Ты вышел на улицу
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие по правилам дорожного движения
Цель. Познакомить детей с историей строительства дорог; с дорожными знаками и их обозначением; с правилами поведения на улице для пешеходов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Архонская»
Пригородного района РСО-Алания
Разработка часа классного руководителя
для учащихся 5 – 7 классов
с использованием презентации
«Ты вышел на улицу»
подготовила
учитель математики
Уймина Татьяна Алексеевна
ст. Архонская 2013
Занятие по правилам дорожного движения
Цель. Познакомить детей с историей строительства дорог; с дорожными знаками и их обозначением; с правилами поведения на улице для пешеходов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Вступительная беседа
Ведущий. (Слайд 1) Дети, сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице. Казалось бы, что особенного — перейти улицу, выйти из трамвая, троллейбуса, автобуса или войти в них.
Однако, по данным сводок ГИБДД за 2010 год, на дорогах России погибло 35 тыс человек. Это население небольшого города.
(Слайд 2) На занятии вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте и о многом другом.
Ход занятия
Ученик. Дорожная история, дорожный язык, тот, на котором «говорят» все улицы, научат вас смелости, помогут не убегать от автомобилей, а спокойно проходить мимо них, зная, что они не тронутся, пока вы переходите дорогу. Ведь только грамотные пешеходы могут чувствовать себя на дороге в относительной безопасности.
Ученик. (Слайд 3) Старинная поговорка гласит:
«Все дороги ведут в Рим». И действительно все дороги когда-то скрещивались в Риме.
На центральной площади этой великой столицы древности стоял позолоченный камень. Отсюда, от этого камня, и отсчитывались все расстояния.
Но почему же от него? Может быть, все дороги вели как раз не в Рим, а из Рима? Это, пожалуй, вернее. Задолго до того как к золотому камню потянулись караваны с богатствами, награбленными в разных странах, от него во все четыре стороны отправлялись строем вооруженные до зубов римские легионы. Это была непобедимая армия. К тому времени она завоевала Египет, Сирию, Галлию, Британию...
Римские солдаты сами прокладывали себе путь — военные дороги, без которых самое умелое войско становится бессильным.
Ученик. Эти древние дороги, созданные руками римских солдат и рабов, прошли испытания временем, прослужив ни много ни мало две тысячи лет.
Римляне строили прочно — так прочно, что их дороги сравнивали со стенами, которые сейчас можно увидеть в той же Италии, Китае, во Франции, на берегах Дуная. Они и сейчас выглядят так, как будто только вчера прошел здесь тяжело вооруженный легионер с огромным паи- том и большим мечом.
В основание дороги римские строители закладывали два слоя камней, соединяя их известковым раствором. Поверх, снова на раствор, клали слой камней-голышей, величиной с кулак. Потом шел слой из голышей поменьше, с орех. И наконец сверху весь этот «пирог покрывали щебнем.
Один ученый подсчитал, что дороги римлян протянулись на семьдесят тысяч километров.
Ученик. (Слайд 4) Заложив Петербург, Петр 1 сразу же проявил заботу об улицах. Прокладка каждой новой улицы утверждалась им лично. Сперва это были всего лишь просеки. Даже главная улица — Невская першпектива — была только просекой от Адмиралтейства к Новгородской дороге.
Прошло 7 лет — и начались работы по мощению. Мостить было нечем — не было камня. В 1714 году Петр издает «Указ о привозе на речных судах в сухим путем возах, приезжающих в Санкт-Петербург, по определенному числу диких камней». В указе точно оговорено, какое судно сколько должно везти камней. Этот указ действовал больше 60 лет. Может быть, многим это и не нравилось, но камень в Петербург везли. Без него просто не пускали в город.
Ученик. В старину, когда поселок от поселка разделяли сотни верст, а кругом расстилались степи или шумели дремучие леса, путники для защиты от зверья и разбойников брали с собой в дорогу оружие и щиты. Бывало, встретятся два человека и, уступая друг другу дорогу, каждый берет чуть правее. Так было безопасней: левую сторону тела защищал щит и ее было не так рискованно подставить незнакомцу.
Когда по дорогам и улицам помчались сани, дрожки, кареты (а потом и машины), люди решили: пусть весь транспорт движется по правой стороне. Правда, на земном шаре есть страны, где принято левостороннее движение (Англия, Япония и др.)
Ученица. Первое путешествие в России автомобиль совершил из Москвы в Петербург. На весь путь ушло 3 дня.
Ученик. Расстояние между населенными пунктами издавна принято считать от почты до почты. Все, кто выезжал из Москвы, начинали «отмерять версты» у Мясницких ворот (здание Главпочтамта).
Ведущий. У дорог и улиц есть строгие законы. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка, улиц, перекрестков, площадей.
