Отчет о регулярном использовании современных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Отчет о регулярном использовании
современных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
В свою педагогическую деятельность я регулярно внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают мне решить важнейшие задачи по сохранению здоровья детей и приучить их к здоровому образу жизни.
Соблюдая принципы дифференцированного обучения, снижаю темп опроса медлительных учащихся, даю время на подготовку, обдумывание, а сильным и быстро справляющимся с заданиями предлагаю самостоятельно подготовить информацию по новой теме. К Всекубанскому уроку «Кубань - многонациональный край», например, сильные ученики самостоятельно подбирали и готовили стихи о представителях разных национальностей, о дружбе и мире. В армянской игре «Земля, вода, воздух» детям предлагала назвать слова по сюжету игры. Всех ведущие должны были выслушать терпеливо, а лишь за неверный ответ участник выходил из игры.
Помогаю учащимся осознать свои способности, тогда они оптимистичны, открыты со сверстниками, что способствует сохранению и укреплению здоровья. Моему стилю общения с детьми свойственна демократичность, когда при ответе они не боятся ошибиться и с удовольствием выполняет умственные упражнения.
Продумываю виды учебной деятельности на уроках, избегаю однообразия, что не дает ученикам переутомиться. Урок начинаю с эмоционального настроя, например, с пословицы « Как утро начнешь, так и день проведешь». Или фрагмента из фильмов, как на уроках «Сложение и вычитание двузначных чисел («Пираты Карибского моря») и «Родительный и винительный падежи имен существительных единственного числа» («Гарри Поттер и тайная комната»). Использую музыку и стихи. Затем мотивирую с помощью проблемной ситуации или ставлю проблемный вопрос. Актуализирую знания с помощью эксперимента. Так, на уроке математики по теме «Решение задач на деление», взвешиваю в авоське пять одинаковых картофелин. Масса оказывается 1кг, а далее проводим эксперимент с различным количеством картофелин и записываем последовательность действий и результаты как решение задачи.
Разработала и использую на уроках рефлексивные карточки с заданиями разного уровня сложности.
На уроке, например, русского языка «Родительный и винительный падежи имен существительных единственного числа» предложила ребятам такие задания на выбор:
Уровень 1.
Зачеркни лишнюю букву, определи падежи подчёркнутых имён существительных.
Ясным утром вдоль д(о,а)рог(и,е)
На тр(о,а)ву падёт р(о,а)са.
Обождал шофёр немно(ж,ш)ко,
Снова выгл(и,я,е)нул в окошк(о,а).
Свет(о,а)фор на этот раз
Показал з(и,е)лёный гла(з,с).
Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою б(е,и)да.
Уровень 2.
Вставь буквы. В скобках укажи падеж имени существительного.
Помни! П…ш…ходам разрешается х…дить только по тр…туарам ( ), а если его нет, то по левому краю д…рог…( ).
П…р…ходить ул…цу ( ) нужно в м…стах, где имеются линии перехода ( ) или указатели ( ). Если их нет, то переходить нужно на п…р…крёстках.
При наличии туннелей пеш…ходы ( ) д…лжны пользоваться только ими. Прежде чем п…реходить ул…цу, надо убедиться в полной безопасности перехода( ).
Там, где движение регулируется, переходить можно только при з…лёном сигнале св…т…фора ( ) или разрешающем жесте регулировщика ( ). Запрещается ездить на подножках трамвая ( ), автобуса ( ).
Уровень 3..
Вставь буквы. Определи падежи имён существительных, выдели окончания.
Азбукой ул…ц, Вот она, азбука, -
проспектов, д…рог над г…л…вой:
гор…д даёт знаки в…сят
постоянно урок. вдоль м…стовой.
При п…р…ходе д…рог… нельзя сп...шить.
Закипела тут р…бота Только ул…цы той мало -
Возле реченьк… …убань. Так казаки г…в…рят.
Дом за домом – вышла ул…ца, И р…ш…ли строить рядом
Кр…сота – куда ни глянь! Несколько улиц подря…
На каждом уроке применяю игры и приемы соревнований, что благотворно влияет на атмосферу в классе, а значит и на здоровье ребят. Ученики с увлечением решают примеры на скорость, отгадывают ребусы.
Физкультминутки считаю естественным элементом урока. Часто упражнения для физкультминуток органически вплетаю в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю во время физкультминутки задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, то вы делаете наклон вперед, если нет, то – назад». Нравится детям и при чтении стихов выполнять действия:
«Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря.
Там стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить».
«Раз он в море закинул невод.
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод.
Пришел невод с травою морскою.
Он третий раз закинул невод.
Пришел невод с одною рыбкой».
Таким образом, физкультминутки провожу, учитывая и специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.
В первом классе провожу две физкультминутки продолжительностью по две минуты. Во втором и четвертом классах наблюдаю за детьми и устанавливаю количество и время проведения таких минуток непосредственно на уроке. Когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, учу детей расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме.
Кричалка:
Дождик, дождик, лейся пуще!
Пусть растет пшеница гуще!
Лейся, лейся как река!
Будет белая мука!
Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук.
Наравне с расслаблением мышц кистей рук, развиваю и их мелкую мускулатуру. Массаж сопровождается словами:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит посередине.
Этот пальчик безымянный,
Он у нас упрямый самый.
А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.
Использую и такие физкультминутки, которые одновременно помогают развивать речевой аппарат.
- Два дровосека,
Два дроворуба
Рубили на дворе дрова.
- Поля пошла
Полоть петрушку в поле.
- Я пишу, я докажу,
Объясню и расскажу
Здесь буква заглавная,
Тут же безударная
В этом слове слога два,
Тут словарные слова.
Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что ребята переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.
Практикую упражнение из оздоровительной системы медицины Аюрведа, которое называется мудра «знания». При выполнении которого указательный палец соединяем с подушечкой большого пальца, а остальные три пальца выпрямляем, но не напрягаем. Этим упражнением улучшаем мышление, активизируем память, снимаем беспокойство, печаль.
Широко применяю релаксационные паузы: «Представьте себя на лесной полянке или на лугу. Налетел ветерок, вам хочется находиться там, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух, может быть вы что-то слышите, какие-то звуки, может быть это шумят деревья или же поют птицы, а может быть вы слышите, как звучит тишина. Останьтесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы. Вы можете закрыть глаза, чтобы своим внутренним взором увидеть, как красива природа… А теперь откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня».
Этим приемом направленного воображения даю детям ощутить свои возможности саморегуляции. После такого упражнения желаю испытывать чувства бодрости и удовольствия.
В учебном процессе использую глазодвигательные упражнения. Даю задания для нахождения предметов в кабинете или отслеживание троектории движения двигающихся картинок в компьютерной презентации, упражнение «бегущие огоньки» провожу с помощью лазерной указки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, что несет заряд для всего организма.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные мероприятия. Это система классных часов о здоровом питании, о вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу.
Например, в тему: «Как помочь сохранить здоровье» комплексно включила три занятия:
1. «Учимся думать и действовать»
2. «Учимся находить причину и последствия»
3. «Умей выбирать»
На этих занятиях предлагала ученикам назвать возможные причины плохого настроения и как с ним справиться. Детей подводила к выводу, что сначала нужно думать, а потом действовать. Это формировало у них привычку безопасного поведения. Во многих случаях помогали пословицы:
Прежде чем войти, подумай о выходе.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Чем оплошал, за то и отвечаешь.
Хороши для анализа стали такие ситуации, предложенные мною: «Петя пришел из школы и стал жаловаться маме на боль в животе», «Еще утром Коля был весел, а вечером не вышел гулять». Разбор этих ситуаций привел детей к выводу, что у человека всегда есть выбор, как поступить, чтобы не принести вреда себе и окружающим.
Проблему здоровьесбережения рассматриваю целостно. Постоянно слежу за необходимой освещенностью классного кабинета, своевременным проветриванием, учу соблюдать режим дня, для рационального использования времени уроков вначале занятия предлагаю ребятам ознакомиться со схемой-планом урока.
В работе использую тренажеры. Изготовили их с учениками на уроках технологии. Самый простой – «палочка – выручалочка». Альбомный лист накручивается на карандаш, край листа приклеиваем, украшаем цветной бумагой. Палочку при разминках перебираем пальцами, катаем между ладонями, удерживаем в равновесии на голове, ладони, на носу.
Другой тренажер изготавливается так: на лист белой бумаги наклеиваются пять разноцветных кругов. Я называю цвета и пальцы, ученик и расставляют пальцы по команде по цветным кругам.
Третий тренажер – это наклеенные на бумагу буквы из бархатной бумаги. Он развивает тактильное ощущение, когда ученики проводят по букве пальцами.
Четвертый освоили с детьми, когда вязали крючком. Приклеили две веревочки разного цвета на картон в хаотичных направлениях, чтобы водить по ним глазами во время физкультминуток. Мышцы глаз расслаблялись, что облегчало дальнейшую работу на уроке.
На уроках оригами освоили приемы сгибания фигурок и используем эти приемы на уроках - путешествия по разным предметам. Это – «машинки», «кораблики», «самолетики». Такая работа помогает размять кисти рук, переключить вид деятельности и в качестве занимательного момента удачно вписывается в сюжет урока.
Включаю учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Ученица моего класса Чернышева Юлия стала победителем в НПК «Почемучки» (1 место, 2010год) в номинации «Экология» и призером (3место, 2010год) в районном конкурсе учебно – исследовательских проектов «Эврика, ЮНИОР» в секции «Естественно – научное направление» по теме: «правда» о воде. В этой работе была показана роль воды и польза чистой воды для здоровья человека. С содержанием своей работы ученица познакомила одноклассников. Теперь ребята и их родители соблюдают советы по очистке воды и очищают воду, что привело к снижению расстройств пищеварения.
В районном этапе краевого конкурса «Семейные экологические проекты» Григорьева Виктория заняла 3место по теме « Аптека на подоконнике». Она раскрыла детям лекарственные секреты каланхоэ, алоэ, золотого уса. Рецепты используют в семьях при простуде, ожогах, восполительных процессах. Саргисян Владислав занял 2место по теме «Район, в котором я живу». В работе исследовались проблемы экологии, причины загрязнения территории район и даны практические советы, а именно: уважать труд других, соблюдать правила дорожного движения, поддерживать чистоту, уважать окружающих, беречь природу. Каждый ученик сделал доклад о состоянии экологии в своем районе и о том, как семья соблюдает правила, сохраняя здоровье и состояние окружающей среды.
Регулярное использование мною различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшило психологический климат в классном коллективе, снизило количество пропусков уроков по болезни и приобщило родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказалось на повышении успеваемости учащихся. Качество знаний повысилось до 71%, а средний балл за выполнение административной контрольной работы по математике - 3,9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
В материале изложена информация об использовании педагогом элементов современных образовательных педагогических технологий....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.
Тема самообразования учителя истории и обществознания Шарманкиной Надежды Васильевныоб использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.Введение.Использование информационных тех...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Отчёт об использовании тестовых, проектных, информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Цель:Формирование умения видеть и понимать ценность самообразования;Формирование представление роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;Формирование умений принимать реше...
Письменный отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе
Письменный отчёт...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...
Отчёт «Использование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе»
В настоящее время одной из важных задач стоящими перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Как говорил В.А. Сухомлинский «Я не боюсь ещё и ещё раз повт...