"Классный вопрос-школьная жилплощадь"
проект (8 класс) на тему

Кравцова Наталья Владимировна

Материал подготовлен учащимися 8 класса к научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klassnyy_vopros_shkolnaya_zhilploshchad.docx342.8 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

Тема: «Классный вопрос – школьная жилплощадь”

Секция: «Экология и биология»

Авторы: Шмидт Евгений

 Усманов Камиль 9 класс

 МОУ «Донгузловская СОШ»

Научный руководитель:

 Кравцова

Наталья Владимировна

учитель биологии

МОУ «Донгузловская СОШ»

Миасское 2012

Введение

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.

Учитель осуществляет воспитание и обучение детей не только путем разъяснения содержания преподаваемого предмета, а также путем организации всей внутренней жизни, ему необходимо уметь регулировать микроклимат учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.

Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, т. е. физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19-20 градусов C°, в холодном климате –21-22 градуса C°.

Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст.

В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Поэтому класс необходимо проветривать. Зеленые растения улучшают кислородный режим класса.

 Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Здоровье человека будет зависеть от ее физического состояния, наличия в ней тех или иных механических или биологических примесей.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» отмечается, что «Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни».

Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений.

Цель работы: оценить микроклимат классных комнат.

Задачи:

  • изучить санитарные нормы и правила;
  • вычислить санитарно-гигиенические показатели для оценки воздушной среды обитания;
  • рассчитать коэффициент аэрации;
  • рассчитать световой коэффициент.

Приемы и методы:

  • исследование,
  • сравнение,
  • наблюдение,
  • анализ,
  • анкетирование.

Объект исследования:

  • изучение литературы по данной теме, в частности "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Предмет исследования:

  • Классные помещения МОУ «Донгузловская СОШ».

Основная часть

  1. Гигиеническая характеристика классных  комнат.  

Комфортные условия – совокупность факторов, оказывающих благоприятное влияние на самочувствие, здоровье, работоспособность человека.

С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» писал, что здоровье- это правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих, является размеры помещения.

В настоящее время согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного учащегося при фронтальных формах занятий (например, уроки русского языка, литературы и т.д.) и 3,5 кв. м.– при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Ширина класса не должна превышать 6,3 м, т.к. при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения. Длина классов в школах должна составлять 8-8,4 м, а удлинение их размеров до 9 м недопустимо, т.к. это может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха детей. Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника; достигает 3,75 куб. м.

Учащиеся с помощью рулетки измерили ширину (глубину), длину и высоту учебной комнаты. Определили ее площадь и объем помещения, приходящегося на одного учащегося; и дали ему гигиеническую оценку.

( Приложение №1)

В настоящее время гигиенистами и педагогами обосновано возражение против принципа стандартизации размеров всех классных помещений, их надо дифференцировать в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Санитарное благоустройство классной комнаты также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные параметры внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. На температурно-влажностный режим помещений также оказывают значительное влияние их ориентация по сторонам света. (Приложение № 1 строка 6).

Окна классных комнат должны быть ориентированы в зависимости от климатического пояса, но оптимальными являются южная, восточная и юго-восточная ориентации. В нашей школе окна ориентированы на южную и западную стороны.

  1. Определение коэффициента аэрации.

Широкое распространение получило сочетание центральной вытяжной вентиляции с местным притоком неизменного атмосферного воздуха – с аэрацией. Аэрация осуществляется с помощью фрамуг, створок окон.

При правильном устройстве фрамуг наружный воздух всегда направляется к потолку. Для достаточной аэрации помещений отношение площади сечения фрамуг к площади пола должен быть не менее 1/50, но лучше 1/30.

Коэффициент аэрации вычисляем как отношение площади проемов всех действующих форточек, фрамуг и площади пола класса.

Сначала определяем ориентировочно-открывающуюся площадь фрамуг и форточек, и подсчитывают, сколько раз эта площадь укладывается в площади пола помещение (класса).

(Приложение №2)

Исходя из расчетов коэффициента аэрации классных комнат не выявлено отклонений, даже завышение нормы. Кабинеты проветриваются на переменах, в зависимости температуры воздуха за окном и в кабинете.

(Приложение №5)

  1. Значение и определение естественного освещения классной комнаты.

 Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает в количественном и качественном отношении всех, но в первую очередь основных – классных помещений. Его нельзя рассматривать в отрыве от проблемы охраны зрения детей и подростков. Важность определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза, развитие его преломляющей системы, которое заканчивается только к 9-12 годам. В связи с большой лабильностью органа зрения в детском возрасте зрительная работа сопровождается напряжением всех функций зрения и сама по себе может способствовать возникновению зрительных расстройств.

Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.

Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.

IV.Гигиенические требования к освещению классной комнаты      

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И. П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света.

Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение,

распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга.

Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

        Хорошее освещение действует тонизирующие, создаёт хорошее настроение, улучшает протекание основных процессов нервной высшей деятельности.

Улучшение освещённости способствует улучшению работоспособности даже в тех случаях, когда процесс труда практически не зависит от зрительного

восприятия.

90% информации человек получает через органы зрения. Свет оказывает

положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую   сферу.   Рациональное   освещение   способствует   повышению производительности труда, его безопасности. При недостаточном освещении и плохом его качестве происходит быстрое утомление зрительных анализаторов, повышается травматичность. Слишком высокая яркость вызывает явление слепимости, нарушение функции глаза.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее

распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф.Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.

             Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений. (Приложение №3)

При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию – максимальному инсоляционному режиму.

Естественное освещение классной комнаты зависит от следующих основных показателей:

- ориентации здания на участке (рекомендуемой ориентацией является юг; юго-восток и восток обеспечивают высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, во-вторых, создают возможность наиболее ранней аэрации и инсоляции помещений, в отличие от западной ориентации при них не происходит перегрева помещений). При определении ориентации помещений учащиеся пользовались компасом, устанавливая направление определенного классного помещения.

К естественному освещению предъявляются следующие основные требования:

1) Достаточность.

2) Равномерность.

3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте.

4) Перегрев помещений.

Оценку естественного освещения следует начинать с определения светового коэффициента (СК). Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя.

Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент (СК) от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади (минус), приходящейся на переплет оконных рам.

Формула определения величины естественной освещенности:

СК= п/о : п/п

 Где:

 СК – световой коэффициент,

 п/о – площадь окон помещения,

 п/п – площадь пола.

По нормам СанПиНа п 7.1.6.  в учебных помещениях при одностороннем боковом, естественном освещении СК должен быть не менее 1:6.

Приложение №4

Рассчитав световой коэффициент и определив, что во многих кабинетах он ниже нормы, мы пришли к выводу:

- для максимального использования дневного света следует не расставлять на подоконниках цветы выше 20-30см;
-  загрязненные стекла поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул.

С данными рекомендациями мы ознакомили педагогов и учащихся школы.

Заключение

В ходе выполнения цели и задач работы  была  рассчитана гигиеническая характеристика классных  комнат  (рассчитана площадь и кубатура классных помещений, высчитана площадь и кубатура на 1 учащегося, найден коэффициент аэрации, исследована школьная мебель, стены, потолки). Произведен анализ соответствия найденных  показателей СанПиНу. Сравнивая с действующим  СанПиНом можно сделать вывод, что в основном классные помещения соответствуют современным требованиям. Имеются несущественные отклонения. Хочется отметить, что помимо гигиенических показателей влияющих на здоровье ученика важное значение имеет и уют в классе (озеленение, интересные стенды, температурный режим). Это доказывает анализ анкетирования учащихся. Большая часть респондентов отметили самые уютные кабинеты именно по этим показателям. Исследуя гигиеническую характеристику классных помещений , мы разработали рекомендации для улучшения условий  влияющих как на учащихся, так и на педагогов:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли. Особенно эффективно очищает воздух хлорофитум;
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
5.Проводить на уроках зрительные паузы.
6.Постоянно проводить на уроках физминутки.

Приложение №1

Гигиеническая  оценка кабинетов и их оборудования.

Показатели

Фактические данные кабинетов

Нормативы

Т

Н

Ф

Б

М

Н.К

Н.К

Н.К

Р

И

Ин

 Размеры помещения:

1. Площадь

50,9

38,5

48,7

49,6

47,8

49,8

50,6

50,6

50,5

24,2

37,3

2. Площадь на 1 ученика

2)

2,3

3,5

4,1

3,8

4,3

3,5

3,6

2,7

4,2

2

2,7

2,5м2

3. Объем

152,7

115,5

146,1

148,8

143,4

149,4

151,8

151,8

151,5

72,6

111,9

4. Потребный объем на 1 ученика

6,6

10,5

10,4

12,4

6,2

10,7

10,8

6,6

12,6

6

8

3,75 м3

5. Коэффициент аэрации

1/20

1/20

1/20

1/20

1/20

1/20

1/14

1/14

1/14

1/10

1/10

1/30

6. Ориентация окон

З

З

З

В

Ю

В

В

В

В

З

З

СанПиН п.7.1.7 Ю,Ю-В,В

7. Характеристика классной доски

Зел.доп.осв

Зел. доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

Зел.доп.осв

СанПиН п.7.2.6 доска должна быть освещена,

п.7.2.8. цвет доски: темно-зеленый, темно-коричневый.

8. Отделочные материалы и краски для рационального использования искусственного света

П.- бел., стены – беж., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – беж., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – беж., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – зел., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – роз., парты – нат. дерево

П.- бел., стены –беж., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – зел., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – беж., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – роз., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – зел., парты – нат. дерево

П.- бел., стены – беж., парты – нат. дерево

СанПиН  глава VII п.7.2.8. потолки – белые, стены –жел., беж., роз., зел., гол.,парты, шкафы – цвет нат. дерева.

 

Общее заключение:  В ходе изучения гигиенической оценки кабинетов  выяснилось, что все критерии соответствуют норме, за исключением малой площади на 1 ученика в кабинете истории и технологии.

Приложение №2

Аэрация классных помещений.

Наименование помещений

Число форточек и фрамуг

Действует или нет

Площадь форточек или фрамуг и вентиляционных отверстий

Площадь пола

Коэффициент аэрации

Кабинет биологии

3

действуют

2,7м2

49,6

1/20

Кабинет физики

3

действуют

2,7м2

48,7

1/20

Кабинет немецкого языка

2

действуют

1,8 м2

38,5

1/20

Кабинет математики

3

действуют

2,7м2

47,8

1/20

Кабинет истории

3

действуют

2,7м2

24,2

1/10

Кабинет русского языка

3

действуют

2,7м2

50,5

1/14

Кабинет начальных классов

3

действуют

2,7м2

49,8

1/20

Кабинет начальных классов

3

действуют

2,7м2

50,6

1/14

Кабинет информатики

4

действуют

3,6м2

37,3

1/10

Вывод: Во всех кабинетах коэффициент аэрации выше нормы. Норма составляет 1/30

Приложение №3.

Инсоляционный режим помещений.

Инсоляционный режим

Ориентация по сторонам света

Время инсоляции

Процент инсолируемой площади помещений

Количество тепла за счет солнечной радиации, КДЖ/м

Максимальный

ЮВ; ЮЗ

5 - 6

80

Свыше 3300

Умеренный

Ю; В

3 - 5

40 -50

2100 – 3300

Минимальный

СВ; СЗ

Менее 3

Менее 30

Менее 2100

Приложение №4

Естественное освещение классных помещений школы

Кабинет

Площадь остекления 1-го окна (м2)

Общая площадь остекленности всех окон (м2)

Световой коэффициент (СК)

Технология

2,7

7,1

1:7

Немецкий язык

2,7

5,4

1:7

Физика

2,7

7,1

1:7

Биология

2,7

7,1

1:7

Математика

2,7

7,1

1:7

Начальная школа

2,7

7,1

1:7

Начальная школа

2,7

7,1

1:7

Начальная школа

2,7

7,1

1:7

Русский язык

2,7

7,1

1:7

История

1,8

5,4

1:4

Информатика

1,8

7,2

1:5

Вывод: Световой коэффициент  в большинстве помещений не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже.

Норма светового коэффициента не ниже 1:6.

Приложение №5

Вентиляционный режим кабинетов

Наименование помещений

Число форточек и фрамуг

Действует или нет

Когда открываются в течение дня

Площадь форточек или фрамуг

Технология

3

Действует

На переменах, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Немецкий язык

2

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

1,8

Физика

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Биология

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Математика

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Начальная школа

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Начальная школа

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Начальная школа

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

Русский язык

3

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

2,7

История

2

Действует

На переменах, в зависимости от температуры воздуха за окном.

1,8

Информатика

4

Действует

На большой перемене, в зависимости от температуры воздуха за окном.

3,6

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, град. C°

Длительность проветривания помещения, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От.+10 до.+6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до - 5

2-5

15-25

От - 5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

5-10

Список литературы:

  1. О.А.Шклярова « Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.
  2. http://www.ref.by/refs/1/183/1.html
  3. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3, с.56
  5. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступили  в силу 1 сентября 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы школьной олимпиады по географии 11 класс

Представлено задание школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии для учеников 11 класса. Задание представлено в двух турах: первый тур - тестовые задания, второй - задания на размыш...

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов....

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"

Как эффективней подготовиться к ЕГЭ...

Вопросы школьного тура олимпиады по географии 8-9 класс

Вопросы школьного тура олимпиады по географии 8-9 класс...

Вопросы школьного тура олимпиады по географии 6, 7, 10 класс

Вопросы школьного тура олимпиады по географии 6, 7, 10 класс...

Программа спецкурса "Трудные вопросы школьного курса математики" 9 класс

   Данный спецкурс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 9 классе, он направлен на выработку умений выполнять устно промежуточные преобра...