Религиозная тематика в искусстве
методическая разработка (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по ОПК для 6 класса. Может использоваться учителяли для внеклассной работы по искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religioznaya_tematika_v_iskusstve.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ "СОШ", с. Зикеево Жиздринского района Калужской области

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА

В ИСКУССТВЕ».

УЧИЕТЛЬ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

СЕМЁНОВА О.В.

2014

Тема: «Религиозная тематика в искусстве»

1 слайд

Цель:

  1. дать представление об использовании религиозной тематики в произведениях искусства.
  2. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.
  3. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к ценностям мировой и отечественной культур.
  4. Расширение и активизация словаря школьников путем пополнение его лексикой духовного и историко-культурологического значения.

Содержание занятия:

Чему люди посвящают свою жизнь и творчество.

Вопрос о смысле жизни человека остается главным вопросом для каждого мыслящего человека. Но решается он по-разному и зависит, прежде всего, от религиозных убеждений. Понимание смысла жизни во многом определяет всю жизнь человека: его взаимоотношения с людьми, карьеру, поступки, стремление к материальному благополучию или наоборот. Состояние счастья или несчастья также во многом зависит от того, в чем человек видит свое назначение и как себя реализует.

У людей творческих это особенно ярко выражается в их произведениях: в их тематике, и в формах, ив способах передачи содержания.

К творческой деятельности побуждает любовь и сострадание к людям, и их творчество становится служением Богу и близким. Именно любовь и сострадание является источником истинного вдохновения, имеющего Божественную природу, и приносят достойные плоды.

Религиозная тематика в искусстве.

 Если говорить о наиболее значимых произведениях искусства, то большая их часть посвящена религиозной тематики.

Давайте рассмотрим творения художников и поэтов, принадлежащих к разным культурам и эпохам, но чьи произведения посвящены вечным темам: Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание.

  1.  Образ Божьей Матери в искусстве

2 слайд (Мадонна Литта)

Звучит музыка Шуберта Аве Мария.

На полотнах знаменитых художников-гуманистов воплощена тема материнства -  образ Мадонны с младенцем на руках. Мадонной в западной культуре называют Богородицу. Картины передают символ чистоты и покоя. Затаенная грусть видна во всем облике Мадонны – в  наклоне головы, в выражении лица. Эта улыбка печальна и нежна. Младенец тоже грустен и не по возрасту серьезен.

3 слайд (Сикстинская Мадонна)

Взгляд полон пронзительной пророческой печали о трагическом будущем своего сына, которого она отдает в искупление человеческих грехов. Этот взгляд выражает идеальную чистоту и души Марии. Он выходит за пределы картины и словно обращен ко всем нам, живущим. Художникам удалось передать нежную любовь материк сыну, душевную красоту Марии и величие ее духа, нравственную красоту.

  1. Образ Христа в искусстве

4 слайд (Христос в пустыне)

Звучит музыка Палестрины Месса Папы Марчелло.

(время на прослушивание)

Вечным вопросам поиска истины, веры и воскресения посветили свои работы русские художники: Васнецов В.М., Ге Н.Н., Крамской И.Н., Нестеров М.В., Репин И.Е.

Картина Крамского «Христос в пустыне» на евангельский сюжет повествует о том, что 40 дней и 40 ночей в молитвах и уединении Иисус Христос провел в пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И Дьявол искушал Его. Преодолев искушения, Христос удалился в Галилею и начал проповедовать.

5 слайд (Явление Христа народу)

Человеческая творческая мысль мечется между душевным, духовным и телесным бытием пытаясь найти гармонию, ту золотую середину, держась которой человек может быть счастливым. И возвращается к Евангелию, и находит высшую мудрость и счастье у Христа.

Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал 20 лет и отразил в ней все духовные поиски, надежды и нравственные идеалы. В произведении показан весь спектр состояний, человеческие эмоции, движение души готовой к принятию вести. Толпа народа на реке Иордан. Иоанн Креститель указывает на приближающегося Христа, и народ устремляется к нему.  Люди как будто восстают из тьмы веков ожидания.  

