Программа "Непоседы"
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа организации интересных дел дестского объдинения "Непоседы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neposedy_2013.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
дом детского творчества станицы Калининской
У Т В Е Р Ж Д А Ю
директор Д Д Т
__________________
Н.П. Косик
протокол педагогического
совета
от «___» _______20__№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «НЕПОСЕДЫ»
«Организаторы интересных дел»
срок реализации – 5 лет
вид программы: модифицированный
возраст обучающихся – 12-18 лет
педагог: Савченко Елена Витальевна
2005 год
станица Калининская
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Проблемы воспитания и организации свободного времени детей, в том числе и группы риска, очень актуальны сегодня.
Следствием отсутствия навыков общения, общей культуры, в том числе и через продукт собственной деятельности, является затухание природных склонностей и задатков. Узость кругозора приводит к искажению предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, отсутствию потребности в познании, и т.д. Пустое, ничем не занятое времяпрепровождение подростков приводит к употреблению алкоголя, или, что еще страшнее – наркотиков. В современной жизни встречаются такие явления, как агрессивность, озлобленность, безнадзорность, правонарушения. Поэтому одна из задач педагога – заполнить свободное время детей содержательным, позитивным досугом. Время детей, свободное от школы, выполнения домашних заданий, каникулы – время свободного общения, которое надо чем-то заполнить. И здесь появляется возможность, с одной стороны, востребовать разные таланты детей, независимо от социально-экономического положения родителей и успеваемости самого ребенка, а с другой – воздействовать на незанятую кружковой работой часть детей. Программа выгодно отличается от других, поскольку предусматривает комплексное решение проблем занятости детей в свободное время, учитывает условия микросоциума, в котором живут дети.
Игры, конкурсы, праздники, забавы – тот материал, на котором шло обучение и воспитание многих поколений детей, настоящий кладезь педагогической и житейской мудрости. Для ребят школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Игровая деятельность детей и подростков представляет собой важный фактор их всестороннего гармонического развития, способ познания окружающего мира, содействует нравственному воспитанию, вырабатывает чувства товарищества, уважения к сопернику, умение контролировать своё поведение, развивает настойчивость, решительность, коллективизм. У детей вырабатываются качества организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, самостоятельно организовать интересное дело. Правильно подобранные и хорошо организованные, систематически проводимые досуговые мероприятия, коллективные творческие дела способствуют всестороннему, гармоничному развитию творческих способностей ребёнка.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребенка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения, продуктивным освоением социальных ролей и творческой реализацией.
Данная программа не только актуальна, но и по-настоящему востребована. Этому способствует тот фактор, что она дает уникальную возможность детям, живущим в малонаселенном пункте, отдаленном от районного центра, где нет даже дома культуры, а школа является единственным центром образования, культуры, воспитания, для удовлетворения и развития своих интересов, создает условия для осуществления самых разных практических проб (социальных), профессиональных, исследовательских), способствует их социализации. Особенностью данной программы является её ориентация на эмоциональное, психическое и социальное развитие личности, на повышение нравственного уровня детей.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Комплексное обучение интегрирует усилия социальной и профессиональной педагогики. Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации к окружающей среде, позитивному самоопределению.
Новизна программы выражается в том, что в рамках модернизации российского образования, в частности, дополнительного, изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу:
- смещены акценты на социализацию, профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
- усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: методика игровой деятельности, актерское мастерство, этикет;
- внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки: адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П.Иванова.
Отличительные особенности программы:
1.Интеграция общей, социальной и профессиональной педагогики позволяет обучающимся в процессе реализации программы одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия посредством коллективной деятельности, массовых мероприятий. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализуют идею творческого развития каждого ребенка.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника духовный продукт (в виде праздника, игровой программы, обряда, и т.д.).
5.Личностно-ориентированный подход с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья обучающихся.
Цель программы: создание условий для самореализации, самоопределения личности через творчество путем организации детского досуга, развитие организаторских способностей детей, содействие жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи в обучении:
- освоение элементарных навыков игровой деятельности, навыков организации и проведения досуговых мероприятий;
- ознакомление с историей театра, театрализованных представлений;
- изучение истории, обычаев и традиций Кубани;
-передача знаний, умений и навыков, необходимых для формирования творческих способностей;
-формирование способности самостоятельно анализировать полученную информацию;
- приобрение навыков словесного действия;
- приобретение знаний в области театрального искусства;
в воспитании:
- воспитание интереса к творчеству, эстетических и патриотических чувств, любви к родному краю, чувства юмора, такта;
- формирование гуманного отношения к окружающим;
- формирование социально адаптированной, творчески активной личности;
- формирование художественно-эстетического вкуса;
в развитии:
-развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- развитие творческого потенциала;
- формирование умения общения с аудиторией, развитие практических навыков игрового взаимодействия в игровом пространстве;
-развитие памяти, речи, воображения, культуры речи, смекалки, любознательности, логического и творческого мышления;
- ориентация на жизненное и профессиональное самоопределение.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Большое внимание уделяется региональному компоненту, развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям казачества.
В воспитательной работе с детьми одним из главных направлений, на котором сосредоточено моё внимание, я считаю этическое. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…»- сказал В.А.Сухомлинский. Мне, как педагогу, проблема этического воспитания человека средствами дополнительного образования кажется одновременно и простой и сложной. Простой потому, что в силу специфики своей деятельности, на лучших образцах классики и современного искусства гораздо легче проникнуть в душу ребёнка, затронуть самые тонкие и сокровенные её отделы. Через искусство ребёнок яснее мыслит, глубже чувствует. А сложной – потому, что в настоящее время, в век компьютеризации, увеличения «скорости» жизни нам порой некогда остановиться, задуматься, поразмышлять о прекрасном, насладиться её удивительной красотой, стать Человеком с большой буквы.
Программа предназначена для работы с детьми 8-15 лет, рассчитана на пять лет обучения, в объеме 720 часов. Количественный состав в группе не менее 10 человек.
Режим занятий:
- 2 раза в неделю по 2 часа;
- дополнительный предмет «мастерство актера»: 1 раз в неделю по 1 часу.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование и других форм организации: занятия малокомплекнтыми группами для работы над ролью, репетиции.
Обучение проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом иллюстраций, просмотром и анализом игр.
При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Детям с повышенными способностями предлагаются более сложные задания. Для занятий используется специальная литература, репродукции, спортинвентарь (скакалки, мячи, кегли и др.), технические средства, элементы костюмов для праздников.
Учебный процесс идёт в виде игр, упражнений, бесед, викторин, конкурсов, виртуальных экскурсий. Используется дидактический материал.
По окончании обучения у обучающихся предполагается приобретение следующих знаний:
- классификацию праздников, игр;
- структуру, этапы работы, алгоритм составления сценария;
- правила работы с аудиторией;
- правила подготовки и проведения мероприятия;
- сценическую исполнительскую культуру;
-историю, обычаи, традиции Кубани;
и умений:
- работать в команде;
- войти в сценический образ, двигаться по сцене;
- проявлять инициативу в организации праздников, программ, спектаклей, других форм организации досуговой деятельности;
- быть неравнодушными по отношению к людям, миру искусства и природы;
-стать настоящими участниками школьной самодеятельности, организаторами интересных мероприятий;
- найти выход из сложившейся ситуации, не предусмотренной сценарием или программой;
-осознавать ценность своей деятельности для окружающих.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют корректировать образовательный процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности обучающихся.
Методами мониторинга являются анкетирование, рефлексия, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.
Мониторинг:
1.Знание видов игровой деятельности (тестирование).
2. Учет возрастных особенностей при организации КТД (наблюдение).
3. Умение самостоятельно разрабатывать, организовывать и проводить массовые мероприятия игрового характера (наблюдение, рефлексия, творческий отчет).
4. Умение работать в группе (наблюдение).
Шкала оценки: 5 – высокий уровень;
4 – выше среднего;
3 – средний;
2 – ниже среднего;
1 – низкий.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, коллективной творческой деятельности, развивающего обучения, здоровьесберегающие). Чередуются различные виды деятельности.
Основными формами подведения итогов по программе является проведение промежуточной и итоговой аттестации.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование учебных дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов: | |
Теорет. занятия | Практич. занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Праздники, утренники. | 70 | 6 | 64 |
3. | Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины | 30 | 5 | 25 |
4. | Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия | 40 | 4 | 36 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 часа | 16 час. | 128 час. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАСТЕРСТВО АКТЁРА» | ||||
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Этюды | 17 | 2 | 15 |
3. | Ритмопластика | 17 | 2 | 15 |
4. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 5 | 31 |
2 год обучения
№ | Наименование учебных дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов: | |
Теорет. занятия | Практич. занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Праздники, утренники | 70 | 16 | 54 |
3. | Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины | 36 | 16 | 20 |
4. | Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия | 34 | 4 | 30 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 часа | 37 час | 107 час | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАСТЕРСТВО АКТЁРА» | ||||
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Развитие речи. Речевой тренинг | 14 | 3 | 11 |
3. | Этюды | 10 | 1 | 9 |
4. | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 7 | 29 |
3-й год обучения
№ | Наименование учебных дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов: | |
Теорет. занятия | Практич. занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Праздники, утренники | 74 | 14 | 60 |
3. | Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины, | 38 | 18 | 20 |
4. | Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия | 18 | 2 | 16 |
5. | Основы хореографии | 10 | 2 | 8 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 часа | 37часов | 107часов | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАСТЕРСТВО АКТЁРА» | ||||
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Развитие речи. Речевой тренинг. | 14 | 3 | 11 |
3. | Этюды. | 10 | 1 | 9 |
4. | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 6 | 30 |
4 год обучения
№ | Наименование учебных дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов: | |
Теорет. занятия | Практич. занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Театр | 18 | 4 | 12 |
2. | Праздники, утренники | 74 | 10 | 64 |
3. | Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины | 30 | 5 | 25 |
4. | Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия | 18 | 5 | 15 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 часа | 25 час | 119 час. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАСТЕРСТВО АКТЁРА»
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Развитие культурно-речевых навыков. Игровые тренинги | 14 | 3 | 11 |
3. | Интонирование знаков препинания. | 6 | 1 | 5 |
4. | Этюды. Этикет. Игровые тренинги | 14 | 2 | 12 |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 7 | 29 |
5 год обучения
№ | Наименование учебных дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов: | |
Теорет. занятия | Практич. занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Театр | 30 | 5 | 25 |
3. | Праздники, утренники | 64 | 4 | 60 |
4. | Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины | 24 | 5 | 19 |
5. | Основы этики. Этикет | 22 | 8 | 14 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 часа | 23 час | 121 час. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАСТЕРСТВО АКТЁРА»
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Речевое искусство | 10 | 3 | 7 |
3. | Театральный костюм. Искусство декораций | 14 | 4 | 10 |
4. | Этюды. Этикет. Игровые тренинги | 10 | 2 | 8 |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
3.СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 год обучения
- Вводное занятие (2 часа)
Теоретические сведения. Введение в предмет. Содержание работы объединения, цели и задачи. Организационные вопросы (запись детей, уточнение домашнего адреса, данных о родителях). Режим работы. Рассказ о формах и видах досуга. Техника безопасности.
Практические занятия. Игры на знакомство «Это здорово», «Много-много», «Узнай меня», «Нарисуй, как тебя зовут», «Стройбат», «Снежный ком», и другие.
Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, комфортного психологического климата в коллективе.
- Методика подготовки и проведения игровой программы (70 часов)
Теоретические сведения. Понятие игровая программа. Преимущество игровой программы перед отдельно взятым комплексом игр. Учет возрастных особенностей при разработке игровой программы. Виды игровых программ, их особенности и характеристики. Алгоритм подготовки и проведения игровой программы: определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика подбора игр и разработка правил. Музыкальное, художественное, техническое оформление. Сценарий, понятие, правила работы с ним, этапы работы.
Практические занятия. Определение темы игровой программы. Просмотр и подбор литературы, участников программы. Определение плана проведения программы, работа над сценарием. Распределение обязанностей. Репетиционная работа. Работа с ведущими. Оформление программы. Музыкальное сопровождение. Постановочная работа, занятия сценическим движением. Проведение мероприятия. Проведение игровых программ «Калейдоскоп веселья», «Лучше нам от смеха лопнуть, чем от скуки умереть», «Веселый Новый год», «Неразлучные друзья: взрослые и дети».
- Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины (30 часов)
Теоретические сведения. История познавательной игры. Что такое викторина? Особенности подготовки и проведения. Подбор и просмотр литературы. Выбор вопросов, заданий, их классификация. Обычаи и традиции народов Кубани.
Практические занятия. Подбор материала, вопросов к конкурсам и викторинам. Составление плана проведения. Отбор участников. Распределение обязанностей, подготовка ведущих. Подготовка реквизита, пригласительных и лотерейных билетов. Оформление зала. Музыкальное сопровождение.
Проводятся:
- «Эрудит» - познавательный конкурс, направленный на закрепление знаний, полученных на уроках биологии, географии, истории;
- «Хлеб всему голова» – викторина о хлебе;
- «Ой, Кубань, ты наша Родина!» - викторина о Кубани;
- «По дорогам мультфильмов» - викторина;
- «Звёздный час» - интеллектуально-познавательный конкурс на различную тематику.
4. Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия (40 час)
Теоретические сведения. Беседы о здоровом образе жизни. Беседы, презентации о вреде алкоголя, курения, наркомании, токсикомании для человека. «Если хочешь быть здоров – закаляйся». «Русские богатыри» - былины, сказания, были. Как играли наши предки. Понятие «игра». Функции игры (развлекательная, коммуникативная, релаксационная, диагностическая, и др.). Классификация игр (по содержанию, по форме, времени, месту проведения, составу и количеству участников; по видам: соревнования, эстафеты, розыгрыши; физические и психологические, тренинги, интеллектуально-творческие. Роль организатора в проведении игры. Правила техники безопасности при занятиях на свежем воздухе.
Практические занятия. Подбор игр. Разучивание. Разбор правил игры. Разбор и проигрывание фрагментов игры. Проигрывание игр в группе и индивидуально. Изготовление и подбор спортинвентаря. Подготовка команд. Награждение победителя, поддержка проигравших. Проведение игр:
- «День здоровья» (спортивные игры);
- «Игры в повете» (русские народные игры, забавы);
- «Не перевелись богатыри на Земле русской» (спортивное состязание для мальчиков);
- «Зарница» (военно-спортивная игра);
- настольные игры (шашки, шахматы);
- игры на свежем воздухе.
5.Итоговое занятие (2 часа)
Практические занятия. Анализ работы коллектива за год. Какими мы пришли в объединение, чему научились, как изменились. Игры с участием детей и родителей.
Дополнительный предмет мастерство актёра
1.Вводное (1час) Теоретические сведения. Организационные вопросы. Специфика театрального искусства. Театр как коллективное искусство. Актер. Его роль в театре. Путь актёра к перевоплощению.
2.Этюды (17часов) Теоретические сведения. Виды этюдов. Импровизация. Импровизационные игры.
Практические занятия. Этюды о животных. Насекомые. « Муравьи», «Бабочки», «Гусеница». Птицы. «Птичий двор», «Павлин», «Сорока», «Попугай», «Цапля», «Лесные птицы», «На рассвете». «Котята», «Пантера», «Змея», «Лесные звери». Этюды о поведении. «Просьба», «Угощение», «Знакомство», «Встреча», «Поздравление», «Покупка театрального билета». Этюды на эмоции. «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх», «Отвращение», «Удивление». Сказочные этюды. «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Курочка».
- Ритмопластика (17 часов)
Теоретические сведения. Значение ритмопластики. Использование разнообразных жестов. Передача характера и настроения музыкальных произведений. Становление телодвижений через игру определенной роли и игру в целом.
Практические занятия. Игры и упражнения. «Осенние листья», «Первая потеря», «Подарок», «Весёлая зарядка», «Конкурс лентяев», «В царстве золотой рыбки», Ритмический этюд», «Снежная королева», «Марионетки», «Гипнотизёр»; Жесты и мимика. «Агрессивный» (Вот я тебе!), «Повелевающий» (Именно так!), «Иди сюда-уходи», «Согласие-несогласие», «Плач-утешение». Достижение сценического образа через движение.
- Итоговое занятие ( 1 час)
Практические занятия. Работа над образом отдельно взятого героя.
2 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретические сведения. Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. Организационные вопросы.
Практические занятия. Комплектуем игровую программу. Разбор командных конкурсов и проигрывание сложных моментов. Проигрывание игр, проводимых на школьной переменке.
2.Праздники, утренники (70 часов)
Теоретические сведения. Информация об истории возникновения календарных праздников и памятных дат. С чего начинается праздник? Этапы развития праздника: памятные даты, календарные праздники. История православных праздников. Обычаи и традиции народов Кубани. Классификация праздников: конкурсные программы, литературные композиции, концертные программы, фестивали. Формы сценической деятельности. Знакомство с разными жанрами спектаклей. Алгоритм составления сценария. Подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения мероприятий. Использование законов театрального искусства при проведении праздников.
Практические занятия. Выбор тематики праздника, подбор его участников. Просмотр и подбор литературы, видеоматериалов. Просмотр исторических дат. Составление плана проведения, сценария. Распределение обязанностей, ролей. Работа со сценариями праздников разного характера. Репетиционная работа. Работа над сценическим образом, ролевая игра. Законы сценического мастерства. Составление мини-сценариев, игровых программ. Оформление мероприятия. Музыкальное сопровождение. Постановочная работа, занятия сценическим движением. Подготовка праздничных программ.
Праздники: «Сейте разумное, вечное, доброе» (день Учителя); «Осенняя сказка» (день Осени); «Наши бабушки, наши дедушки» (день пожилого человека); «Мы букет подарим маме» (день Матери); «Новогодняя метелица»; «Святки»; «Есть женщины в русских селеньях» (Международный женский день).
3. Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины (36 часов)
Теоретические сведения. Русское народное творчество. Определение главного в работе с материалом. Вопросы кубановедения. Обзор литературы о войне.
Практические занятия. Поиск информации, подбор материала, вопросов к конкурсам и викторинам. Составление плана проведения. Отбор участников. Распределение обязанностей, подготовка ведущих. Подготовка реквизита, пригласительных и лотерейных билетов. Оформление зала, музыкальное оформление.
Викторины «Мой край родной», «По военным дорогам», «Поле чудес» (по безопасности дорожного движения). Конкурс «Самый умный».
4. Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия (34 часа)
Теоретические сведения. Спорт, здоровье в жизни человека. Особенности командных игр. Способы формирования команд. Методика и организация проведения игр «С носа на нос», «Тишина», «Воробьи-вороны», и др.
Практические занятия. Игры народов мира. «Эй, ухнем!» - спортивное состязание для мальчиков.
День здоровья. Игры на свежем воздухе.
5.Итоговое занятие (2 часа)
Практические занятия. Проведение игровой программы.
Дополнительный предмет «Мастерство актёра»
1.Вводное занятие (1 час).
Теоретические сведения. Работа актера над собой. Тренинг.
2.Развитие речи. Речевой тренинг (14 часов)
Теоретические сведения. Способы развития речи. Особенности и законы русской устной речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Свободное звучание слова. Интонирование знаков препинания.
Практические занятия. Артикуляционная гимнастика:
- гимнастика для губ (Упр. «Волейбольная сетка», «Маятник», «Ванька-встанька», «Точилка»);
- гимнастика языка (форма жала, форма желоба, чашечка); упражнения для развития подвижности нижней челюсти (опускание и возвращение челюсти в исходное положение; движение вправо, влево);
- дыхательная гимнастика (тренировка четырёх основных качеств звукового дыхания: глубина, высота, частота, близость. Упражнения: «Свеча», «Звукоподражатель», «Насос», «Пильщики»);
- свободное звучание слова (упражнения «Индюки», «Три поросёнка», «Новости нашего двора»);
- интонирование знаков препинания («Добьюсь ответа», «Переспрос», «Помирились»)
3. Этюды (10 часов)
Теоретические сведения. Этюд как часть сценической жизни, которую мы создаём при помощи воображения.
Практические занятия. Этюды «Колдуны», «Ворона», «Змея», «В кафе», «На вокзале», «Настройщик», «Перед зеркалом», этюды к сказкам, «Знакомство», «Прощание», «Ссора». Язык жестов.
- Ритмопластика (10 часов).
Теоретические сведения. Ритмопластика как неотъемлемая часть сценического действия. Взаимосвязь музыки и движений.
Практические занятия. Упражнения для развития пластики. «Змея», «Падают листья», «Пловцы». Аэробика. Гимнастические упражнения. Упражнения с обручем. Упражнения со скакалкой. Свободные движения в такт музыке.
- Итоговое занятие (1 час)
Практические занятия. Тренинг.
3-й год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретические сведения. Организационное занятие. Общение со зрителями и основы организаторского мастерства.
Практические занятия. Проводим игровую программу.
2. Праздники, утренники (74 часа)
Теоретические сведения. Подготовка праздничной программы, утренника, литературной композиции, концертной программы. Методика КТД. Учет возрастных особенностей.
Практические занятия. Подготовка материала для сценария, оформления и реквизита. Составление плана проведения, сценария. Распределение обязанностей, ролей. Репетиции по кускам, черновые прогоны, генеральные репетиции. Музыкальное оформление, создание декораций, подбор реквизита. Постановочная работа, занятия сценическим движением. Подготовка сцен, номеров определенной тематики.
Проведение мероприятий:
- День учителя;
- День Матери;
- День народного единства;
- «Новогодняя метелица»;
- «Праздник весны»;
- День смеха;
- День Победы.
3. Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины (38 часов)
Теоретические сведения. Познавательные беседы «Знаете ли вы?». Особенности конкурсной программы. Вопросы кубановедения. Обзор литературы.
Практические занятия. Подбор материала, вопросов к конкурсам и викторинам; составление плана проведения; отбор участников; распределение обязанностей, подготовка ведущих; подготовка реквизита, пригласительных и лотерейных билетов; оформление зала; проведение конкурсов, викторин, бесед.
Викторина «Обычаи народов Кубани»;
Игра-конкурс «Путешественники»;
Познавательная игра «Здоровая планета»;
Интеллектуальный конкурс «Ступени».
4. Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия (18 часов)
Теоретические сведения. Техника безопасности при игре. Вначале была игра. Зачем нужны правила игры? История олимпийских игр. «Сочи-2014. Кубань спортивная». «Спорт вместо наркотиков».
Практические занятия. Подбор игр; разучивание игр; изготовление и подбор спортинвентаря; подготовка команд; проведение игр, игровых программ.
1. «День здоровья».
2.Игры народов мира.
3. «Эй, ухнем» - спортивное состязание для мальчиков.
4. Походы.
5. Настольные игры.
6. Кубанские игры.
7. Игры на свежем воздухе.
8.Игровая программа «Олимпийские игры».
5. Основы хореографии (10 часов)
Теоретические сведения. Танец - гармония движения. Виды танца (классический танец, народный танец, эстрадный танец.) Танцы народов мира.
