Грустит романс тревожно и светло
презентация к уроку по теме

Марина Александровна Симбирская

 

Знакомство с миром русского романса
Формирование музыкально-эстетического вкуса
Расширению литературно – музыкального кругозора
Воспитание уважения и любви к русской музыкальной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1.88 МБ
Файл 2.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грустит романс тревожно и светло Проект выполнила воспитатель Симбирская Марина Александровна Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат основного общего образования р.п. Шолоховский Белокалитвинского района

Слайд 2

Знакомство с миром русского романса Формирование музыкально-эстетического вкуса Расширению литературно – музыкального кругозора Воспитание уважения и любви к русской музыкальной культуре Цели

Слайд 3

Воспитание любви к русской национальной культуре, традициям Знакомство с историей возникновения, создания и развития романса, с основными разновидностями русского романса, с ведущими русскими поэтами и композиторами, авторами романсов. Расширить знания по музыкальной литературе и поэзии XIX века Доказать, что романс современен и в наши дни. Задачи

Слайд 4

Родина романса - Испания. Романс в музыке (исп. romance, от позднелатинского romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Слайд 5

Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары. В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии

Слайд 6

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения в сопровождении гитары или фортепиано. Лирические песни о любви пели и городские барышни, и деревенские девушки.

Слайд 7

Виды русского романса Городской романс. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор .

Слайд 8

Цыганский романс. За основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти.

Слайд 9

Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.

Слайд 10

У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. На ней было белое платье, Венок был приколот из роз, Она на святое распятье Смотрела сквозь радугу слез. Горели венчальные свечи, Невеста стояла бледна, Священнику клятвенны речи Сказать не хотела она. Когда ей священник на палец Надел золотое кольцо, Из глаз ее горькие слезы Ручьем потекли на лицо. Я слышал в толпе говорили: "Жених неприглядный такой, Напрасно девицу сгубили", - И вышел я вслед за толпой. У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была.

Слайд 11

Казачий романс. Казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...". Не для меня придет весна, Не для меня песнь разольётся, И сердце радостно забьётся В восторге чувств не для меня. Не для меня река, шумя, Брега родные омывает, Плеск кротких волн душу ласкает: Она течёт не для меня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Слайд 2

Великим мастером русского классического романса был М.И. Глинка. Первая половина ХIХ века была периодом расцвета бытовой песни и бытового романса (который теперь именуется «старинным»). В лучших образцах этого жанра композиторы-профессионалы опирались на бытовую народную песню. В свою очередь, такие песни-романсы как «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева, «Колокольчик» Гурилёва становились народными, широко проникали в русский быт.

Слайд 3

Романсы М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С.Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е.Керн сочинениях. «Вальс – фантазия» и сочиненный в 1840 году романс «Я помню чудное мгновенье», написанный на стихотворение А. С. Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн, Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.

Слайд 4

Романс «Я встретил вас…» музыка неизвестного автора, ред. И. Козловского — Ф.Тютчев Прощаясь, в алее мы долго сидели, А слёзы и речи лились и кипели. Дрожа, лепетали над нами берёзы, А мы доживали все лучшие грёзы. И в эти минуты любви и разлуки Мы прожили много - и счастья, и муки.

Слайд 5

Романс «Утро туманное» Э. Абаз, по другим источникам Ю. Абаза — Иван Тургенев Стихи Тургенева стали прекрас-ным романсом, музыку к которому сочинил лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре.

Слайд 6

Романс «Я тебя никогда не увижу» муз. Рыбникова сл. Вознесенского Когда без страсти и без дела бесцветно дни мои текли Она как буря налетела и унесла меня с земли. Любовь меня лишила веры и вдохновение зажгла, Дала мне счастие без меры и слёзы, слёзы без числа.

Слайд 7

Романс «Не уходи» Н. Зубов — М. Пойгин Не уезжай ты, мой голубчик! Печальна жизнь мне без тебя. Дай на прощанье обещанье, Что не забудешь ты меня. Когда порой тебя не вижу, Грустна, задумчива хожу, Когда речей твоих не слышу Мне кажется: я не живу.

Слайд 8

«Романс Дианы» из кинофильма «Собака на сене» сл. Донской М. муз. Гладков Г. Ты помнишь ли, когда в уединенье Я столько раз с заботою немой Тебя ждала, завидя в отдаленье Как билась грудь от радости живой? Ты помнишь ли, как в робости невольной Тебе кольцо я отдала с руки, Как счастьем я твоим была довольна? Я помню всё.…Но ты-ты помнишь ли?

Слайд 9

Романс «Только раз…» слова П. Германа, музыка Б. Фомина Снился мне сад в подвенечном уборе, В этом саду мы с тобою вдвоём, Звёзды на небе, звёзды на море, Звёзды и в сердце моём. Листьев ли шёпот иль ветра порывы Чуткой душою я жадно ловлю, Взоры глубоки, уста молчаливы, Милый, о милый тебя я люблю.

Слайд 10

Романс «А напоследок я скажу» А. Петров — Б. Ахмадулина Вы простите песен, их нет у меня- На сердце такая немая тоска. Так скучно, так грустно живётся, Так медленно сердце холодное бьётся, Что с песнями кончить пора.

Слайд 11

«Люблю я слушать, в негу погружаясь, романсов пылких звуки огневые…» Вывод. Романс неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живёт и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса…

Слайд 12

Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно... Благодарю, волшебный мой Романс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Грустит романс тревожно и светло"

Прозвучала песня «Возвращение романса». Ею мы начинаем вечер, посвященный русскому романсу. Давайте, друзья, сегодня, «с двадцатым веком временно простясь», окунёмся в прекрасный мир русской поэзии и ...

«И пальцы, как стрижи, по клавишам звучали, И чувственная грусть – как хрупких два крыла»

Цель: Увлечь детей поиском стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.Сформировать умение видеть и чувствовать особенности стиля его музыки. Задачи: Настроить учащихся на взаимодействие с музыкой Ф....

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...