Творческая работа "Ровесники края и их судьбы"
классный час (5 класс) на тему

Пайтян Татевик Вазгеновна

Творческая работа о людях ровесниках края и их судьбах. Работа приурочена к 75 летию Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rovesniki_kraya.rar1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Муниципальное образование Староминский район

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

«Краю -  75: помним, гордимся, наследуем!»

                 Классный час для 5 класса

  «Ровесники края и их судьбы.

Мулика Любовь Ивановна (1937 год рождения)»

   

Работа классного руководителя

МБОУ СОШ №4

Ст. Староминская, ул. Шевченко, 2

Пайтян Т.В.

Тел.8(861-53) 5-84-59.

2012 год

Тема: «Ровесники края и их судьбы. Мулика Любовь Ивановна (1937 год рождения)».

Цель урока: воспитывать у учащихся  чувство глубокой любви к родному краю – наследию дедов и прадедов;

способствовать развитию интереса к самостоятельному изучению истории родной земли через чтение произведений поэтов Кубани и о Кубани.

Форма проведения: урок-исследование биографии ровесницы края.

Оборудование: средства мультимедиа.

На доске написаны строки вступительного стихотворения и крупное изображение колоса.

Приглашенный гость Мулика Любовь Ивановна.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Люблю тебя, мой край,

За море синее

И дорог мне здесь каждый человек.

Пусть будет чистым небо над Россиею.

Хвала рукам дарящим людям хлеб. (Николай Иващенко)

Ребята, 13 сентября 2012 года  исполняется 75 лет со дня образования Краснодарского края. 75 лет – это целая жизнь человека, его трудовой путь. Главное богатство края – это, конечно, люди, которые снискали своим трудом славу родной Кубани.

Я хочу рассказать вам об одной хорошей женщине, ровеснице нашего края, родившейся в станице Староминской 12 декабря 1937 года. Проследить за ее судьбой, начиная со дня рождения вплоть до 75-летнего юбилея. Провести параллель между историей ее жизни и преобразованиями, произошедшими в нашем крае за последние годы.

Биографию ровесницы края рассказывают ученики. На экране фотографии, предоставленные Любовь Ивановной.

Ученик 1. Студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он. (М. Лермонотов)

Любовь Ивановна Мулика (Кононенко) родилась в семье Бакуменко Елизаветы Нестеровны и Кононенко Ивана Афанасьевича. Она была единственным ребенком в семье. Родители работали в колхозе «Первое мая» разнорабочими.

В июне 1941 началась Великой Отечественной война.

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово – война. (Р.Рождественский)

Иван Афанасьевич ушел на фронт. Маленькой Любе было четыре года. Она смутно помнит прощание с отцом и годы Великой Отечественной. В памяти осталось только то, как в оккупированную станицу вошли фашисты. Помнит, как в их доме, на улице Шевченко, жил «главный» фашист. Это был не немец, а румын. Мать трясущимися руками готовила ему нехитрую еду, стирала вещи. Помнит Любовь Ивановна и то, как за домом, в саду, фашисты рыли укрепления. Потом пришли наши и «выбили» врагов из станицы.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли.

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей. (А.Иоффе)

Война закончилась. Мужчины, ушедшие на войну, возвращались в свои семьи, устраивались на работу, брали на себя заботу о семье. Но не все мужчины вернулись. Иван Афанасьевич пропал без вести. Семья Кононенко осиротела.

Ученик 2. Люба пошла в школу. Окончила четыре класса начальной школы, но дальше учиться не стала. В голодные послевоенные годы не только взрослым, но и детям жилось тяжело. Мама Любы болела. Помощи ждать ми было не от кого, и чтобы прокормить себя и мать, Люба пошла работать в колхоз разнорабочей.

Заведующий фермы № 1, Яковенко Иван Александрович, принял Любу на работу с большой охотой. Несмотря на то, что ей еще не было 18 (ее оформили только в 1968 году), он доверил ей работу доярки. Времена были тяжелые. Рабочих рук не хватало. Животноводство было в упадке. Сельское хозяйство, в крае нужно было срочно восстанавливать, и вся тяжесть этой непосильной ноши в основном легла на хрупкие плечи подростков и женщин, а также на вернувшихся с войны мужчин.

       Ученик 3. Стихотворение «Соловей»

В горизонте солнце утонуло

Разбросав прощальные лучи

Серенькая птичка в куст порхнула

Разливая трель свою в ночи

До чего ж прекрасны эти звуки:

Я готов их слушать до утра

В них любовь, печаль, тоска разлуки,

Запахи цветов и шелест трав. (Николай Иващенко)

Рабочий день Любы начинался в 4 часа утра. Она просыпалась в 3 часа ночи, одевалась ехала на работу. На ферме нужно было сначала вычистить, вычистить, вымыть, накормить коров, а уж потом их доить. После дойки она ехала домой, переодевалась и снова возвращалась в колхоз, выполняла работу разнорабочей. Вечером – снова дойка. Любе нравилась ее работа. Она с удовольствием кормила коров, ухаживала за телятами, доила, чистила скот. Девушка понимала, что ей доверили очень важную работу и делала ее хорошо. На работе Любовь Ивановну знали и уважали все не только как хорошую работницу, но и как хорошую, простую и очень скромную женщину. Она никогда не стремилась ни к какого рода славе, старалась держаться в тени, стеснялась похвал. Она предпочитала меньше говорить, а больше слушать людей, искренне вникать в их проблемы, воспринимала их неудачи как свои собственные, чем могла, старалась помочь. Не только словом, а самое главное – конкретным делом. девушка пользовалась уважением не только среди наставников, но и среди подруг-доярок. ее часто хвалило начальство, вручало благодарности, премии.

Ученик 4. В 1967 году семнадцатилетняя красавица Люба влюбилась в парня, в результате этой любви родился сын, но совместная жизнь не сложилась.  Люба с маленьким Сашенькой стала жить у матери. Через год девушка вышла на работу в  колхоз. Теперь ей нужно было не только обеспечивать себя и больную мать, которая помогала растить ее ребенка, но и думать о будущем сына. В 1969 году Любовь отдает ребенка в детский сад, а сама на время устраивается нянькой.

Молодая женщина работает не жалея себя. После около трех лет она работала в теплице, стройбригаде. Мужских рук не хватало, и женщины выполняли тяжелую мужскую работу. Приходилось не только штукатурить, белить и мазать хозяйственные помещения в колхозе, но и разгружать стройматериалы. И всегда Люба была первой, одной из лучших работниц. Правление колхоза поддержало молодую маму. Ей дали квартиру по ул. Трудовой в общежитии на 5 семей. Туда переехала Любовь Ивановна с сыном и мамой.

                            Стихотворение  "Мой милый край, Кубань моя "

Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь

такого возвеличил,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис,

свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций

белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачно

воздух чистый,

Когда грохочет громовый раскат.

Люблю тебя, мой край

за море синее

И дорог мне здесь

каждый человек.

Пусть будет чистым

небо над Россиею

Хвала рукам,

дарящим людям хлеб. (Николай Иващенко)

        Ученик 5 : Стихотворение «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те становые цветочки

Как щедрой Кубани молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы рубах, рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Проезжий нездешний, прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный домашний подарок —

Весну на рубашке — принёс.   (Иван Варавва)

В 1972 году она встретила молодого и статного шофера, Василия Ивановича Мулика, работающего в колхозе. Они стали жить вместе. В 1977 году у них родилась дочь Светлана, руководство колхоза выделило молодой семье квартиру по ул. Александровской, где Любовь Ивановна  проживала до 1995 года. За это время, в 1977 году у нее умерла мама. В 1989 году она получила медаль «Ветеран труда». Сын Александр закончил школу, выучился на тракториста и в 1992 году женился.

С 1995 года Любовь Ивановна Мулика живет со своим супругом по ул. Краснощербиновской. В 1992 году Любовь Ивановна ушла на пенсию, но на этом ее трудовая деятельность не закончилась. Пока позволяло здоровье, она работала на консервном заводе.

Сейчас Любовь Ивановна на заслуженном отдыхе. У нее небольшой огородик, она держит уток, во дворе всегда чисто.

Большая семья живет дружно. Бабушка души не чает в своих внуках. У нее их двое: Димочка (учится в шестом классе школы № 4) и Сашенька – дошкольница.  

        Ученик 6. Стихотворение "Кубань".

