диспут "Как стать лидером"?
классный час (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
по воспитательной работе
А.Тойгонбаев
"____"______ 2013 г.
Сценарий диспута с вице-сержантами училища
по теме: «Легко ли стать лидером?»
Цели:
обучающие:
- способствовать пониманию младшими командирами своей роли в училище и ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей;
- обучать умению формулировать и высказывать свои мысли;
- формировать навыки выступления перед аудиторией;
развивающие:
- способствовать развитию у младших командиров лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;
- способствовать развитию лидерского потенциала вице-сержантов училища, обогащению индивидуального опыта.
воспитательные:
- способствовать воспитанию инициативы и самостоятельности;
- поставить проблемные вопросы становления командира, как личности и лидера;
Задачи:
- осознание вице-сержантами понятия «лидер» и необходимости воспитания организаторских и командных качеств;
- развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
- формирование навыков и умения работать в команде;
- обогащение опыта вице-сержантов в личностно и общественно значимых видах деятельности.
Участники: вице-сержанты училища (5-11 классы)
Оборудование: презентация, раздаточный материал для выполнения творческого задания, мультимедийная приставка, видеоподборки.
Направление воспитательной работы: духовно-нравственное.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая.
Используемые средства: наглядные, технические.
Место проведения: лекционный зал.
Форма проведения мероприятия: диспут
План классного часа
- Вводная часть (5мин):
- вступительное слово ст. воспитателя;
- видеофрагмент (обсуждение)
- целеполагание.
- Основная часть (20 мин.):
- введение и обоснование понятия «лидер»;
- выполнение заданий в командах на выявление лидерских качеств;
- виды лидерства;
- качества лидера.
- лидерские качества младших командиров
- Заключительная часть (10 мин.)
– подведение итогов;
- рефлексия.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Здравствуйте! Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, начинаем.
Спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Кулаки – вы настроены агрессивно. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.
Видеофрагмент х/ф «Айболит 66»
Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. Задумайтесь, всегда ли слово «первый» обозначает порядковый номер? А теперь скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Примерные ответы суворовцев: первый – значит, лучший, лидирующий. Возможно о лидерстве мы сегодня и будем говорить.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем рассуждать на тему: «Кто такой лидер и легко ли им стать? Издавна первый считался лучшим: например, «первый парень на деревне» – это самый лучший деревенский КТО? И почему? Чем он смог выделиться?
Примерные ответы суворовцев: гармонист. Веселый, общительный, душа компании, красивый.
Воспитатель: Из истории нашей страны нам известно, что много поступков, событий произошло впервые: первая экспедиция к Северному полюсу, первое восхождение на Эверест, первое погружение на дно океана, первое кругосветное путешествие. Этот список можно продолжать бесконечно. Всегда кто-то будет впереди. Он воплотит в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён. Как вы думаете, первым быть трудно?
Примерные ответы суворовцев: да, несомненно, трудно быть лучшим.
Воспитатель: Назовите имена людей, которых вы считаете первыми, то есть лидерами?
(известные полководцы, ученые, деятели литературы и искусства, артисты).
( показ презентации «Великие люди»)
Воспитатель: А как вы считаете, нужно родиться лидером или можно им стать? Каким человеком нужно быть, чтобы стать ПЕРВЫМ?
Примерные ответы суворовцев:
- лидерами не рождаются, ими становятся в процессе жизни, нужно лишь быть сильным по характеру и целеустремленным;
- для того, чтобы стать лидером, нужно учиться на «отлично», быть активным во всем и общительным;
- а я думаю, что нужно от рождения иметь задатки организатора и самоуверенного человека, который сможет убедить в чем-то других;
- нужно много знать, многим интересоваться, чтобы привлекать людей.
Воспитатель: Я вижу, что ваши мнения несколько разошлись. Тогда скажите мне, какими качествами, по-вашему, должен обладать лидер?
Примерные ответы суворовцев:
– силой воли;
– дисциплинированностью;
– собранностью;
– ответственностью;
– внимательностью;
– находчивостью;
– трудолюбием
Воспитатель: Хорошо. А теперь подумайте, как бы про себя, каждый из вас мог бы стать лидером? Для этого предлагаю разбиться на команды и выбрать капитанов.
