История села Руч (исследование учащихся)
творческая работа учащихся (9 класс) на тему

Попова Ирина Алексеевна

Материал по истории села Руч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoriya_sela_ruch.zip470.71 КБ

Предварительный просмотр:

История села Руч

Содержание

Введение …………………………………………………………….3

Глава 1. Возникновение починка Руч …………………………5

Глава 2. Преобразование починка в село Руч …………….8.

Заключение ………………………………………………………...11

Приложение ……………………………………………………….12

Источники и литература ………………………………………..15

Введение.

       В последние годы исторической науке возрос интерес к краеведению, в связи с чем появляются все больше работ исследующих развитие малых населенных пунктов. Обычно коми села и деревни расположены вдоль рек. Также село Руч расположен на левом берегу Вычегды. Цель работы направлена на изучение истории образования села Руч.

    Хронологические рамки исследования датируются началом первыми поселенцами (это 1670 год и первыми поселенцами были Савелий и Лазарь Минины из Шошки, и Петр и Тихон, Ульныровы из Ыба) и преобразования починка в село Руч (это связано с постройки кирпичной церкви – Сретения Господня в 1897 – 1903 гг.).

    При изучении темы были использованы традиционные методы: наблюдение, описание, анализ, синтез, гипотеза, сопоставление, классификация и сравнительно – исторический метод.

    Полной научной работы по истории села Руч на сегодняшний день не имеется. Данная курсовая работа написана, в основном, опираясь на архивные материалы Национального Архива Республики Коми (НАРК) и также использовала рукопись Б.М.Юдина.

   Следует отметить работу И.Л.Жеребцова “Где ты живешь?: Историко – демографический справочник”. В нем собраны краткие сведения по истории происхождения и социальному развитию населенных пунктов республики.

   При изучении темы также были привлечены статьи периодической печати, в частности районная газета “Ленин туйöд” (По ленинскому пути), где была опубликованы статьи Б.М.Юдина.

Глава 1. Возникновение починка Руч

Возникновение починка Руч связано с общим заселением верхней Вычегды во II половине XVII века. Источником изучения миграционных процессов Коми этого периода являются Переписные книги Яренского уезда (перепись – занесение всего населения всех существующих на этот год населённых пунктов в специальные книги).

   Так перепись 1646 года впервые отметила на Вычегде население Сторожево, Шойнатскую, Усть – Кулом, Керчому, Усть – нем, Кужбу, Нёб-дино (принято утверждать, что до середины XVII века начинается активное переселение людей вверх по реке Вычегда, выше устья реки Вишера).

Руч впервые попадает в перепись 1678 году. В документе записано: “Деревня Ручь, на речке Руч – ю, поселились после переписных книг тому 8 лет: во дворе крестьян Савка Никитин сын Минин, у него брат Лазарка в возрасте, у Савки сын Федька 10 лет, а поселился он с погосту Шешок с Сысолы во дворе бобыль Петрушка Стефанов сын Ульныров, у него брат Тихонка 15 лет, у него ж Петрушки сосед Илюшка Иванов бездетен, а поселились они с Сысольские волости с погосту Большого Ибу”[1].    

    Получается, что приход первых переселенцев в Руч приходится на 1670 год. Первыми жителями деревни были Савелий и Лазарь Никитичи Минины, переселившиеся сюда “с погосту Шошек с Сысолы” (теперь – село Шошка Сыктывдинского района), Петр и Тихон Степановичи Ульныровы и Илья Иванович Ульныров “родом с Сысольские волости с погосту Большого Ыбу” (нынешнее село Ыб того же района)[2].

    Перепись 1678 года также показывает, что по соседству на 12 лет раньше Ручи появились деревня Деревянный кряж (ныне Деревянск) и на 7 лет рань-ше починок Аныб.

