"Сыном мне стала идея служения детям"...
презентация к уроку по теме
Методическая разработка представлена в виде презентации о Януше Корчаке, педагоге, писателе, общественном деятеле, герое. Материал предназначен для педагогов и учащихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_korchak_powerpoint.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Януш Корчак « Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю как это делается». Из дневника Януша Корчака.
1942 год, Варшавское гетто. Яношу Корчаку 64 года – это старый холостяк, не имеющий счета в банке. Но вместе с тем известнейший детский писатель, педагог, врач, общественный деятель, долго и мучительно искавший свой путь .
Польские подпольщики пробираются в гетто. Их задача спасти известного человека. Подготовлены все документы, но Корчак отказывается бежать, бросив своих подопечных- воспитанников Варшавского дома сирот, директором которого был.
Януш Корчак родился 22 июля 1878 года, в обеспеченной еврейской семье. Настоящее его имя Хенрик Гольфшмидт. Дед его был врачом, отец известным адвокатом. Когда Яношу было 11 лет, у его отца было обнаружено серьезное психическое заболевание, от которого он, спустя несколько лет и умирает.
Болезнь и смерть отца стали тяжелым испытанием для юноши. « Итак, я сын сумасшедшего. Значит, с тяжелой наследственностью. Сколько лет прошло, а меня и по сей день периодически гложет эта мысль. Я слишком дорожу своим безрассудством, чтобы не страшиться мысли о том, что кто-то, вопреки моей воле, будет пытаться меня лечить». Из дневника Януша Корчака.
Чтобы как- то заглушить свою боль, Хенрик начинает писать, вначале довольно успешно, его публикуют газеты и журналы. Но потом был раскритикован и решает навсегда оставить литературу и заняться медициной. Поступает на медицинский факультет Варшавского университета.
« Ранить сердце поэта равно тому, что наступить на бабочку. Литература - всего лишь слова, а медицина – это дела». Из дневника Януша Корчака.
Ему говорили, что из него не получится хорошего врача, слишком искренне он погружается в страдания больных, а он не понимал, как можно иначе, когда перед тобой больной ребенок.
«Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен, а сирота и бездомный должен получить приют и поддержку в трудную минуту». Женевская декларация прав ребенка 1924 год.
Одновременно с обучением он бродит по трущобам, помогая детям, приносит еду и лекарства, рассказывает истории. Уже на первом курсе он решил стать детским доктором. Изучает педагогику и психологию, работает в детской еврейской больнице. И вновь пишет, уже под псевдонимом Януш Корчак. Его роман «Голос» впервые затрагивает проблемы воспитания.
После окончания университета за собственные средства едет на стажировку в Германию. Работает там в приюте для умственно отсталых детей. Понимает, что кроме лекарств дети нуждаются в ласке, заботе, внимании. Мечтает о детском доме нового типа, где дети счастливы, где имеют равные права со взрослыми.
« Дети – это не люди в будущем, а люди в настоящем и заслуживают того, чтобы с ними обращались уважительно, ребенок должен расти в атмосфере любви».
В 1911 году оставляет медицину и создает первый приют для детей от 5 до 14 лет. Детей набирает прямо с улицы. Работа предстоит сложная. Дети не знали постельного белья, отказывались умываться, ходить на занятия, воровали продукты, не хотели слушать воспитателей.
Корчак создает в приюте особые законы – детское самоуправление, свой парламент, свою газету. Противостояние детей и педагогов закончилось. Через несколько месяцев это уже была настоящая детская республика.
«Вы говорите: «Дети нас утомляют!» Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Из книги Яноша Корчака «Когда я снова стану маленьким»
Первая мировая война оставляет тысячи новых сирот – беспризорников. Для них Корчак создает приют в Киеве в 1917 году. В это же время пишет книгу «Как любить ребенка», переведенную впоследствии на многие языки и получившая негласное название «Библия для родителей».
«Одной из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»
Корчак преподает психологию в Варшавском университете. Пишет детские сказки, одна из которых, о короле Матиуше приносит ему мировую славу. Принципы, провозглашенные в ней, служат основой для первой декларации о правах ребенка, принятой в Женеве в 1924году.
1 сентября 1939 года Гитлер переходит границы Польши, через две недели Варшава пала. Детский приют во главе с Янушем Корчаком попадает в еврейское гетто. Корчак не знает какая судьба ждет детей, но пытается продолжать работу: идут занятия, заседает парламент, издается газета. Но дети не могут избавиться от постоянного страха, голодают.
1942 году готовится чистка гетто и 5 августа под оцеплением СС детей из приюта отправляют в концлагерь в Треблинку. Директору и воспитателям приказывают остаться в гетто.
Но Корчак не может оставить детей и просит отправить его вместе с ними. Берет детей за руки и встает во главе колонны. Он говорит, что они просто отправляются на экскурсию загород.
На вокзале, перед отправкой эшелона, один из патрульных узнает Корчака. -Я читал Ваши книги. Вы можете остаться здесь. -А как же дети?,- спросил Корчак. -Дети должны ехать, их невозможно оставить. -Дети превыше всего,- ответил Корчак.
Всю дорогу Корчак рассказывал детям смешные истории, стараясь еще хоть ненадолго сохранить им беззаботное детство. Никто из детей не плакал .
Человек добрый и наивный Януш Корчак думал, что фашисты не тронут детей, но он ошибался, погибли все.
Ходили легенды, что старый доктор остался живым, что эсэсовцы открыли по дороге вагон, вывели его в поле и отпустили на все четыре стороны… Но это лишь легенда, ведь Януш Корчак до конца остался верен своему принципу «Будь предан детям».
В дневнике от 21 июля 1942 года читаем: " Тяжелое это дело - родиться и научиться жить. Мне осталась куда легче задача - умереть... Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании".
Имя Януша Корчака и сегодня остается символом верности своей идее, жертвенности, мудрости Педагога и беззаветной любви к детям .
Десять заповедей воспитания Януша Корчака 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему .
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Детский дом Корчака продолжает действовать по сей день.
Памятники Яношу Корчаку в Варшаве
« Януш Корчак и его дети» в музейном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме. На месте гибели в Треблинке
В книге «Когда я снова стану маленьким» Корчак писал: «Будет у меня много-много голубей, буду письма писать и отправлять с голубями». Раз в год в Польше выпускают в небо много-много воздушных змеев – это наши письма к Яношу Корчаку и его письма к нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помора сын - ты сыном стал России
Презентация посвящена 300-летию М.В.Ломоносову...
Интегрированный урок для детей 7-10 лет (изобразительное искусство, литература, окружающий мир) «КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»
Материал содержит план интегрированного урока для детей 7-10 лет(изобразительное искусство, литература, окружающий мир) по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.Матери...
Родительское собрание на тему: "Дети НЕ стали хуже"
Родительское собрание в форме имитационной игры - дебатов. Возможно приглашение самих обучающихся. Данное родительское собрание лучше организовывать с родителями старшеклассников....
Уж стали седыми блокадные дети
Разработка классного часа "Уж стали седыми блокадные дети", посвященного детям Блокадного Ленинграда...
Классный час "«Служение врача есть служение любви и сострадания»
Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – исконно является заботой Церкви» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»Вступление: сег...
Проект "От воинского служения - к служению Богу"
Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном...
От воинского служения к служению Богу (электронное издание)
Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Особое уважение церкви к воинскому долгу, к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером воинской службы. Оно проявляется, в частн...