Казачьи посиделки
методическая разработка (5 класс) на тему
Составитель: учитель русского языка и литературы Мелихова И.В. (МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»).
Конспект внеклассного мероприятия.
Разработка ориентирована на учащихся 5 -6 классов общеобразовательной школы, однако материал может быть использован педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_posidelki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Казачьих посиделок.
Составитель: учитель русского языка и литературы Мелихова И.В. (МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»).
Конспект внеклассного мероприятия.
Разработка ориентирована на учащихся 5 -6 классов общеобразовательной школы, однако материал может быть использован педагогами дополнительного образования.
Цели:
- познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков
- прививать любовь к родному краю
1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы
Зеленые косы плетут,
Где первые вешние грозы
Саблями небо секут,
Над речкою мостик горбатый
И месяц, упавший в траву,-
Все это – что с детства так свято
Я Родиной милой зову.
1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.
2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!
В нас кровь – горячее огня –
За наши курганы и наши станицы
Мы вихрем взлетим на коня!
И горе соседям, коль в бешеном споре
Весной заколышется степь.
И вспенит волну до широкого моря
Ковыль – наша белая лепь!
2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.
3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –
Храбрецам дозор по силе.
С казаков начиналась Астрахань –
Крепостица южная России.
Укрепив себя станицами,
Рос над Волгой красавец – город,
И его низовой столицею
Казаки называли гордо.
1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.
2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.
(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)
КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.
КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!
(Звучит песня в исполнении учащихся).
КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
- Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
- Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)
- Желтая свинка без щетинки
На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).
- Сом с одним усом. (Кнут)
- У кого в темнице семья родится? ( У картошки)
- Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).
- Зубы, как у щуки, рога, как у быка.
Испокон веку служит человеку. (Пила)
КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон , пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.
(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).
ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.
СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!
КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.
(Продолжение сценки)
СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.
НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.
(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).
КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!
(Помощь учащихся из зала).
КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!
А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.
КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.
А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.
(Сценка «Ярмарка»)
На сцену выходят казаки и казачки.
1 КАЗАК:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
2 КАЗАК:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!
1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!
КОРОБЕЙНИКИ:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.
Звучит песня “Где был, Иванушка?”
(Инсценировка русской народной песни.)
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).
КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.
КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!
(Исполнение частушек на казачью тему.)
Мы с веселой песней дружим,
По-казачьи говорим,
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Эх! Донское государство!
Возле Дона куреня.
До чего же ты красива,
Дорогая сторона!
(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)
1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.
КАЗАК и КАЗАЧКА:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим мы «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»
Ведущий 1: Добрый вечер, ребята! Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....
Казачьи посиделки
Духовно-нравственное воспитание - основа возрождения нации....
Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»
Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...
«Казачьи посиделки» (Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)
«Всякая душа празднику рада»Методическая разработка воспитателя Н.Н. УсановойЦель проведения: Формирование чувства любви к своей малой родине, желания изучать свой родной край; развитие творческ...
Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"
Цель: формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи: пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....
Казачьи посиделки «Веселы привалы, где казаки запевалы».
: Существенным фактором, способным позитивно влиять на формирование духовно – нравственных основ личности у подрастающего поколения является процесс реализации регионального компонента государственног...
Казачьи посиделки.
Сценарий (фрагмент) смотра художественной самодеятельности...