Умеем ли мы говорить НЕТ?
классный час (9 класс) на тему
Классный час в 9 классе по теме: "Умеем ли мы говорить нет?"
Основные задачи это: оспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы. Обозначить разные возможные формы отказов. Воспитывать культуру поведения школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyiychas.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 9-11 классах.
Умеем ли мы говорить нет?
Воспитательные цели.
Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы. Обозначить разные возможные формы отказов. Воспитывать культуру поведения школьников
Основные задачи:
– Рассмотреть разные виды отказов.
– Способствовать активному включению учащимися сферы эмоций и чувств, а также ассоциативного мышления.
– Помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.
– Научить учащихся говорить «нет» в ситуациях, когда это необходимо.
Принципы, которых учитель придерживается на уроке:
а) Личностно ориентированные принципы.
- Принцип адаптивности.
- Принцип развития.
- Принцип психологической комфортности.
б) Культурно ориентированные принципы
- Принцип образа мира.
- Принцип систематичности.
- Принцип смыслового отношения к миру.
- Принцип овладения культурой.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
- Принцип обучения деятельности.
- Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
- Креативный принцип.
Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся:
- Система вопросов (учитель является модератором беседы и высказываний учеников в течение всего классного часа)
- Создание проблемных ситуаций,
- Организация диалога и исследовательской работы.
- Разные уровни проблемно-эвристического решения ситуаций.
Планируемые результаты воспитания.
В результате проведения занятия учащиеся смогут:
– Соотносить ситуацию и необходимую форму отказа.
– Вежливо отказать человеку.
–Лучше выстраивать отношения делового сотрудничества.
План классного часа
- Организация начала занятия Постановка цели занятия. (2 минуты)
- Вход в тему .(2 минуты)
- Разыгрывание жизненных ситуаций (4 минуты)
- Обсуждение сценок. Беседа. (4 минуты)
- Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Работа с раздаточными листами. (8 минут)
- Игра «Разрешение ситуаций» (12 минут)
- Беседа «Всегда ли мы можем сказать «нет»? (3 минуты)
- Подведение итогов и результатов занятия. (3 минуты)
Ход классного часа
Этап | Речь учителя | Действия учеников | Действия учителя |
Организация начала занятия Постановка цели занятия. | Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня очень интересная тема для разговора. Но прежде, давайте с вами поздороваемся | Здороваемся в центре класса по кругу: руки пожать рядом стоящим, через одного, через двух, через трёх | |
Вход в тему | Ребята, у нас сегодня очень интересная тема. Скажите пожалуйста, почему она вас заинтересовала? | Ответы по кругу – дети высказываются | Учитель слушает, при необходимости комментирует |
А когда нужно говорить нет? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры. | Дети приводят примеры | Учитель выписывает примеры на доску столбиком. | |
Слово нет – какие ассоциации оно у вас вызывает? | Дети приводят примеры | Учитель выписывает ассоциации на доску. | |
Разыгрывание жизненных ситуаций | Ребята, представьте ситуацию. Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, диски, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ? Давайте попробуем эту ситуацию разыграть. Я – тот самый недобросовестный одноклассник. Откажите мне (2-3 сценки) - Миша, дай мне диск с игрой, ну тот, новый. - Я поиграю два дня и отдам. - Я точно отдам, ну дай! - Но ты же мне друг? Тебе для друга жалко диска какого-то? - То есть ты мне не друг? Ты меня на диск меняешь? | Учитель и ученики разыгрывают 2-3 сценки. Учитель в роли просящего. | |
Обсуждение сценок. Беседа. | Скажите, все ли отказы были одинаковы? А сколькими способами можно сказать «нет»? Если мы не умеем говорить «нет», то мы будем постоянно оказываться в роли жертвы. Отказать собеседнику порой бывает нелегко, Иногда нам хочется искренне помочь, и мы делаем это, получая в награду признание, Но бывают случаи, когда мы понимаем, что оказание помощи принесет нам массу неудобств и трудностей. Многие люди считают, что они могут потерять симпатии окружающих, если будут отказывать им в просьбах. На самом деле искренний отказ порой звучит лучше, чем неискреннее согласие. | Дети высказывают своё мнение. | Учитель выслушивает учеников. Резюмирует сказанное |
