Классный час «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» (размышления о русских меценатах)
классный час (9 класс) по теме
Материал поможет узнать, кто они, российские меценаты, и какую пользу принесли Отечеству; проанализировать мотивы их благотворительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час
«А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
(размышления о русских меценатах)
Цели урока: узнать, кто они, российские меценаты, и какую пользу принесли Отечеству; проанализировать мотивы их благотворительной деятельности.
Продолжается работа по формированию умений и навыков ана-лиза, обобщения, ведения диалога, высказывания собственного мнения.
Материал урока способствует воспитанию учащихся в духе ува-жения к истории своей страны, лучшим людям Отечества.
Оборудование: 1. Записи на доске:
Благотворительность – благодеяние, добро: действо делания добра другим.
В. Даль. «Толковый словарь».
Благотворительность. В буржуазном обществе: ока-зание частным лицам материальной помощи.
С. Ожегов. «Словарь русского языка».
В «Советском энциклопедическом словаре» слово «благотворитель-ность» отсутствует.
2. Схема-плакат (классификация меценатов).
3. Эпиграф к уроку:
Все человечество зашло в тупик,
И слышен стон, страдание и крик:
«Где выход? Где? И в чем его искать?
Иль брать от жизни все, что можно взять?»
Кругом нас окружил греха тяжелый мрак.
По жизни мы бежим, других чтоб обогнать.
Нам некогда! Зачем нам истину искать?
Ход урока
Вступительное слово учителя. Почти 150 лет назад А.И. Герцен задал знаменитый вопрос: «Кто виноват?» Через 20 лет Н. Г. Чернышевский, уже не сомневаясь в персональной ответственности отдельных лиц и целых сословий за тяжелую жизнь русского народа, обращается с вопросом: «Что делать?». Прошло еще 50 лет, и М.Горький в одной из статей, опубликованных под рубрикой «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь», потрясенный разгулом экстремистских статей в рядах борющихся партий между двумя революциями – февральской и октябрьской, пополнит серию тревожных вопросов своим: «Почему мы, Русь, несчастнее других?» Пройдет еще 86 лет, и уже в третьем тысячелетии мы не только зададим одновременно все три вопроса: «Как? Что? Почему?», но вспомним и пушкинский, заданный еще в начале 30-х годов XIX века: «Куда ж нам плыть?»
Переживая нелегкое настоящее, и, как всегда, обращаясь в трудные времена мысленно к прошлому, вновь пытаемся осмыслить и переосмыслить не только путь, пройденный за 80 лет, но и за 2 – 3 сто-летия; в который раз мы совершаем героические усилия, чтобы на «проклятые вопросы» дать ответы, понять, почему за создание иллю-зорного общества всеобщего равенства и справедливости значительная часть народа согласилась заплатить жизнями другой части народа: дворянства, промышленников, купцов, кулаков. Тогда, в 1917 году, казалось (в прямых ответах на «проклятые вопросы»), что стоит только уничтожить всех, объявленных виновными, и прекрасное общество с хрустальными дворцами и новыми людьми обеспечено. И уничтожили...
Шли годы... Мечты об идеальном обществе превращались в туманную дымку. Сегодня мы остро ощущаем последствия искусствен-ного нарушения плавного эволюционного развития страны. Но раз-рушенными оказались не только социально-экономические, торгово-про-мышленные и просто человеческие связи. Разрушенной оказалась и широко разветвленная система благотворительности, русского духов-ного Ренессанса. На сегодняшнем уроке я предлагаю вести диалог по проблемам: «Кто? Что? Почему? Куда?»
Задумываясь над этими «вечными» вопросами, одни из нас предлагают начинать возрождение России с восстановления экономики, кто-то – с решения политических задач. А один из образованнейших людей нашего времени академик Д. С. Лихачев утверждал, что «без культуры в обществе нет и нравственности, а без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не могут быть решены политические проблемы. Нам не удастся реформировать экономику, науку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне. Культура не может быть на хозрасчете, ведь отдача культуры народу, стране неизмери-мо больше, чем от любой области экономики и техники. Ведь низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бес-плодными, бесполезными все наши усилия в любой области».
Чтение стихотворного эпиграфа к уроку.
– Итак, я предлагаю вам всем вместе искать истину, искать от-веты на «извечные вопросы». Тема нашего урока: «А иначе зачем на земле этой вечной живем...?»
Думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство представителей нашего общества стремится брать от жизни все, что только можно взять, считая, что именно эта дорога ведет к Храму, к возрождению России.
А может, не надо ничего изобретать, лучше просто обратиться к истории и вспомнить пути возрождения России, пути русского ду-ховного Ренессанса в начале XX в. Были, оказывается, в начале века люди, хорошо знавшие ответы на «вечные вопросы». Называли их рос-сийскими меценатами.
1. Кто они, российские меценаты,
какую пользу они принесли Отечеству?
К сожалению, мало кто сегодня знает о наших замечательных предках, купеческих фамилиях, меценатах.
