классный час "Имя твое несу через жизнь как святыню"
классный час (11 класс) по теме

Цель:

1.     Формировать у учащихся целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

2.     Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.

2. Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение находить выход из проблемных ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.

3. Развивать творческие способности учащихся через  художественную деятельность: рисунков, оформление плакатов и т.д.

4. Развивать речь студентов: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом; составлять связный рассказ из своего личного опыта; уметь выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klasnogo_chasa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Преподаватель русского языка и литературы

                                               ГБОУ СПО «Гулькевичский строительный

                                               техникум» Краснодарского края

                                               Васенкова Л.А.

 

Сценарий классного часа

«Имя твое несу через жизнь как святыню».

Цель:

  1. Формировать у учащихся целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
  2. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.
  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение находить выход из проблемных ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
  3. Развивать творческие способности учащихся через  художественную деятельность: рисунков, оформление плакатов и т.д.
  4. Развивать речь студентов: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом; составлять связный рассказ из своего личного опыта; уметь выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.

Адресат: студенты  первых курсов.  

Актуальность:

  1. В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том  числе и в семье, особое значение приобретает работа по формированию у юношества социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру многонационального населения России.
  2. Отражение государственного праздника «День матери» в работе с учащимися первых курсов.

Содержание работы.

Ход мероприятия:

Кабинет празднично украшен. На стенах плакаты с высказываниями писателей, поэтов, стенгазеты учащихся   с фотографиями мам и фрагментами сочинений и стихотворений о мамах, рисунки.

Включена презентация, подготовленная учащимися, с фотографиями мам и пожеланиями.

Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается от матери.  

                                                                                                         (Ю. Яковлев)

 Во всю мою жизнь, сколько я себя помню, я жил, учился, работал, мечтал всегда с думой о счастье матери!.. Всегда она была на первом плане: при всяком успехе, при всяком счастливом обороте дел я думал только о том, как это обрадует маменьку.

                                                                                                   (Н. Добролюбов)

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать.

                                                   (М. Джалиль)

Слайд 1

Ведущий. Мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Самое прекрасное слово на земле — мама. Самая добрая — мама. Самая любимая — мама.

У мамы самые ласковые и нежные руки, они лечат одним своим прикосновением.

У мамы чуткое сердце — она чувствует все перепады вашего настроения; все ваши печали, тревоги мгновенно становятся ее печалями и тревогами.

Порой своей заботой они нас раздражают — нам хочется больше самостоятельности. Мы устаем по пять раз на неделе объяснять, что не надо тревожиться, и нет ничего страшного. Они так боятся за нас!

Мама верит в наши необыкновенные таланты, она готова часами слушать наши первые литературные опусы и с восторгом разглядывать наши первые неумелые рисунки. За этими рисунками и стишатами она видит наше будущее — нас, талантливых, состоявшихся, счастливых. И эта вера в нас, это мамино умение видеть в нас самое лучшее, на что мы способны, помогает нам в течение всей жизни.

   Слова “Мама, мать - одно из самых древних на Земле”. Все люди уважают и любят матерей. Словом “Мать” называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Во многих странах отмечается “День Матери”. Люди поздравляют своих матерей и приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.

   Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.  И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.  

Слайд 2  

Учащийся 1 Маляры   и  ткачихи,  инженеры  и  педагоги,  бухгалтеры  и  врачи,  агрономы  и  железнодорожницы,  артистки  и  поварихи,  экономисты  и  юристы. Но  есть  у  миллионов  женщин  на  свете   еще  одна  должность- быть  мамой.  Много  обязанностей  входит  в  эту  должность. И,  наверное,  самая  главная - быть «добрым  солнышком»  семьи,  нести  свет  и  тепло  детям.  Стать  их  задушевным  другом.

   Учащийся 2

От  чистого  сердца

Простыми  словами

Давайте,  друзья,

Потолкуем  о  маме.

Мы  любим  ее,

Как  хорошего  друга

За то,  что  у  нас

С нею  все  сообща.

За  то,  что  когда

Нам  приходится  туго,

Мы  можем  всплакнуть

У  родного  плеча.