Практические занятия. Знакомство с основным положением рук и ног. Постановка корпуса. Основные элементы классического танца. Деми плие- приседание. Батман – тандю. Народный танец. Элементы эстрадного танца. Комплекс упражнений для рук, ног, бёдер. Различные танцевальные движения на разный уровень степени сложности в соответствии со стилем от медленного к быстрому. Терминология.
6. Итоговое занятие (2 часа)
Практические занятия.
Литературно-музыкальная композиция «Весна»
Дополнительный предмет «Мастерство актёра»
1.Вводное занятие (1 час)
Практические занятия. Пластический тренинг. Упражнения на расслабление и напряжение, подвижность и выразительность.
2.Развитие речи. Речевой тренинг (14 часов)
Теоретические сведения. Способы развития речи. Особенности и законы русской устной речи.
Практические занятия. Артикуляционная гимнастика. Беседы «Правильно ли мы говорим», «Необходимость владения культурой сценического слова».
Гимнастика для губ (Упр. «Волейбольная сетка», «Маятник», «Ванька-встанька», «Точилка»); гимнастика языка (форма жала, форма желоба, чашечка); упражнения для развития подвижности нижней челюсти (опускание и возвращение челюсти в исходное положение; движение вправо, влево);
дыхательная гимнастика (тренировка четырёх основных качеств звукового дыхания: глубина, высота, частота, близость. Упражнения: «Свеча», «Звукоподражатель», «Насос», «Пильщики»); свободное звучание слова ( упр. «Индюки», «Три поросёнка», «Новости нашего двора»); интонирование знаков препинания («Добьюсь ответа», «Переспрос», «Помирились»).
3. Этюды (10 часов)
Теоретические сведения. Этюд как часть сценической жизни, которую мы создаём при помощи воображения.
Практические занятия. Этюды «Колдуны», «Ворона», «Змея», «В кафе», «На вокзале», «Настройщик», «Перед зеркалом», этюды к сказкам, «Знакомство», «Прощание», «Ссора». Язык жестов.
4.Ритмопластика (10 часов)
Теоретические сведения. Ритмопластика как неотъемлемая часть сценического действия. Взаимосвязь музыки и движений. Ритмопластика массовых сцен, образов и эпизодических ролей.
Практические занятия. Танцевальные постановки к праздникам. Становление телодвижений через игру определенной роли и игру в целом. Репетиционная деятельность.
- Итоговое занятие (1 час)
Практические занятия. Тренинг.
4-й год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретические сведения. Задачи объединения на год. Охрана здоровья.
Практические занятия. Вспоминаем виды игровой деятельности, проводим игры. Деловая игра «Технология поиска работы».
2.Театр (16 часов)
Теоретические сведения. Подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения мероприятий. Обычаи и традиции народов мира. История кубанского казачества. Использование законов театрального искусства при постановке и проведении казачьих обрядов. Правила общения со зрителями. Индивидуальность каждой сценической интерпретации драмы.
Практические занятия. Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей, поведенческие этюды, изображение вещей); просмотр фильмов, чтение книг, работа над постановкой спектакля: подбор пьесы, обсуждение, работа за столом, распределение ролей, читка по ролям, репетиции (в выгородках, на сцене, черновые прогоны, генеральная репетиция). Подготовка реквизита и костюмов; показ спектакля.
3. Праздники, утренники (74 часа)
Теоретические сведения. Познавательные беседы «Знаете ли вы?». Вопросы кубановедения. Фольклорно-энтографическое наследие Кубани. Обзор литературы «Вокруг света (народы, природа)».
Практические занятия. Подготовка праздничных, концертных номеров, шуточных постановок и сцен развлекательного характера. Подбор материала, вопросов к конкурсам и викторинам; составление плана проведения; отбор участников; распределение обязанностей, подготовка ведущих; подготовка реквизита, пригласительных и лотерейных билетов; оформление зала; проведение конкурсов, викторин, бесед.
- День учителя;
-Праздники народов мира (Хэллоуин);
-«Не стареет твоя красота» - день матери;
- «Новогодняя метелица»;
-«Первые подснежники»;
-День смеха.
4. Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины (30 часов)
Теоретические сведения. Подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения мероприятий. История создания Краснодарского края. История кубанского казачества. Использование законов театрального искусства при проведении праздников. Фольклорно-энтографическое наследие Кубани; культурно-историческое своеобразие Кубани.
Практические занятия. Подготовка конкурсных программ. Составление плана проведения сценария; распределение обязанностей; репетиции по кускам, черновые прогоны, генеральные репетиции; музыкальное оформление, создание декораций, подбор реквизита; постановочная работа с ведущими, занятия сценическим движением. Использование интернет – ресурсов при подготовке к викторинам, конкурсам. Проведение мероприятия.
-Игра-викторина «Люби планету»;
- Познавательная викторина « Мой край родной».
- Интеллектуальный конкурс «Ступени».
5. Спортивно-оздоровительные игровые мероприятия (20 часов)
Теоретические сведения. Техника безопасности при игре. Вначале была игра. Зачем нужны правила игры? История олимпийских игр. «Сочи-2014. Кубань спортивная». О пользе утренней зарядки.
Практические занятия. Подбор игр; разучивание игр; изготовление и подбор спортинвентаря;
- подготовка команд;
- проведение игр:
- «День здоровья»;
- Игры народов мира;
- Настольные игры;
- Игры на свежем воздухе.
6. Итоговое занятие (2 часа)
Практические занятия. Создание школьных пьес на основе рассказов авторов.
Дополнительный предмет «Мастерство актёра»
1. Вводное занятие ( 1 час)
Теоретические сведения. Актёр: профессия или призвание. Формы сценической деятельности, классификация жанров театрального представления.
2. Развитие культурно-речевых навыков. Игровые тренинги (14 часов)
Теоретические сведения. Значение словарного запаса. Что такое летучие выражения и фразы. Культура речи.
Практические занятия. Игровые тренинги «Большая голова», «Вкуси изюминку», «Красивый, счастливый, прекрасный», «Весёлая мозаика» «Госпожа вежливость подсказывает», «Господин этикет предупреждает», «Игра со стихотворением».
3. Культура речи (6 часов)
Теоретические сведения. Интонация, динамика и темп речи. «Казнить нельзя помиловать», роль запятой. Интонации – выражение знаков препинания голосом.
Практические занятия. Знакомство с литературными произведениями. Взаимодействие сценического образа и сценического движения. Ролевая игра. Чтение по ролям. Монологическая и диалогическая речь.
4. Этюды. Этикет. Игровые тренинги (14 часов)
Теоретические сведения. Мы живем среди людей. Этикет в разные времена. Нужен ли этикет лично вам? Роль игры в общении. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Знакомство с логикой межличностного общения.
Практические занятия. Сценические этюды. Работа над дикцией и выразительностью речи. Игровой тренинг «Господин этикет предупреждает». Этюды «В гостях», «В музее», «Знакомство», «Встреча».
5. Итоговое занятие (1 час)
Практические занятия. Праздник «Вежливое слово должен знать каждый»
5-й год обучения
1.Вводное занятие (2 часа) Теоретические сведения. Особенности, цели и задачи программы, организация работы объединения 5 года обучения. Что изменилось за лето? Практические занятия. Вместе мы команда. Подготовка конкурсно-игровой программы «Наши соседи по планете».
2.Театр(30часов) Теоретические сведения. Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Речь и тело. Основы сценической речи, культура речи. Роль гласных и согласных и согласных звуков в сценической речи. Основные орфоэпические правила. Понятие «дикция» и ее значение. Техника речи и ее значение. Дыхание и голос. Роль дыхания на сцене. Эмоции как средство выражения чувств. Использование элементов бессловесных действий.
Практические занятия. Тренинги по дыханию и постановке голоса. Упражнения по дыханию и посылу голоса. Упражнения для губ, языка, речевого аппарата в целом. Работа над дикцией и выразительностью речи. Движение и речь. Сценические этюды. Варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями. Ролевое чтение. Монолог. Диалог. Сценические этюды. Постановка миниатюр. Постановка пантомимы. Постановка небольших пьес.
3.Праздники, утренники (64 часа)
Теоретические сведения. Подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения мероприятий. История праздников. Обычаи и традиции народов мира. История создания Краснодарского края. Фольклорно-энтографическое наследие Кубани. История кубанского казачества. Использование законов театрального искусства при проведении праздников. Фольклорно-энтографическое наследие Кубани; культурно-историческое своеобразие Кубани.
Практические занятия. Составление плана проведения сценария; распределение обязанностей, ролей; репетиции по кускам, черновые прогоны, генеральные репетиции; музыкальное оформление, создание декораций, подбор реквизита; постановочная работа, занятия сценическим движением. Проведение мероприятия.
- День пожилого человека;
- «Новогодняя метелица»;
-«Прославляем милых мам»;
-«Победы знамя».
4. Интеллектуальные познавательные конкурсы и викторины (24 часа)
Теоретические сведения. Познавательные беседы «Знаете ли вы?». Вопросы кубановедения. Обзор литературы «Вокруг света» (народы, природа).
Практические занятия. Подбор материала, вопросов к конкурсам и викторинам; составление плана проведения; отбор участников; распределение обязанностей, подготовка ведущих; подготовка реквизита, пригласительных и лотерейных билетов; оформление зала; проведение конкурсов, викторин, бесед.
