внеклассное занятие «Огонь – друг и враг человека».
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Тема: «Огонь – друг и враг человека».
Подготовила воспитатель: Мищук Ирина Петровна.
Цель:
- формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться, разобрать ситуации возникновения пожара, научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог;
- развивать речь, мышление, расширять кругозор;
- воспитывать бережное, аккуратное обращение с пожароопасными предметами.
Оборудование: загадки и иллюстрации загадок, плакаты по правилам пожарной безопасности, пословицы, шарик, рисунки обучающихся по правилам пожарной безопасности.
Ход занятия:
Слайд 1.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, о чем пойдет речь на нашем занятии.
«Без рук, без ног, а все съедает?»
- Что это?
Слайд 2.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только что расселившиеся на земле были слабыми, беззащитными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг себя. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего этого они прятались в пещерах. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага : люди не варили пищу, не грелись около огня. Была такая жизнь жалким существованием.
И тогда Прометей пожалел людей. Он нарушил запрет Зевса, который запретил давать людям огонь. Однажды, пробравшись во дворец, он взял небольшую искру огня, и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.
С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь они зажили веселее, дружнее, и Прометей искренне радовался этому. Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.
- Давайте вспомним, где можно увидеть огонь? (ответы детей)
Огонь дает людям свет, тепло, его используют для приготовления пищи, для изготовления различных вещей и предметов на фабриках, заводах. Когда огонь помогает человеку в его делах, он является полезным помощником и другом человека.
Но бывает, что огонь перестает слушаться человека, становится врагом и оборачивается страшным бедствием – пожаром. Пожар, как огромный огненный дракон съедает все на своем пути. Случись пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные. Если же в доме – горит мебель, пол, стены, даже гибнут люди.
- От чего же случаются пожары и кто в этом виноват? Послушайте, что говорит об этом сам огонь.
Я огонь, я друг ребят
Но, когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом.
Обсуждение стихотворения Н.Афанасьева «Как сгорел один дом»
- Послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос. Что не правильно сделали девочки и почему у них загорелся дом?
Расскажу я вам о том, Ой! Какой огонь большой!
Как сгорел однажды дом. Испугались те девчонки,
Две девчонки, две сестрички, Растерялись, как тут быть?
Раздобыли где то спички. Чуть дыша, стоят в сторонке :
-Знаешь, что?- сказала Валя. Убегать или тушить?
- Мы туристы на привале, Валя быстро догадалась:
Разожжем костер сейчас, - Надо бы водой плеснуть!
Ну а будет он у нас Но воды то оказалось
Под столом. Неси газеты, Только в чайнике чуть - чуть.
Пускай хворост будет это. И опять сказала Валя:
- А в корзине сварим кашу, - -Мы его накроем шалью
Подсказала ей Наташа,- И платком и одеялом.
Чиркнем спичкой. Раз, два, три! Но огню и горяч мало -
Огонек горит. Смотри! Шали нет, платка не стало,
Ай! Упала спичка! Загорелось одеяло.
Ой! И пожарная уж мчится,
А огонь – то разгорался, Но в огне уже весь дом,
Влез по скатерти на стол, Долго бились все с пожаром,
В книгу папину забрался, Не один час и не два,
Вдоль по комнате пошел, Да усилия все даром,
Побежал по занавескам, Нет ни дома, ни двора.
По картине на стене, Онемев, стоят сестрички,
Разошелся с шумом, треском, А народ шумит кругом :
Все вокруг уже в огне. – От одной лишь только спички,
А Наташа вместе с Валей Как в костре, сгорел весь дом,
Больше медлить уж не стали, Говорят и все не даром:
Побежали в коридор, -Трудно справиться с пожаром
А потом скорей во двор. Твердо помните, подружки 6
Пламя выше, пламя круче, Спички – это не игрушки!
Дым столбом до самой тучи, Знать бы надо всем, друзья,
А народ кругом толпится, Что с огнем играть нельзя!!!!
Кто с лопатой, кто с ведром,
Чаще всего пожар случается из – за невнимательного и небрежного обращения с некоторыми предметами. Сейчас познакомимся с ними поближе.
Слайд 3.
Загадки:
- Это тесный, темный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер!
Не шути с сестричками
Тоненькими ( спичками). Слайд 4.