    Однако, есть основание утверждать, что первые жители в Руч пере-селились раньше 1670 году. В грамоте царя Алексея Михайловича 1671 году об отводе земель Ульяновскому монастырю говорится: “А в нынешнем в 179 году (1671 г. по новому стилю) писал нам, великому государь, Усть – Куломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев с товарищи: “в прошлые де годах поселился оне на те кряжи над деревянного курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны, вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного леса расчистили в нашим и в сеченые покосы, и дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишеры и с Усть - Куломцы вместе””[3].

     В грамоте четко говорится о переселении людей в эти “пустые места” (т.е. до них здесь никто не проживал) “в прошлых де годах” (т.е. ранее 1671 г.), четко указано место (“Ручьемской”, видимо, курьей), чем занимались они  в первые годы.

   О более раннем расселении говорит и следующее сравнение. Переписная книга 1678 г. первыми жителями называет Савелия и Лазурку Никитиных Мининых, а также Петра и Тихона Стефановых Ульныровых. Между тем записанных рассказах старожилов села первым жителем настойчиво называется Стефан Ульныров, видимо отец Петра и Тихона. Поэтому, будет правильнее сказать, что первые жители в с. Руч переселились в период между двумя переписями, с 1646 по 1678 год. До переселения они проживали на реке Сысола и нижней Вычегде (ниже современного Сыктывкара). Переселиться на новые места крестьян заставляла сама жизнь: они бежали от налогов царских властей на новые земли, мечтали о высоких урожаях хлебов, большей свободы. Их занятиями в первую очередь были земледелие, (подсечное), скотоводство, а потом уже охота.

    При этом нельзя забывать, что до их переселения в эти места уже ступала нога человека. На берегу речки Руч – ю где – то в районе современного клад-бища несколько десятков лет назад в земле находили бронзовые украшения. Сейчас эта находка хранится в Коми филиале Академии наук (г. Сыктывкар). В эти места делали набеги вогулы (манси) с более северных или восточных территорий. В этих местах охотились более ранние коми, может проживали племена чуди…

   …. Стефан Ульныров поселился на горе (в полукилометре от нынешнего озера Руч - ты). Теперь мы называем это место Чоййыв шмак. Несомненно, его жилище представляло собой чёрную избу – четырехстенку, выполненную только топором, с отверстиями в стене для выпксука дыма, бревенчатым полом, уложенным прямо на землю (му джоджа сёйысь вартöм пача сьöд керка). Не случайно такие же дома этого периода в Керчомье называли понятием “кер чом”. Пилу тогда коми еще не знали.

    В переписной книге 1678 г. в деревне Руч отмечено несколько дворов, считай домов. Их 3, людей проживало 6, женщин нет. Никаких дополнительных сведений больше нет.

   Название села “Руч” скорее всего коми происхождения, и в буквальном переводе на русский язык означает “лиса”. Старожитель села Иван Федорович Ульныров (Педь Вань – 1903 – 1985 г.р.) часто рассказывал услы-шанную в детстве от дедов историю о том, как первые жители удачно охотились на лис и это дало название их деревне. Точно такое же название имеет и река, протекающая с Пармы и впадающая в Вычегду. Такое совпадение дает некоторым историкам – ученым основание утверждать, что река дала название селу (И.Жеребцов, Л.Рощевская). Для примера, в с. Деревянск точно так же: есть село Деревянск и есть река Деревянка.

     Другим местом, куда поселились первые жители, стал Лева – сикт на крутом берегу р. Руч – ю. Все жители этой части села были Зезеговы. В местечке “катыд”, по имеющимся воспоминаниям старожилов, первым поселился Елизар Холопов (Еля), переселившийся из д. Кочпон близ нынешнего Сыктывкара…

    Так, год за годом, поколение за поколением, крестьяне – переселенцы топором и подсекой расчищали от лесов земли под камни и луга. Способы обработки земли, орудие труда, приемы содержания скота, охоты и рыболовства у них были такие же как на Сысоле и нижней Вычегде.