Поля объяты сизой дымкой

Блестит на травах жемчуг рос.

Лаванда синею косынкой

Вливает в сердце сладость грёз

Влекут поля пшеницы спелой

К себе невиданной красой

Река Кубань девчушкой смелой

Бежит с распущенной косой

Чужому глазу не открытый

В овраге прячется родник...

Напрасно кем-то он забытый,

Хранит к здоровью свой тайник

Кубань моя, за всё спасибо

За хлеб и соль, за силу трав.

Живя с тобой, я так счастлива

И кто поверит, будет прав. (Валентина Дацко)

Любовь Ивановна получает пенсию и выплату за колхозный пай. На мой невольный комментарий: «Трудная у вас была жизнь!» Ответила: «Да, нелегкая. Но тогда так все жили. Сначала в колхозе за трудодни работали (это потом уже деньги платить стали). И в резиновых сапогах по морозу на работу ходили, потому что другой обуви не было. И коров в ручную доили. И пустые прилавки в магазинах тоже видели. И трудные годы, когда зарплату месяцами не платили, выдержали. Времена были такие. После войны нужно было страну из руин поднимать, стране хлеб, молоко, мясо давать!  И все трудились на благо Родине не жалея себя. Стыдно было не работать или работать плохо. В годы «перестройки» колхоз не бросили. Да что уж вспоминать… Столько со мной хороших людей работало. Нартова Александра Прокофьевна, Детынченко Полина Ивановна, Сомко Любовь Ивановна… Всех и не вспомнишь. Все они были людьми хорошими, настоящими тружениками. Мы будущее строили для себя и своих детей.

Вот мне будет 75, и краю нашему тоже будет 75 лет. Получается, родились мы в один год, росли, много бед и трудностей видели вместе, только я уже состарилась а он еще очень молодой. Краю нашему еще расти и  процветать».

Учитель. Ребята, обратите внимание на изображение колоса, которое находится перед вами. Как сильные налитые жизненной энергией зерна тесно прилегают друг к другу, образуя единое целое. Можно назвать колос символом Краснодарского края. Подобно зернам в тугом колосе бок о бок жили, трудились наши земляки Мулика Любовь Ивановна, Кущ Мария Гордеевна, Глушко Мария Захаровна и многие другие, пережили вместе с ним и тяжкие, и счастливые минуты. Каждый из них внес свой вклад, создавая будущее для потомков, для нас с вами.

Давайте поблагодарим нашего почетного за то, что она сегодня к нам пришла. Пожелаем долгих лет жизни, крепкого здоровья.

Звучит гимн Краснодарского края «Ты, Кубань, Ты наша Родина». Гостье дарят цветы и подарки.

        Ученик 7 читает стихотворение «Край наш тополиный».

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный-

Сторона родная,

Край наш тополиный

Ты весной чудесен,

Цветами щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

…Весна степь голубит

Ласковой прохладой.

Значит, тем, кто любит,

Повстречаться надо.

Лунный свет потоком

Захлестнет влюбленных.

Позовет их тополь

В тень ветвей зеленых.

Только шепчет ветер

Древние былины…

Ой вы, степи-степи,

Край наш тополиный.  (Виктор Подкопаев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ровесники края и их судьбы: Г.А.Гусакова

данная статья была подготовлена к конкурсу "Ровесники края" и посвящена одной из самых знаковых фигур города Лабинска и Краснодарского края Гусаковой Галине Андреевне. данная статья заняла 2-ое место ...

Сочинение на тему «Край северный в судьбе моей семьи»

Суров мой Север лишь на первый взгляд.Пусть ветры зазывают за стеною,Здесь каждый вас увидеть будет радИ обогреть душевной теплотою!Леонид Лапцуй...

Сочинение на тему «Край северный в судьбе моей семьи»

Суров мой Север лишь на первый взгляд.Пусть ветры зазывают за стеною,Здесь каждый вас увидеть будет радИ обогреть душевной теплотою!Леонид Лапцуй...

"Ровесник края и его судьба"

Исследовательская работа...

Ровесники края и их судьбы

По материалам конкурса к 75-летию Краснодарского края "Ровесники края и их судьбы". Очерк о Петренко В.А., учителе биологии....

Рабочая программа творческого объединения «Край мой Смоленский»

Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями....