принцип овладения культурой.

в) Деятельностно-ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности.
  • Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
  • Креативный принцип.

  Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся:

  1. Система вопросов (учитель является модератором беседы и высказываний учеников в течение всего классного часа)
  2. Создание проблемных ситуаций,
  3. Организация диалога и исследовательской работы.
  4. Разные уровни проблемно-эвристического решения ситуаций.

Планируемые результаты воспитания.

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

– Соотносить ситуацию и необходимую форму отказа.

– Вежливо отказать человеку.

–Лучше  выстраивать  отношения делового сотрудничества.

План классного часа

  1. Организация начала занятия Постановка цели занятия. (2 минуты)
  2. Вход в тему .(2 минуты)
  3. Разыгрывание жизненных ситуаций (4 минуты)
  4. Обсуждение сценок. Беседа. (4 минуты)
  5.  Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Работа с раздаточными листами. (8 минут)
  6. Игра «Разрешение ситуаций» (12 минут)
  7. Беседа «Всегда ли мы можем сказать «нет»? (3 минуты)
  8. Подведение итогов и результатов занятия. (3 минуты)

Ход классного часа

Этап

Речь учителя

Действия учеников

Действия учителя

Организация начала занятия Постановка цели занятия.

Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня очень интересная тема для разговора. Но прежде, давайте с вами поздороваемся

Здороваемся в центре класса по кругу: руки пожать рядом стоящим, через одного, через двух, через трёх

Вход в тему

Ребята,  у нас сегодня очень интересная тема. Скажите пожалуйста, почему она вас заинтересовала?

Ответы по кругу – дети высказываются

Учитель слушает, при необходимости комментирует

А когда нужно говорить нет? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

Дети приводят примеры

Учитель выписывает примеры на доску столбиком.

Слово нет – какие ассоциации оно у вас вызывает?

Дети приводят примеры

Учитель выписывает ассоциации на доску.

Разыгрывание жизненных ситуаций

Ребята, представьте ситуацию.  Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, диски, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ?

Давайте попробуем эту ситуацию разыграть. Я – тот самый недобросовестный одноклассник. Откажите мне (2-3 сценки)

- Миша, дай мне диск с игрой, ну тот, новый.

 - Я поиграю два  дня и отдам.

- Я точно отдам, ну дай!

- Но ты же мне друг? Тебе для друга жалко диска какого-то?

- То есть ты мне не друг? Ты меня на диск меняешь?

Учитель и ученики разыгрывают 2-3 сценки. Учитель в роли просящего.

Обсуждение сценок. Беседа.

Скажите, все ли отказы были одинаковы? А сколькими способами можно сказать «нет»?

Если мы не умеем говорить «нет», то мы будем постоянно оказываться в роли жертвы.

Отказать собеседнику порой бывает нелегко, Иногда нам хочется искренне помочь, и мы делаем это, получая в награду признание, Но бывают случаи, когда мы понимаем, что оказание помощи принесет нам массу неудобств и трудностей. Многие люди считают, что они могут потерять симпатии окружающих, если будут отказывать им в просьбах. На самом деле искренний отказ порой звучит лучше, чем неискреннее согласие.

Дети высказывают своё мнение.

Учитель выслушивает учеников. Резюмирует сказанное

Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Работа с раздаточными листами.

Испанский писатель и философ XVII века Бальтасар Грасиан-и-Моралес писал, что люди должны уметь не только уступать друг другу, но также должны уметь и отказывать. Мы сегодня должны с вами научиться технике отказа.

Вот вам рабочие листочки.

Какие отказы были в сценке до этого?

Работают с Приложением 1. Отвечают на вопросы учителя.

Раздаёт Приложение 1 (проводит обсуждение приложения и видов отказа)

Игра «Разрешение ситуаций».

Сейчас я вам буду предлагать различные ситуации

Давайте попробуем на ситуацию сформулировать разные виды отказа.  Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет». Отвечаем по кругу.

Ситуация 1. Одноклассник просит пойти с ним на групповую драку, которая состоится по его вине. Как отказать ему?

Ситуация 2.  Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, диски, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ?

Ситуация 3.  Подруга один раз попросила вас помочь сделать упражнение по английскому. Вам было некогда долго ей объяснять правило – и вы просто выполнили за нее упражнение. Теперь она ежедневно приходит к вам с такой просьбой. Как в очередной раз отказать ей?

Ситуация 4. Классный руководитель часто просит вас продежурить по классу после уроков, так как недобросовестные одноклассники постоянно убегают. Как вы сформулируете свой отказ?

Ответы по кругу – дети высказываются

Учитель слушает, при необходимости комментирует

Беседа «Всегда ли мы можем сказать «нет»?

Ребята, скажите, в каких случаях мы не имеем права сказать «нет»?

Ответы по кругу – дети высказываются

Учитель слушает, при необходимости комментирует

Подведение итогов и результатов занятия.

Я надеюсь, после сегодняшней беседы вам будет проще в некоторых ситуациях говорить «нет».

Спасибо за работу. До свидания.

Учитель подводит итог занятия. Благодарит учеников за работу. Прощается

Ученики прощаются с учителем

Приложения к классному часу.

Приложение 1

Название «Техники отказа собеседнику»

Прямолинейное «нет».

Мы можем просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего, можем сказать в более мягкой форме: «Нет, я не могу это сделать» или «Нет, я предпочитаю этим не заниматься». Если собеседник все-таки пытается выяснить причину отказа или прибегает к различным уловкам, манипуляциям, чтобы склонить нас на свою сторону, можно использовать «Технику испорченной пластинки». Суть ее состоит в том, что мы дословно повторяем несколько раз одну и ту же короткую фразу отказа. Например:

— Нет, я не могу это сделать, — говорим мы.

