Внеклассное мероприятие в 10 классе "Мир без нацизма"
план-конспект занятия (10 класс) по теме
Нацизм - страшное слово для многих в нашей стране. Это явление пользуется популярностью в граничащих с Россией странах. Дети должны знать, что такое нацизм и фашизм. На занятии также ребята знакомятся с понятием толерантность и учаться быть толерантными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МИР БЕЗ НАЦИЗМА ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием нацизм, раскрывая его сущность на конкретных исторических примерах. ЗАДАЧИ: Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, ксенофобия, национализм и (что более важно) неонацизм, а также толерантность, патриотизм и некоторых других; показать опасность развития неонацизма для современного общества; учить избегать и искоренять их. Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление учащихся Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.
«Юный лексикограф» работа со словарями Что такое нацизм? НАЦИЗМ. Германский фашизм. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. ( Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инфра–М., 2003.)
Фашизм - это ФАШИЗМ — бесчеловеч ная идеоло гия, преступная политика. ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение ), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Символика нацизма и фашизма 1. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Ещё до выхода нацистов на политическую арену Германии свастика использовалась как символ немецкого национализма различными военизированными организациями. Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии . 2. Зиг хайль! ( нем. Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!» или «Слава Победе!») — другой распространённый лозунг , выкрикиваемый одновременно с нацистским приветствием (особенно на массовых собраниях). В качестве официального приветствия не употреблялся. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль!» — что явствует из « Триумфа воли » и других документальных источников. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера. 3. После 1935 года нацисты представили свой партийный символ в качестве национального герба. Эта версия орла символизировала империю и поэтому называлась Государственным (Имперским) орлом (Reichsadler)
Преступления нацизма Немецкий народ боготворил своего лидера – Адольфа Гитлера. Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» Зверский геноцид народов неарийской расы, славян, цыган, особенно евреев. Жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства в концлагерях, построенных для уничтожения других народов в промышленных масштабах. Именно нацисты начали Великую Отечественную войну
Национализм - это НАЦИОНАЛИЗМ. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)
Агрессия - это АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. ( Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)
Геноцид - это ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. ( Энциклопедический словарь. 2009.)
Дискриминация - это ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение ) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.) «...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». ( Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (в ред. от 01.12.2012))
КСЕНОФОБИЯ 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) Ксенофобия - это
Шовинизм - это ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественнополитической жизни. ( Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)
Нюрнбергский процесс - это НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945–1.10.1946).К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Почему о делах нацизма НЕЛЬЗЯ забывать ? «Отказаться от своего прошлого — значит закрыть себе путь в будущее» Оскар Уайльд.
Воспоминание тех лет… Весной 1944 года по нидерландскому радио Оранье прозвучало выступление министра образования Нидерландов Херрита Болкештейна. Он призывал граждан сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа в годы немецкой оккупации. Одним из важных документов были названы дневники. «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход». (Запись от 19 ноября 1942 года)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия в 10А классе
Учитель: Мурзаев Сергей Николаевич
Тема: Мир без нацизма
Цель урока: познакомить учащихся с понятием нацизм, раскрывая его сущность на конкретных исторических примерах.
Задачи:
Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, ксенофобия, национализм и (что более важно) неонацизм, а также толерантность, патриотизм и некоторых других; показать опасность развития неонацизма для современного общества; учить избегать и искоренять их.
Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление учащихся
Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.
Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.
Предварительная работа: несколько учеников получают задание лексикографического характера – выписать из словарей и энциклопедий лексическое значение слов: нацизм, национализм, геноцид, дискриминация, фашизм, расизм, агрессия, ксенофобия, нюрнбергский процесс, шовинизм, патриотизм, толерантность.
Оборудование: презентация, ватман с таблицей «толерантность» , раздаточный материал для работы с таблицей «толерантность» и для психологического теста-тренинга, толковые словари и энциклопедии.
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном явлении как нацизм. Зародившись еще в начале 20 века в Германии, нацизм крепко пустил корни в сердцах многих не только руководителей и правителей государства, но и простых граждан.
Как вы понимаете слова эпиграфа к нашему уроку?