Мы  любим  ее

И  за то,  что  порою

Становятся  строже

В  морщинках  глаза,

Но  стоит  с  повинной

Прийти  головою-

Умчится  гроза.

              Слайд 3

   Учащийся 1 Что  может  быть  на  свете  священнее  имени  матери!... Человек, еще  не  сделавший  ни  шагу  по  земле  и только-только  начинающий « лепетать»,  неуверенно  и  старательно  складывает  по    слогам  «мама» и,  почувствовав  свою  удачу,  смеется,  счастливый..

                           Когда   ребенок  вскрикнет  в  первый  раз

                           И  мать  его  коснется  осторожно,

                           Ее  любовь…О,  как  она  тревожна.

                          Тревожна  каждый  день  и час.

Слайд 4  

Учащийся 2 Голос  матери  такой  родной     нежный.  Человек  узнает  его  среди  многих- голос  своей  мамы.  У  каждой  мамы  есть  своя  колыбельная,  но  все  они  наполнены  любовью  и  страстным  желанием  лучшего  для  своего  ребенка.

   Учащийся 1 Почерневший  от  бессонной  работы  хлебороб  прижимает  к  пересохшим  губам  пригоршню  такой  же  темной  земли,  благодарно  произносит : «Спасибо,  кормилица-мать…»

   Учащийся 2 Все  самые  дорогие  святыни  названы  и  озарены  именем  матери,  потому  что  с  именем  этим  связано  и  само  понятие  жизни. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения своих детей она живёт их дыханием, их слезами и улыбками. Они всегда нужны своим детям. В этом смысл материнской жизни. Как солнце, любовь матери согревает детей. Во все века любовь к матерям вдохновляла поэтов, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Все мы знаем имя самой известной мамы, Мария-женщина, подарившая миру спасителя, маленького Христа.

Слайд 5  

Ведущий

      Матери  бессонны,  когда  дети  маленькие,

                Матери  бессонны,  когда  дети  большие.

                Матери  бессонны,  когда  дети  стареют.

               О,  святая  бессонность!

               Целовать  ли  их  руки,  гладить  ли  их  волосы,

               Поливать  ли  цветы  на  их  ранних  могилах?

               Не отблагодарим!

               Как солнце не отблагодарим за свет,

               Как землю не отблагодарим за зелень.

               Не отблагодарим!

               Надо просто что-то доброе,

               Что-то великое делать!

               И тогда улыбнуться и заплачут от счастья

               Наши матери…

               Наши матери…

   Учащийся 1

      Есть светлый на земле приют,

               Любовь и верность там живут,

                Все , что порой лишь снится нам,

                Навеки  поселилось там .

                То -  сердце матери! Оно

                Так нежно и верно! Суждено

                Ему жить радостью твоей, нести ярмо твоих скорбей…

Слайд 6

Учащийся 2

    Я помню руки матери моей,

              Роднее и милей их нет на свете.

              И рук не знал нежнее и добрей,

              Чем жесткие, мозолистые эти.

               Я помню руки матери моей,

               Что утирали слезы мне когда-то.

               В пригрошнях приносили  мне с полей

               Все, чем весна в родном краю богата.

               Я помню руки матери моей,

               Широкие , шершавые ладони.

               Они что ковш, приникни к ним и пей,

               И не сыскать источника бездонней.

               Я помню руки матери моей,

               И я хочу, чтоб повторяли  дети :

               «Натруженные руки матерей,

               Святее вас нет ничего на свете!»

                  (Звучит  песня «Милая  мама»).

Слайд 7  

Ведущий Мать- это  огромное  окно  в  мир.  Она  помогает  малышу  понять  красоту  леса и неба,  луны  и  солнца,  облаков  и  звезд…  Мамины уроки - на всю жизнь.

- Сынок, проснись, выпал первый снег!

- Сынуль, посмотри, расцвел подснежник!

