Этика взаимодействия педагога с младшими школьниками
статья на тему
Первая половина дня у воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида - это учеба.Серьезный и очень тяжелый труд. Вторая половина дня -время "жизненных проб". В это время можно постоянно одергивать детей в целом: не шумите, не ссорьтесь, ведите себя хорошо. А можно создавать условия, когда ребенок выбирает как себя вести. И очень быстро учится отличать поступок от проступка. Когда поддерживается желание школьника быть хорошим человеком. Когда приветствуется терпимость, дружба и взаимопомощь, гордость за свой класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этика взаимодействия педагога с младшими школьниками.
Из опыта работы воспитателя специальной(коррекционной) школы VIII вида Самохиной Александры Владимировны
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков.
Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели.
Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого.
Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание, окрик.
Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом.
Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:
• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям.
• зависеть от внешнего контроля, становится неуверенным в себе;
• подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют.
• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет.
• игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, те поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;
• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке? », «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.
Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности.
Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру.
В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:
• признание прав и свобод ребенка,
• сотрудничество,
• сопереживание и поддержка,
• обсуждение,
• гибкое введение ограничений.
Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
• быть искренним.
• брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия.
Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;
• думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
• адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;
• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем. Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
· сотрудничество при взаимодействии;
· создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
· использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Первая половина дня для наших школьников- это учеба- серьезный и подчас тяжелый труд. Вторая половина дня- это время отдыха, общения, учебы и дальнейшего развития. Это время, когда ребенок д.б. более свободен в своих поступках, выборе видов деятельности и общения. Как говорят педагоги у него должно быть больше «жизненных проб». Он учится жить самостоятельно в обществе, пусть пока и в детском. Он получает социальные навыки. Их достаточно много, но я остановлюсь на некоторых.
Во- первых ребенок должен понять, что в обществе живут по правилам. И с этими правилами их надо знакомить в первую очередь. Это- поступок, а это –проступок. Можно постоянно одергивать детей. А можно предоставить им право выбора как поступать. И оценивать должен не взрослый, а сам ребенок и детский коллектив в целом.
Средством для этого в нашем классе является соревнование. И если в прошлом году успешность ребенка оценивалась по одному параметру- поведение, то в этом- оценивается и качество выполнения домашнего задания и наличие учебных принадлежностей и порядок в шкафчиках и выполнение общественных поручений. Итоги подводим все вместе в конце рабочего дня. Победитель получает награду в конце четверти.
Роль воспитателя на втором плане. Главное, что должно быть понятно детям-
Ты делаешь свой выбор и за это получаешь то, что заслуживаешь, но у тебя всегда есть возможность исправить ситуацию, не повторить ее.
Я не использую методы наказания. Но бывали случаи, когда ребенок сам ставил себя в угол или отсиживался в шкафчике, закрыв свое лицо, и делал это вполне сознательно. В таком случае- это тоже его выбор. И мы его не осуждаем. Он тоже страдает от своего неумения выйти из конфликта. Мы с ним наедине обсудим и сделаем правильные выводы. Еще об одном, что постоянно «витает в воздухе»:
Наш класс- это самые близкие люди в школе. Каждый в ответе за себя и своего товарища. Каждый готов помочь, простить. найти способы компромисса, а условием для этого являются действия взрослого-
собрать вокруг себя в кружок, обсудить сложившуюся ситуацию, злободневные вопросы и то , что предстоит сделать. Заглянуть каждому в глаза. это еще один лейтмотив в общении с детьми.
Заслужить доверие взрослого и это доверие оправдать и самое главное: получить от этого удовлетворение. В этом случае необходимо не забыть во время похвалить ребенка, а задание усложнять постепенно.
Найти время во время совместной деятельности или игры остаться с ребенком наедине, выслушать каждого, разделить его радости и сомнения, успокоить.
Если делаешь, что-то – пусть это будет полезно тебе или другим людям.
Вот только часть «незримых» установок, которые создают детский коллектив, делают атмосферу в классе комфортной. Роль воспитателя невидима. Необходимо только все время создавать условия, когда просто иначе вести себя, общаться нельзя.
Самое главное постоянно идти вперед, пусть порой откатываемся назад, но снова и снова- идти вперед. Расширять возможности для получения детьми все новых и новых социальных навыков. Конечно, бывают срывы, но их становится все меньше, ну а маленькие победы все равно есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Для того,чтобы наслаждаться сокровищами природы ,человек должен быть здоровым,сильным,умным. (И. Павлов)...
Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
в статье содержатсятся практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников
Статья о здоровом образе жизни...
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников с целью развития межполушарного взаимодействия.
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников ...
Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...