Методическая разработка "Литературный ринг"
методическая разработка по теме
Хорошее закрепление и повторение учащимися содержания различных книг и сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный ринг | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Литературный ринг».
Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.
Предварительная подготовка: на доске пишется «Книгу прочитал – умнее стал».
Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.
Продолжительность: 35 минут.
Возраст детей: 1-5 классы.
Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трёх раундов – как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех метсах, где живут добрые и забавные Буратоно и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и синьор Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну лилипутов, а девочка Алиса- Страну Чудес. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.
В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянётесь? (жмут друг другу руки и клянутся). Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри. Сегодня членами жюри согласились быть…(представление членов жюри).
Сразу предупреждаю, что для обдумывания на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. И так, команды готовы? Жюри на свеем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении. Помните, как в народе говорят – «Учиться никогда не поздно», «Век живи – век учись», «Ученье – свет, а неученье - тьма». А моя самая любимая пословиц такая: «Чтение – вот лучшее учение». А почему это так, вам подскажет надпись на доске. Давайте прочитаем его дружно хором.
Итак, первый раунд. В нем – три задания. Этот раунд мы решили посвятить области страны Литературии, которая называется «Поэзия». Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся – я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Бросим жребии – кто начнет первым (читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений).
- Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
И.Суриков «Детство».
2. Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое «хорошо»,
И что такое «плохо»?
В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки.
С. Маршак «Человек рассеянный».
- Ехали медведи на велосипеде,
А за ними – кот задом наперёд.
К. Чуковский «Тараканище».
- Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию, жюри предстоит нелегкое решение – выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше. Второе задание поэтического раунда – кто больше найдет рифм к заданному слову. Капитаны, возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово «урок». Ждем 30 секунд, а вы пишете рифмы к этому слову. (По истечении времени ребята читают свои ответы, листки с ответами передаются жюри.)
Второе слово – «работа». (действия прежние).
Последнее состязание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Это начало стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Почта». Задание понятно? Тогда слушаем рифмы. (предлагаем поочерёдно командам задания.)
- Простился, снарядился, у окна, одна.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:
Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
- Мая, гром, играя, голубом.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза»:
Люблю весну в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
- Скажи, доложи, милее, белее.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
- Окном, вечерком.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
5. Шаги, ноги, размера, сапоги.
С. Михалков «Дядя Степа»:
Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Первый раунд завершен. Я убедилась, что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда? (жюри сообщает итоги начальных соревнований).
Я объявляю второй раунд.
Кто знает, что такое детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас предлагаю каждому из вас побыть в роли детектива. Второй наш раунд - детектив. И вам предстоит определить, о каком из героев идет речь, по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил интересующего его гражданина. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку. (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего) сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав…слова его песенки.
- Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.
Машенька из русской народной сказки «Маша и медведи».
- Еду, еду в Африку,
В милые края!
Африка, Африка,
Родина моя!
Обезьяна Чичи из книги К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Мишка очень любит мед,
Почему? Кто поймет?
В самом деле – почему
Мед так нравится ему?
Вини Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все, все, все».
- Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час:
Нос налево, хвост направо,
Это полька Карабас.
Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
- Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
Пудик из сказки М. Горького «Воробьишко».
Теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
- Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косички от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхаузен)
- Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
- Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
- Герой, о котором идет речь, был гимнастом в бродячем цирке. Но когда народ восстал против власти трех обжор, встал во главе восстания. (Гимнаст Тибул)
- Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал.(Питер Пэн)
Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот»: по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.
- Голова его набита опилками.(Винни-Пух)
- У него на голове зеленый хохолок, подергав за который вдоволь наплачешься. (Чипполино)
- Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. (Джузеппе из сказки «Золотой ключик»)
- Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность. (Слоненок из сказки «Золотой Ключик»)
- Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (тигр Шерхан)
- Девочка-кулка, волосы которой были необычного голубого цвета. (Мальвина)
- Маленький мальчик в золотой короне и горностаевой мантии, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что такой цвето – единственный во всем мире. (Маленький Принц)
- Этот сказочный персонаж всегда носил с собой масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек)
- Эта девушка была вынуждена ходить в шкуре домашнего животного, хотя она и являлась потомственной принцессой. (Ослиная шкура)
- Этот персонаж скромно заявлял о себе, что он из простых собак, не из породистых. (пес Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Федор, кот и пес»)
Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу, что вы проявили себя, как настоящие сыщики-детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями. (жюри сообщает итоги второго раунда)
Последняя, заключительная встреча предстоит вашим капитанам. Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание. Какие слова надо произнести, чтобы:
- Вызвать Сивку-Бурку?
Сивка-Бурка,
Вещий каурка,
Встань передо мной,
Как лист перед травой.
- Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?
Симсим, открой дверь!
- Сварить кашу в волшебном горшочке?
Раз,два,три, горшочек, вари!
- Исполнить повеление волшебной щуки?
По щучьему велению, по моему хотению.
А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесемся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя, который жил в джунглях, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. Начали!
Медведь - Балу
Пантера – Багира
Шакал – Табаки
Питон – Каа
Вожак волчьей стаи – Акела.
Последнее задание для капитанов. Оно требует некоторого объяснения. Помните, как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте? Кто скажет, какую фразу она предложила ему для диктанта? Верно – «А роза упала на лапу Азора». Мальвина еще назвала эту фразу волшебной. Почему, как вы думаете? Потому, что эта фраза читается одинаково как слева на право, так и справа налево. Таких фраз можно придумать очень много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот сейчас нашим капитанам предстоит определить, какие из предложенных им фраз являются палиндромами, а какие – нет. Сейчас я вам прочитаю эти фразы, а вы находите.
- Лев волов вел.
- Вор влетел в ров.
- Зубы на полку лезут.
- Ковал поп поплавок.
- Около меня не молоко.
- Конус и рисунок.
- Конфеты есть – не фокус.
- Коту тащат уток.
(в каждом наборе исключение - является третья)
Я благодарю вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но не зависимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – в ней участвовать. Поэтому, я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитайте старые, хорошо знакомые.
Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка брейн - ринга: "Юные знатоки физики".
Сценарий брейн - ринга: "Юные знатоки физики"....
Урок географии :Брейн-Ринг,7 класс,обобщение,Северная Америка.Методическая разработка.
Данный урок я проводила в 7 а классе в рамках Дня открытых дверей в ГБОУ СОШ № 448 24 марта 2012г. ,особенно радостно что он понравился прежде всего детям,так как ролевая игра интересна в ...
методическая разработка урока игры "Брейн - ринг"
Урок разработан для учащихся 8 класса...
Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс
Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс...
Методические рекомендации для игры Брейн-ринг по информатике
Количество часов, выделенное на изучение курса незначительно, в то же время программа обучения требует всесторонних знаний.Повышение качества подготовки на современном этапе вызывает необходимость пои...
Методический брэйн-ринг
Предлагаю Вашему вниманию описание заседания РМО учителей биологии и химии в форме БРЭЙН-РИНГА, а также брошюры для подготовки к нему: "Знаменитые педагоги" и "Педагогический словарь"....
Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»
Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...