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Работа с раздаточными листами. | Испанский писатель и философ XVII века Бальтасар Грасиан-и-Моралес писал, что люди должны уметь не только уступать друг другу, но также должны уметь и отказывать. Мы сегодня должны с вами научиться технике отказа. Вот вам рабочие листочки. Какие отказы были в сценке до этого? | Работают с Приложением 1. Отвечают на вопросы учителя. | Раздаёт Приложение 1 (проводит обсуждение приложения и видов отказа) |
Игра «Разрешение ситуаций». | Сейчас я вам буду предлагать различные ситуации Давайте попробуем на ситуацию сформулировать разные виды отказа. Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет». Отвечаем по кругу. Ситуация 1. Одноклассник просит пойти с ним на групповую драку, которая состоится по его вине. Как отказать ему? Ситуация 2. Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, диски, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ? Ситуация 3. Подруга один раз попросила вас помочь сделать упражнение по английскому. Вам было некогда долго ей объяснять правило – и вы просто выполнили за нее упражнение. Теперь она ежедневно приходит к вам с такой просьбой. Как в очередной раз отказать ей? Ситуация 4. Классный руководитель часто просит вас продежурить по классу после уроков, так как недобросовестные одноклассники постоянно убегают. Как вы сформулируете свой отказ? | Ответы по кругу – дети высказываются | Учитель слушает, при необходимости комментирует |
Беседа «Всегда ли мы можем сказать «нет»? | Ребята, скажите, в каких случаях мы не имеем права сказать «нет»? | Ответы по кругу – дети высказываются | Учитель слушает, при необходимости комментирует |
Подведение итогов и результатов занятия. | Я надеюсь, после сегодняшней беседы вам будет проще в некоторых ситуациях говорить «нет». Спасибо за работу. До свидания. | Учитель подводит итог занятия. Благодарит учеников за работу. Прощается | Ученики прощаются с учителем |
Приложения к классному часу.
Приложение 1
Название «Техники отказа собеседнику»
Прямолинейное «нет».
Мы можем просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего, можем сказать в более мягкой форме: «Нет, я не могу это сделать» или «Нет, я предпочитаю этим не заниматься». Если собеседник все-таки пытается выяснить причину отказа или прибегает к различным уловкам, манипуляциям, чтобы склонить нас на свою сторону, можно использовать «Технику испорченной пластинки». Суть ее состоит в том, что мы дословно повторяем несколько раз одну и ту же короткую фразу отказа. Например:
— Нет, я не могу это сделать, — говорим мы.
— Ну, пожалуйста, последний раз. Я тебя очень прошу, — настаивает собеседник.
— Нет, я не могу это сделать, — повторяем мы.
Эта техника очень эффективна в общении с агрессивными или напористыми людьми, так как исключает возможности для дальнейшего ведения переговоров.
Рефлексивное «нет».
«Рефлексивный» в переводе с английского означает «возвратный». Суть этой техники состоит в том, что мы внимательно выслушиваем человека, показываем свое понимание проблемы и, возможно, выказываем наше сочувствие (возвращаем его эмоции), добавляя в конце отказ. Мы можем сказать, например: «Да, я вижу, тебе очень нелегко, и я в этой ситуации не могу тебе помочь» или «Я понимаю, как ты устала за последнюю неделю, но, к сожалению, я не смогу выполнить твою просьбу». Эта техника эффективна в общении с людьми, которые пытаются сыграть на наших чувствах, вызвать нашу жалость или в тех случаях, когда Человеку не так важно наше согласие, как поддержка и сочувствие.
Обоснованное «нет».
В некоторых ситуациях мы имеем серьезную причину для отказа и готовы раскрыть ее собеседнику, сделав свой отказ обоснованным. Следуя этой технике, мы используем простую формулу - «Я не могу это сделать, потому что...» и далее объясняем истинную причину, Ещё лучше техника отказа «по трем причинам»: три причины, а не одна — это более убедительно и весомо: «Я не могу сделать этого по трем причинам...» Эта техника особенно подходит в общении с людьми, которые старше нас по возрасту или занимают более высокое положение по служебной лестнице.