    Строить новые дома было трудно, поэтому крестьянские дворы постепенно разрастались до 15 – 20 человек и более. Отцы держали сыновей с их женами при себе. В последующем старшие сыновья обзаводились своими дворами, но как правило недалеко от отцовского. Вновь прибывающие обзаводились хозяйством на значительном удалении от Ульныровых, Зезеговых, Холоповых. По именам первожителей в Кывтыде возникает Исак сикт, Öлеш сикт, Савва сикт, Öне сикт и позднее Пашö сикт (небольшие поселение). В Катыде возникают Рöман сикт, Шор дор, Катыд пом. Лева сикт растёт как в южном, так и в северном направлении здесь возникают Кассян, Кассян – лунбок, Лева сикт – Войбок. Центр села заселяет относительно поздно (и этот процесс здесь идет до сих пор). Название этих поселений сохранены до сих пор. Узкой линией беспорядочно поставленных дворов деревня (под понятием “деревня” здесь подразумевается поселение, где нет церкви и местных органов власти) растянулась почти на 7 км. Исторически (т.е. постепенно по мере прихода новых жильцов) получилось, что в каждой части деревни стали проживать однофамильцы в Кывтыде это Ульныровы, Есевы, Расовы, Мозымовы, Порошкины, в Катыде – Холоповы, Поповы, в центре – Зезеговы, Гуляевы, Кирушевы, Юдины, Чувьюровы.

   Ульныровы переселились в 1646 году с погоста Ыба Сыктывдинского района: “Федька да Ивашка Дмитриевы дети прозвище Ульныровы, у Ивашки сын Стелька 12 лет”[4]. Ульныровы в Ыбе в наше время уже нету, они переселились также в Деревянск в 1656 году. Уль – “мокрый” и ныр – “нос” – Мокроносов.

   Есевы – Есевы когда – то были жителями Усть – Сысольского погоста. В нынешнее время Есевы в Руче и в Деревянске встречаются. Фамилии произошло от имени Иосифа. У русских Оська, у коми Еська, Еся формы. Есесянь – Есев, он же Осипов. Также у русских Федосюк, Осипов – Есип – Еськов.

   Мозымовы и Чувьюровы переселились из Деревянска.

   Поповы – фамилие старое и по Коми земле большего всего распространено. Самые первые Поповы были дети попскими, позже прозвище могли дать слугам, казакам “бобылям”.

   Холоповы – в 1645 году в переписной книге написано то, что в Ыбе Сыктывдинском районе при переписи было указано, что “в нежилом доме сына Дмитрейко Андрюшкова было прозвище Холопов, от “холопа””

    Юдины – фамилие – Юда (шодка),  имени церкви

    Зезеговы – от слова гусь, “дзодзöг”.

    Гуляевы – выходец из Шошки в 1678 году в Деревянск, “гуляй” означает, что любитель погулять[5].

    Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни, традициях с.Руч много русского. Видимо когда – то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали коми.

    В первое столетие деревня росла медленно. Так, в 1743 г. документы отмечают 36 дворов. В экономических примечаниях к Генеральному Межеванию (Генеральное межевание – точное определение границ земельных владений отдельных лиц, общин черносошных крестьян, городов, церквей и других учреждений, произведенное в России с 1765 г. до середины XIX в[6]) по Усть-Сысольскому уезду, проведенному в 1784 – 1886 гг., здесь отмечен 58 дворов, 186 мужского и 190 человек женского населения (поревизских душ).