- «Поле чудес»»;
- викторины «Кубань – родная сторона», «Дороги войны»;
- Интеллектуальный конкурс «Ступени».
5.Основы этики. Этикет. (40 часов) Теоретические сведения. Роль правил этикета в жизни человека. Виды этикета. Правила применения этикета в различных жизненных ситуациях. Рассмотрение ситуаций. Особенности этикета разных народов.
Практические занятия. Обыгрывание ситуаций. Гражданский, школьный, придворный, воинский, дипломатический этикет. Проведение мероприятий по этикету. Посмотри на себя со стороны.
6.Итоговое занятие (2 часа) Практические занятия. Постановка спектакля «Если добрый ты, это хорошо».
Дополнительный предмет «Мастерство актёра»
1.Вводное занятие (1час) Теоретические сведения. Сопровождающее оформление мероприятия (музыкальное, световое, художественное, декорации, костюмы).
2.Речевое искусство (10 часов) Теоретические сведения. Речевые приёмы и их применение. Искусство монолога и диалога.
Практические занятия. Отработка речевых приёмов. Культура речи. Ваш словарный запас. Чтение монолога, диалог.
3.Театральный костюм. Искусство декораций (14 часов) Теоретические сведения. Значение костюмов, их виды, материал для изготовления костюмов. Правила изготовления и установки декораций. Практические занятия. Изготовление карнавальных костюмов и масок. Изготовление простейших декораций.
4.Этюды. Этикет. Игровые тренинги (10 часов) Теоретические сведения. Этикет в разные времена. Применение этикета в повседневной жизни.
Практические занятия. Игровые тренинги. Постановка этюдов на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю, и т.д.), этюды на внимание, фантазию. Обыгрывание ситуаций.
5.Итоговое занятие (1час) Практические занятия. Постановка этюдов на темы о школьной жизни.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический. Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников, функцию руководства познавательной деятельностью обучающихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.
Основные формы проведения занятий с младшими воспитанниками:
- игра;
-диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические. и т.д.);
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых разнообразных формах:
- лекции;
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).
Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения, программы:
- спектакля;
- игровой программы;
- обряда;
- праздника,
- соревнований, и т.д.
На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга – пробудить творческую фантазию детей, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников. Обучение проводится с помощью различных технологий (игровые, проблемные, групповые, технология коллективной творческой деятельности, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии). Чередуются различные виды деятельности.
В связи с тем, что обучающиеся проживают в сельской местности, большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.
Рекомендуется смена деятельности. Стоит помнить о том, что детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования).
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой.
При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Немаловажным является материальное обеспечение:
Оборудование ( проектор, ноутбук, диски DWD, видеозаписи, мультимедийная установка. Оборудование классной комнаты учебная мебель ( столы, стулья, шкаф, стенд) Методические виды продукции (разработки занятий, планы, методические рекомендации, диагностические карты, информационный материал по краеведению и истории, таблицы, плакаты, презентации) Наличие дидактического материала (карточки, игры, схемы, упражнения, наглядные пособия, специальная литература) Для занятий используется спортинвентарь (скакалки, мячи, кегли и др.) Элементы костюмов или сценические костюмы для обрядовых праздников.
Используются возможности Интернет-ресурсов.
5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
1.В.Аксенова, Л.Черная «Живая этика» Ставрополь, 1995 г.
2. Ю.Л.Алянский «Азбука театра» М, 1998 г.
3.Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. 2003 г
4. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей М, «Педагогка-Пресс», 1994 г. – т.1,3
5.В.А. Бухвалов, Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск» 2000 г.
- Л.Введенская, Л.Павлова «Культура и искусство речи: современная риторика» Ростов-на-Дону «Феникс», 1995 г.
- «Конвенция о правах ребёнка».
- С.В. Кульневич., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе», Москва – Ростов, «Учитель», 2000 г.
- Культура сценической речи (сборник), М., ВТО, 1979.
- О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное» М., «Баланс» 2004 г.
- А.Ю. Монахова «Психолог и семья: активные методы взаимодействия» Ярославль, 2002 г.
- С.К. Оперова «Школьный год без хлопот», Ростов – на - Дону, 1999 г.
- А.В. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. М., «Искусство», 1981
- Устав ДДТ ст. Калининской
Для детей
- А.Н. Барышникова «Азбука хореографии», 1996 год. М. Просвещение
- В.В. Волина «Учимся, играя», 1994 г. М. Просвещение.
- «Детские подвижные игры народов России», М. Просвещение, 2008 г.
- «Праздники со всего света» М. АСТ Олимп-Премьера, 1999 г.
- С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.Петербург изд. “Акцент” 1998 г. 9.О.Н.
- Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” М. Прометей 2003 г.
- А.В. Фёдоров «Волшебный мир танца».