Отсроченное «нет».
Эта техника помогает нам выиграть время, а также при необходимости дает возможность обратиться за советом к близким людям. Суть этой техники состоит в том, что мы не говорим «нет» сразу, а просим время на обдумывание.
Например: «Можно я скажу немного позже? Мне надо подумать», или «Когда последний срок, чтобы я ответил? Я не могу сказать сразу», или «Мне надо время, чтобы взвесить свои возможности, Я позвоню тебе. Хорошо?» и т.д. Ответить позже по телефону или передать сообщение с кем-то часто бывает намного проще, чем сказать «нет» собеседнику в момент общения с глазу на глаз.
Эта техника подходит в общении с напористыми, настойчивыми людьми, с людьми, которые не терпят возражений.
Компромиссное «нет», или «нет» наполовину
В некоторых ситуациях мы готовы помочь собеседнику, но не полностью, а частично. Предположим, что мы очень заняты и часть просьбы не можем или не хотим выполнить, потому что это доставляет нам массу неудобств, но кое-что мы готовы сделать. В этом случае мы можем предложить собеседнику свои условия. Если же наши условия не устраивают оппонента, мы вправе отказать в его просьбе.
Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах.
Это своего рода приглашение к переговорам, которые помогут найти взаимоприемлемое решение и одновременно отказать собеседнику по тем позициям, которые мы не можем (или не хотим) выполнить. В отличие от предыдущей техники, у нас нет готового решения, и мы пытаемся его найти вместе с собеседником, но при этом отказываемся делать то, что нам не под силу. Также мы можем оказать помощь в решении вопроса, пригласив к сотрудничеству третье лицо.
Приложение 2
«Техники отказа собеседнику»
Название техники | Сущность техники | Примеры высказываний | Эффективность использования |
Прямое «нет» | Мы просто говорим «нет», уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь | «Нет», «Нет, нет, я не могу это сделать», «Нет, я предпочитаю этим не запинаться» | Удобно использовать в тех случаю, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право. |
Рефлексивное «нет» | Мы отражаем содержание или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет» | «Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать» | Эффективно в том случае, когда мы, даже, несмотря на понимание проблемы собеседника, не можем или не хотим выполнить его просьбу. |
Обоснованное «нет» | Мы говорим «нет» и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа | «Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой» | Эффективно в том случае, если мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее |
Отсроченное «нет» | Мы не даем ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание | «Мне надо подумать. Я скажу тебе позже» | Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет |
Компромиссное «нет», или «нет» наполовину | Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны | «Я не могу сделать это сегодня, но я мог бы это сделать завтра» | Этот отказ эффективен в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях |
Дипломатичное –«нет», или «нет» в мелочах | Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать | «Мог бы я помочь тебе как-нибудь по-другому?» | Этот отказ эффективен в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умеем ли мы говорить?!
В данной презентации вашему вниманию предлагается правильное произношение некоторых клавиш на клавиатуре компьютера. Полезно использовать на уроках при знакомстве с клавиатурой. Дети легко воспринимаю...
Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать
Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...
Умеем ли мы говорить "нет!"
Разработка классного часа...
Классный час на тему: «Умеем ли мы говорить НЕТ»
Как можно сопротивляться давлению путём неагрессивного настаивания на своём, формировать стойкое неприязненное отношение к проявлениям деструктивного поведения, побуждать подростков к самореализ...
Классный час "Умеем ли мы говорить и слушать друг друга"
Классный час по теме «Умеем ли мы говорить и слушать друг друга?» разработан для обучающихся 12-13 лет, 2021г.Направление: Духовно-нравственное развитиеЦель:достижение внутригруппового спл...
Буклет для родителей "УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ"
quot;Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью...
Буклет для родителей "Умеем ли мы говорить с нашими детьми?"
"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его ...