Глава 2. Преобразование починка в село Руч

 Большую роль в дальнейшем более чем двухсотлетнем развитии деревни сыграл тот факт, что всё административное и религиозное управление велось из Деревянска. В 1784 году там была построена деревянная церковь с двумя куполами, в последующем построена другая, тоже деревянная. В 1874 – 1878 годы там была построена кирпичная церковь, открыта церковно – приходская, а позже Земская второклассная школа.(Второклассная школа в Деревянске была открыта 1 октября 1900 года[7]). Для Ручи Деревянск долгие годы был погостом (вичкоа сикт, т.е. село с церковью), здесь же находилась и волостная администрация, сюда собирались мирские деньги, здесь отмечали рождение ребенка, здесь отпевали умерших, сюда хоронили. Здесь же находилась и почта. Все это создавало большие трудности, задерживало развитие деревни Руч, население которого с XVIII века быстро увеличивалось. В 1885 году в Ручи уже насчитывалось 160 дворов, 992 человек населения. В Кывтыде и Катыде появилась часовня. Все взрослое население упорно продолжало работать над расширением пахотных земель, лугов. Из каждых 10 семей 9 стали иметь лошадь, 7 корову. Большое внимание отводилось выращиванию хлеба, но в северных условиях многим на круглый год не хватало. С годами не стало хватать и окрестных земель, чтобы посеять его больше. В неурожайные годы наступал голод, приходилось  есть кач – нянь (кач – нянь – муку делали из коры дерева, ели этот хлеб тогда, когда совсем есть ничего не было; от такого хлеба живот твердел, хлеб не проходил через кишечник, человек очень сильно болел). Чтобы накормить семью, некоторые крестьяне стали делать подсечные земельные участки в верховьях рек Кузöб (Стахей Юдин, Иван Попов – починки “Стахей” и “Вальö” Аныб (Андрей Попов – “Егор Öньö”). В местечке Войпока из Деревянска переселились сначала Александр Попов (Сандрик, годы жизни 1816 – 1878 г.), потом Пока Попов, именем которого и стала называться деревня (коми люди букву “ф” произносили как “п” – Пока, Войпока).

    Еще раньше, сын Саввы Расова из Кывтыда, Фока Расов отделился от отца и построил дом в 10 км. от Ручи на реке Аныб. Постепенно возникает самобытная деревня Лун – Пока. Известно, что сын Фоки Леонтий жил в 1782 – 1842 годах. Все жители Лунпоки несет фамилию Расов.

    К концу XIX века в связи с развитием буржуазных отношений в Коми крае, в Ручи появляются более состоятельные люди. В отдельных семьях стали содержать от 3 до 7 голов крупного рогатого скота. Славу местных купцов приобретают Иван Николаевич Есев (по прозвищу Микулов) и приезжий Дмитрий Ильич Савельев (Семен зять), которые разворачивают торговлю привозными промышленными товарами и солью, открывают лавки – магазины в Ручи и в Деревянске, строят мельницы. Местожительство этих и других более состоятельных людей легко можно определить по их большим, обычно двухэтажным домом (дома купца Микулова и Савельева стояли рядом возле мирской дороги, под горой на уровне нынешнего дома частного предпринимателя С.Жаровского).

    С Войпоки Николай Иванович Попов становится большим специалистом по возделыванию кожи, начинает нанимать на работу до 4-5 батраков, укрупняет производство и превращается в настоящего предпринимателя. Клиенты пошли к нему от Корткероса по всей верхней Вычегде, включая Вишеру. Вместе с тем все  более становилось ясно, что статус деревни задерживает развитие села. Сознавая это, “ручевские крестьяне неоднократно писали просьбы в Усть-Сысольскую Земскую управу открыть в деревне школу, разрешить останавливаться земской почте, построить церковь, открыть свое волостное правление”[8].

    “Школа грамоты, функционировавшая с конца XIX века в приспособленных крестьянских комнатах, не решала проблему начального обучения детей. Наконец-то просьбы были услышаны и в 1902 году в деревне открывается земское начальное народное училище (если назвать просто-начальная школа, где обучали три года)”[9].

    В 1905-1910 годы в центре села на пустующем месте на возвышенности возводиться красивая кирпичная церковь, получившая название Сретенской (христианский праздник Сретение Господня отмечается ежегодно 15 февраля). Рядом строится деревянные жилые дома для священников. На должность местного священника с Архангельска или Великого Устюга приезжает выпускник духовной семинарии Николай Перебатинский с женой Лидией.

    Все это положительно повлияло на жизнь деревни. Её жители как бы просыпаются от вековой спячки и усиливают борьбу за получение полной независимости. Строится свой хлебозапасной магазин (хлебозапасной магазин-зерновой склад, построенный обществом, т.е всей деревней на свои средства и своими силами. В магазине хранили запасы зерна на случай неурожайного года. Здание сохранилось и простояло до 2003 года, спилили на дрова).

    “1 июля 1913 года село Руч полностью отделяется от Деревянской волости”[10]. Во вновь построенном здании открывается волостное правление, выбираются волостной старшина и писарь (Попов Федор и Матории).

    “В это время в Ручевской волости проживало 1320 человек, в Войпоке-36 человек, в Лунпоке-106 человек. В 1914 году число хозяйств достигает цифры 383”[11]. За январь-октябрь этого года провели 11 сходов граждан, на которые в каждый раз приходило от 200 до 300 человек (обычно глав семьи).

Принимались приговоры (приговор-решение схода; на сходе принималось несколько приговоров по самым различным вопросом) начиная с ремонта общественных изгородей и кончая обсуждением проблем начавшейся I Мировой войны.

Заключение

         В данной работе на основе опубликованных и неопубликованных документов предпринята попытка создания истории села Руч. Очень мало информации про починок Руч. Как пишет Жеребцов И.Л. “Где ты живешь?” немного упоминает. Также в найденных рукописях старожильца И.Ф.Ульнырова уже упоминается вторая половина XIX века.  С появлением первого жителя до начала первой мировой войны, из починка в село. Было тяжело жителям в трудные годы, но несмотря на трудности могли жить, радоваться и расширяться. В истории села Руч – богат событиями и причины происхождения многих из них следует искать в истории страны. Село жило по тем же законам, что и десятки коми сел.

    Село развивался, из одного жителя превратилось в село, также богатело. В основном селе состав однонациональный, с традиционной культурой, внутренний мир которого не изменился под влиянием нововведений, а сливался  с новой культурой, т.о. что традиционный патриархальный размеренный образ жизни большинства населения превалировал над активной деятельности меньшинства.

     

Приложение  1

                                                    Из личной рукописи жильца с.Руч                                                                           Ивана Фёдоровича Ульнырова (Педь Вань)

 До 1850 годов одежды из фабричного производства не было. Одевались из  собственного производства: ткали, пряли и шили. Сеяли лён и коноплю, стебли льна и конопли выдергивали обмолачивали. После этого стебли конопли замачивали, а лён расстилали на лугу. Затем все это сушили на печи. Стебли льна и кудели мяли. Трепали кудель трепалом, из наилучшего сорта пряли хлопчатобумажные нити, идущие на ткачество тонкого полотна. Из кудели низкого качества (очески) скручивали веревки. Шерсть с овцы стригли пружинными ножницами, чесали на ручных чесалках. Пряли на прялках с использованием веретена. В 1900 году появляются шерстяные костюмы в крестьянских семьях, а именно рабочие завода (около 10). Раньше не знали фуфайку, носили рубаху (шабур дöрöм), которого шили из толстой нитки, а во время дождей носили кожаный лаз. Под низ вязанный ной и очень было тепло.

   Заводскими рабочими одеждами не пользовались, все одежды были изготовлены ручными.

   Только после 1870 года ручевские купцы начали ввозить фабрично-заводских товаров и инструментов.

   Расскажу как жили и какие богатства было у ручевских крестьян до первой империалистической войны.

   Одна лошадь была из 100 крестьян у 90 . Корова у 70%. Но многие держали от трёх  до семь коров  (попа, купцы Микулов и Семен зять, зажиточные крестьяне). Многие держали овец, у некоторых 50 голов. Без лошадей и коров было немного семей, обычно это батраки.

   В 1910 году была построена мельница в местечке Кывтыд-ёль купцом Микулов (Иван Николаевич Есев).

   С 1890 года братья Афанасий, Михаил и Николай Ивановичи Поповы решили построить завод по производству кожи и в 1900 году был построен. Для работ приглашали 4-5 рабочих из Корткероса и Вишеры. Работал до 1919 года, потом конфисковали. Взял под аренду Педёв Доромей –Ярасин, а потом кустпрому. Возле пристани построили большой дом.