Ученики делятся мнениями.
Учитель:
До сих пор нацизм существует в разных обличиях, и борьба с ним продолжается. На занятии вы узнаете, чем опасны нацистские идеи и как обезопасить себя от их влияния, также вы познакомитесь с некоторыми другими понятиями, в том числе с понятием толерантность, а также узнаете, насколько вы способны быть толерантными, то есть терпимыми к людям иных национальностей, иных убеждений.
Обратите внимание на то, что наш урок проходит нестандартно, мы все сидим за круглым столом. Это сделано для того чтобы мы чувствовали себя свободно и смогли открыто друг другу в глаза высказывать свои мнения, делится с товарищами своими мыслями, обсуждать проблемные вопросы.
До урока многие из вас получили задание: найти в словарях и энциклопедиях значения слов: нацизм, национализм, геноцид, дискриминация, фашизм, расизм, агрессия, ксенофобия, нюрнбергский процесс, шовинизм, патриотизм, толерантность. Значения слов, над которыми вы работали, показаны на слайдах. Итак, что такое нацизм? Слайд №1.
Ученик №1:
НАЦИЗМ. Германский фашизм. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)
НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. (Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инфра–М., 2003.)
Учитель: Ответим на вопросы по прочитанному и услышанному:
- От какого слова образовалось слово НАЦИЗМ?
- В чем заключается его суть?
- Какими средствами нацисты пытались реализовать свои идеи?
Учитель: Что такое фашизм? Слайд №4
Ученик:
ФАШИЗМ — бесчеловечная идеология, преступная политика.
ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Учитель: Ответим на вопросы.
- В каких странах процветал фашизм в 20-40-е гг.?
- Какие непременные элементы сопутствовали фашизму?
Не все из этих элементов, что названы в определении фашизма, вам знакомы. Мы узнаем значение каждого из них, но пока познакомимся с нацистской и фашисткой символикой. Эти символы встречаются в быту очень часто, например, в рисунках-граффити на заборах или на зданиях, а последнее время и на памятниках культуры. Символы или знаки изучает такая наука как семиотика. Это достаточно молодая наука. О чем же поведает семиотика нацизма. Слайд №5
1. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Ещё до выхода нацистов на политическую арену Германии свастика использовалась как символ немецкого национализма различными военизированными организациями. Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символНационал-социалистической немецкой рабочей партии.
2. Зиг хайль! (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!» или «Слава Победе!») — другой распространённый лозунг, выкрикиваемый одновременно с нацистским приветствием (особенно на массовых собраниях). В качестве официального приветствия не употреблялся. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль!» — что явствует из «Триумфа воли» и других документальных источников. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера.
3. Орел. После 1935 года нацисты представили свой партийный символ в качестве национального герба. Эта версия орла символизировала империю и поэтому называлась Государственным (Имперским) орлом (Reichsadler)
Языческий символ солнца, удачи, счастья и созидания был переосмыслен нацистами и использован ими как символ своей партии. Приветствие, прославлявшее победу, употреблялось всеми жителями нацистской Германии при встречи друг друга и на площадях во время речей фюрера, на военных парадах. Употребление этих семиотических единиц в современном мире теперь считается преступлением и осуждается социумом, наказывается законом. Почему? Слайд №6
Германский народ, движимый духом нацизма боготворил своего предводителя Адольфа Гитлера, слушал с упоением его горящие, полные уверенности речи о величии немецкого народа и мифическом его будущем.
Нацизм – это великое преступление, совершенное против мира. Согласно нацистской идеологии только одна чистокровная арийская раса людей совершенна (это потомки немцев, то есть сами немцы), она превосходит всех и может существовать, жить на земле, использовать ее ресурсы, остальные же люди, особенно евреи, должны быть убиты, стерты с лица всей земли как больной скот.
