Конкурс "Пушкин, физика и мы"
методическая разработка (10 класс) по теме

Климова Светлана Васильевна.

“Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._mer._pushkin_i_fizika.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс "Пушкин, физика и мы".

Цель:

Развитие образного мышления учащихся.

Расширение научного кругозора.

Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Вступление:

“Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе мероприятия. За правильный ответ участник получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов за правильные ответы, тот и победитель.

  1. Конкурс: Физические явления в стихах явления в стихах Пушкина.

1. В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием. (Чтение стихотворения).

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей. [1]

Вопрос:

1. Как называется это стихотворение? Ответ: (“Движение”)

2. Что утверждал Галилей?

Ответ: Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя.

2. А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране написаны такие его строки из романа “Евгений Онегин. (Чтец читает наизусть).

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег. [2]

Вопрос:

Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках?

3. Что такое ветер? В каких произведениях А. С. Пушкин воспевал ветер? (Зачитываются стихи, надо угадать, из какого они произведения).

а) Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет

(Сказка о царе Салтане). [3]

б) Ветер весело шумит,

    Судно весело бежит

(Сказка о царе Салтане) [3]

в) “Ненастный ветер. Мрачный вал

      Плескал на пристань”

(Медный всадник) [1]

г) “Тиха украинская ночь,

     Прозрачно небо, звезды блещут.

     Своей дремоты превозмочь

     Не хочет воздух. Чуть трепещут

     Сребристых тополей листы”. [1]

(Полтава)

д) “В последних числах сентября

     (Презренной прозой говоря)

     В деревне скучно: грязь, ненастье,

     Осенний ветер, мелкий снег

     Да вой волков…. ”. [1]

(Граф Нулин)

е) “Буря мглою небо кроет,

     Вихри снежные крутя…. ” [1]

(Зимний вечер)

Кто продолжит это стихотворение?

4. А.С. Пушкин ”Зимнее утро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:

“Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”

или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

В избушке, распевая, дева

Прядет. И, зимних друг ночей

Трещит лучинка перед ней...

Вопрос:

А скажите мне, почему горящие дрова потрескивают?

Ответ:  При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.

5. отрывок из “Евгения Онегина”

Татьяна пред окном стояла

На стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветные вензель О да Е.

Вопрос:

 почему стекло отуманенное?

Ответ:  Стекло было холодное – у Пушкина “стекла хладные”. И когда попал теплый воздух дыхания, то содержащийся в воздухе водяной пар начал охлаждаться, а затем конденсироваться в виде мельчайших капелек воды. Стекло стало покрываться туманом – капельками влаги, став непрозрачным, пригодным для письма.

А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин.

  1. Конкурс: Физика в эпоху Пушкина.

1. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться?

Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году.

3. Перед вами галерея портретов ученых-физиков:

Ленц
Ампер

Фарадей
Якоби

Вольта
Курчатов
Сахаров
Герц

Вопрос:

а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин?

б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина?

Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год - электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год).

4. Перед вами различные физические приборы. Каким физическим прибором наверняка мог пользоваться Пушкин?

Ответ: Весы. Из письма к Наталье Николаевне: “Наконец-то привезли весы…”.

5. У Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой было четверо детей: Саша, Маша, Гриша и Наталия. (Их портрет-рисунок показать на экране с помощью проектора). Наверняка в день своего ангела они получали от родителей подарки: книги, краски, карандаши, авторучки, спицы для вязанья и нитки, ленты и коньки, фотоаппараты, свечи и настольные лампы. Что мог получить каждый из детей?

Ответ: Фотоаппаратов, авторучек, карандашей, электрических ламп в то время не было.

6. Однажды возле киоска возникла такая ситуация: один юноша пытался купить граммофонные пластинки или магнитофонные кассеты с записью голоса А. С. Пушкина, читающего стихи. Продавец ответил, что все записи о писателях и поэтах проданы. Где, всё-таки, мог приобрести записи юноша?

Ответ: Нигде. При жизни Пушкина еще не было ни граммофонов, ни магнитофонов.

 В селе Михайловском со своей няней Ариной Родионовной Пушкин наверняка распивал чай из самовара. Ребята, я знаю, вы с удовольствием каждый день пьёте чай, но не думаю, чтобы многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями.

  1. Конкурс: Физика за чашкой чая.

1).Перед вами электрический чайник. Как вы думаете, почему, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?

Ответ: Если чайник будет открыт, то часть молекул воды имеющих большую кинетическую энергию будет беспрепятственно улетать в пространство над чайником, унося с собой свою энергию. Таким образом, к чайнику нужно дольше подводить энергию, и он долго не будет закипать. Закрытый чайник закипит быстрее.

2.Какую температуру имеет кипящая в чайнике вода?

Ответ: 100 ºС

3.Как поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул?

Ответ: Необходимо в стакан опустить металлическую ложечку, она примет часть тепла, температура воды станет меньше, тепловое расширение внутренних стенок тоже будет меньше, деформация не окажется столь сильной.

4.Вы, наверное, наблюдали, как старые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните их действия.

Ответ: Площадь поверхности чая, налитого в блюдце, достаточно большая, таким образом, теплообмен и испарение идут интенсивнее – чай быстро остывает. Когда дуют на поверхность чая, процесс испарения, а это тоже понижает температуру. Площадь соприкосновения кончиков пальцев и блюдечка очень мала, таким образом, рука не сильно чувствует большую температуру.

5. До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?

Ответ: До температуры воздуха в помещении.

Некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и  связаны с физикой.

Например:

«Зеркальце» – телевизор;

Полеты Руслана в воздухе – самолеты;

Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства (1,3)  

  1. Конкурс: «Сказка ложь, да в ней намёк…»

  1. Пушкин Александр Сергеевич «Сказка о Золотом петушке» (инсценировка)

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен царь был  содержать

Многочисленную рать.

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

"Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется".

…Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Царь Дадон мог узнать о приближении врага с помощью сказочного Золотого Петушка, подаренного мудрецом.

Вопрос:

Кто же помогает человеку сейчас узнавать о приближении самолета, корабля, наземных и подводных объектов?

Ответ: Радиолокатор.

Явление отражения радиоволн было обнаружено изобретателем радио Александром Степановичем Поповым в 1897 году. Такой способ использования радиоволн называется радиолокацией. Так в наше время удалось превратить сказочного Петушка в реальность.

  1. А в “Сказке о царе Салтане” решаются экономические задачи - учёт доходов и расходов. Экономические расчёты для государства - важны. Расчёт должен быть быстрым и точным.

         

Пушкин Александр Сергеевич «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкой -

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

“Во саду ли, в огороде…”

Изумился князь Гвидон.

"Ну, спасибо, - молвил он: -

Ай да лебедь - дай ей боже,

Что и мне, веселье то же".

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть.

Князю прибыль, белке честь.

Считать всегда надо было много. Подсчитывать расходы, доходы. Раньше использовали счёты, арифмометры. А теперь считать стало проще. Мы часто пользуемся микрокалькулятором.

Д/опыт         Работа на калькуляторе в проекции на экран.

  1. Конкурс: Физические явления в поэме «Руслан и Людмила»

1. На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

Вопрос: О каком тепловом процессе идёт речь? При какой температуре тает снег? Как называется эта температура?

Ответ: Процесс –плавление, при нормальных условиях снег тает при 0оС (температура плавления).

2. Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Вопрос: Можно ли по следам определить направление движения зверей? Что называется траекторией?

Ответ: Можно. Траектория – невидимая или видимая линия, которую описывает тело при движении.

3. И слышно было, что Рогдая

Тех вод русалка молодая

На хладны перси приняла

И, жадно витязя лобзая,

На дно со смехом увлекла…

Вопрос: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?

Ответ: Сила тяжести, действующая на Рогдая. Должна быть больше силы Архимеда или плотность Рогдая должна быть больше плотности воды.

4. Кругом курильщицы златые

Подъемлют ароматный пар…

Вопрос: Почему пар поднимается вверх?

Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.

5. И вдруг неведомая сила

Нежней, чем вешний ветерок,

Её на воздух поднимает, несёт по воздуху в чертог…

Вопрос: Как называется состояние, в котором пребывает Людмила?

Ответ: Невесомость

6. Напрасно зеркало рисует

Её красы, её наряд:

Потупя неподвижный взгляд,

Она молчит, кусая губы…

Вопрос: На основе какого закона строится изображение в зеркале?

Ответ: Изображение в плоском зеркале строится на основе закона отражения света.

7. Бунтует вихорь в поле чистом

И на краю седых небес

Качает обнажённый лес…

Вопрос: Какой вид движения описывает поэт?

Ответ: Колебательное движение.

8. …Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит…

Вопрос: Какое явление описывает поэт?

Ответ: Гром и молния.

9. …Один средь храмин горделивых,

Супругу милую зовёт-

Лишь эхо сводов молчаливых

Руслану голос подаёт…

Вопрос: Как можно объяснить эхо?

Ответ: Эхо – результат отражения звуковых волн от сводов здания.

10. ..Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…

Вопрос: Совершается ли в этом случае работа?

Ответ: Скорее всего, на ступу не действуют силы, значит, работа = 0. Если тело движется по инерции, то работа = 0.

11. Шумя, летит на князя снова,

Проворный витязь отлетел,

И в снег с размаха рокового

Колдун упал – да там и сел…

Вопрос: Каков знак работы силы тяжести при падении Черномора?

Ответ: Положительная работа, так как направление силы тяжести совпадает с направлением перемещения тела.

  1. Подведение итогов викторины.

Использованная литература:

 

1. А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1984.

2. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.

3. А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М. :  

    РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.

4. В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М. : Московский рабочий, 1984.

5. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М. : Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...