"Сыном мне стала идея служения детям"...
презентация к уроку по теме

Методическая разработка представлена в виде презентации о Януше Корчаке, педагоге, писателе, общественном деятеле, герое. Материал предназначен для педагогов и учащихся старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_korchak_powerpoint.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сыном мне стала идея служения детям»…

Слайд 2

Януш Корчак « Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю как это делается». Из дневника Януша Корчака.

Слайд 3

1942 год, Варшавское гетто. Яношу Корчаку 64 года – это старый холостяк, не имеющий счета в банке. Но вместе с тем известнейший детский писатель, педагог, врач, общественный деятель, долго и мучительно искавший свой путь .

Слайд 4

Польские подпольщики пробираются в гетто. Их задача спасти известного человека. Подготовлены все документы, но Корчак отказывается бежать, бросив своих подопечных- воспитанников Варшавского дома сирот, директором которого был.

Слайд 5

Януш Корчак родился 22 июля 1878 года, в обеспеченной еврейской семье. Настоящее его имя Хенрик Гольфшмидт. Дед его был врачом, отец известным адвокатом. Когда Яношу было 11 лет, у его отца было обнаружено серьезное психическое заболевание, от которого он, спустя несколько лет и умирает.

Слайд 6

Болезнь и смерть отца стали тяжелым испытанием для юноши. « Итак, я сын сумасшедшего. Значит, с тяжелой наследственностью. Сколько лет прошло, а меня и по сей день периодически гложет эта мысль. Я слишком дорожу своим безрассудством, чтобы не страшиться мысли о том, что кто-то, вопреки моей воле, будет пытаться меня лечить». Из дневника Януша Корчака.

Слайд 7

Чтобы как- то заглушить свою боль, Хенрик начинает писать, вначале довольно успешно, его публикуют газеты и журналы. Но потом был раскритикован и решает навсегда оставить литературу и заняться медициной. Поступает на медицинский факультет Варшавского университета.

Слайд 8

« Ранить сердце поэта равно тому, что наступить на бабочку. Литература - всего лишь слова, а медицина – это дела». Из дневника Януша Корчака.

Слайд 9

Ему говорили, что из него не получится хорошего врача, слишком искренне он погружается в страдания больных, а он не понимал, как можно иначе, когда перед тобой больной ребенок.

Слайд 10

«Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен, а сирота и бездомный должен получить приют и поддержку в трудную минуту». Женевская декларация прав ребенка 1924 год.

Слайд 11

Одновременно с обучением он бродит по трущобам, помогая детям, приносит еду и лекарства, рассказывает истории. Уже на первом курсе он решил стать детским доктором. Изучает педагогику и психологию, работает в детской еврейской больнице. И вновь пишет, уже под псевдонимом Януш Корчак. Его роман «Голос» впервые затрагивает проблемы воспитания.

Слайд 12

После окончания университета за собственные средства едет на стажировку в Германию. Работает там в приюте для умственно отсталых детей. Понимает, что кроме лекарств дети нуждаются в ласке, заботе, внимании. Мечтает о детском доме нового типа, где дети счастливы, где имеют равные права со взрослыми.

Слайд 13

« Дети – это не люди в будущем, а люди в настоящем и заслуживают того, чтобы с ними обращались уважительно, ребенок должен расти в атмосфере любви».

Слайд 14

В 1911 году оставляет медицину и создает первый приют для детей от 5 до 14 лет. Детей набирает прямо с улицы. Работа предстоит сложная. Дети не знали постельного белья, отказывались умываться, ходить на занятия, воровали продукты, не хотели слушать воспитателей.

Слайд 15

Корчак создает в приюте особые законы – детское самоуправление, свой парламент, свою газету. Противостояние детей и педагогов закончилось. Через несколько месяцев это уже была настоящая детская республика.

Слайд 16

«Вы говорите: «Дети нас утомляют!» Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Из книги Яноша Корчака «Когда я снова стану маленьким»

Слайд 17

Первая мировая война оставляет тысячи новых сирот – беспризорников. Для них Корчак создает приют в Киеве в 1917 году. В это же время пишет книгу «Как любить ребенка», переведенную впоследствии на многие языки и получившая негласное название «Библия для родителей».

Слайд 18

«Одной из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»

Слайд 19

Корчак преподает психологию в Варшавском университете. Пишет детские сказки, одна из которых, о короле Матиуше приносит ему мировую славу. Принципы, провозглашенные в ней, служат основой для первой декларации о правах ребенка, принятой в Женеве в 1924году.

Слайд 20

1 сентября 1939 года Гитлер переходит границы Польши, через две недели Варшава пала. Детский приют во главе с Янушем Корчаком попадает в еврейское гетто. Корчак не знает какая судьба ждет детей, но пытается продолжать работу: идут занятия, заседает парламент, издается газета. Но дети не могут избавиться от постоянного страха, голодают.

Слайд 21

1942 году готовится чистка гетто и 5 августа под оцеплением СС детей из приюта отправляют в концлагерь в Треблинку. Директору и воспитателям приказывают остаться в гетто.

Слайд 22

Но Корчак не может оставить детей и просит отправить его вместе с ними. Берет детей за руки и встает во главе колонны. Он говорит, что они просто отправляются на экскурсию загород.

Слайд 23

На вокзале, перед отправкой эшелона, один из патрульных узнает Корчака. -Я читал Ваши книги. Вы можете остаться здесь. -А как же дети?,- спросил Корчак. -Дети должны ехать, их невозможно оставить. -Дети превыше всего,- ответил Корчак.

Слайд 24

Всю дорогу Корчак рассказывал детям смешные истории, стараясь еще хоть ненадолго сохранить им беззаботное детство. Никто из детей не плакал .

Слайд 25

Человек добрый и наивный Януш Корчак думал, что фашисты не тронут детей, но он ошибался, погибли все.

Слайд 26

Ходили легенды, что старый доктор остался живым, что эсэсовцы открыли по дороге вагон, вывели его в поле и отпустили на все четыре стороны… Но это лишь легенда, ведь Януш Корчак до конца остался верен своему принципу «Будь предан детям».

Слайд 27

В дневнике от 21 июля 1942 года читаем: " Тяжелое это дело - родиться и научиться жить. Мне осталась куда легче задача - умереть... Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании".

Слайд 28

Имя Януша Корчака и сегодня остается символом верности своей идее, жертвенности, мудрости Педагога и беззаветной любви к детям .

Слайд 29

Десять заповедей воспитания Януша Корчака 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Слайд 30

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Слайд 31

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Слайд 32

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Слайд 33

5. Не унижай!

Слайд 34

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Слайд 35

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Слайд 36

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Слайд 37

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему .

Слайд 38

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Слайд 39

Детский дом Корчака продолжает действовать по сей день.

Слайд 40

Памятники Яношу Корчаку в Варшаве

Слайд 41

« Януш Корчак и его дети» в музейном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме. На месте гибели в Треблинке

Слайд 42

В книге «Когда я снова стану маленьким» Корчак писал: «Будет у меня много-много голубей, буду письма писать и отправлять с голубями». Раз в год в Польше выпускают в небо много-много воздушных змеев – это наши письма к Яношу Корчаку и его письма к нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помора сын - ты сыном стал России

Презентация посвящена 300-летию М.В.Ломоносову...

Интегрированный урок для детей 7-10 лет (изобразительное искусство, литература, окружающий мир) «КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»

Материал содержит план интегрированного  урока для детей 7-10 лет(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)  по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.Матери...

Уж стали седыми блокадные дети

Разработка классного часа "Уж стали седыми блокадные дети", посвященного детям Блокадного Ленинграда...

Классный час "«Служение врача есть служение любви и сострадания»

Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – исконно является заботой Церкви»  («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»Вступление: сег...

Проект "От воинского служения - к служению Богу"

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном...

От воинского служения к служению Богу (электронное издание)

Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Особое уважение церкви к воинскому долгу, к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером воинской службы. Оно проявляется, в частн...