6 слайд (Тайная Вечеря)

Часто художники возвращаются к теме тайной вечери новозаветного сюжета. Это момент утверждения таинства. «Сие есть тело мое». Трагедия учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию. Именно на тайной вечере Христос объявил о предательстве Иуды и установил Евхаристию или Святое причастие. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: Сие есть Тело мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов.  

7 слайд (Тайная вечеря)

Художники по-разному передают этот момент.

8 слайд (Христос и Пилат)

На картине «Христос и Пилат» изображен диалог  Пилата и Иисуса. Мы видим вопрошающий жест Пилата «Ты Царь Иудейский»? и Ответные слова.  Он сказал ему в ответ: «Ты говоришь». Разговор происходит днем, виден яркий свет. Иисус стоит в тени, смотрит прямо в глаза Пилата.

9 слайд (снятие с креста)

Звучит музыка Моцарта «Реквием»

Дать время на прослушивание и рассмотрение картин.

Сюжеты нового завета «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание Христа» - самые трагические, психологически острые и философски наиболее глубокие и сложные, поэтому к ним обращаются художники особенно часто.

Вопрос ученикам

Какие чувства вы испытываете, смотря на картину и слушая музыку. Какая основная мысль картины? (сострадание, боль, и т.д.)

10 слайд (оплакивание Христа)

Сострадание, охватившее живых свидетелей казни Христа.

11 слайд (Явление Христа Марии Магдалине)

Еще один сюжет на Евангельскую тему. Картина повествует о том, что после Воскресения Иисуса Христа первой Его увидела Мария Магдалина. Иисус говорит ей: «Мария», она говорит Ему: «Учитель». Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не в зашел к отцу моему и отцу вашему. И богу моему и богу вашему.  Она возвестила о Воскресении  Христа ученикам Его, но они не поверили.

  1. Библейские сюжеты в искусстве.
  2. Слайд 13 и 14 (Убийство Авеля, жертвоприношение Авраама)

С ветхозаветными сюжетами картин «Убийство Авеля» и «Жертвоприношение Авраама» мы уже знакомы. За убийство своего брата Авеля Каин получил проклятие от земли и изгнание Богом в Нод, к востоку от Едема.

Когда Господь захотел испытать верность и послушание Авраама и приказал принести ему в жертву своего сына, Авраам не ослушался и готов был выполнить даже это. Но ангел Божий остановил его.

Слайд 15 (возвращение блудного сына)

Чтобы понять, что изображено на другом произведении Рембрандта «Возвращение блудного сына», следует познакомиться с притчей Иисуса Христа.

Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается  домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью: «Это сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся». Встреча происходит в торжественной тишине. Душевное смятение исстрадавшегося скитальца, опустившегося перед отцом на колени. Лицо и руки старца выражают прощение и ласку.

         Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаграждается радостным прощением. Великая облагораживающая сила любви и милосердия отца,  способного прощать, нравственное воскрешение сына, приведшее его к раскаянию, таково основное содержание картины.

Слайд 16 «воскрешение дочери Иаира»

На  картине изображены евангельские повествования о чудесах, явленных  Иисусом Христом.

Вопрос ученикам

Какой момент изобразил художник в своей картине?(И взяв девицу за руку, говорил ей: «Талифа куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань» Лк. 8. 41-56)

Слайд 17 (Приношение волхвов)

Картина воссоздает один из самых значительных моментов жизни Христа. Торжественность сочетается с нравственной чистотой происходящего, а сколько нежности, заботы в фигурах и жестах людей, окруживших мать и дитя.

Вопрос ученикам

Какие дары принесли волхвы Божественному младенцу?

Сюжет картины взят из Нового Завета. Вычислив по звездам рождение Спасителя, мудрецы отправились в Вифлеем, а звезда, которую он видели на востоке, шла перед ними до самого места, где был Младенец. Волхвы приветствовали Божественного Младенца и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.  

Предания доносит до нас имена Волхвов: Вальтасар, Гаспар и Мельхиор. Сохранились до наших дней и дары волхвов. 28 небольших золотых пластин разной формы с тончайшим филигранным и не разу не повторяющимся орнаментом на каждой: ладан и смирна в небольших, величиной с маслину, шариках, их около 70.

