Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
статья по химии ( класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Цель:

  1. Формирование умения видеть и понимать ценность самообразования;
  2. Формирование представление роли химии в создании современной

 естественнонаучной картины мира;

  1. Формирование умений принимать решения, обрабатывать информацию, анализировать, делать выводы;
  2. Создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, имеющей универсальное значение, в том числе безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии

МОБУ Гимназии № 9

имени Н. Островского

Коваль О.В.

Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе

Цель:

  1. Формирование умения видеть и понимать ценность самообразования;
  2. Формирование представление роли химии в создании современной

 естественнонаучной картины мира;

  1. Формирование умений принимать решения, обрабатывать информацию, анализировать, делать выводы;
  2. Создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, имеющей универсальное значение, в том числе безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

изучения предмета

        Выпускник на выходе будет обладать следующими качествами:

  1. Чувство гордости за российскую химическую науку.
  2. Готовность к осознанному выбору профессии.
  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  4. Использование различных видов познавательной деятельности;
  5. Умение выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи;
  6. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  7. Умение использования различных источников для получения химической информации.
  8. Предметные результаты в познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой и сфере безопасности жизнедеятельности.

        Сегодня знания и умения, а тем более взгляды и убеждения нельзя передавать в готовом виде. Учитель создает условия для их формирования у учащихся  в процессе самостоятельной деятельности.

        Активность в учебной деятельности у большинства подростков сама собой не возникает. Активность является результатом целенаправленного воспитывающего и обучающего воздействия на школьников. В процессе обучения учащийся должен не столько получить готовые знания и умения, сколько осознать целесообразность проявления активности, тогда он будет стремиться овладеть активными формами работы в процессе обучения.

        Активные методы обучения позволяют формировать у учащихся знания и умения путём вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

    На протяжении многих лет в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности по химии, в зависимости от цели деятельности, тематики занятий использую современные педагогические технологии целостно или элементы следующих технологий: игровой, информационно-комуникационной, проектно-исследовательской, лекционно-семинарской зачетной системы в рамках блочной подачи материала. Считаю, что применение данных технологий способствует развитию активности школьников в процессе обучения и самообучения.

Система использования педагогических технологий

  1. Возрастные особенности школьников
  2. Место данной технологии в системе уроков.
  3. Место данной технологии в системе внеурочной деятельности.
  4. Специфика применения технологии: возможные ошибки педагога, + и – (как не «перегнуть» палку)
  5. Технология – средство развития самостоятельности и активности. (Как данная технология помогает развитию активности ученика)
  6. Сочетаемость с иными технологиями, формами, методами.
  7. Использование принципа разноуровневого обучения, индивидуального подхода в процессе применения данной технологии.
  8. Возможности использования данной технологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Игровые технологии

         Дети играют с удовольствием в любом возрасте

  Учащихся необходимо заинтересовать новым предметом – химия. В связи с этим на уроках использую игровую технологию, много наглядного материала, занимательных заданий, ярких и активных форм обучения для более эффективного усвоения учебного материала. Это позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, критически оценивать информацию о веществах, используемых в быту.

Игра может быть использована в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) при изучении классов органических и неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по химии.

При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его), интерактивную игру с возможностью перемещения объектов.

Требования к игре:

  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  • С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает интерактивный метод обучения.

В системе внеурочной деятельности основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие от процесса и достижения цели, воодушевить, пробудить интерес.

В школе № 9 существует ассоциация «Веселый химик». Внеурочные занятия, проводятся в форме заседаний с последующей совместной проектной деятельностью учащихся и учителя:

  1. Выбор темы. Организация творческих групп.
  2. Поиск информации. Обзор информации, корректировка.
  3. Подготовка презентаций.
  4. Подведение итогов, анализ деятельности, самооценка.

Главный итог работы ассоциации – мероприятие – КВН.

Проводились КВН-ы с тематикой:

«Вода – начало всех начал»

«А соль вся в химии»

«Не все то золото, что блестит»

«Не все, что льется вода»

«Химия в профессиях»

«Химия на Олимпийских объектах»

Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии становятся пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос — новый материал — закрепление — домашнее задание».

Игра — живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Игра — это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

Проектная деятельность

У подростков, в период перехода от детства к взрослости, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. На этом этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Экспериментальная химия: демонстрационный и лабораторный эксперимент – неотъемлемая часть, ведущая к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей учащихся.

        Проведение химического эксперимента подразумевает использование химической лабораторной посуды. Используются микролаборатории, полученные в рамках реализации РКПМО.

        При выполнении демонстрационных и  лабораторных опытов,  практических работ использую химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися.

        Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон, продуктов переработки нефти и угля и т.п.

        Проектно-исследовательская деятельность учащихся формирует ряд очень важных компетенций:

- социальные, предполагающие умение брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, сотрудничать и работать в группе.

- коммуникативные, формирующие культуру речи (грамотность, эмоциональность, умение подбирать темп и громкость сообразной речевой ситуации).

- компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

        Занятия проектной деятельностью реализуются в рамках элективных курсов и курсов по выбору «Химия в жизни общества» (11 класс), «Химия в быту» (9 класс)

Темы ученических проектов в 2009-2011 гг.:

  1. Химическое загрязнение окружающей среды.
  2. Химия табачного дыма.
  3. Наркотики и наркомания.
  4. Алкоголь и алкоголизм.
  5. Домашняя аптечка.
  6. Средства личной гигиены.
  7. Моющие и чистящие средства.
  8. Химия и пища.
  9. Химия и сельское хозяйство.
  10. Химия в профессиях.
  11. Вода -  начало всех начал.
  12. Из чего сделана наша одежда.

Информационно-коммуникационные технологии

        ИКТ с широким внедрением в образовательный процесс используются сравнительно недавно,  в течение нескольких лет. Информационные технологии  возможно применять  на занятиях с учащимися любого возраста. Однако, на начальном этапе изучения химии желательно применение ИКТ сочетать с игровыми технологиями. Эффективность  использования ИКТ связана и с экономией времени и места оформления во время занятия (особенно на уроке). Для работы используются готовые и авторские мультимедийные презентации, разработанные как для обеспечения наглядности, так и для организации интерактивной деятельности, создания мотивационного поля. Качество электронных уроков «Школа Кирилла и Мефодия» позволяет использовать этот ресурс достаточно часто. На отдельных этапах обучения используется воспроизведение химического опыта на экранном пособии.

Применяя ИКТ на уроках,  транслируем этот опыт на выполнение домашнего задания в альтернативных формах: решая занимательные задачи, создавая проекты, школьники работают в поисковых системах Интернета, создают свои презентации, игры.

При использовании цифровых ресурсов есть опасность доминирования электронного урока, виртуальной ситуации над реальностью. Важно, чтобы учитель сопровождал материал, являясь организатором деятельности. Сочетание информационных технологий и живого общения на занятии должно быть гармоничным.

        Результатом использования современных образовательных технологий, использования новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ  является:

  1. Успешная сдача учениками ЕГЭ по химии.
  2. Выявление высокомотивированных в отношении учебной деятельности школьников и работа со способными  и одаренными детьми: участие школьников в региональном туре олимпиады по химии.
  3. Реализация нового подхода к оформлению  и сопровождению презентации индивидуальных работ учащихся: участие в школьном («Мои первые проекты») и городском («Первые шаги в науку») конкурсах.

Лекционно-семинарская зачетная система

         Но нельзя забывать уже испытанные временем, доказавшие право на существование формы и методы.

При изучении наиболее сложных тем прибегаю к   лекционно-семинарской зачетной системе. Это дает возможность подачи материала блоком с многократным, углубленным проникновением в тему.

Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:

- осознанность школьниками процесса учения;

- возможность активного включения в него;

- планирования ими своей деятельности;

- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;

-  возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение химии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности:

  1. урок-лекция
  2. урок-практикум
  3. урок-семинар
  4. урок-консультация
  5. урок-зачет.

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечивается  оптимальный подбор методов и средств  на уроке  для  предотвращения  учебных перегрузок школьников.  В ходе урока организуется физическая активность учащихся, проводятся физкультминутки. Организовано     сотрудничество     с     родителями         учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

В итоге позитивные результаты здоровьесбережения по анализу итогов мониторинга здоровья в школе.

Организация работы с иными дидактическими материалами

        В преподавании химии использую таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и другие; модели кристаллических решеток, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.

Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках использую различные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы – инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Современные педагогические технологии целостно или элементы технологий: игровой, информационно-коммуникационной, проектно-исследовательской, лекционно-семинарской зачетной системы в рамках блочной подачи материала направлены на достижение обучающимися личностных результатов:

- гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Это дает возможность использования данных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Директор МОБУ Гимназии № 9 имени Н.Островского      ______________Т.В. Немчинова  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

"Использование современных образовательных технологий в процессе обучения».

Презентация к педсовету по теме: "Использование современных образовательных технологий в процесе обучения"....