Новые технологии во внеклассной работе
статья (7 класс) по теме
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. С этой целью необходимо системное и целенаправленное применение активных методов и современных технологий во внеклассной работе, например технологии модерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии. Внеклассная работа. | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Демина И. В.
Новые технологии во внеклассной работе
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. С этой целью необходимо системное и целенаправленное применение активных методов и современных технологий во внеклассной работе, например технологии модерации.
Современный мир стремительно меняется, и эти изменения носят глобальный, цивилизационный характер. В связи с изменением научно-технологического потенциала общества и его коммуникационной сущности изменяется весь социокультурный строй новой развивающейся цивилизации. Новая волна цивилизации связана с развитием информационного постиндустриального общества, которое идет на смену обществу индустриального типа.
Отечественные философы, изучающие тенденции развития современного образования (Б.С. Гершунский, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.А. Дмитриенко и др.), подтверждают, что только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. Силы грядущей постиндустриальной цивилизации несут с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития.
Образование формирует менталитет, а он на этой основе создает новую культуру. В информационном обществе образованность является необходимым условием его существования, поэтому сфера образования становится приоритетной, ответственной за формирование нового социального характера, способного формировать новую культуру информационного общества.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Необходимо заново осмыслить, что такое учение, воспитание, и что такое обученный и воспитанный человек. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д.
Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
С этой целью необходимо системное и целенаправленное применение активных методов в воспитательном процессе. Возможно использование современных технологий, например технологии модерации, позволяющей работать в команде, заниматься совместной проектной и исследовательской деятельностью, отстаивать свою позицию и проявлять толерантное отношение к чужому мнению, принимать ответственность за себя и команду, формирующей качества личности, систему базовых ценностей школьника, отвечающей современным потребностям общества.
Само слово «moderare» в переводе с латинского означает «приводить в равновесие, управлять, регулировать». Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество, как образовательного, так и воспитательного процесса. Методы модерации отличаются от классических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. В ходе их совместной работы достигается совместный результат. Ученик перестает быть объектом обучения, он становиться активным участником образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений внеклассной работы с обучающимися 5-6 классов является проведение мероприятий, цель которых — экологическое воспитание. Технология модерации позволяет достигнуть данной цели, путем разделения всего содержания планируемой внеклассной работы на классные часы, каждый из которых имеет свою четкую цель, задачи и методы.
1. Знакомство с деятельностью Международного фонда по защите животных и окружающей среды и Общероссийского общественного детского экологического движения с презентацией официального сайта данных организаций.
2. Рассказ о волонтерском движении в России и других странах. Просмотр мультфильмов, художественных и научно-популярных фильмов, главные герои которых активно защищают животных и природу.
3. Участие в творческих конкурсах, проводимых различными организациями, но направленных на повышение экологической культуры школьников. Например, конкурс рисунков животных, нуждающихся в защите от браконьеров, конкурс экологического плаката, создание стенгазеты, посвященной бережному отношению к природе.
4. Разработка экологического проекта. Например, проведение акции «Помощь приюту для животных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации».
5. Реализация разработанного проекта. Информирование учащихся других классов об акции через листовки и плакаты. Сбор помощи. Организация доставки помощи в приют. Выезд группы учащихся в приют, знакомство с работой данной организации.
6. Обсуждение и презентация результатов проекта. Участие фоторепортажа данного проекта во Всероссийской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины».
Таким образом, выстраивается определенная система занятий, тесно взаимосвязанных и логически следующих друг за другом, создавая полноценное содержание внеклассной работы. Эффективность технологии модерации заключается в том, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует повышению коммуникативной активности, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Кроме того, данная технология позволяет увидеть деятельность каждого обучающегося, ход образовательного или воспитательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты. По своей сути, процесс модерации является технологией управления классом, который базируется на трех принципах: структурированность, системность и прозрачность.
Цели применения модерации во внеклассной работе – эффективное управление классом, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности, достижение воспитательных задач. Таким образом, данная технология обеспечивает оптимальное использование времени внеклассного мероприятия, а также энергии и потенциала всех участников процесса (учителя, обучающихся и родителей).
Следует сказать, что активные методы в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков. Например, способность принимать решения и умение решать проблемы (организация акции, классного собрания. субботника), коммуникативные умения и качества (распределение обязанностей, разработка совместных решений), умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи (план действий, пошаговое решение проблемы), умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей (обсуждение на классном собрании, в социальных сетях), лидерские умения и качества (формирование инициативной группы учащихся), умение работать в команде и др. Все участники образовательного процесса хорошо понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для личной жизни.
