«Глобальные экологические проблемы»
классный час (11 класс) на тему
СЦЕНАРИЙ
экологического внеклассного мероприятия (КРУГЛЫЙ СТОЛ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenari1.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
экологического внеклассного мероприятия (КРУГЛЫЙ СТОЛ)
«Глобальные экологические проблемы»
Цель: дать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Ход мероприятия
Презентация «Человек и природа»
- Добрый день! Тема нашей сегодняшней встречи, посвящена экологическим проблемам. Земля – это всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, или исчезновение у берега Камчатки сельди, самой распространенной рыбы.
-В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Как называется данное бедствие???-экологическим кризисом
-В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.
-Вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лика земли.
-Вопрос экологической безопасности населения волнует каждого из нас. Что такое экологическая безопасность?
Экологическая безопасность населения – это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.
Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям:
- горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные
- каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид
- каждую неделю мы теряем один вид растений
- 5 млрд. т углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли
- на грани превращения в пустыню 200 млрд. кв.км пахотных земель. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты
Звучит песня А.Пахмутовой на стихи Р.Рождественского "Просьба”
Только факты.
· Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.
· Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.
· Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.
До теперешней нашей Земли,
До её снегов и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
«Человек разумный» сидит
На вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты.
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?! Р.Рождественский
Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по данной тематике:
1. Какая книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких. (Красная книга )
2. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)
3. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").
4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
"Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга).
"В мире птиц"
1 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы). 3.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
"Негромкая музыка цветов"
1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
Экологический аукцион
Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».
Например: Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;
К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;
О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;
Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;
Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;
И - истребление и т. д.;
Я - ядохимикаты и т. д.
Перед человечеством сегодня стоит много экологических проблем. Они частично связанны с жизнедеятельностью человека. Перечислим наиболее главные и охарактеризуем эти проблемы.
1.Вырубка леса. Лес, как известно, дает нам чистый кислород, древесину ягоды и грибы. Но сейчас довольно часто происходит вырубка лесов в России, Африки и Латинской Америки. Данные леса отличает высокое качество растущей там древесины. Вырубка лесов идет большими темпами, чем их посадка. Сегодня довольно много браконьеров, охотящихся за ценными породами деревьев. И если темпы вырубки сохранится на сегодняшнем уровне и дальше, то скоро многие крупные страны просто лишаться такого богатства как лес.
2.Истощение почвы. Почва – это объект, еще медленнее восстанавливающийся, чем лес. Неправильное применение сельскохозяйственных приемов приводит к тому, что почвы со временем истощаются. Плохо влияет применение ядохимикатов, которые используют для борьбы с жуками - вредителями. Еще одной серьезной проблемой остается довольно высокое использование пастбищ, вследствие чего они превращаются в пустыни. Здесь необходимо принимать правильные меры рекультивации земель.
3.Опустынивание земель. Вырубка леса, неправильные методы ведения сельского хозяйства приводят к тому, что появляется опустынивание. Так, например, в Африке пустыни наступают со скоростью 100 тыс. га в год. Проблема эта актуальна и в других странах, таких как Индия и Пакистан, Аргентина, Мексика.
4. Истребление животных. Вырубаемые леса включают много различных животных Земли. Сокращение мест обитания для диких животных приводит к их уничтожению, сокращению многих видов. Еще одна проблема это браконьерство или нелегальная охота. Любовь людей к красивым шкурам наблюдается еще с древних времен. Привычка эта надо сказать осталась. Сегодня охота идет на тигров, крокодилов из-за их кожи, слонов из-за его бивней, носорогов из-за рогов. Уже и так достаточно много животных занесенных в Красную книгу. Если не остановить истребление, мы скоро забудем вообще, даже как выглядят животные.
5. Формирование твердых отходов. Сегодня наша жизнь, питание людей невозможна без таких вещей как консервные банки, полиэтилен и другие. Их проблема в том, где их хранить после утилизации, при этом страдает экология. Такие отходы довольно не просто утилизировать, разработанных технологий по утилизации еще не придумали.
6. Вода. Вырубка лесов приводит и к еще одной проблеме это проблема нарушения водного баланса Земли. Уже сегодня Азия и Африка находятся в таком месте, где мало выпадает осадков, а люди в таких странах испытывают острую нехватку - простой питьевой воды. Неправильная орошительная система приводит к потере воды при ее транспортировке испарения и неравномерного распределения воды. Резко актуальна проблема потребления воды жителями больших городов, на которых приходиться 300-400 л воды в день. Да и экология самих рек не особо хорошая. Потому что их загрязняют промышленные предприятия. Многие реки и озера находятся под запретом купания и вылова рыбы из-за неблагоприятных условий.
7. Загрязнения воздуха. Бурное развитие промышленности во многих интенсивно развивающихся странах приводит к проблеме загрязнения воздуха. Из-за устаревшего очистительного оборудования, выхлопов машин и автотранспорта, сжигания отходов может загрязниться воздух. Конечно, надо принимать меры, помогать природе - бороться за очистку. Но не везде данная проблема выноситься на обсуждения, где-то ее просто игнорируют.
Вот такие главные проблемы. Конечно, есть и другие, но эти проблемы влияют на развитие и жизнедеятельность всего человечества в целом
“Экологические даты и праздники”
- Международный День Земли (22 апреля)
- День работников леса (18 сентября)
- Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
- День птиц (1 апреля)
- Народный праздник Иван Купала (7 июля)
- Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
- Всемирный день окружающей среды (5 июня)
- Всемирный день туризма (27 сентября)
- Всемирный День животных (4 октября)
Давайте придумаем значок, призывающий к защите окружающей среды
Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века _
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна
Берёт с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведёт всегда.
Приходит день – опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится, и тяжко –
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что всё живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье –
И всё живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесёт глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее.
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее
И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой – величайшее чудо, у нас она одна.
Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Планеты будет таким, как мы создадим его сегодня.
30августа 2014г Всероссийский Экологический субботник «Зелёная Россия».
В этот день учащиеся школы благоустраивали территорию родника на берегу реки Дон, школьную территорию, спортивную площадку, а так же провели круглый стол на тему «Глобальные экологические проблемы современности».
В дискуссии приняли активное участие учащиеся 9 и 11классов. Вопросы, обсуждаемые в ходе проведения круглого стола:
1.Экологический кризис. «Они исчезли навсегда»
2.Экологическая безопасность населения.
3.Земля с биосферой – величайшее чудо, у нас она одна.
4. Завтрашний день Планеты будет таким, как мы его создадим сегодня.
Грамотами «Знатоку экологических проблем» были награждены:
Медведева Елизавета (9кл)
Рудяк Никита (11кл)
Сидоров Александр (11кл)
Молодцы ребята!!!
Желаем всем участникам круглого стола успехов в учебе и побед в конкурсах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Глобальные экологические проблемы" 10 - 11 классы
Представленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся предложен урок в форм...
Глобальные экологические проблемы современности
Данная программа позволяет учащимся 11 класса более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Это не только расширит кругозор учащихся, но и позволит ...
презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"
в презентации освещены глобальные экологические проблемы...
Мастер - класс "Глобальная экологическая проблема"
Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильно...
Конспект урока по географии "Глобальные экологические проблемы"
Структура разработанного урока ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а так же на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач ...
Интегрированный урок по русскому языку и биологии в 9 классе«Глобальные экологические проблемы современности».
Глобальные экологические проблемы современности...
Интегрированный урок по русскому языку и биологии в 9 классе«Глобальные экологические проблемы современности».
Методическая разработка проведения интегрированного урока...