Интелектуальная игра:"Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия (9 класс) по теме
1 ученик: Стихотворение Е. Петровой «Важная наука»
2 ученик: Рассказывает о том, что ему нравится в математике
3 ученик: Рассказывает о роли математики в профессии его родителей
На сцену выходит ведущий Клуба любознательных «Что? Где? Когда?» Он открывает заседание клуба и приглашает команды занять места.
1 конверт
У А.С. Пушкина в «Скупом рыцаре» рассказана старинная легенда восточных народов.
Читал я где-то
Что царь однажды воинам своим
Велел снести по горстке в кучу, -
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами
И море где бежали корабли
Вопрос: Какой высоты мог быть такой холм, если горсть земли имеет объем 1 дм3. Действительно ли открывалась с его высоты такая широкая панорама?
Ответ: Сделав расчет, легко убедиться что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такого рода затею, он был бы обескуражен милостью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть ее в легендарный гордый холм.
Допустим у царя было 100000 воинов, это очень внушительная цифра для старинной армии. 1/5 х 100000 = 20000 = 20м3. С такого небольшого возвышения можно было видеть дол покрытый белыми шатрами и море в том случае, если дело происходило не вдалеке от берега.
2 конверт
Вопрос: Кто из вас не видел в деревне стога сена или соломы? А задумались ли вы над тем как можно стог взвесить?
Ответ: Надо взять удельный вес соломы в справочнике и умножить его на объем стога. Объем стога находится из простых геометрических соображений
3 конверт
Вопрос: Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта «Бубновый король». Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам вопрос: «Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое»?
Ответ: Слово ромб происходит от греческого слова «Ромбос» означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше они имели форму квадрата или ромба.
4 конверт
Старый араб, имевший трех сыновей завещал им поделить принадлежавшие ему стадо верблюдов так, чтобы старший сын взял половину, средний – треть, младший – девятую часть стада. Умер старче и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали делить, но ничего не смогли сделать. Обратились к шейху (старшему племени), тот приехал на своем верблюде, пробыл неделю и разделил имущество так, как завещал отец.
Вопрос: Как он это сделал?
Ответ: Добавил своего верблюда, стало 18, разделил: 9, 6, 2, получилось – 17, и на своем верблюде уехал.
5 конверт
В нынешнем столетии исполнится 240 лет со дня рождения Салавата
Юлаева – активного участника Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Интересно, что сумма цифр года юбилея башкирского героя равна 21.
Вопрос: В каком году родился Салават Юлаев?
Ответ: После 1968 г. до 2000 г. встречается лишь одна дата, сумма цифр которой равна 21. Это 1992 г. Следовательно С.Юлаев родился в 1752 г. (1992 – 240 = 1752).
6 конверт
Задача из фантастической повести.
Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезд есть три планеты А, В, С. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято еще два сообщения, которые, как установили ученые оба неверные.
- А – не третья от звезды планета;
- В – вторая планета.
Вопрос: На какой планете (А; В; С) живут инопланетяне?
Ответ: Разумные существа живут на планете С. А – не третья планета от звезды – сообщение неверно. Значит А – третья планета, В – вторая планета – тоже неверно. Значит В – первая планета. Остается принять, что С – вторая планета.
7 конверт (рисунок)
Вопрос: Какую из фигур можно начертить не отрывая карандаша от бумаги и не проводя 2 раза по одной и той же полосе?
8 конверт
Вопрос: Уважаемые знатоки! Не можете ли вы сообщить точно когда начнется ХХI век?
Ответ: Некоторые считают, что XXI век начинается 1 января 2000 г. Это не верно. Дело в том, что 2000 г. принадлежит 20 ХХ веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому XXI век начнется 1 января 2001 года.
9 конверт
Уважаемые знатоки!
Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Андрей. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один). На который близнецам можно ответить «да» или «нет».
Вопрос: Какой вопрос задали бы вы?
Ответ: Нужно спросить одного из близнецов. Андрей говорит правду? Если ответ будет «да», то спросил Андрей, если «нет» - то второй из близнецов. Можно спросить «лжет ли Андрей?» («нет» скажет Андрей).
10 конверт
Черный ящик.
Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик, где лежат следующие предметы: циркуль, лист бумаги, шар, конус, шашка.
Вопрос: Как не меняя раствора циркуля с помощью всех этих предметов начертить окружности разных радиусов?
Ответ: Вычерчивается окружность:
- на плоскости;
- на шаре;
- на конусе, центр в вершине конуса (положить на бумажку шашку, утвердить на ней ножку циркуля).