Массовый геноцид, расовая зачистка началась с земель Германии, затем и на оккупированных территориях. Были созданы концентрационные лагеря, в которых царили жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства. В концлагерях уничтожали людей других народов в промышленных масштабах: вырывая золотые зубы и остригая волосы, загоняли узников десятками в газовые камеры и травили, сжигали еще полуживыми в печах крематория. Даже из трупов нацисты умудрялись выгадывать пользу: они пускали мертвые тела на производства мыла, делали из вырезок татуированной человеческой кожи, снятой с трупов, чехлы для светильников, обложки для блокнотов и книг. Трупный пепел шел на производство косной муки и удобрений.
Нацисты с презрением относились к людям других рас. В концлагерях все заключенные имели нагрудный личный номер и отличительный знак заключенного (желтая звезда, например, означала, что узник по национальности еврей). К заключенным обращались только по номерам, которые те должны были знать наизусть.
Преступление нацистов заключается еще и в том, что именно они завязали Великую Отечественную войну, пытаясь в короткие сроки захватить СССР, чтобы владеть ресурсами Урала и Зауралья. Однако желаемое оказалось не осуществить. Подробно о ВОв вы узнаете из курса истории России.
Продолжим знакомство с понятиями и узнаем что такое национализм
Ученик: Слайд №7
НАЦИОНАЛИЗМ. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)
Учитель:
Что общего между нацизмом и национализмом?
Что такое агрессия? Слайд№8
Ученик: АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства.
Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. (Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)
Учитель:
Что такое геноцид? Слайд№9
Ученик:
ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)
ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. (Энциклопедический словарь. 2009.)
Учитель: что такое дискриминация? Слайд №10
Ученик:
ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
«...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (в ред. от 01.12.2012))
Учитель: что такое Ксенофобия? Слайд №11
Ученик:
КСЕНОФОБИЯ 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)
Учитель: Что такое шовинизм? Слайд 12
Ученик:
ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни. (Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)
Учитель:
Вы познакомились со значениями этих слов, пополнили свой лексикон. Конечно, преступления нацизма не остались безнаказанными, хотя после захвата нацисткой германии многим нацистам удалось бежать от суда, скрывшись в странах Южной Америки и Востока. Некоторых удалось предать суду и наказать. После окончания войны состоялся Нюрнбергский процесс (Слайд №13). На слайде вы видите фото с этого процесса, посмотрите, как ведут себя присутствующие.
Ученик:
НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945–1.10.1946).К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо).
Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Учитель:
Почему же о делах нацизма нельзя забывать? Как вы понимает слова Оскара Уайльда?
Ученики делятся мнениями, высказываются.
Учитель: Принимаю все ваши суждения. Да, существует большое количество доказательств зверств нацистского режима, зафиксированных как самими нацистами, так и очевидцами тех событий. Современным жителям планеты нельзя их игнорировать и забывать: благодаря исторической памяти человечество сможет избежать тех же ошибок. На слайде вы видите: стены концлагеря увешены фотографиями погибших узников в память о них, теперь в лагере не убивают, теперь здесь музей. Есть огромное количество памятников, посвященных жертвам нацизма, и в других некогда оккупированных Германией странах Европы, каждый из которых удивляет фантазией архитектора и напоминает людям о страшном времени, когда царили фашизм и нацизм.
Слайд №15. Кроме того, история сохранила и письменные источники, доказывающие преступления нацистов. Так, например, дневник еврейской немецкоязычной девочки-подростка Анны Франк, погибшей в концлагере незадолго до его освобождения, свидетельствует о страшном времени ее отрочества. Она пишет: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход». (Запись от 19 ноября 1942 года). По доносу их семью, скрывавшуюся несколько лет в тайной комнате одной из квартир, дверь которой была замаскирована огромным шкафом, арестовали и отправили в концентрационный лагерь, где Анна и погибла. Дневник опубликовал ее отец, которому удалось выжить и рассказать миру о событиях тех лет словами дневника дочери Анны.
Таким образом, нацизм существовал и процветал на территории фашистской Германии и в узурпированных ею территориях до окончания второй мировой войны.
