Классный час "Здоровье - дар судьбы"
классный час (8 класс) на тему

Шиц Виктория Викторовна

о людях с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zdorove_-_dar_sudby.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Здоровье – дар судьбы".

Учитель: Шиц В.В.

Цели и ожидаемые результаты.

Обучающая цель:

Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни

Сформировать представление об "особом ребенке"

Ожидаемый результат:

Понимают важность и необходимость ведения здорового образа жизни

Знакомы с некоторыми проблемами детей-инвалидов

Развивающая цель:

Развивать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Ожидаемый результат:

Сопереживают, сочувствуют людям с ОВЗ, предлагают варианты решения некоторых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитывающая цель:

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни

Ожидаемый результат:

Используют принципы здорового образа жизни (отслеживается в течение года)

"Здравствуйте!"

Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Очень важно научить детей беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учим малышей не просто приветствовать людей, а желать им здоровья, ведь упоминая что-либо, мы вольно или невольно вспоминаем об этом, а, вспоминая - задумываемся. Желая другим - желаем и себе.

Но только ли повторяя слово "здравствуй" можно обращать внимание детей на необходимость нашего здоровья. Что еще можно сделать?

Конечно же, очень важно с самого раннего возраста приучать ребенка вести здоровый образ жизни, доводя хорошие привычки до автоматизма. Здесь очень важен постоянный добрый пример окружающих людей, особенно взрослых.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

В чистеньких платьецах, длинною змейкой,

Парами, ручка об ручку держась,

Сходят обрубочки вниз по ступенькам

И не спешат, чтобы вдруг не упасть.

       Все же последняя пара отстала,

       Как ни торопятся группе вослед.

       Младшая девочка хныкать начала,

       Как ей не хныкать - ножек-то нет.

Вышли на улицу - на одеялки,

Солнышко греет и радует их.

В синей лазури - вороны да галки.

       Нет, - там мы ангелов видим своих !

Лужи - кофе с молоком, радуга бензина.

Мы идем с тобой пешком мимо магазина.

Мы купили там рожок и опять гуляем,

Все болтает мой дружок, а о чем - не знаем.

Как бессмысленная речь, так вода до мая

Будет в лужи течь да течь, глину размывая.

В мае солнце припечет и засохнут лужи,

И ручьи, где с'час течет, сделаются уже.

Дождь прольется на лужок, вновь воды прибудет...

Жаль, что только мой дружок говорить на будет.

Цель нашего занятия:

Познакомиться с понятиями "особый ребенок", "инвалиды"

Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни

Ожидаемый результат: к концу занятия:

Вы узнаете, что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалиды? Что такое здоровье? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как можно беречь здоровье?

Познакомитесь с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

Но для начала я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать, кто вперед, тот получит карточку (Вопросы легкие и нужны для того, чтобы все дети получили карточки, с помощью которых будут поделены на команды)

Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели)

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

А теперь посмотрите: карточки разного цвета, и с помощью этих карточек вы разобьетесь на команды. Одна команда занимает места слева, другая - справа.

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем городе таких детей очень много - почти 2 тысячи! А есть еще и взрослые.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем наших ребят "особые дети".

Мы с вами обсудили, кто такие инвалиды, а теперь попробуем ответить на другие вопросы.

Каждая команда получает вопрос для обсуждения. Обсуждение проходит в форме "круглого стола", время на обсуждение - не более 5 минут.

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

Время обсуждения подошло к концу. Но прежде, чем отвечать, давайте поиграем еще. Я предлагаю каждой команде договориться и показать нам пантомимой одну из профессий и одну из бытовых опасностей. А вторая команда попытается отгадать. Затем команды поменяются местами.

Командам предлагается возможность выбора: чья команда разгадает больше ребусов-анаграмм, та и будет первой показывать пантомиму (в приложении 1 - примеры).

Приложение 1

РЕБУСЫ – АНАГРАММЫ

ОТВЕТЫ

Пьешосишп – йелдю шимесьнаш.

Поспешишь – людей насмешишь

Кызя од авеки детодёв.

Язык до Киева доведет

Шемень влос – шельбо лаед.

Меньше слов – больше дела

Норов вуонор гзал ен тюлекыв

Ворон ворону глаз не выклюет

Ен риогов «пог», копа ен рыгнпешь

Не говори «гоп», пока не прыгнешь

Йяца цуруки ен чату

Яйца курицу не учат

Пляцыт оп исоне чатютси

Цыплят по осени считают

Ан скув и цевт ващатиро тен

На вкус и цвет товарища нет

Ну, а теперь каждой команде предоставим возможность для ответа на свой вопрос (на ответ - не более 3 минут).

Предполагаемые ответы:

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (приложение 2).

Приложение 2

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?

Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться (приложение 3).

Приложение 3

АЗБУКА БРАЙЛЯ

Азбука Брайля – это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых и людей с высокой степенью слабовидения.

Шрифт Брайля разработан французским тифлопедагогом Луи Брайлем (Louis Braille, 1809 – 1852гг).

В основе азбуки Брайля  лежит комбинация 6 точек (шеститочие), дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.

Первая книга по системе Брайля вышла во Франции в 1837 г., а в России – 1885г.

 ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos – слепой и paidagogike – наука о воспитании человека) – это отрасль дефектологии, решающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки (на рисунке 1 изображена сама азбука, а на рисунке 2 приведены примеры написания слов, фраз и чисел). На фотографии в приложении 4 - знакомство с азбукой Брайля.

        

Рис. 1

        

Рис. 2

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой (рисунок 3). Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами наук.

Рис. 3

Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили сегодня на них? Давайте повторим:

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Предполагаемые ответы:

Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д.

Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и вино, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Выводы:

Очень важно с самого раннего возраста приучать ребенка вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма. Но не всегда мы можем использовать или модулировать ситуацию, провоцирующую прививание и исполнение этих привычек. И не все ситуации возможны в жизни отдельного человека.

Занятия в рамках темы "Особый ребенок" помогают понять проблемы людей-инвалидов, помогают оценить плюсы нормальной здоровой жизни и понять проблемы и последствия нездоровья. А знакомство, даже заочное, со сверстниками с ОВЗ, помогает лучше осознать эти проблемы, может быть, примерить их на себя, и задуматься о необходимости соблюдения здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Судьба твоих грядущих дней…» Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций с элементами викторины

К. Боуви писал: «мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей». Богатство любо государ...

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Классный час.СУДЬБА СЕМЬИ - СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, об­разования, рынка.Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений п...

Классный час "Хозяин судьбы"

Классный час по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголя...

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...