         Малышей родители любят безоглядно.  Это спустя годы  проходят  сдержанность,  строгость.  Но и тут  есть  смысл.  Ведь если  матери  не  все  равно,  с  кем  вы  дружите,  с  кем  гуляете,  значит,  она  вас  любит  и  печется  о вас.  Она  может  вас  и  поругать,  немного «попортить»  вам  нервы - ну  и  пусть.  Это  для  вашей  же  пользы.  И  понятно  каждому  умному  человеку. Никогда  не  ссорьтесь  с  самым  близким  вам  человеком.  И  как  бы  порой  не  пытались  вытеснить  его  из  сердца,  заменив  своими  лучшими  друзьями  и  подругами - ничего  не  получится.  В  трудные  и  горькие  часы  жизни  вы  все равно  вспомните  о  своей  маме - самом  близком  и  родном  существе - и  к ней  обратитесь.

         Учащийся 1

               Легче  всего  обидеть  мать.

               Она  обидой  не  ответит,

               А  только  будет  повторять:

               «Не  простудись- сегодня  ветер!»

              Легче  всего  обидеть  мать.

              Пройдут   века,

              Мы  станем  старше.

              Но  кто-то  губы  сжав,  опять

              Возьмет  бумагу  и  напишет:

              «Легче  всего  обидеть  мать».

              И,  может  быть,  его  услышат.

         Слайд 8

Ведущий Образ матери стал выглядеть более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны. Кто больше матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и на полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия «Родина» и «мать» давно слились воедино.

            Учащийся 2

   …Твое  письмо. Твои  родные  строки.

                 Последний  материнский  твой  наказ:

                 «Законы  жизни  мудры  и  жестоки.

                 Живи. Трудись. Не  порть  слезами  глаз.

                 Моя  любовь  с  тобой  всегда.  Навеки.

                 Ты  жизнь  люби.  Она  ведь  хороша.

                 Людей  люби.  И  помни- в  человеке

                 Что  главное?  Высокая  душа».

Слайд 9

Ведущий Мужчины  перед  своими  любимыми  хотят  выглядеть   только  мужественными,  только  сильными,  только  несгибаемыми.  Возможно,  это  и  делает  их  мужчинами.   И  только  перед  родной  матерью  не  боятся  они  обнажить  свои  слабости  и  неудачи,  признаться  в  ошибках  и  потерях,  потому  что,  как  бы  далеко  не  ушли  они  в  своем  возрасте  и  развитии,  перед  нею  они  и  седые -  все  равно  дети.  А  уж  она  понимает  сердцем,  что  бедному  да  обиженному,  прежде  всего,  всех  нужнее - мать.

     Дивчину  пытает   казак  у  плетня:

              Когда ты,  Оксана,  полюбишь  меня?

             Я  саблей  добуду  для  милой  своей

             И  светлых  цехинов,  и  звонких  рублей…

             Дивчина  в  ответ,  заплетая  косу:

             Вчера  мне  цыганка  гадала  в  лесу.

             Сказала  она: мне   полюбится  тот,

             Кто  сердце  мне  матери  в  дар  принесет.

             Не  надо  цехинов,  не  надо  рублей…

             Дай  сердце  мне  матери  старой  твоей,

             Я  пепел  его  настою  на  хмелю,

             Настоя  напьюсь -  и  тебя  полюблю.

             Казак  с  того  дня  замолчал,  похмурнел.

             Борща  не  хлебал,  саламаты  не  ел.

             Кинжалом  рассек  он  у  матери  грудь

             И  с  трепетной  ношей  отправился  в  путь.

             Вот сердце ее на цветном рушнике

             Любимой  несет он в дрожащей руке.

             В пути у него помутилось в глазах,

            И матери сердце, упав на порог,

            Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

 (звучит песня «Мамино сердце»).

Слайд 10  

Ведущий Не забываете ли вы, ребята, что мам надо беречь и почаще говорить им слова благодарности! А сейчас я проверю, как хорошо вы знаете вежливые слова!

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит добрый... («день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем мамочке... («спасибо»).

Когда бранят за шалости,

Скажи прости... («пожалуйста»).

Слайд 11

   Учащийся 2 Вы, конечно думаете, что очень хорошо знаете своих мам. Это верно? И мамы тоже считают, что знают своих детей со всех сторон. Я правильно говорю? Ну, хорошо, сейчас мы это и проверим.

(Вызываются четыре участника, два юноши и их мамы, им предлагают встать друг к другу спиной, затем задаются поочередно то одной паре, то другой, вопросы.)