Однако не следует забывать о нем и думать, что нацизм сгорел вместе с огнем второй мировой войны. Сегодня он подобно птице Фениксу возрождается из пепла второй мировой и принимает новые формы, совращая умы современной молодежи, создавая для них ложные идеалы и кумиров-убийц. Нацизм эволюционирует. Часто можем услышать в СМИ информацию о притеснении того или иного народа, той или иной языковой или религиозной группы людей. Всё это проявление новой формы нацизма, называемой неонацизм. Что это такое, посмотрите на слайд №16.
Ученик:
НЕОНАЦИЗМ. Общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. Заимствует элементы основ нацистской политики, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию и антисемитизм. Характерная черта — использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. (Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом.) Энциклопедический словарь. 2009.
Учитель:
Проявления неонацизма не стоит игнорировать (слайд № 17). Рассмотрим некоторые случаи.
Ученики читают по очереди факты из СМИ:
- «Чтобы сохранить в памяти людей и заложить в сознании молодежи знания о прошлых деяниях нацистских преступников, 11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.»
- На Украине, например, согласно СМИ произошел «ужасающий случай, который, впрочем, наглядно иллюстрирует отношение незаконно дорвавшихся до власти на Украине радикалов, произошёл во Львове. Там в одном из ресторанов неонацисты жестоко избили девушку за то, что та разговаривала на русском языке. Девушку избили настолько сильно, что от полученных травм она скончалась».
- «Прокуратура предотвратила проведение аукциона по продаже нацистской литературы в одном из московских магазинов антикварных книг, сообщило главное надзорное ведомство РФ.»
- «В странах Прибалтики запрещен русский язык как государственный, хотя половина населения являются носителями русского языка и активно его используют. Русский язык запрещают и на Украине.»
Действия современных неонацистов пугают, и их ни в коем случае нельзя игнорировать. Что же руководит неонацистами желающими истребить неугодных для себя. Может ли это быть патриотизм? Что такое патриотизм?
Ученик:
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. (Политическая наука: Словарьсправочник / сост. И.И. Санжаревский, 2010.)
ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. (Политика: Толковый словарь / Дж. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл и др.; под ред. А. Маклина. — М.: ИНФРАМ: Весь Мир, 2001.)
Учитель:
Вы увидели, что патриотизм не может быть одной из причин неонацизма, потому что он только активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. Человек – настоящий патриот, не может быть неонацистом.
Таким образом, подумаем и решим проблему: воспитание какого качества души, нашего внутреннего мира поможет быть и оставаться настоящим патриотом, любящим свою Родину, не испытывая при этом ничего негативного к людям других рас и убеждений.
Ученики отвечают, высказываются.
Учитель:
Подытожим ваши рассуждения, говоря, что неоспоримым помощником в воспитании добросовестного человека является качество, называемое толерантностью. Что это такое? Слайд№ 19
Ученик:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
(Философский энциклопедический словарь. 2010.)
Учитель:
Антоним к слову толерантный – интолерантный.
Учитель:
Приведите примеры толерантного общества
Ученики приводят примеры, делятся мнениями.
Учитель: (слайд №20)
Мы живем в городе Казани, в городе, где уже на протяжении длительного времени сосуществуют вместе разные культуры. Казань – это один из ярких примеров толерантности социума.
Слово толерантность в разных языках звучит по-разному и имеет свой смысл. Например, (Слайд №21)
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Для следующего вида занятия подойдите к ватману на столе, в центре которого написано «толерантность». Вокруг надписи «толерантность» есть пустые графы в них нужно вставить листочки поменьше, на которых написаны качества души человека. Выберите из них те, которые подойдут вам при ответе на вопрос: чему учит толерантность? В графу сотрудничать вставьте качества, необходимые для развития сотрудничества, в графу прощать – качества, необходимые для развития умения прощать и т.д. аргументируйте свой ответ.
Если человек толерантный, то он может извлечь из этого выгоду, потому что толерантность учит: (Слайд №22):
- Сотрудничать;
- Прощать;
- Быть милосердным;
- Сострадать;
- Уважать права других;
- Уважать человеческое достоинство;
- Принимать других такими, какие они есть;
Слайд №23. Для следующего задания необходимо аргументированно ответить на вопросы:
Правда ли, что…
- Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.
- В любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации.