11 конверт (рисунок)
Уважаемые знатоки!
Расставьте в квадратах цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма чисел, расположенных в центрально симметричных квадратах и равна квадрату числа.
12 конверт (рисунок)
Уважаемые знатоки!
На гранях кубика написаны 6 различных цифр. Сумма цифр на противоположных гранях одна и та же. Для каждой пары параллельных граней
Вопрос: Каковы остальные три цифры, если три видны на рисунке?
Ответ: Условию задачи удовлетворяет только тот случай, при котором сумма цифр на противоположных гранях по 11, т.е. против 4 – 7, 5 – 6, 8 – 3.
Музыкальная пауза
Песня «Задача».
Мальчик жаловался, горько плача.
В пять вопросов трудная задача!
Мама я решить ее не в силах,
И в тетради места больше нету
И число не сходится с ответом.
- Не печалься! – мама отвечала –
Отдохни и все начни с начала! –
Жизнь поступит с мальчиком иначе
В тысячу вопросов даст задачу
Пусть хоть кровью сердце обольется, -
Все равно решать ее придется, -
Если скажет он, что силы нету, -
Но ведь жизнь потребует ответа,
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту с начала.
Пауза для зрителей
- Разгадывание ребусов.
- Конкурс на лучшего знатока пословиц по математике.
Подведение итогов заседания клуба любознательных
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtogdekogda.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
-I-
1 ученик: Стихотворение Е. Петровой «Важная наука»
Цифры растянулись в длинный ряд
Формулы. А где же ты романтика?
Ведь еще немало говорят
Скучная наука математика
Не спиши как с выводами друг,
В технике, науке и природе
Все, что нынче видишь ты вокруг,
По ее законам происходит
Ведь в тайге не вырастет завод,
Люди не откроют Арктики,
Тепловоз по рельсам не пойдет
Без сухой науки – математики.
В космос мы пускаем корабли,
Небо режут сотни самолетов,
Разве их создать бы мы смогли
Без математических расчетов?
К звездам нас помчит поток ракет
Позовут далекие галактики
Потому что в целом мире нет
Нет важней науки – математики.
2 ученик: Рассказывает о том, что ему нравится в математике
3 ученик: Рассказывает о роли математики в профессии его родителей
-II-
На сцену выходит ведущий Клуба любознательных «Что? Где? Когда?» Он открывает заседание клуба и приглашает команды занять места.
1 конверт
У А.С. Пушкина в «Скупом рыцаре» рассказана старинная легенда восточных народов.
Читал я где-то
Что царь однажды воинам своим
Велел снести по горстке в кучу, -
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами
И море где бежали корабли
Вопрос: Какой высоты мог быть такой холм, если горсть земли имеет объем 1 дм3. Действительно ли открывалась с его высоты такая широкая панорама?
Ответ: Сделав расчет, легко убедиться что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такого рода затею, он был бы обескуражен милостью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть ее в легендарный гордый холм.
Допустим у царя было 100000 воинов, это очень внушительная цифра для старинной армии. 1/5 х 100000 = 20000 = 20м3. С такого небольшого возвышения можно было видеть дол покрытый белыми шатрами и море в том случае, если дело происходило не вдалеке от берега.
2 конверт
Вопрос: Кто из вас не видел в деревне стога сена или соломы? А задумались ли вы над тем как можно стог взвесить?
Ответ: Надо взять удельный вес соломы в справочнике и умножить его на объем стога. Объем стога находится из простых геометрических соображений
3 конверт
Вопрос: Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта «Бубновый король». Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам вопрос: «Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое»?
Ответ: Слово ромб происходит от греческого слова «Ромбос» означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше они имели форму квадрата или ромба.
4 конверт
Старый араб, имевший трех сыновей завещал им поделить принадлежавшие ему стадо верблюдов так, чтобы старший сын взял половину, средний – треть, младший – девятую часть стада. Умер старче и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали делить, но ничего не смогли сделать. Обратились к шейху (старшему племени), тот приехал на своем верблюде, пробыл неделю и разделил имущество так, как завещал отец.
Вопрос: Как он это сделал?
Ответ: Добавил своего верблюда, стало 18, разделил: 9, 6, 2, получилось – 17, и на своем верблюде уехал.
5 конверт
В нынешнем столетии исполнится 240 лет со дня рождения Салавата
Юлаева – активного участника Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Интересно, что сумма цифр года юбилея башкирского героя равна 21.
Вопрос: В каком году родился Салават Юлаев?