   В Ручи жил Василий Афанасьевич Есев, который умел украшать шиты ткани на синем цвете белыми кружочками. Женщины с 1850-1925 годов из такой ткани шили шушун.

   Как и откуда раньше привозили мелкие товары – иглы, пуговицы и остальное – не знаю. А с 1850 года привозили с Нёбдино на санях, в ящике укладывали мелкие товары и продавали. Называли – лавка с ножками.

     

     

Приложение 2

                                               Из личной рукописи жильца с.Руч                                       Ивана Фёдоровича Ульнырова (Педь Вань)

       В Ручи было 4 церковных праздника. Ввесенний  Ёгорей отмечали в Кывтыде. Каждый церковный  праздник люди собирались возле часовни, где поп вёл маленькую службу (пение).  После службы ходил по домам. В день Ёгорея Катыдские и Центрские приходили в Кывтыд.

   Второй праздник – Илья день, отмечали 2 августа. Это катыдский праздник и начинается с катыдской часовни.

   Третий праздник – осенний Ёгорей, тоже отмечали в Кывтыде.

   Четвертый праздник – Сретение, отмечали в Катыде.

   Хоть и построили церковь в селе, но все равно бедным крестьянам не принесло облегчение. А наоборот, людей сильнее пугать разными грехами, веря бога сильнее помутили мозги. Это все было на руки богатым купцам, которые готовы были сдирать у бедных семь шкур.


Приложение   3                                                                                                                                                     Сретенская церковь


Список использованных источников и литературы

1. Архивный документ

1.1. НАРК. Ф.6. О.1 Д.33

1.1. Мемуары

  1. Рукопись И.Ф.Ульнырова / Личный архив А.М.Ульныровой
  2. Рукопись Б.М.Юдина / Личный архив Б.М.Юдина

2.Литература

2.1. Жеребцов И.Л. Где ты живешь? Населенные пункты Республики.

       Историко-демографический справочник. Сыктывкар: “Коми книжное

       издательство”, 1994. 272 с.

2.2. Игнатов М.К. Взгляд сквозь годы: В 2 ч. Сыктывкар: “Коми книжное

       издательство”, 1992.

     2.3. Советская историческая энциклопедия”, т.4, М. 1963

     2.4. Ф.Плесовский. Коми фамилии. Сыктывкар. 1997.

3. Статьи из газеты

      3.1. А.Панюков, газета “Ленин туйöд”, 22.07.1989 г., № 88.

      3.2. Б.М.Юдин, газета “Парма гор”, 22.05.2003 г., №63

      3.3. Б.М.Юдин, газета “Парма гор”, 29.05.2003 г., №81

      3.4. Б.М.Юдин, газета “Парма гор”, 18.06.2003 г., №113

     


[1] Рукопись Б.М.Юдин // Личный архив Юдина Б.М.

[2] Жеребцов И.Л. Где ты живёшь?; Населённые пункты Республики. Историко-демографический справочник.

  Сыктывкар: “Коми книжное издательство”, 1994. 199 с.

[3] Рукопись Б.М.Юдин // Личный архив Юдина Б.М.

[4] Рукопись Б.М.Юдин // Личный архив Юдина Б.М.

[5] Ф.Плесовский. Коми фамилии. Сыктывкар. 1997.

[6] Советская историческая энциклопедия”, т.4, М. 1963, с. 194

[7] А.Панюков, газета “Ленин туйöд”, 22.07.1989 г., № 88.

[8]  Рукопись Б.М.Юдин // Личный архив Юдина Б.М.

[9] Рукопись Б.М.Юдин // Личный архив Юдина Б.М.

 

[10] Рукопись И.Ф.Ульныров // Личный архив Юдина Б.М.

[11] НАРК. Ф. О.1 Д. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Проектная работа учащихся МБОУ "ЦО с.Конергино" "История села в газетных вырезках"

Работа выполнена на основе статей районной газеты Иультинского района Чукотского АО. В данной работе описывается жизнь села Конергино в 60-80 г.г. 20 века...