Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся
статья по теме
В статье рассматриваются этапы исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся
В своей учительской практике я применяю образовательную технологию «Исследовательская деятельность учащихся». Одно из главных направлений данной технологии - это развитие творческих способностей детей. Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. Главное для учителя организовать работу так, чтобы у ребёнка был интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только та работа будет обеспечивать результат, которую ребёнок делает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Я считаю, что исследовательская работа и является таким видом деятельности. В каждом школьном коллективе есть одарённые дети. Роль учителя заключается в том, чтобы выявить и развить их творческие способности. Научно-исследовательскую работу я строю по такой схеме:
Диагностический этап.
Любое исследование начинается с выбора темы. Здесь важно учитывать не только интерес учащихся, но и психологический настрой, индивидуальные особенности будущего исследователя. Ответственным моментом диагностического этапа исследования является обозначение проблемы и обоснование актуальности.
Прогностический этап.
- Определяет объект исследования, то есть та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать.
- Формируется цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования.
- Выдвигается научная гипотеза - развёрнутое предположение о том, в чём сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщённом виде исследование в уме. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формируется по типу: «если, - то» или «чем, - тем»
- Определив цель, гипотезу, объект, учащийся конкретизирует тему и определяет пути доказательства гипотезы, то есть задачи исследования. Задачи исследования – это самостоятельные шаги, то есть «подцели», решение которых в совокупности должно обеспечить достижение общей цели. Задачи отвечают на вопрос: «Что я должен сделать для достижения цели?»
5. Следующим шагом исследования будет составление календарного плана исследования.
Практический этап- реализация планов исследования, описание хода работы (опыты, наблюдения, эксперименты).
Обобщающий этап включает в себя:
-систематизацию, анализ, оценку результатов.
-составление демонстрационного материала.
-формирование выводов (выяснить, достигнута ли общая, поставленная цель).
Внедренческий этап.
Проведённая исследовательская работа может и должна получить дальнейшее применение. Это различные выступления, доклады, публикации в прессе).
В основном, все исследовательские работы моих учеников связаны с изучением традиций, языка, фольклора своей малой родины. Актуальность данной тематики обусловлена общественной потребностью в возрождении интереса к культуре своей малой родины.
В заключение, хочу отметить, что исследовательская деятельность учащихся является инструментом повышения качества образования. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.
Поведение человека определяется его жизненными ценностями. В чём ценность исследовательской деятельности для учащихся?
- Ценность достижения истины (или стремления к ней).
- Деятельностный характер: деятельность (её принято называть творчеством) требует непрерывного созидания идей. Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности, которая направлена на проверку выдвигаемых гипотез.
- Творческий подход к решению проблем. То есть нестандартные решения, выход за рамки стереотипов.
- Мыслекоммуникация, осуществляемая через изучение научных текстов, и коммуникация в разнопозиционном сообществе, то есть учёт разных позиций, мнений.
- Продуктивность (создание культурных текстов в виде статей и т. п.).
Обозначенные ценности отвечают внутренним потребностям детско-юношеского возраста в познании окружающего мира, в активности, в общении.
Реализация этих потребностей способствует деятельностному освоению окружающей действительности, успешному профессиональному и социальному самоопределению.
Формирование указанных ценностей создаёт альтернативу активно навязываемым через средства массовой информации «образцам новой культуры», главными основаниями которых являются материальные ценности и стереотипы массового сознания.
- Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование. — 1999. — № 10.
- Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование. — 1999. — № 10.
- Сборник статей «Научно – исследовательская деятельность ученика и учителя»- Омск: ООИПРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялис...
Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."
Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления" поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...
Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».
Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....