Тематическая экскурсия "Блокадный Ленинград"
методическая разработка на тему

Серова Екатерина Альбертовна

Тематическая экскурсия  «Ленинград – душа России», посвященное снятию блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.49 МБ
Файл Сценарий29.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Стороны Третий рейх Финляндия Голубая дивизия СССР

Слайд 3

Таня Савичева



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Ленинград – душа России», посвященное снятию блокады Ленинграда.

(5 – 11 классы)

Слайд 1. Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович. 1 куплет

Слайд 2 - Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Слайд 3 – карта.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям: группа “Север” - на Ленинград, группа армий “Центр” - на Москву, группа “Юг” – должна была наступать на южном, украинском направлении.

Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном

направлениях не менее упорная борьба развернулась на Северо-западном

направлении.

На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Слайд 4.

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года(блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Слайд 5.

Вставал рассвет балтийский ясный,

когда воззвали рупора:

- Над нами грозная опасность.

Бери оружье, Ленинград! -

А у ворот была в дозоре

седая мать двоих бойцов,

и дрогнуло ее лицо,

и пробежал огонь во взоре.

Она сказала: - Слышу, маршал.

Ты обращаешься ко мне.

Уже на фронте сын мой старший,

и средний тоже на войне.

А младший сын со мною рядом,

ему семнадцать лет всего,

но на защиту Ленинграда

я отдаю теперь его.

Слайд 6 - Идеология немецкой стороны

В директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg») со всей определённостью говорилось:

Цитата из статьи:

2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

Слайд 7. Следует отметить, что в том же приказе № S.123 было следующее уточнение:

Цитата из статьи:

… ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города [Москву и Ленинград]. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем.

Небольшие неохраняемые проходы, делающие возможным выход населения поодиночке для эвакуации во внутренние районы России, следует только приветствовать. Население нужно принудить к бегству из города при помощи артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки. Чем многочисленнее будет население городов, бегущее вглубь России, тем больше будет хаос у неприятеля и тем легче будет для нас задача управления и использования оккупированных областей. Все высшие офицеры должны быть осведомлены об этом желании фюрера.

Слайд 8.

Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города

создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года.

Слайд 9.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Слайд 10.

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Слайд 11 – отрывок видеофильма об артобстрелах.

Слайд 12. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

Самым страшным испытанием стал голод. Из-за плотного кольца врага нет

возможности пополнить запасы города продовольствием.

Слайд 13. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Учитель

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…  Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали. 

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся детям.)

А городу предстояло бороться, работать и жить 900 дней.

Слайд 14 - отрывок видеофильма о жизни ленинградцев.

Слайд 15. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Слайд 16.

…И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

(Елена Рывина, “Ночь”)

Слайд 17.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25января в 3 часа дня 1942 года..»

Слайд 18.

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня1942 года».

Слайд 19.

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минутутра 1942 года».

Слайд 20.

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

"Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".5

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

"Вновь не должно это все повториться".

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в

Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.

Слайд 21- 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник

Ученик 1

Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки.

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Всё перечеркнула

Фашистская громада,

Рано повзрослели

Дети Ленинграда.

 

Учащийся 2

 Началась бомбёжка,

И они узнали,

Как заклеить стёкла,

Чтоб не вылетали.

И какой в убежище

Ведёт теперь маршрут

Сколько завтра хлеба

По карточкам дадут.

 

Учащийся 3

 И уже от холода

Не спасают валенки…

Дети Ленинграда,

Мученики маленькие.

Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки…

Слайд 22.

Несмотря на бомбёжки и артобстрелы в городе работало 39 школ. Местом учебы

стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях

блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети

учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том,

что учились. Учились, не смотря ни на что".

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Слайд 23.

В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая

симфония, получившая название “Ленинградская”.

Запись «Седьмая симфония» Шостаковича

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград

оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл

слились воедино.

Предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев,

сократить число неминуемых жертв. К прорыву блокады войска Ленинградского

фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.6 18 января  Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный

коридор соединял Ленинград с большой землей.

Слайд 24, 25.

По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная

“дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить

больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было

доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала

возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г,

служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

Слайд 26.

Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали

“Дорогой смерти”.

Мне в атаках не надобно слова "вперед",

Под каким бы нам ни бывать огнем -

У меня в зрачках черный ладожский лед

Ленинградские дети лежат на нем.

(Александр Межиров. “Ладожский лед”(отрывок))

Слайд 27.

После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокада была прорвана, а 27

января 1944 года полностью снята.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Город выстоял и победил, но

эта победа досталось дорогой ценой!

Слайд 28.

В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.

Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден

орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону

Ленинграда”.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.7

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто. (Ольга Берггольц)

Слайд 29.

Свыше 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё

же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной

минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов.

(Минута молчания).

Слайд 30. Стихотворение читается на фоне музыки «Бухенвальдский набат».

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех,

Кто уже не придёт никогда,-

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

Достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханием

Будьте достойны! (Р. Рождественский)

Наше мероприятие, посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда, закончено. Но,

мы должны гордиться и помнить тех, кто оставил нам мир и счастье в наследство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

Тематический классный час "Боль блокадного Ленинграда"

Классный час для 6 класса, посвящённый освобождению блокадного Ленинграда....

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"

Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...

Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда

Содержательный  и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой  отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний  как детей...