Вопросы для юношей:

Какого цвета волосы у твоей мамы?

Сколько ей лет?

Какого цвета мамины глаза?

Какие цветы она любит?

Какое у нее отчество?

Какого цвета на ней платье?

Какое время года она обожает?

Ее любимая песня?

Вопросы для мам:

Как зовут друга (подругу) вашего ребенка?

Какая последняя оценка в дневнике?

Любимое блюдо?

Какую музыку любит?

Сколько у него (нее) друзей?

Что сейчас в моде?

Чем увлекается ваш ребенок?

Кем хочет быть?

   Ведущий На основании ответов, я делаю выводы, что вы почти незнакомы.

(Если ответы были верными, то фраза изменяется.)

Слайд 12  

Учащийся 3 А сейчас мы обратимся к нашим мамам. (Ребята выносят разноцветную ромашку) Мамы по очереди, срывая лепестки, отвечают на вопросы, написанные позади лепестков.

Как выглядел Ваш ребенок, когда вы увидели его в первый раз?

-Какие песни Вы пели, усыпляя Вашего кроху? Напойте куплет..

-Назовите первое слово Вашего сына или дочки.

-Назовите самое первое стихотворение, которое Вы выучили вместе.

-Первый подарок, сделанный Вам Вашим ребенком.

-Каким вы хотите видеть будущее Вашего любимого человека?

   Учащийся 4 Сейчас я буду задавать вам загадки про мам. Кто первый отгадает — поднимает руку! Готовы? Начинаем.

1. Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке...

(ысуб — читайте справа налево)

6. Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут —

Разольет в тарелки...

(пус)

2. В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения...

(икжёрес)

7. Пыль найдет и вмиг проглотит —

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит...

(соселып)

3. Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка —

Есть у мамы нашей...

(акпялш)

8. Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг —

Имя у него...

(гюту)

4. Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей — ерунда

Это же...

(адоровокс)

9. Вот на лампочке колпак

Разделяет свет и мрак.

По краям его ажур —

Это дивный...

(ружаба)

5. В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает...

(кинйач)

10. Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша...

(акшок)

   Слайд 13

   Ведущий Какие молодцы! Сразу видно, что у мам есть помощники!

Мы вырастаем, покидаем отчий дом, но в душе всегда храним тепло родительского дома, созданное руками наших мам  и бабушек.

Звучит запись:

«И вспомнилась Олегу мама, с мягкими и добрыми руками.

                … Мама, мама! я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил                                      и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может, они были и грубее, руки твои, - ведь им выпало столько работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

                Да, с того самого мгновения, как я стал осознавать себя, и до последней минуты, когда  ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь,  провожая в тяжелый путь жизни. Я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как сновали они в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки…

               Я вижу твои руки с чуть утолщенными суставами пальцев на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».

    … Но больше всего, на веке вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые святые руки твои!»

  Учащийся

   Целую, низко голову склоня,

            Я миллионы женских рук любимых,

            Их десять добрых пальцев для меня,

            Как десять перьев крыльев лебединых.

            Учащийся

            Я знаю эти руки с детских лет.

            Я уставал, они не уставали.

            И, маленькие, свой великий след

            Они всегда и всюду  оставляли.

            Учащийся

            Продернув нитку в тонкую иглу,

            Все прорванное в нашем мире сшили.

            Потом столы накрыли. И к столу

            Они всю Землю в гости пригласили.

            Учащийся

            Они для миллионов  хлеб пекли.

            Я полюбил их хлебный запах с детства.

            О мне, как в очаге, огонь зажгли

           Те руки, перепачканные тестом.

            Учащийся

            Чтобы земля всегда была чиста,

            Они слезой с нее смывали пятна.

            Так живописец с чистого  холста

            Фальшивый штрих стирает аккуратно.

             Учащийся

    Мы  говорим  тепло  и  просто

             Такие  добрые  слова:

             Желаем  творческого  роста,

             Чтоб  не  седела  голова.

              Учащийся

     Чтоб  небо  чистое   над  вами

              Ненастья  не  закрыли  вдруг,

              Не  расставались  чтоб  с  друзьями,

              Чтоб  вспомнил  вдруг  далекий  друг.