Ученик. А как выйдет на улицу безграмотный пешеход? Дорога говорит ему что- то, перекресток «предупреждает» о чем-то, улица «кричит» о какой-то опасности, а пешеход, не зная языка дорог, идет себе беспечно. Потому что он дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит.
Ученик. Незнание дорожного языка очень опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
А для того чтобы этого никогда не случилось ни с кем из вас, надо обязательно изучать дорожный язык. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складывают слова, из слов — целые предложения. У дорожного языка есть свои буквы — знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу — дорожный сигнал.
Ведущий. Мы, конечно, не будем изучать все дорожные знаки, а познакомимся с самыми необходимыми.
Ученица. Самый главный дорожный знак — светофор. (Слайд 5) Прежде всего пешеход глядит на него. Строго смотрит он своими тремя глазами:
Красный — «Стой! Путь закрыт!»
Желтый — «Внимание!»
Зеленый — «Иди! Путь открыт!>
Ученица. Почему светофор называют именно так, а не иначе? Слово это составлено из двух частей: «Свет» и «Фор». Ну, «свет» и есть «свет». А фор?
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что обозначает «носитель света», «несущий свет».
Ученик. Почему для светофора были выбраны три цвета: красный, желтый, зеленый? Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днем и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.
Зеленый виден несколько хуже, но зато в спектре цветов он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать.
Ученица. Светофоры существовали еще тогда, когда автомобилей и в помине не было. Светофору исполнилось 133 года. За это время они прошли несколько этапов развития.
Ученик. (Слайд 6)
А я Светофор Светофорыч,
Машинам я друг с юных лет.
Им хочется скоро лететь через город —
Даю им зеленый свет!
А если взгляну построже,
Машинам проезда нет!
Зато переход открываю прохожим —
Даю им зеленый свет!
Ученик. И пешеходы, и водители должны разбираться в дорожных знаках.
Вот знаки в красных кружочках, они как бы сигналят красным светом: «Стоянка запрещена», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Движение запрещено». Недаром эти знаки называются запрещающими. (Слайд 7)
Ученик. А знаки, которые нарисованы в желтых треугольниках, сигналят желтым цветом, предупреждая: «Осторожно — впереди железнодорожный переезд», «Осторожно — скользкая дорога», «Осторожно — ремонтные работы». «Прочие опасности».
Эти знаки называются предупреждающими.(Слайд 8)
Ученица. Ещё одна группа знаков предписывает «Здесь можно ехать на автомобиле, а здесь на велосипеде, здесь дорожка для пешеходов». (Слайд 9)
Есть знаки, указывающие, где можно отдохнуть, где находится место стоянки, где можно пообедать, где окажут медицинскую помощь, откуда можно позвонить и т.д. Их так и называют — указательными. (Слайд 10)
Ведущий. Может, кто-то захочет спросить, зачем ему эти знаки, если он не водитель. А ведь они, знаки, помогут и внимательному пешеходу, укажут ему, где скользкая дорога, где железнодорожный переезд, чтобы он был внимателен. Каждому, кто отправляется на велосипедную
Мы знаки дорожные,
Запомнить несложно,
Что каждый из нас
Говорит:
А здесь поворот,
А здесь наоборот
Проезд закрыт!
Чтоб машины не спешили.
Шёл спокойно пешеход,
Помогать мы им решили:
Мы дежурим круглый год.
Самый малый знак
Дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны
Уважайте каждый знак.
Ведущий. Может, кто-то захочет спросить, зачем ему эти знаки, если он не водитель. А ведь они, знаки, помогут и внимательному пешеход, укажут ему, где скользкая дорога, где железнодорожный переезд, чтобы он был внимателен. Каждому. кто отправляется на велосипедную прогулку, необходимо знать дорожный знак, запрещающий ехать велосипедистам.
Занятие наше продолжается, и мы начинаем разговор о знаках, которые заботятся исключительно о пешеходах.
Ученик. (Слайд 11) Знаки эти не развешиваются вдоль улиц, не мигают, как светофор, этими знаками разметили дороги, по которым ходят люди. Это линии разметки.
Ученица. Несется по дороге поток машин. Светофор подмигнул пешеходам зеленым глазом: «Идите» — и словно мост перекинулся через улицу, преградил путь потоку машин. И уже не страшен он пешеходу, смело может шагать он по пешеходному переходу.
Ученик. А это что за полосатая дорожка? Для чего ее расстелили поперек улицы? Тоже для пешеходов. Светофора здесь нет. Но водитель еще издали заметит такую «зебру», убавит скорость, притормозит.
Ведущий. Итак, мы ознакомились с историей улиц и дорог, с дорожными знаками, а теперь перечислим правила поведения для пешеходов и узнаем, какие обязанности у инспекторов ГИБДД.
