Храмы- творения мастеров
план-конспект урока (7 класс) на тему
ЦеКонспект урока по предмету "Истоки" в 7 классе.
Тип урока: интегрированный урок (с элементами истории, литературы, ОПК ).
Задачи урока.
-формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.
-развивать исследовательские навыки, аналитические способностиобразности и логическое мышление учащихся.
-обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.
-духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
-воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.
Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку.
Основные понятия и нравственные категории: одухотворение, соборность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Храмы – творения мастеров»
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство…
(И. Пашков)
Цель урока:
Показать учащимся, что храмы –высшее творение мастеров, невозможно было создать без работы сообща (соборно)
Задачи урока.
- формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.
- развивать исследовательские навыки, аналитические способностиобразности и логическое мышление учащихся.
- обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.
- духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
- воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.
Тип урока: интегрированный урок (с элементами истории, литературы, русского языка, ОПК ).
Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку.
Основные понятия и нравственные категории: одухотворение, соборность
Ход урока.
- Присоединение к теме.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Я вижу, ваши серьезные глаза, которые с любопытством смотрят на меня и наших гостей, я слышу, как вы рассуждаете, спорите со мной, я чувствую радость от встречи с вами.
На сегодняшнем занятии мы продолжим вести разговор о деле и слове ремесленника, а о чем именно мы будем говорить, рассуждать вы мне скажете сами.
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознёсшегося, время попирая.
- О чем же пойдет речь?
Сл.1 (ответы учащихся)
- И наша задача на сегодняшнем занятии освоить основные правила ремесленного мастерства при создании храмов – высшего творения мастеров.
II. Основная часть
1. Работа с текстом учебника
А) Подготовительная часть
-Невозможно представить себе современный русский город или посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем близкие каждому человеку сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.
- Как называются храмы нашего села?
СЛ.2 ответы учащихся
-Какие знаменитые храмы вы знаете?
Сл.3 (ответы учащихся)
- Кто из вас знает, когда возник первый храм и как он называется?
(Ветхий Завет, пророк Моисей, скиния)
Мастера знали, что прообраз первого храма (скинии) описан в Библии.
Сл.4
Б) Работа с текстом учебника
«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; сделай наверху вокруг его золотой венец (витый);
И вылей для него четыре кольца золотых, и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его. Два кольца на другой стороне его.
Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их (чистым) золотом;
И вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;
В кольца ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.
И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе».
- Согласно тексту Священного Писания, строительные материалы, их качество, цвет, размеры, символические изображения и храмовые предметы – все это согласно Библии, определено самим Богом. Какой же вывод напрашивается из вышесказанного?
(при возведении любого, даже самого скромного храма, без искусных мастеров не обойтись)
-Какие мастера могли создать ковчег, который описан в Библии?
(ответы учащихся)
2.Работа в тетради
-Скажите, ремесленники, каких специальностей нужны для возведения храма?
(ответы учащихся)
Сл.5 Работа в тетради с.33.
Проверка выполнения работы
(зодчие (архитекторы) - строили же, как было заведено на Руси, не по проектам и чертежам, а по традициям, которые устно передавались из поколения в поколение.
Сл.6 Но, вот например, что проект Преображенской церкви, что на о.Кижи всё-таки был. И автором его был Петр Великий: проплывая мимо острова, он увидел, что мужики готовятся заложить храм, причалил к берегу и тростью нарисовал на земле план будущей церкви.
Сл.7-10 каменотесы, каменщики, кузнецы, плотники (Высота Преображенской церкви составляет 37 метров, а ещё она имеет небывалое количество куполов — 22. Срублена она, включая купола и крест, из дерева, без гвоздей, при помощи топора и долота. Кстати, долгая жизнь кижских церквей как раз объясняется тем, что они возведены без применения пилы — обработка дерева топором не нарушает его структуру, поэтому церкви не разрушаются.), кровельщики, стекольщики, мастера колокольного дела, золотошвейки, вышивальщицы, портные, ювелиры и т.д.)
- Ресурсный круг.
А) Подготовительный этап.
Возведение храмов - важнейшее творение мастеров.
Считается, что храм возводится соборно – многими людьми, в любви и согласии.
Вот, например, Преображенский храм на острове Кижи был возведен в 1714 году на народные деньги. Строила его артель заонежских плотников, а помогала им вся округа.
Сл.11- Или вот всем вам известный храм Покрова на Красной площади в Москве, наиболее известный как храм Василия Блаженного.
Русские зодчие создали этот великолепный памятник в XVI веке по приказу Ивана Грозного в честь взятии я русскими войсками Казани на площади, против Спасских ворот. Он, расписанный «травами и цветами» был так красив, что и площадь перед ним народ назвал Красной, то есть красивой, прекрасной. Собор был назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. Мастера, создавшие Покровский собор, собрали в одном сооружении всё богатство русского зодчества, чтобы подтвердить неистребимую самобытность народного искусства и передать его далёким потомкам.
(Из путеводителя)
Об истории создания этого храма, о его зодчих и их судьбе написал поэму Дмитрий Кедрин. Эта поэма легла в основу песни с одноименным названием «Зодчие». Внимательно послушайте, пожалуйста, отрывок этой песни.
Вкл.песню «Зодчие» Дм. Кедрин.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе ,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели ,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,-
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились учёные люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалёван.
В алтаре , и при входах ,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублёва
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом.
Б) Основной этап.
-Ребята, что вы увидели, слушая отрывок этой песни?
-Какие звуки были услышаны вами?
-Что вы почувствовали, видя работу мастеров?
В) Рефлексия
- Удалось ли вам представить, как создается храм?
-Каким образом? Что нужно для этого?
(создавались храмы соборно, одухотворенно)
4. Активное занятие «Храмы – творения мастеров».
А) Подготовительный этап.
- Совместными усилиями, призывая помощь Божию, создавались все храмы на Руси. А вот, что еще нужно для строительства храм, мы узнаем, прибегнув к активному занятию в рабочей тетради.(с.34-35)
Сл.12.Вам будут предложены тексты и стихотворение о Ферапонтове монастыре, что в Вологодской области. В этом монастыре работал Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.
Б) Индивидуальный этап
- Откройте, пожалуйста, тетрадь на с.34-35.Внимательно прочитайте эти тексты и стихотворение о фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Подчеркните слова и выражения, соответствующие храмостроительству.
В) Работа в паре
- После того, как вы выполнили каждый задание, вам необходимо обсудить свои варианты решения в паре и придти к единому мнению.
Задача каждого состоит в том, чтобы высказать свое мнение, выслушать товарища, а затем прийти к общему решению.
Г) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
- А сейчас мы выслушаем представителей каждой группы, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.
- Молодцы, ребята. Какой же мы с вами можем сделать вывод? Что же нужно понимать мастерам ремесленникам, чтобы создать храм?
(ответы детей)
5.Работа с конструктором
-А теперь, ребята, мы выступим в роли тех ремесленников, которые создают храм, и попытаемся создать маленькую копию храма.
(работа с конструктором)
-при этом не будем забывать, что нужно действовать сообща, т.е соборно.
III. Рефлексия
Раздать карточки, детям - вычеркнуть ненужное.
На уроке мне было Интересно. Скучно. |
Я хотел отвечать Всегда. Иногда. Не хотел. |
Мне работалось в круге
|
Мне понравились ответы: |
|
IV. Итог урока
Сл. 13 Закончить урок я хочу стихотворением:
Великий Новгород и древний Псков –
Нас от врага спасавшие твердыни –
Вот что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полёт в дерзаньях отчих,
Они умели строить на века.
Благословим же труд безвестных зодчих!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...
Мастер-класс "Рукодельницы творение"
Этот мастер-класс проводился в рамках семинара, посвященного обучению детей с ограничееными возможностями....
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры
Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры...
Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа"
Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа". Конспект занятия....