Ответ: После 1968 г. до 2000 г. встречается лишь одна дата, сумма цифр которой равна 21. Это 1992 г. Следовательно С.Юлаев родился в 1752 г. (1992 – 240 = 1752).
6 конверт
Задача из фантастической повести.
Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезд есть три планеты А, В, С. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято еще два сообщения, которые, как установили ученые оба неверные.
- А – не третья от звезды планета;
- В – вторая планета.
Вопрос: На какой планете (А; В; С) живут инопланетяне?
Ответ: Разумные существа живут на планете С. А – не третья планета от звезды – сообщение неверно. Значит А – третья планета, В – вторая планета – тоже неверно. Значит В – первая планета. Остается принять, что С – вторая планета.
7 конверт
Вопрос: Какую из фигур можно начертить не отрывая карандаша от бумаги и не проводя 2 раза по одной и той же полосе?
Ответ:
можно можно нельзя нельзя
можно можно
8 конверт
Вопрос: Уважаемые знатоки! Не можете ли вы сообщить точно когда начнется ХХI век?
Ответ: Некоторые считают, что XXI век начинается 1 января 2000 г. Это не верно. Дело в том, что 2000 г. принадлежит 20 ХХ веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому XXI век начнется 1 января 2001 года.
9 конверт
Уважаемые знатоки!
Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Андрей. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один). На который близнецам можно ответить «да» или «нет».
Вопрос: Какой вопрос задали бы вы?
Ответ: Нужно спросить одного из близнецов. Андрей говорит правду? Если ответ будет «да», то спросил Андрей, если «нет» - то второй из близнецов. Можно спросить «лжет ли Андрей?» («нет» скажет Андрей).
10 конверт
Черный ящик.
Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик, где лежат следующие предметы: циркуль, лист бумаги, шар, конус, шашка.
Вопрос: Как не меняя раствора циркуля с помощью всех этих предметов начертить окружности разных радиусов?
Ответ: Вычерчивается окружность:
- на плоскости;
- на шаре;
- на конусе, центр в вершине конуса (положить на бумажку шашку, утвердить на ней ножку циркуля).
11 конверт
Уважаемые знатоки!
Расставьте в квадратах цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма чисел, расположенных в центрально симметричных квадратах и равна квадрату числа.
Ответ:
5 7 6
8 1 3 2 4 12 конверт
Уважаемые знатоки!
На гранях кубика написаны 6 различных цифр. Сумма цифр на противоположных гранях одна и та же. Для каждой пары параллельных граней.
5
8 4
Вопрос: Каковы остальные три цифры, если три видны на рисунке?
Ответ: Условию задачи удовлетворяет только тот случай, при котором сумма цифр на противоположных гранях по 11, т.е. против 4 – 7, 5 – 6, 8 – 3.
Музыкальная пауза
Песня «Задача».
Мальчик жаловался, горько плача.
В пять вопросов трудная задача!
Мама я решить ее не в силах,
И в тетради места больше нету
И число не сходится с ответом.
- Не печалься! – мама отвечала –
Отдохни и все начни с начала! –
Жизнь поступит с мальчиком иначе
В тысячу вопросов даст задачу
Пусть хоть кровью сердце обольется, -
Все равно решать ее придется, -
Если скажет он, что силы нету, -
Но ведь жизнь потребует ответа,
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту с начала.
Пауза для зрителей
- Разгадывание ребусов.
- Конкурс на лучшего знатока пословиц по математике.
Подведение итогов заседания клуба любознательных
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Ребусы: 3’100 н рас 100 яние па’3 ж у 3’о 700 - 78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интелектуальная игра "Счасливый случай"
Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование между двух команд - знатоки физик 9, 10, 11 классов.Целью игры является проверка знаний и умений учащихся, и их сообразительности и находчивости...
интелектуальная игра для 5 класса "Умники и умницы"
Развивающий классный час, или клубный час в гпд, с презентацией...
Интелектуальная игра по математике "Турнир знатоков" для учащихся 5 классов
Внеклассная работа по математике.Интелектуальная игра "Турнир знатоков" для учащихся 5 классов....
Интелектуальная игра "Географическое ассорти" для учащихся 7-8 классов
Игра проходила в рамках недели географии . Вопросы составлены из географии материков и океанов. Во время игры использовалась призентация....
Интелектуальная игра "Клуб знатоков географии"
Игра была проведена в рамках недели географии. Состоит из 9 разнообразных конкурсов.Вопросы из географии материков и океанов и географии России....
Интелектуальная игра
Для внеклассного мероприятия...