Правила для пешеходов (ученики называют их по очереди).
1. Не мусори на тротуарах, это может привести к несчастному случаю.
2. Если навстречу идет девочка или старший — посторонись и дай дорогу.
3. Если рядом поскользнулся прохожий — поддержи его под руку. Если он упадет — помоги подняться.
4. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первым в двери своего спутника или спутницу.
5. Если подойдет старик, старушка или женщина с маленьким ребенком — пропусти их вперед.
6. Мальчику выходить из троллейбуса или автобуса лучше первым, чтобы подать руку и помочь спуститься женщине с ребенком, старушке или девочке.
7. Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее, и вежливее.
8. При переходе улицы, если светофора на этом месте нет, то, входя на проезжую часть, посмотри сперва налево — не приближается ли какая-нибудь машина. А дойдя до середины улицы, посмотри направо — не идет ли машина оттуда.
9. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это опасно. Обожди, пока он остановится или проедет.
10. Переходи улицу только у перекрестка, а также там, где есть знак «ПЕРЕХОД» или широкие поперечные полосы на мостовой, и только тогда, когда на светофоре загорятся зеленый свет с изображением идущего человека или на указателе слово «ИДИТЕ». Существует несколько видов переходов, а именно: наземный, подземный, надземный.
Ученик. Вы знаете, конечно, человека, который может одним движением руки остановить поток прохожих и пропустить грузовики. Это сотрудник автомобильной инспекции (ГИБДД) — инспектор ГИБДД. Слово ГИБДД расшифровывается так: Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Ученица. В холодное время года одет он в теплый непромокаемый кожаный костюм, на голове защитный шлем. Еще у инспекторов ГИБДД есть жилет (лимонного цвета) со светоотражающими полосами для лучшей видимости ночью. И на нем надпись ДПС, т.е. дорожно-патрульная служба. А главное — полосатые нарукавники, полосатый пояс и полосатый жезл. Полоски эти не простые. Они отражают свет и в темноте светятся, потому что покрыты мельчайшими частицами стекла или полистирола.
Ученик. Любой водитель поэтому видит ночью инспектора. У инспектора есть радиотелефон, который позволяет ему разговаривать с соседним или дальним постовым, с патрульной машиной.
Машина ГИБДД оснащена еще лучше. У нее есть все, чтобы слышать и видеть на дороге лучше всех: радиостанция, громкоговоритель, желтые противотуманные фары, мощная фара-искатель, поворачивающаяся в любую сторону. Есть радиолокатор, поставленный внутри машины, который определяет скорость любого автомобиля.
Инспектор через микрофон останавливает любого нарушителя: и водителя, и пешехода. На дороге ему обязаны все подчиняться, ведь здесь он самый главный человек. Он командир движения.
Есть у машины ГИБДД проблесковый маячок. Его, как и сирену, инспектор включает в исключительных случаях. В распоряжении инспекторов ГИБДД специальные автомобили, мотоциклы и даже вертолеты.
Заключительное слово ведущего (Слайд 12).
Список использованной литературы
1. Журнал «Воспитание школьников» 2006, № 7, 1-80 – М.: «Школьная пресса»
2. Цорионов В. Т. Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях – Владикавказ: «Алания», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Улицы нашего города. Улица Литейная"
В течение 2011/12 учебного года был разработан и реализован учебный проект «Улицы нашего города». В нём принимали участие обучающиеся 8 класса, занимающиеся в объединении «Нафаня». Цель проекта: выявл...
Классный час для 5 класса:" Я вышел на дорогу."
Классный час для 5 класса на тему: " Я вышел на дорогу" включает в себя много интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на дорогах. Ребята вспоминют знаки дорожного движения и придумывают с...
Сценарий спектакля "Сказка о Емеле, какой вышел всех умнее" по произведениям русского фольклора и пьесе О.Емельяновой "По щучьему велению"
Сценарий "Сказка о Емеле, какой вышел всех умнее" для постановки в 6-ом классе....
Улица имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева исследовательская работа "Пройдём по улице Героя"
Часто бывает так: мы хорошо знаем о других материках, странах, но плохо - о месте, где мы живём, о своей малой Родине. Название улиц - это своеобразный памятник того времени,в которое оно возникло, св...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»
Цели и задачи: раскрыть сущность нравственных отношений между людьми, развитие умений учащихся вести рассуждения, формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу....
Социальный проект «Если с другом вышел в путь…»
Резкие изменения за последние 10−15 лет привели к ухудшению материального обеспечения многих семей. Перестройка экономических отношений в России отбросила некоторые семьи за грань среднего прожи...
Презентация "Как дом вышел из под земли"
Презентация является авторской разработкой, показывает этапы развития строительства...