- Долго я стою, скучаю,
Но когда свет отключают,
То меня все приглашают
И скорее поджигают,
Я горю, горю, пылаю
В темноте дом освещаю ( свеча ). Слайд 5.
- Складки все исчезли вдруг –
Их разгладил наш…… ( утюг ). Слайд 6.
- Папа вкрутит лампу шустро
Вновь сияет наша ….. ( люстра ) Слайд 7.
- С громким именем «Мечта»
Есть готовит нам ….. ( плита )Слайд 8.
- И во мне живет огонь, детки,
Не суйте вы пальчики в дырки ….. ( розетки ) Слайд 9.
- Если спички тратить жалко,
Их заменит….. ( зажигалка ) Слайд 10.
- Случаются часто у деток капризы
Когда дети смотрят …. ( телевизор ) Слайд 11.
Все эти предметы называют пожароопасными, так как при неумелом и неправильном обращении с ними может возникнуть пожар. Запомните это правило. Слайд 12.
« В этих предметах спрятан огонь. Без взрослых эти предметы не тронь!!!!»
А сейчас мы поиграем. Тот, кому попадает шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Воспитатель : «Этот шар в руках не даром,
Раньше, если был пожар,
В высь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром.»
- Раз, два, три, четыре-
У кого пожар ( в квартире)
Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил ( утюг)
- Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье ( над газом )
- Столб огня чердак объял
Кто там спички ( зажигал )
- Побежал пожар во двор,
Это кто там жег (костер)
- Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег (траву)
- Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)
- Помни, каждый гражданин,
Этот номер (01)
- Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)
Я знаю, что вы грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите
это подтвердить? Я предлагаю вам викторину. Слайд 16
- какой вид топлива самый распространенный и древний? (дрова)
- как называется твердое, блестящее, горючее вещество, которое служит людям топливом? (уголь)
- почему во время пожара нельзя открывать окна? (поступает кислород, огонь вспыхивает сильнее)
- что опаснее при пожаре : огонь или дым? (дым)
- какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
- какие гвозди можно забивать между электропроводами?
- с какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
А сейчас прочитайте пословицы и объясните как вы понимаете их смысл.
*огонь не вода – схватит не выплывешь. Слайд 13
*не имей привычки носить в кармане спички. Слайд 14
*спичка – невеличка, а огонь от нее великан. Слайд 15
Давайте поиграем в игру «слушай внимательно». Я задаю вопросы, а вы, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите.
*Кто задорный и веселый
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
*Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор –
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
*Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем не даром
Завершается пожаром?
*Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел
*Кто услышав запах гари
Сообщает о пожаре
*Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
*Кто костров не разжигает
И другим не разрешает
Молодцы, вы все поступите правильно в трудных ситуациях.
(Раздается телефонный звонок)
- У меня зазвонил телефон……
Кому из вас с детства не знакомы эти строчки К.И.Чуковского. О чем эти детские стишки?
Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто из вас вызывал пожарную команду. А знаете ли вы, что такие действия недопустимы? Почему? (бесполезные затраты бензина, изнашивается пожарный автомобиль и т.д.). Но самое главное в это время где – нибудь может случится пожар и кому то будет нужна помощь. Так что шутить по телефону категорически нельзя. Но в случае опасности каждый из вас должен своевременно и правильно вызвать пожарных. При вызове пожарных нужно четко :
- назвать фамилию, имя;
-указать, что именно горит;
-сообщить адрес горящего объекта.
Практическая работа : ( умение вызывать по телефону пожарных).
Итог занятия :
Молодцы! Мы обобщили с вами знания о пожароопасных предметах и правила действия во время пожара. И все что вы узнали и вспомнили на занятии вы будете применять в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....
Профилактика пожара "Огонь - друг и враг человека"
Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и элект...
Огонь - друг и враг человека.
Цели: · Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...
Огонь - друг и враг человека.
Цели: · Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...
Занятие "Огонь - друг и враг человека"
Занятие по пожарной безопасности....
Урок по ОБЖ на тему "Огонь - друг и враг человека"
Интегрированный урок ОБЖ и развития речи в 5 классе...
Внеклассное мероприятие "Огонь-друг и враг человека"
Внеклассное мероприятие "Огонь-друг и враг человека"...