Классный час «Безопасность на дороге »
классный час (8 класс) по теме
Цель: обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.
Задачи:
1. прививать навыки осторожного поведения на дороге;
2. воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности;
3. профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_na_doroge.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 8 классе
«Безопасность на дороге »
Цель: обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.
Задачи:
1. прививать навыки осторожного поведения на дороге;
2. воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности;
3. профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
1. История правил дорожного движения (рассказывают ученики)
Правила дорожного движения существуют около 2050 лет
Задолго до тех пор, когда стал актуальным лозунг «железный конь идет
на смену крестьянской лошадке», ставший незабвенным благодаря известному произведению И.Ильфа и Е.Петрова, вопрос о регулировании взаимоотношений ездока и пешехода обрел известную остроту. Правила дорожного движения (ПДД) стали формироваться еще на заре человеческой цивилизации.
В Древнем Риме, например, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Первые попытки регулирования на перекрестках предпринимали патриции и торговая знать. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу продвижения на перекрестах, но это не всегда удавалось. Проблемой ПДД вынужден был заниматься даже сам Гай Юлий Цезарь, по указу которого был создан специальный отряд из вольноотпущенников, занимавшийся регулированием движения на перекрестках Великого Рима.
Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х гг. до н.э., запрещали ездить на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время, а иногородним предписывалось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и передвигаться пешком или в наемном паланкине – своеобразном такси того времени. Как это похоже на сегодняшние попытки решения транспортной проблемы в современных мегаполисах, не правда ли?
В Европе история регулирования дорожного движения начинается с 1868 г. Именно в этом году в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском.
К семафору поставили слугу в шикарной ливрее, который поднимал и опускал стрелу. Скрежет цепи механизма, при помощи которого поднимался семафор, был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы, и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка с помощью механизма регулировать дорожное движение.
В нашей стране первые светофоры для регулирования дорожного движения появились в 1920 г. на улицах Москвы
В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт использования таких светофоров показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху.
И в 1968 г., в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз красный, желтый, зеленый.
Любопытно проследить историю возникновения правостороннего движения в мире. Дело в том, что в далеком прошлом путнику приходилось передвигаться, в большинстве своем, вооруженным. При встрече с прохожим человек уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность действовать свободной правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. Именно по этой причине в большинстве стран мира традиционно установилось и правостороннее движение для экипажей.
Однако британцы, во всем имевшие свое собственное мнение, пошли своим путем, организовав левостороннее движение. Их привычку переняли бывшие колонии и доминионы Британской империи и отдельные независимые страны. Сегодня более миллиарда автомобилистов на Кипре, в Бирме, Индии, Индонезии, Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Ямайке, Тринидаде, Эфиопии, Гане, Нигерии, Уганде, Сомали, Судане, Танганьики, Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии, а также Японии движутся по левой стороне дорожного полотна.
В России современная служба ГАИ – ГИБДД родилась сравнительно недавно, в 1936 г. Но появилась она не на ровном месте, а опиралась на опыт предшествующих поколений. Еще во времена правления на Руси Ивана III (XV в.) появились общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния на перекладных лошадях. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении правил безопасности дорожного движения, которыми запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях.
С созданием в 1718 г. полицейских органов, контроль за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге был возложен на полицию. Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Анна Иоановна требовала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, ослушников же бить кнутом и ссылать на каторгу».
Впоследствии правила дорожного движения детализировались. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVIII в. есть такие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться», и «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».
Детализация правил продолжалась и в XIX веке. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта.
В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.
Обеспечение безопасности движения, как свидетельствуют документы, постепенно становилось одной из основных функций полиции. Изданная в 1883 г. «Инструкция городовым московской полиции» выдавалась каждому городовому, который обязан был всегда иметь ее при себе и руководствоваться ею в своих действиях. Обязанностям городовых «по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах, дорогах и бульварах» посвящены в Инструкции 30 параграфов из 144.
В начале XX в., когда количество автомобильного и гужевого транспорта значительно выросло, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды сначала до 12 верст в час (около 13 км/ч), а в 1907 г. – до 20 (21 км/ч). Первыми в России сложности в передвижении ощутили жители Москвы и Петрограда. Автомобили и мотоциклы в них уже не являлись редкостью и заметно снизили пропускную способность транспортных артерий и безопасность движения.
Именно по этой причине в 1908 г. у чинов полиции, регулирующих движение, появились прообразы нынешних жезлов. Столичные городовые в местах с интенсивным движением были вооружены короткими белыми палочками с коричневой ручкой, которые носились в специальных кожаных чехлах. В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску, чтобы быть более заметной.
В первое время правила в разных странах отличались друг от друга, и в 1909 г. в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о единых правилах, общих для всех стран Европы.
Первые правила дорожного движения в СССР назывались «Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР». Они были утверждены 15 мая 1933 г. Практически все разделы, вошедшие в них, сохранились до сих пор. Правда, увеличилась их наполненность и ужесточились требования к водителям. Сравнивая Правила разных лет, не трудно заметить, что многие положения, требования и нормы сохраняют актуальность и в настоящее время.
Так, одно из положений Правил, содержавшееся в «Общей части»: «...лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, не допускаются к управлению экипажами», актуально доныне.
Единые для всего бывшего Советского Союза «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», базировавшиеся на Международной конвенции 1949 г., были введены в 1961 г. Затем, после некоторой переработки, они были переутверждены в 1965 г. и действовали до 1 января 1973 г., когда их сменили Правила дорожного движения, основанные на Конвенциях 1968 г. «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах» и дополняющих их европейских соглашениях.
Со времени введения Правил 1973 г. практика организации дорожного движения в СССР значительно изменилась, изменилось и законодательство об ответственности в сфере дорожного движения. Рабочие органы Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитет по внутреннему транспорту ООН сформулировали новые рекомендации, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.
Современная жизнь и постоянное увеличение транспортного потока требуют все новых и новых корректировок правил передвижения по дорогам, так что процесс совершенствования их остается перманентным.
В современных Правилах дорожного движения ( показывается брошюра с текстом Правил) изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.
2. Помощники на дороге.
Кл. рук: Ребята, давайте вспомним, что является главным помощником на дороге, как для водителя, так и для пешехода. Конечно же, светофор.
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Кл. рук: Представим ситуацию, что на главном перекрестке города не работает светофор, кто тогда будет регулировать движение автомобилей и пешеходов? Конечно же, регулировщик дорожного движения.
Жесты регулировщика
n Существует один запрещающий жест регулировщика — вертикально поднятая вверх рука, этот жест запрещает въезд на перекресток, но позволяет тем, кто на перекрестке находится покинуть его.
n Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение направо.
n Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны — разрешает движения прямо или направо.
n Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение в любых возможных направлениях.
3. Знаки дорожного движения
Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.
Дорожные знаки делятся на восемь категорий:[1]
1. Предупреждающие знаки. Имеют треугольную форму. Фон — белый, рисунки —чёрные. Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.
2. Знаки преимущественного права проезда. Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах. Формы бывают разной.
3. Запрещающие и ограничивающие знаки. Форма — круглая, фон — белый, цвет рисунков — чёрный. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)
4. Предписывающие знаки. Форма — круглая, фон — синий, рисунки — белые. Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.
6. Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, километровые знаки, знаки с указанием названий городов и рек. Форма — квадрат или прямоугольник, цвет фона обычно синий (реже — зелёный), цвет рисунков обычно белый. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях, гостиницах, кемпингах. Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунков — чёрный, окантовка синяя.
7. Указатели направлений и информационно-указательные знаки
8. Дополнительные таблички. Являются дополнительными к знакам вышеперечисленных категорий. отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию. Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунка — чёрный, окантовка — чёрная/
Кл. рук: Ребята, сейчас вам будут показаны знаки, а вы должны будете вспомнить и определить: как он называется и к какой категории относится.
4. Дорожно – транспортное происшествие
Кл. рук: Итак, если водитель или пешеход не будут соблюдать правила дорожного движения, то это может привести к страшным последствиям, ДТП.
ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Кл. рук:
Рассмотрим самые основные причины ДТП:
§ Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.
§ Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.
§ Спешка на автобус.
§ Игра на проезжей части
(Обсуждение)
5. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Кл. рук: Мы все с вами являемся пешеходами и пассажирами различных транспортных средств. На этом кл. часе мне также хотелось бы вас познакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров.
Пешехо́д — участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску
Пассажир — человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки на каком-либо виде транспорта.
Пешеходы обязаны:
Ø Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.
Ø При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Ø При движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Пассажиры обязаны:
1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;
2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Пассажирам запрещается:
1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.
6. Памятка для учащихся.
1. Ходите только по тротуару!
2 Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
3 Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!
4 На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5 Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
6 Не ездите на подножках и выступах транспорта.
7 Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.
8 Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Безопасность на железной дороге".
Презентация классного часа для старшеклассников "Безопасность на железной дороге"....
Классный час "Дисциплина на дороге - залог безопасности"
Разработка классного часа и презентация к нему...
классный час "безопасность на дорогах"
классный час по ПДД...
Классный час "Безопасность на дорогах"
Классный час "Безопасность на дорогах"...
Конспект классного часа "Безопасная дорога"
Проведен в рамках участия в областной акции "Знание - жизнь 2016"...
Классный час "Безопасность на дороге"
Классный час, посвящается правильному поведению на дороге....
классный час "Безопасность на дорогах"
Большинство несчастных случаев на дороге происходит по вине взрослых, которые не выполняют и сами нарушают правила дорожного движения.Чтобы избежать трагедий на дорогах, нужно не только самим зн...
Комментарии
Добавьте необходимый материал
Очень жаль, что в работе "Безопасное поведение на водоемах" отсутствует и видеофильм (или ссылка на него), и раздаточный материал, с которым работают учащиеся, и презентация. И ещё... Это урок ОБЖ или, как заявлено, классный час?