Выборы и обсуждение кандидатур
Воспитатель: Теперь попробуем выполнить несколько заданий:
Задание для выбранных капитанов – рисунок
Воспитатель: Проверим, насколько у вас развито внимание. Это качество является очень важным в учёбе и в жизни. Каждой команде я раздаю по листочку с текстом. Прочтите его и постарайтесь, как можно быстрее, найти ошибки, исправить их и записать количество исправленных ошибок.
Задание для команды
Обсуждение возникших проблем и роли лидеров в их решении
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданиями! Молодцы! Заметьте, что у некоторых команд капитаны остались как бы в стороне, а вовсе не занимали лидирующую позицию. Руководящая роль в таких командах досталась самым умным, смелым, активным и организованным участникам. А в других командах капитаны, наоборот, взяли все на себя. А теперь пришло время дать определение понятию «лидер».
Примерные ответы суворовцев:
- это умный, сильный человек, профессионал в своем деле, способный вести за собой;
- это человек с определенным складом мышления, с сильным характером, очень организованный и активный, умеющий решить все вопросы;
- это уверенный в себе и своей правоте человек, который не боится брать на себя ответственность за решение различных проблем, обладает авторитетом в коллективе.
Воспитатель: Не могу не согласиться, но давайте проверим формулировку данного понятия.
Вот какое определение нам дает электронная энциклопедия «Википедия»:
«ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе».
Воспитатель: Вы согласны с этой формулировкой?
Ответы суворовцев: да.
Воспитатель: Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к характеристике «лидера»?
Примерные ответы суворовцев:
- это человек должен мыслить адекватно и стратегически;
- быть уверенным в себе и своих решениях;
- быть последовательным, авторитетным и уважаемым.
Воспитатель: Вы уже сказали мне, что лидерами быть непросто, особенно если сохранять такую позицию на долгие годы, практически на всю жизнь. Попробуем выяснить, почему?
Примерные ответы суворовцев:
- не каждый человек может быть всегда сильным, правильно поступать и, тем более, брать на себя ответственность за выполнение каких-либо заданий других людей;
- некоторые люди по складу характера не могут и не хотят становиться лидерами, не хотят быть на виду;
- очень трудно сохранить авторитет на долгое время, для этого нужно очень много трудиться и очень многого достичь.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали о таком понятии как «искусственное лидерство»?
Ответы суворовцев: нет.
Воспитатель: Как вы думаете, что это означает?
Примерные ответы суворовцев:
- это человек, который не обладает лидерскими качествами, но хочет руководить другими, подчинять своей воли.
Воспитатель: Вы правы. «Искусственный лидер» амбициозен и стремиться построить карьеру лишь для личного блага. Как правило, такие руководящие работники перекладывают свои обязанности и ответственность на других и склонны обвинять всех вокруг в своих ошибках и провале общего дела. Кстати, сегодня мы говорим о лидере как о лучшем человеке, но не забывайте о том, что лидеры существуют также и в отрицательном контексте, например, в бандформировании или террористической группе. Таких людей можно отнести к «искусственным лидерам»?
Примерные ответы суворовцев:
- да; они силой и страхом, а не уважением добиваются подчинения остальных;
- это часто люди, имеющие множество комплексов и желающие самоутвердиться за счет своей власти.
Воспитатель: Такое лидерство не стоит ломаного гроша. Оно превращает человека в раба своих целей. Психологи также выделяют еще одно понятие – «скрытый лидер» или по другому «неформальный». Кто может мне прокомментировать, что это за человек?
Примерные ответы суворовцев:
- этот человек хочет руководить остальными, но скрывает это;
- нелегально объединяет людей вокруг себя и своих идей.
Воспитатель: Да, «неформальный лидер» не является руководителем коллектива, но имеет авторитет и уважение в обществе, что заставляет людей прислушиваться к его мнению. А вам не кажется, что возвращаясь к нашему окружению, в некоторых коллективах суворовцы больше прислушиваются к ним, а не к сержантам?
Воспитатель: Нельзя не сказать об эмоциональном влиянии лидера на группу людей (пример фильма и исторические примеры)
Воспитатель: «Настоящее лидерство» – это не просто ответственность и авторитетность, но еще и добровольный выбор человека направить свой талант организатора, ведущего в благое русло. То есть, как утверждают психологи, это свободное решение, желаемый путь, возникший от природы и развивающийся в процессе жизни, а не в результате каких-то страхов и комплексов. В каждом коллективе должен быть лидер! И пусть их будет несколько. Это создаст атмосферу стремления к совершенству на пути вперед, к достижению новых вершин. Вас-сержантов в училище более 100 человек, это огромная сила, вы уже – лидеры, ваша роль в том, чтобы суметь повести за собой.
Итак, в результате мы приходим к выводу, что для настоящего лидера необходим набор качеств:
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и умение взять НА СЕБЯ ответственность;
Ответственность, понимание не только спектра собственных забот и обязанностей, но и суть работы всего коллектива в целом - делают человека лидером.
- УВЕРЕННОСТЬ в своем решении, поступке, намерении (уверенный в себе лидер понимает, что ему делать, а потом делает это).
Неуверенность имеет внутреннюю природу, часто подключает к умственной работе спектр эмоций, что в результате мешает делу (пример: строение мозга, левое полушарие – логика, правое полушарие – чувства. Когда мы чувствуем, мы не можем думать и наоборот. (Эмоции и пример толпы)
Уверенность - это умение мыслить логически, анализировать ситуацию, принять взвешенное решение.
- АВТОРИТЕТНОСТЬ (имеет неформальную, внутреннюю природу). Авторитет вырабатывается в первую очередь к себе самому Человек одобряет себя. Свои поступки, воспринимает себя таким, какой он есть. В результате воспитывается здоровое самоуважение, перерастающее в уважение к чувствам и делам других людей. Авторитетность не должна перерасти в самоуверенность.
Воспитатель: А теперь задумайтесь, насколько вы можете соответствовать роли лидера в своем коллективе? Вспомните, как вас назначали на должность и когда?
(опрос вице-сержантов)
Воспитатель: Прошу обратить ваше внимание на рейтинг успеваемости и воинской дисциплины 6 роты суворовцев ( слайд)
(краткий разбор результатов сержантов роты, в том числе отрицательные результаты)
Данные цифры говорят нам о том, что еще есть к чему стремиться, не все еще получается на высоком уровне, не все достигнуто и значит, для достижения поставленных целей нужно еще что-то, кроме личного примера сержанта.
На мой взгляд становление сержанта проходит несколько основных стадий:
- Мне нравится!
- Мне очень нравится!
- Не нравится другим!
- Теперь и мне не нравится!
- Хочу понравиться всем!
- Я научился быть командиром, или снимите меня немедленно!
- Хочу быть лучшим!
Давайте попробуем сделать общий вывод.
- Поднимите руки, кто считает, что он вполне может командовать своими товарищами?
- А теперь, кто считает, что он уже настоящий командир и лидер?
Воспитатель: Вот видите, какой разброс мнений. Стать лидером нелегко, но надо воспитывать себе лидерские качества, за вами будут люди, их жизни и судьбы. Я надеюсь, что у вас все получится!
«Лидер – это не тот, кто ведет за собой, а тот, за кем идут». (Джон Максвелл)
Музыкальный фрагмент: Э.Хиль «Как хорошо быть генералом»
Старший воспитатель 6 роты суворовцев П.Скворцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как стать лидером?
Презентация урока по обществознанию в 7 классе...
Чтобы стать лидером класса, необходимо соблюдение основных принципов.
Нужно иметь уверенность в своих силах. Если её не хватает, то нужно работать над собой, создавая или вливаясь в те ситуации, когда нужно принимать то или иное ответственное решение. Такие ситуации фор...
Урок по теме "Личность в группе. Как стать лидером."
Презентация к уроку "Личность в группе. Как стать лидером" для учащихся 10,11 классов профильного курса "Педагог-психолог"....
дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"
Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...
Программа тренинга «Я могу стать лидером!»
В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей быть лидером...
программа "Хочу стать лидером"
Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...
ПРОГРАММА «Хочу стать Лидером»
Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...