Активные методы повышают интерес и мотивированность учителя, значительно повышают эффективность его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями класса. Например, мною был самостоятельно разработан следующий активный метод обучения для первого классного часа в 5-ом классе, целью которого является знакомство с новым классным руководителем, самоидентификация обучающихся, объединение детей в единый коллектив. Установление дружеских отношений между обучающимися.
Название метода «Клубок». Количество участников — весь класс. Все садятся в круг. Учитель берет клубок, представляется и первым отвечает на вопросы, которые записаны на доске: мой любимый цвет, мое увлечение, какое качество мне нравится в людях, что я терпеть не могу. Вопросы могут быть разными – по усмотрению учителя. Далее учитель передает клубок любому ученику, а тот в свою очередь отвечает на вопросы и передает клубок дальше, в любом направлении. На ответ отводится 1-3 минуты. Когда на вопросы ответят все ученики, клубок начинает двигаться в обратном направлении. Тот, у кого в руках клубок сможет передать его только тогда, когда вспомнит ответ на вопрос (любой) ученика, от которого к нему прикатился клубок. Мероприятие завершается, когда клубок вновь оказывается в руках у учителя. Длительность проведения метода зависит от количества обучающихся. Учитывая цели и задачи метода можно использовать его в начале года на первом уроке.
Активные методы позволяют применять игровые формы внеклассной работы, дающие возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, плакатов, стенгазет, соревнование команд, азарт, развитие навыков самостоятельности, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Внеклассные мероприятия перестают быть чем-то навязанным извне, они становятся органичной частью жизни обучающегося как дома, при разработке и подготовке (которая может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя.
Примером использования игровой формы внеклассной работы является «Экологический марафон», участниками которого могут стать учащиеся одного или нескольких классов. Команды передвигаются по станциям, выполняют творческие задания (разгадывают загадки и, кроссворды, читают стихи, рисуют, разрабатывают правила поведения туристов в лесу и т. д.), а в итоге создают коллективный проект — экологический плакат, центральное место в котором занимают мероприятия, планируемые учащимися (предложение об организации клумбы, экоуголка, создание кормушек для птиц и т. д.). Важно отметить, что данное мероприятие предусматривает передачу обучающимся части полномочий по организации игры, что способствует признанию их значимой роли в воспитательном процессе, а также смене в положительную сторону отношения к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.
Таким образом, использование активных методов и технологии модерации во внеклассной работе позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного и воспитательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Список литературы:
1. Базовый электронный курс «Активные методы обучения» // Образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования» www.edu-reforma.ru
2. Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 217-219.
3. Мартынюк В. Кто был никем, то станет всем? // http://pioss.net/blog/media/5873.html#cut.
4. Нешкольная задача: куда Россию ведет реформа образования. Интервью Анатолия Вассермана и Алексея Байкова. — ИА REX, 16.02.2011.// http://www.iarex.ru/articles/12741.html.
5. Соснов Н. Путин против образования. Новая статья Путина: туманные посулы педагогам и разгром высшего образования // http://netreforme.org/news/putin-protiv-obrazovaniya-novaya-statya-putina-tumannyie-posulyi-pedagogam-i-razgrom-vyisshego-obrazovaniya.
6. Стеценко О. Реформа образования в России: реальность и перспективы // http://www.obraza-net.ru/podrobn/Reforma_obrazovaniya_v_Rossii.
7. Фурсов А. «Реформа» образования и ее подоплека // http://park.futurerussia.ru/extranet/about/life/2569.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку в рамках осуществления международной программы Mondialogo School Contest
Применение новых информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку (в рамках осуществления международных программ)“MondialogoSchoolContest”...
Игровые технологии и внеклассная работа на уроках немецкого языка
В презентации приводятся примеры из опыта работы в начальной школе и в 5 классе по немецкому языку. Автор отмечает , что использование игровых приемов, песенок, сценок оживляет работу на...
Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку и литературе
Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку - из личного опыта преподавателя русского языка и литературы Кувшиновой А.М....
«Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе, в кружках дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления, во внеурочной деятельности»
выступление на педагогическом совете....
Статья на тему: Новые технологии в организации работы по развитию познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.
Новые технологии в организации работы по развитиюпознавательной активности у детей с ограниченными возможностями....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, м...
Новые технологии в практике работы учителя-дефектолога.
Современные технологии, применяемые в специальной коррекционной педагогике, направлены на развитие и коррекцию психических функций и физических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья...