Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности "Слава Вам, братья славян просветители"
методическая разработка (5 класс) по теме
Устный журнал, инсценирование ко Дню славянской письменности и культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slava_vam_bratya_slavyan_prosvetiteli.zip | 50.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Слава вам, братья славян просветители!
«Сперва аз да буки, а потом другие науки».
(колокольный звон)
1. По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3.Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий: Начинаем наш праздник,(слайд) посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.(2 слайда)
Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.
1.Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
2. А преданья старины
Забывать мы не должны.
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.
Ведущий: А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Ведущий: Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.
Сценка.(слайд)
(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)
СКИФ.
- Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
ЦАРЬ.
- Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
СКИФ.
- Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)
ЦАРЬ.
- Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!
ГОРИЙ.
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».
(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)
Ведущий: Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Гобрий, военачальник персов, прочитавший это письмо.
Ведущий: Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Ведущий: Такое письмо называется пиктографией.
( Презентация 5 слайдов. Пиктография. Наскальные рисунки)
Ведущий: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
слайд. Наскальные символы-буквы)
Ведущий: Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.
Ведущий. У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.
Ведущий. Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.
Ведущий. Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы. (3 слайда)
Викторина для зрителей «Материалы и орудия письма».
1. Самый дальний предок бумаги.
А) камень;
Б) глина;
В) дерево.
2. Настоящий дедушка бумаги.
А) пальмовые листья;
Б) восковые таблички;
В) папирус.
3. Папирус – это…
А) растение;
Б) телячья шкура;
В) берёзовая кора;
4. Прообразы первых книг.
А)Церы;
Б) папирусные свитки;
В) малабарские книги.
5. На чём писали русские люди?
А) на пергаменте;
Б) на папирусе;
В) на бересте.
6. Чем писали русские люди?
А) стилем;
Б) каламом;
В) писалом.
7. Родина бумаги.
А) Китай;
Б) Египет;
В) Италия.
Комментарии к вопросам:
- Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» - камень и «glyphe» – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.
- Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».
- Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец, установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.
- Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.
- Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.
- Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.
- Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.
Ведущий. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. (слайд)
Ведущий: О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. (слайд) Там говорится о том, как однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.
Ведущий: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).
Ведущий: Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги.
Ведущий: И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.
В монастырской келье узкой (слайд)
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
Монах:
Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
Монах: Подходите ближе. Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка: Интересное слово – пиктография.(слайд)
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись (слайд) делали палочками. В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне - вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.( слайд) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них. (слайд «В начале было слово»)
- Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний.(слайд) В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий.(слайд) Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»
Звучит фонограмма « шум моря». (слайд) Два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».
Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.
Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.
Младший. А почему у славян нет своих книг?
Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).
Старший. А «Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.
Младший: Но можно их придумать. Ведь если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.
Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.
Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.
На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.
Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!
Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамена – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий, кто хочет научиться писать, должен учиться греческому языку.
Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.
Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.
Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.
Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…
Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко) Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)
Звучит греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним.
Ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, (слайд) где император поручил им отправиться в Моравию, (слайд) современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.(слайд)
1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. (слайд) Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание! (слайд)
Ведущий: После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)(слайд)
Ведущий: В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
Ведущий: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог и т.д., потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например, КНИГА:
како, наш, иже – кни, глаголь, аз – га. (слайд)
Ведущий: А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.(слайд)
Сценка:
Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Внук: Добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите.
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак.
Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу «Азбуку учат, во всю избу кричат».(слайд)
Ведущий: Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. (слайд) В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.
Ведущий: Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.(слайд. Кирилл и Мефодий)
Ведущий: Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве. (слайд. Памятник Кириллу и Мефодию)
Ведущий: Литературный язык славян понятен всем славянским народам. Но старославянский язык отличался, и в первую очередь неполногласием. Например, говорили: град (город), млеко (молоко).Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень). (слайд)
Поиграем в игру «Назови слово». (слайд) Я говорю старославянское слово, вы - исконно-русское.
Глад – голод, здравие – здоровье, страж – сторож, страна – сторона, драгоценный – дорогой, брег – берег, древо – дерево, хлад – холод, врата – ворота, злато – золото, Владимир – Володя, власы – волосы.
Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:
Знать на ять – знать на отлично.
Стоять фертом – стоять руки в боки.
Прописать ижицу – проучить как следует, наказать.
Викторина.
- А теперь – небольшая викторина. (34-42 слайды)
- Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
- Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
- Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий? (Моравия)
- Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита?(кириллица)
- Когда возникла письменность у славян? (863 г.)
- Сколько букв в кириллице? (43)
- Сколько букв в современном алфавите? (33)
- Где используется алфавитный порядок?
- Где установлен памятник Кириллу и Мефодию? (в Болгарии, в Москве)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по немецкому языку.тема:Сказки братьев Гримм
разработка мероприятия для 4-5 кл....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...
Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры, на тему "От глиняной таблички к печатной страничке"
Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...
Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»
Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры...
Конспект внеклассного мероприятия , посвященного Дню славянской письменности и культуры
Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ» 8-9 классы...
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности
Игра-квест, посвящённая празднованию Дня славянской письменности и культуры 24 мая....
Внеклассное мероприятие ко дню Славянской письменности "Своя игра" на тему "Аз и Буки".
Внеклассное мероприятие по русскому зыку предзначено для уч-ся 5-6 классов.Создание условий для вовлечения учащихся в активную познавательную исследовательскую деятельность по обогащению собственного ...