              Учащийся

      Чтоб  дети  ваши  не  грубили,

               Пугая  жестокостью  сердец.

               Чтоб  вас  внимательно  любили

               И  обожали  наконец.

Учащийся Дорогие наши мамы! Мы понимаем, что порой недостаточно уделяем вам внимания, порой обижаем, порой не успеваем извиниться… Как знать, пройдет еще немного времени и мы уйдем из дома в большую взрослую жизнь. Нам хочется именно сейчас, когда вместе мы вспомнили наше глубокое детство, когда мы окунулись в теплый детский мир извиниться за то, что может случиться в будущем. Мы написали вам письма, которые передают нашу любовь к вам. Любовь и глубокое уважение!

(Вручаются заранее написанные письма.)

Наша жизнь – это постоянная суета, она насыщена повседневными заботами, неразрешимыми проблемами, срочными делами. И порой во всей этой кутерьме я не нахожу времени, чтобы просто позвонить тебе и сказать, как сильно я тебя люблю. Но ты должна знать, что постоянно, где бы я не находился (-лась), я всегда думаю и помню о тебе. Когда я творю благие дела, я мысленно посылаю тебе сигнал, в надежде, что ты будешь мною гордиться. И я думаю о тебе, когда мои поступки не так благородны и честны, ведь я испытываю чувство вины перед тобой, потому что знаю совершенно точно, не этому ты меня учила в детстве. Я думаю о тебе, когда испытываю страх или боль, и вспоминаю тебя, когда мне очень хорошо. Я не звоню тебе каждый день и не навещаю тебя часто. Но это не потому, что я не помню о тебе. Ты всегда в моих мыслях и моей душе, и благодаря этому мне многое удается! Пока ты рядом со мной, я все смогу! Я желаю тебе в этот день, благодаря и почитая тебя, как Богиню, быть здоровой и счастливой!

С днем мамы, родная!!!

Ведущий

                         Встаньте  все  и  выслушайте  стоя

                         Сохраненное  во  всей  красе

                         Слово  это  древнее,  святое!

                         Распрямитесь!  Станьте!  Встаньте  все!

                         Слово  это  сроду  не  обманет,

                          В  нем  сокрыто  жизни  существо,

                          В  нем  исток  всего. Ему  конца  нет.

                         Встаньте,  я произношу  его: мама!

                         Воспеваю  то,  что  вечно ново.

                         И  хотя  совсем  не  гимн  пою,

                         Но  в  душе  родившееся  слово

                         Обретает  музыку  свою…

                         Слово  это-зов  и  заклинанье,

                          В  этом  слове- сущего  душа.

                         Это  искра  первая  сознанья,

                         Первая  улыбка  малыша.

                         Слово  это  сроду  не  обманет,

                         В  нем  сокрыто  жизни  существо.

                         В  нем-  исток  всего.

                         Ему  конца  нет.

                         Встаньте!...  Я  произношу   его:

                         МАМА!        

Вот и подошел к концу наш праздник! Но я хочу пожелать вам, дорогие мамы, что праздник никогда не заканчивался в вашей жизни и в вашей душе! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки — от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя твоё несу через жизнь как святыню

Внеклассное мероприятие, позволяющее проявить участникам свои творческие способности....

«Имя твое несу через жизнь как святыню».

Классный час расширяет и закрепляет знания учащихся о традициях доброго отношения и почитания имени матери разных народов, населяющих Кубань. Помогает учащимся в полной мере осмыслить истинное значени...

Классный час "Имя твое через жизнь пронесу как святыню..."

Методическая разработка классного часа ко дню матери...

Сценарий классного часа «Имя твое несу через жизнь как святыню»

Цель мероприятия: воспитывать у учащихся любовь и глубокое уважение к матери, способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, формировать человека, обладающего активной нравственностью, с...

Имя твое несу через жизнь ,как святыню

Внеклассное мероприятие ,проводимое в форме дискуссии.Обсуждается история праздника " День Матери",его значимость.Образ Матери-в живописи и русской поэзии...

Классный час "Твоя жизнь - твой выбор"

Цели: воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека....