Сценарий районной краеведческой игры "Петра творенье"
методическая разработка (6 класс) по теме

Сидорина Наталья Павловна

     Сценарий районной краеведческой игры-конкурса "Петра творенье" разработан с целью обновления и приведения в соответствие с требованиями сегодняшнего дня учебного материала для использования его в сфере дополнительного образования на базе Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Подготовка сценария осуществлялась в первой половине 2013-2014 учебного года. Районная игра-конкурс проводились в декабре 2013 года и предназначалась для учащихся 6-8 классов. 

     Игра-конкурс посвящалась нескольким юбилейным датам страны и города: 400-летию рода Романовых, 300-летию петровской Кунсткамеры, а также 310-летней годовщине Санкт-Петербурга.

     Сценарий состоит из 9 (девяти) этапов игры, которые включают: исторические вопросы, работу с картой Петербурга (контурной), архитектурное и скульптурное убранство города, загадки на знание городской топонимики, творческое задание в сфере создания  проекта здания петровской эпохи, с использованием знаний, полученных на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и  на занятиях в краеведческом кружке. Также проводится конкурс капитанов команд, состоящий из комбинированных вопросов. Учащимся была представлена портретная галерея Романовых (отдельно женские и мужские изображения), среди которых надо было установить родственные связи и назвать имена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_rayonnoy_kraevedcheskoy_igry_petra_tvorene.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

районной краеведческой игры-конкурса

 «Петра творенье»

для учащихся 7-8 классов

         Данная игра разработана в соответствии с учебной программой Л.К.Ермолаевой по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» и адресована учащимся 7-8 –х классов.

Цели конкурса:

  • Создание условий для формирования у учащихся познавательного   интереса к изучению истории и культуры родного края;
  • Способствовать развитию умения применять учащимися полученные знания на уроках и в сфере дополнительного образования;
  • Формирование у учащихся разностороннего и эмоционально позитивного представления о многонациональном вкладе в облик петровского Петербурга.

  Задачи конкурса:

  • Расширить знания учащихся о Санкт-Петербурге петровской эпохи;
  • Способствовать пониманию детьми традиционных городских проблем этого периода, дать представление о сословном составе петровского Петербурга;
  • Содействовать формированию представлений об изменениях  в мировосприятии петербуржцев в результате петровских преобразований;
  • Способствовать пониманию учащимися исторической роли вклада горожан различных национальностей в создание неповторимого культурного наследия Санкт-Петербурга;
  • Содействовать развитию творческих способностей детей, их умению работать в коллективе, совместно анализировать материал, а также учиться проектированию.

Состав команд:

               В конкурсе принимают участие команды учащиеся 7-8 классов общеобразовательных учреждений Московского района, изучающих курс истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках программы Л.К. Ермолаевой, а также участники объединений дополнительного образования школ и районного ДДЮТ.  Количество участников в команде 5-7 человек.

Ход конкурса:

      Конкурс проходит в актовом зале. Команды-участницы размещаются за отдельными столами. На столах – таблички с номерами школ.                                                                                                    

На экране – заставка игры (Слайд № 1).

Звучит музыкальный фрагмент из канта «Пётр, виват!» в исполнении сборного оркестра Военно-морской базы.

Ведущий: В 2013 году нашему городу исполнилось 310 лет. В этом же году мы отмечаем 400-летие династии рода Романовых.  Ярчайший представитель этого древнего рода – основатель Санкт-Петербурга Пётр Алексеевич Романов. Именно в его правление на невских берегах вырос новый российский город, вскоре ставший столицей огромной империи.                                                                                                     Основанный в ходе Северной войны, в сложнейших условиях проведения царских реформ и преобразований, Петербург рос быстро и споро. В кратчайшие сроки город должен был стать новым российским центром, по сути своей европейским, не похожим на старинные русские города. И это царю Петру вполне удалось. Но какой ценой! (Слайд № 2 с эпиграфом). Называя Петербург своим Парадизом – раем на земле, Пётр I, чтобы добиться необходимого результата, не щадил ни себя, ни подданных, подчас бывал груб и даже жесток.  

         Царские преобразования конца XVII – первой трети XVIII вв. коснулись практически всех областей жизни россиян. Но Петербург стал носителем этих новшеств в первую очередь, он был так сказать «законодателем европейской моды» для всей России. Единый план застройки города, его благоустройство, разбивка садов и парков, жилые и общественные постройки в новом архитектурном стиле, порт и промышленные предприятия, освоение пригородов всё это – воплощение замыслов Петра Великого.

(Слайд № 3) Глядя на карту нашего города первой трети XVIII века мы видим, как мала ещё его территория, что освоены лишь несколько островов и левобережье невской дельты. Как же хотелось царю Петру самому участвовать в городских делах, своими руками положить начало всему новому, самому лучшему…

         Сегодня вам предстоит проявить ваши знания в изученном материале по теме игры, а также убедиться в том, что петровское наследие в городе не так мало, как может показаться.

         Участникам конкурса будут предложены задания в виде вопросов по  исторической  тематике, будет необходимо выполнить проектное задание, капитанов ждёт персональный конкурс, командам предстоит найти ответы на загадки о городе, поработать с картой Петербурга, вспомнить о петровских преобразованиях. Всем желаем успехов!

                                                                               

Задание № 1  «Портретная галерея Романовых»

(Слайд № 4) Юбилею династии Романовых посвящается наше первое конкурсное задание. Вам будут выданы два листа с портретами ближайших родственников царя Петра. На первом – прекрасные женские образы, на втором – мужские представители династии. Большинство из них связаны с Петербургом. Командам предстоит определить их имена и степень родства с Петром I и на отдельном листе под номерами записать правильные ответы. На задание отводится 5 минут.  

(Слайд № 5) А теперь – правильные ответы… За правильный ответ по 1 баллу.

Задание № 2  «Конкурс капитанов»

(Слайд № 6) Следующее задание выполняют капитаны команд. Их приглашают   подойти к ведущему и получить  конверты на выбор. За отдельным столом капитанам предоставляется 3 минуты на выполнение индивидуального задания. Завершив выполнение своего задания капитаны сдают ответы жюри и присоединяются к своим командам, которые в это время приступают к следующему этапу конкурса – заданию № 3.

Задание № 3  «Архитектурное наследие петровского Петербурга»

(Слайд № 7) Давайте вместе заглянем в сохранившиеся до наших дней  уголки петровского Петербурга, вспомним, что это за постройки, имена их авторов. А затем на контурные карты вы постараетесь правильно нанести предложенные вам объекты, закрепив их клеем. После просмотра видеоряда и устных ответов в вашем распоряжении будет 5 минут для работы с картой. Идёт демонстрация слайдов (слайды №№ 8-24) и командам по очереди задаются вопросы:

  • Что изображено на слайде?
  • Назначение объекта или какие исторические события с ним связаны?
  • Кто автор (имя архитектора)?

На это задание отводится 8 минут.

      Проверим правильность выполнения заданий на конкурсе капитанов (Слайды №№ 25-31) – полный  ответ – 4 балла, а после этого проверяем задания с контурными картами (Слайд № 32), максимальное количество баллов – 6 (8).  

Задание № 4  «Тут надо подумать…» - исторические вопросы

(Слайд № 33) В порядке очередности командам предлагается ответить на вопросы, возникающие на экране (Слайды №№ 34-41). Правильные ответы на вопросы появляются тут же после ответа участников. На это задание отводится 10 минут. Жюри фиксируют правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задание № 5  «Петербургская мозаика» - загадки о городе

(Слайды №№ 42-47) На экране появляются тексты загадок, на 3 (5) из которых команды дают ответы, тут же проверяя их правильность. Задание выполняется в течение 5 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание № 6  «Проект здания в стиле раннего (петровского) барокко»

(Слайд № 48) Участникам конкурса выдаются на столы конверты с заготовками «коробок» зданий и архитектурными элементами (крышей, крыльцом, окнами, дверями и пр.) различных архитектурных стилей. Задание состоит в создании   здания, характерного для петровской эпохи, проявив свои познания в пройденном материале. Возможно использование фломастеров, ножниц, клея, карандашей, линеек. На выполнение этого задания отводится не менее 10 минут. Оценка результатов по 5-бальной системе. В качестве примера – проект на слайде № 49.

Задание № 7  «Город и горожане»

(Слайд № 50) Задание состоит в том, что учащиеся на выданных им листах дают письменные ответы на вопросы ведущего, который делает краткий обзор реформ и нововведений Петра I, повлиявших на мировоззрение жителей города на Неве, на их быт и уклад жизни. Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов №№ 50-6…

На этот этап игры отводится 8 минут.

Задание № 8  «Имя Петра I, запечатлённое в Петербурге»

Это задание может повлиять на окончательный результат и решить исход игры. Участникам игры предлагается называть по одному городскому объекту, чьё имя так или иначе имеет отношение к основателю нашего города, например, Петровский остров, стадион «Петровский» и т.п. За каждый правильный ответ – 1 балл. Но на чьей команде игра остановится, т.е. более не найдется названий, связанных с именем Петра I, они за свой последний  ответ получают не 1, а 3 балла. На задание отводится 3 минуты.

Конкурс завершен. Ведущий благодарит участников и жюри за проведенную работу.

Подведение итогов:      Члены жюри по окончании конкурса ведут подсчёт баллов, полученных командами и объявляют победителей, занявших 1-3 места. Вручение грамот и призов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Творения человека и природы"

Презентация к занятию "Творения человека и природы" - 2 части.  Очень необычные , ни на что не похожие творения природы и человека. Яркие, красочные слайды. Фотографии и материал взят из ресурсов...

"Творения человека и природы"-классный час.

Занятие подходит как для проведения классного часа и как занятие по дополнительному  образованию. Материал  познавательного характера, очень яркие и красочные фото, в необычном ракурсе. Мног...

Храмы- творения мастеров

ЦеКонспект урока по предмету "Истоки" в 7 классе. Тип урока:  интегрированный урок (с элементами истории, литературы, ОПК ). Задачи урока.-формировать представление о культурном и историческ...

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)   Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА « Семья - творения венец».

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА « Семья - творения венец»....

Сценарий Фестиваля детского творчества "Творенья юности прекрасны"

Мы приветствуем вас на празднике детства и творчества, таланта и оптимизма! На фестивале детского творчества «Творенья юности прекрасны».        Как сохр...