— Ну, пожалуйста, последний раз. Я тебя очень прошу, — настаивает собеседник.

— Нет, я не могу это сделать, — повторяем мы.

Эта техника очень эффективна в общении с агрессивными или напористыми людьми, так как исключает возможности для дальнейшего ведения переговоров.

Рефлексивное «нет».

 «Рефлексивный» в переводе с английского означает «возвратный». Суть этой техники состоит в том, что мы внимательно выслушиваем человека, показываем свое понимание проблемы и, возможно, выказываем наше сочувствие (возвращаем его эмоции), добавляя в конце отказ. Мы  можем сказать, например: «Да, я вижу, тебе очень нелегко, и я в этой ситуации не могу тебе помочь» или «Я понимаю, как ты устала за последнюю неделю, но, к сожалению, я не смогу выполнить твою просьбу». Эта техника эффективна в общении с людьми, которые пытаются сыграть на наших чувствах, вызвать нашу жалость или в тех случаях, когда Человеку не так важно наше согласие, как поддержка и сочувствие.

Обоснованное «нет».

В некоторых ситуациях мы имеем серьезную причину для отказа и готовы раскрыть ее собеседнику, сделав свой отказ обоснованным. Следуя этой технике, мы используем простую формулу - «Я не могу это сделать, потому что...» и далее объясняем истинную причину, Ещё лучше техника отказа «по трем причинам»: три причины, а не одна — это более убедительно и весомо: «Я не могу сделать этого по трем причинам...» Эта техника особенно подходит в общении с людьми, которые старше нас по возрасту или занимают более высокое положение по служебной лестнице.

Отсроченное «нет». 

Эта техника помогает нам выиграть время, а также при необходимости дает возможность обратиться за советом к близким людям. Суть этой техники состоит в том, что мы не говорим «нет» сразу, а просим время на обдумывание.

Например: «Можно я скажу немного позже? Мне надо подумать», или «Когда последний срок, чтобы я ответил? Я не могу сказать сразу», или «Мне надо время, чтобы взвесить свои возможности, Я позвоню тебе. Хорошо?» и т.д. Ответить позже по телефону или передать сообщение с кем-то часто бывает намного проще, чем сказать «нет» собеседнику в момент общения с глазу на глаз.

 Эта техника подходит в общении с напористыми, настойчивыми людьми, с людьми, которые не терпят возражений.

Компромиссное «нет», или «нет» наполовину

В некоторых ситуациях мы готовы помочь собеседнику, но не полностью, а частично. Предположим, что мы очень заняты и часть просьбы не можем или не хотим выполнить, потому что это доставляет нам массу неудобств, но кое-что мы готовы сделать. В этом случае мы можем предложить собеседнику свои условия. Если же наши условия не устраивают оппонента, мы вправе отказать в его просьбе.

Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах.

Это своего рода приглашение к переговорам, которые помогут найти взаимоприемлемое решение и одновременно отказать собеседнику по тем позициям, которые мы не можем (или не хотим) выполнить. В отличие от предыдущей техники, у нас нет готового решения, и мы пытаемся его найти вместе с собеседником, но при этом отказываемся делать то, что нам не под силу. Также мы можем оказать помощь в решении вопроса, пригласив к сотрудничеству третье лицо.


Приложение 2

 «Техники отказа собеседнику»

Название техники

Сущность техники

Примеры высказываний

Эффективность использования

Прямое «нет»

Мы просто говорим «нет», уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь

«Нет», «Нет, нет, я не могу это сделать», «Нет, я предпочитаю этим не запинаться»

Удобно использовать в тех случаю, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право.

Рефлексивное «нет»

Мы отражаем содержание или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет»

«Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать»

Эффективно в том случае, когда мы, даже, несмотря на понимание проблемы собеседника, не можем или не хотим выполнить его просьбу.

Обоснованное «нет»

Мы говорим «нет» и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа

«Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой»

Эффективно в том случае, если мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее

Отсроченное «нет»

Мы не даем ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание

«Мне надо подумать. Я скажу тебе позже»

Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет

Компромиссное «нет», или «нет» наполовину

Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны

«Я не могу сделать это сегодня, но я мог бы это сделать завтра»

Этот отказ эффективен в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях

Дипломатичное –«нет», или «нет» в мелочах

Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать

«Мог бы я помочь тебе как-нибудь по-другому?»

Этот отказ эффективен в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеем ли мы говорить?!

В данной презентации вашему вниманию предлагается правильное произношение некоторых клавиш на клавиатуре компьютера. Полезно использовать на уроках при знакомстве с клавиатурой. Дети легко воспринимаю...

Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

   Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

Умеем ли мы говорить "нет!"

Разработка классного часа...

Классный час на тему: «Умеем ли мы говорить НЕТ»

Как можно сопротивляться давлению путём неагрессивного настаивания на своём, формировать стойкое неприязненное отношение к проявлениям деструктивного поведения, побуждать подростков к самореализ...

Классный час "Умеем ли мы говорить и слушать друг друга"

Классный час по теме «Умеем ли мы говорить и слушать друг друга?» разработан для обучающихся 12-13 лет, 2021г.Направление: Духовно-нравственное развитиеЦель:достижение внутригруппового спл...

Буклет для родителей "УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ"

quot;Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью...

Буклет для родителей "Умеем ли мы говорить с нашими детьми?"

"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его ...