- Национальная принадлежность – это то, что всегда будет разъединять людей.
- Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.
- Надежный друг – только представитель своей нации.
- Необходима толерантность.
Теперь предлагаю вам проверить насколько вы толерантны. Задание интересно и требует максимум вашего внимания, сосредоточения.
Инструкция.
Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
- «++» - сильное согласие (конечно, да);
- «+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);
- «0» - ни да, ни нет;
- «-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);
- «--» - сильное несогласие (конечно нет).
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
Прослушайте предложения:
- Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
- Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
- Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.
- Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
- Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
- Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
- Маленькие народы нашей страны должны свободно устанавливать у себя некоторые особые законы, которые связанны с их традициями и обычаями.
- Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
- Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
- Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
- Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
- Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
- улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.
- Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
- Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
- Я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
- Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
- Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
- Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
- Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
- Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
- Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.
- Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
- Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
- То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
- Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
- Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
- Истинной религией может быть только одна религия.
- Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
- То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру.
- Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.
- Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.
- Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
- Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.
- Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
- Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
- Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
- Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.
- Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
- Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
- Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
- Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
- Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
- Идти на уступки – это значит проявлять слабость.
- Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Анализ теста. Обработка и интерпретация результатов.
- За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла.
- Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
- Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
- От – 90 до – 45 – высокий уровень развития интолерантности;
- От – 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности;
- От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности;
- От 45 до 90 – высокий уровень толерантности.
Учитель:
Результаты теста-тренинга вы узнаете на следующем уроке, а пока подведем выводы нашего урока. Слайд №26.
Итак, нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации и геноциду. Вообще все взаимоотношения людей регулируются декларацией по правам человека, нарушение которой есть наказуемое преступление.
Всеобщая декларация прав человека:
- Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
- Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Сегодня на занятии мы познакомились с понятиями нацизм и неонацизм. Теперь вы знаете, чем опасны нацистские настроения, какие качества внутреннего мира нужно развивать в себе для повышения толерантности. Хочется верить, что никто из вас никогда не нарисует ради хулиганства свастику или другой фашистский символ. Теперь вы понимаете и осознаете, что миллионы отдали свои жизни, чтобы нацизм навсегда ушел в прошлое, чтобы никто не притеснял тебя за твое происхождение, за твои убеждения.
Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение (эссе) по теме: «Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе»
Список использованной литературы:
- -files-2014dok-statiya_zhurnal27022014
- http://rusla.ru/rsba/world-without-nacizm.php
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_без_нацизма
- Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 г., с 57-58.
- Всеобщая декларация прав человека
Предварительный просмотр:
Приложение №2 Таблица «Толерантность»
Сотрудничать | Прощать | Быть милосердным |
Сострадать | ТОЛЕРАНТНОСТЬ | |
Принимать других такими, какие они есть | ||
Уважать права других | Уважать человеческое достоинство |
СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ | ТЕРПЕНИЕ |
ДОВЕРИЕ | АЛЬТРУИЗМ |
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ | ЗАВИСТЬ |
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ | ЭГОИЗМ |
СОПЕРЕЖИВАНИЕ | ОПТИМИЗМ |
СПОКОЙСТВИЕ | УМЕРЕННОСТЬ |
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ | БЛАГОРОДСТВО |
ЗАБОТЛИВОСТЬ | РАЦИОНАЛЬНОСТЬ |
ОБИДЧИВОСТЬ | АККУРАТНОСТЬ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ЭНТУЗИАЗМ |
ЧУВСТВО ЮМОРА | ЧУТКОСТЬ |
САМОКОНТРОЛЬ | ГУМАНИЗМ |
ВЛАСТОЛЮБИЕ | МИЛОСЕРДИЕ |
ЛИЦЕМЕРИЕ | СОЧУВСТВИЕ |
ТАКТИЧНОСТЬ | УВЕРЕННОСТЬ |
ПОСТОЯНСТВО | ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ |
ПРЕДАННОСТЬ | ОБАЯНИЕ |
СКРОМНОСТЬ | ЧЕСТНОСТЬ |
ВЕЛИКОДУШИЕ | ОТКРЫТОСТЬ |
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ | ДРУЖЕЛЮБИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....