Классный час на тему"Что я знаю о Конвенции по правам ребёнка?"
классный час (9 класс) по теме
Цель:Формирование представления о правах ребёнка,изучение Конвенции о правах ребёнка.
Задачи:
-Формировать знания о Конвенции по правам ребёнка.
-Формировать осознание важности принятия данного международного документа.
-Формировать навыки работы с законодательными актами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час"Что я знаю о Конвенции по правам ребёнка?" | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час:
«Что я знаю о Конвенции по правам ребёнка?»
Автор:
Руцко И.Г., Аляутдинова Г.Н., Кузьмина В.Н.
Цель:
Формирование представления о правах ребенка, изучение Конвенции по правам ребенка.
Задачи:
- Формировать знания о Конвенции по правам ребенка.
- Формировать осознание важности принятия данного международного документа.
- Формировать навыки работы с законодательными актами.
Оборудование:
- плакаты,
- маркеры,
- доска для презентации работы в группах,
- текст Конвенции о правах ребенка,
- карточки для групповой работы, слайды для проведения беседы.
Санкт-Петербург
I этап
- Разминка «Австралийский дождь».
Воспитанники становятся в круг. Ведущий стоит в центре. Участники повторяют за ведущим все движения. Главное правило — движение повторяется после того, как ведущий встретится глазами с данным участником и до тех пор, пока не произойдет следующая встреча глазами и показ следующего движения. Общее сочетание звуков, воспроизводимых группой должно дать эффект бурного, но короткого ливня.
Сегодня мы поговорим о документе, который многие публицисты и общественные деятели называют великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка, о его содержании и значении.
Мозговой штурм.
В каких законодательных актах прописаны права ребенка?
Что вы знаете об этом?
(Примерные варианты ответов: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка», Всеобщая декларация прав человека)
II этап
Беседа. Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей.
Рассмотрим более подробно один из основополагающих документов ООН по правам человека — Конвенцию по правам ребенка.
К 1993 году Конвенцию ратифицировали 174 государства—участника ООН, что представляет собой значительную цифру по сравнению с другими международными документами по правам человека. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.
Некоторые из основных статей Конвенции по правам ребенка частично отличаются от других международных договоров, а некоторые идентичны им.
Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее от прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».
Таким образом, документ носит не только общий, но и конкретный характер, что выражается в предмете его внимания — конкретной социальной группе. Это Конвенция по защите прав групп, т. е. детей, выступающая против их дискриминации. Все права в Конвенции имеют одинаковый вес — ничто не имеет приоритета (подобная задача заложена в Европейской конвенции по правам человека).
В 54 статьях Конвенции излагаются права детей. Это право на защиту от произвола, на невмешательство в семейную жизнь, на свободное выражение взглядов. Конвенция гарантирует детям равенство, независимо от происхождения, расы, национальности, статуса, рода деятельности, взглядов и убеждений их родителей, гарантирует свободу вероисповедания, свободу совести, право на участие в объединениях и мирных собраниях.
Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В Конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.
Особое место в Конвенции уделено школе и школьной дисциплине. Подчеркивая необходимость дисциплины, прежде всего, для обеспечения безопасности детей, авторы отмечают, что школьная дисциплина должна обеспечиваться методами, не унижающими человеческого достоинства ребенка. В нескольких статьях речь идет о праве ребенка на образование, на равные стартовые возможности всех детей в процессе его приобретения. Образование ребенка, подчеркивается в документе, должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям его страны, а также к цивилизациям, отличным от его собственной.
Ребенок в этой Конвенции выступает в роли активного субъекта, т.е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.
Конвенция не может охватить все изменения, происходящие в сегодняшней семье и зачастую негативно отражающиеся на жизни ребенка.
Поэтому ратификация Конвенции накладывает огромную социальную ответственность на государства (правительства) в отношении жизни детей, т.е., среди прочего, требует от них гарантии создания соответствующих условий жизни семей с детьми (даже если такое обязательство неявно выражено в Конвенции). Поэтому государства — участники ООН, присоединившиеся к данной Конвенции без оговорок, должны пересмотреть свою политику и программы во всех сферах, затрагивающих детей и семью. Даже принятие новых социальных мер, направленных на улучшение условий жизни ребенка, нужно рассматривать в соответствии с обязательствами, заключенными в Конвенции.
Обсуждение проходит в форме ответов воспитанников на вопросы:
- Когда была принята Конвенция по правам ребенка?
- О чем говорит тот факт, что все европейские государства ратифи цировали данный международный документ?
- Кого, согласно Конвенции, называют ребенком?
- Какие основные права детей закреплены в Конвенции?
- Какие из них вы считаете наиболее важными?
- Какой социальный институт, согласно Конвенции признается наиболее естественной средой для гармоничного развития и нормального существования ребенка?
- Какие обязательства берут на себя государства, присоединившиеся к Конвенции по правам ребенка?
Работа в группах. Воспитанники делятся на 6 групп и получают карточки для работы. Основные группы прав ребенка:
1 группа:
Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав
и т.п.
2 группа:
Права ребенка на семейное благополучие.
3 группа:
Права ребенка на свободное развитие его личности.
4 группа:
Обеспечение здоровья детей.
5 группа:
Образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
6 группа:
Защита детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Воспитанникам предлагается найти в тексте Конвенции по правам ребенка статьи, в которых закреплены данные права (по группам) и перечислить их. Результаты оформляются на доске в виде таблицы:
№ группы | Основные права | № № статей документа |
III этап
Итог занятия. Воспитанникам предлагается ответить на вопрос, почему международным сообществом было принято решение о принятии специального документа по правам ребенка? В чем отличие статуса ребенка от статуса взрослого? Оценить, в соответствии со сделанным выводом, значимость для каждого воспитанника занятий по правам ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Презентация к классному часу на тему:Что мы знаем о наркотиках или правда, или вымысел...
Классный час в рамках мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Для наглядности можно использовать презентацию, включив в неё данные по Туве....
«Что я знаю о Конвенции по правам ребенка»
Концпект занятия о Конвенции по правам ребенка для детей....
Разработка классных часов по темам "О вреде курения", "Виват, Россия", "Мои права"
На данной страничке размещён материал для классных часов...
Классный час на тему «Что мы знаем о Великой Отечественной войне, или у войны недетское лицо…»
Классный час представлен в форме презентации. Даётся материал о тяжёлой жизни детей во время Великой Отечественной войны, невосполнимых потерях и утрата. Наши дети должны знать об этом....
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка и что я знаю о ней"
Данная разработка содержит сценарий, мультимедийную презентацию и дополнительный материал для проведения внеклассного мероприятия в 5-6 классах...
Классный час для для учащихся 5-7 классов "Конвенция о правах ребенка"
Классный час с применением образовательных и воспитательных технологий. Составлен на основе статей Конвенции о правах ребенка. Классный час демонстрирует возможности проведения интересно урок, с казал...