        Подарки волхвов имели символическое значение. Ладан – (дорогая ароматическая смола) был подарен Спасителю как Богу. Смирна – (ценное благовонное масло) – было преподнесено Христу как Человеку, который примет смерть. Золото было подарено Младенцу как Царю.   Эти дары хранятся в монастыре Св. Павла на горе Афон как духовная, историческая  ценность, они помещены в небольшие ковчеги-мощевики.

        Пресвятая Богородица всю жизнь хранила эти дары, а незадолго до Своего Успения передала их со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую церковь, где они находились до 400 года. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломников, и вся церковь наполняется благоуханием.  

Слайд 18 (Москва златоглавая)

Звучит повседневный звон в исполнении звонаря Владимира Петровского

А вот какой образ столице передает поэтесса М. Цветаева.

Ученик читает стих М. Цветаевой.

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков;

И Спасские – с цветами  - ворота,

Где шапка православного снята;

Часовню звездную – приют от зол –

Где вытертый от поцелуев пол…

Слайд 19 (купала и ласточки)

Картина Юона «Купола и ласточки» была написана в 1921 году. Это было тяжелое время для христиан. Когда церковь уже была отделена от государства, а верующие преследовались. Но картина звучит как гимн жизни, которая есть и будет, пока стоят как сказал иеромонах Роман Матюшкин «Твердыни Вселенные, белые церкви, осколки Руси».

Слайд 20. Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков не только в живописи и музыке, но и в поэзии.

Просто удивительно, что поэзия Вяземского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Бехтеева звучат для нас современно. Нас разделяют века, мы, к сожалению, уже не знаем многих слов, но то, что касается духовных переживаний, воспринимается так просто, искренне и глубоко, словно мы это написали сами. Давайте послушаем эти стихи.

        Ученики читают стихи.

А. С. Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлететь во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомого силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия1, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне сердце оживи.  

1836 г.

Лермонтов М.Ю.

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

1839 г.

Слайд 21

Вяземский П.А.

Молитва ангелу-хранителю

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи:

Уст Твоих благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слёз ключи!

Дай  моей молитве крылья,

Дай  полёт мне в высоту,

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев чистоту

И высокую, святую

Нищих духом простоту!

Дай, стряхнув земные узы,

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог.

Да откроется Тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог!

Слайд 22

Бехтеев С.С.

Молитва

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам,

о, Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест, тяжелый и кровавый,

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

 Владыка мира, Бог Вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы –

Молиться кротко за врагов

Октябрь 1917 год. Елец

Стихотворение Бехтеева С.С. «Молитва» была найдена среди бумаг Царской семьи после ее расстрела, эти  строки хранила великая княжна Ольга, находя в них духовное подкрепление в трагический для России и Царской семьи период.

Вопрос ученикам

Какое из увиденных сегодня произведений вам наиболее запомнилось?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением  Майкова

Блажен, кто сохранил еще знаменованье

Обычаев отцов, их темного преданья,

Ответствовал слезой на пение псалма;

Кто, волей оторвав сомнение ума,

Святую Библию читает с умиленьем,

И, вняв церковный звон, в ночи, с благоговеньем,

с молитвою зажег пред образом святым

свечу заветную и плакал перед ним.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

Культура и религия. Религиозное искусство

Занятие на спецкурсе по изучению Основ мировых религиозных культур в 5 классе...

Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей

урок в 5 классе по теме "Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей"Урок разработан с учётом современных требований ФГОС, планируются предметные, метапредметные и личностн...

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ как ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ИСКУССТВЕ.(презентация)

Раннехрисtiанская каtакомбная жiвопiсь оtлiчалась оt анtiчной i  несла новые мыслi i чувсtва.  Эо была сiсtема iносказанй i  смволов. поняная лiшь посвящённому  Жiвопсь катакомб ст...

Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Древнерусское искусство и религиозное искусство 19-20 вв.

Сравнительная характеристика древнерусского искусства и религиозного искусства 19-20вв...

Тест по ОДНКНР для 8 класса по разделам «Религиозная литература и музыка», «Религиозное пластическое искусство»

Тест по ОДНКНР для 8 класса по разделам «Религиозная литература и музыка», «Религиозное пластическое искусство»...