Меценат – (от латинского Maccenas Maacunatus) – имя римского государственного деятеля, прославившегося широким покровитель-ством поэтам и художникам. В буржуазно-дворянском обществе – бо-гатый покровитель наук и искусств. («Словарь иностранных слов»).
– Как они появились? Об этом пишет в своей книге «Маска и душа» Ф.И. Шаляпин: «А то еще российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие буду-щего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитро-вом рынке, продает пирожки, весело выкрикивает свой товаришко. Не-казиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами, мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее... А там, глядь, у него уже лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите – его старший сынок покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим с разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: «Самодур...». А самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, первоклассные театры, построили больницы и приюты на всю Москву».
Таким образом, выясняется, что купеческое сословие, пре-одолевая укоренившееся веками в русской душе сознание «неправды денег», как писала М. Цветаева, тратило колоссальные средства на бла-готворительность, вкладывало сотни тысяч в больницы, театры, биб-лиотеки, музеи. Н.Бердяев считал, что коллекционирование произве-дений искусства в начале века способствовало культурному и ду-ховному возрождению России. Чтобы лучше познакомиться с меце-натами, предлагаю следующую классификацию.
Все их семьи можно разделить на несколько категорий (схема):
I место | Сохранили зна-чительное влия-ние в промыш-ленности, торгов-ле, участвовали в общественной деятельности и знамениты сво-ей жертвеннос-тью и создани-ем культурно-просветительских учреждений. | II место | Перешли в дворянство | III место | Область обществен-ной и куль-турной жизни. |
Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы, Щукины. | Прохоровы, Алексеевы, Шелапутины, Куманины, Солдатенковы. | Хлудовы, Мамон-товы, Боткины, Мазурины, Абрикосо-вы. |
– Что же объединяет все эти фамилии?
В.В. Стасов писал: «Выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремлениями, людей, у ко-торых, невзирая на богатство, всегда мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. И вот эти люди ищут себе по-стоянно товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно об-разованной и талантливой, проводят много времени с писателями и ху-дожниками, интересуются созданием литературы, науки и искусства. Одни из них накапливают в своем доме богатые собрания книг и ру-кописей, другие – не менее богатые – коллекции картин и всяких ху-дожественных произведений. Одни сами становятся писателями, дру-гие – людьми науки, третьи – художниками и музыкантами, четвертые – создают публичные галереи, куда открывается доступ всем желаю-щим».
Давайте убедимся, что характеристика Стасова справедлива.
а) Кто они, российские меценаты?
Задание: внимательно слушая сообщения товарищей о представителях российского меценатства, в своих тетрадях постарайтесь записать ответы на вопросы: «Кто они?», «Какую пользу принесли Отечеству?»
Сообщение о семье Морозовых
Эта семья, разделившаяся на несколько само-стоятельных ветвей, всегда сохраняла значительное вли-яние и в развитии московской промышленности, и в ряде благотворительных и культурных начинаний. Так, Ти-мофей Саввич Морозов, основатель Никольской ману-фактуры, тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности, на издательство «Русских ве-домостей». Его сыну Сергею Тимофеевичу принадлежит честь создания в Москве Кустарного музея. Он много содействовал развитию кустарного искусства.
Савва Тимофеевич, другой сын, был человеком раз-носторонним и многим интересовался. Он сыграл боль-шую роль в жизни Художественного театра. Вот как о нем вспоминает Станиславский: «Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только при-носить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды». Другая ветвь морозовской семьи – Викуличи. Самый известный из них, Алексей Викулич, обладал на редкость полной и прекрасно подобранной коллекцией русского фарфора. Третья ветвь, Арсений и Давид Ивановичи, покровительствовали литературе и некоторым журналам: «Голосу Москвы», «Русскому де-лу» и «Русскому обозрению». Они издавались, в зна-чительной степени, на их средства. Последней ветвью были Абрамовичи. В этой ветви особенно известными были женщины – морозовские жены. Так, Варвара Алексеевна создала Пречистенские курсы для рабочих, которые стали значительным центром для просвещения московских рабочих масс.
Семьей Морозовых было создано много благо-творительных учреждений, в частности, университетские клиники. Самым значительным был институт для лечения раковых опухолей при Московском университете. Далее были университетские психиатрические клиники, детская больница, городской родильный дом, богадельня, на-чальное ремесленное училище.
Сообщение о семье Бахрушиных
Они происходили из купцов города Зарайска Рязанской губернии. У Бахрушиных в крови были известны два свойства: коллекционерство и благотворительность. Из коллекционеров были известны Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый собирал русскую ста-рину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные книги – Историческому, где были два зала его имени. Театральный музей Алексея Александровича со-держал единственное в мире богатейшее собрание всего, что имело отношение к театру. Бахрушиных в Москве иногда называли «профессиональными благотворителями». И было за что. В их семье был обычай: по окончании каж-дого года, если он был в финансовом смысле благо-приятен, отделять ту или иную сумму на дела благотво-рительные. Еще при жизни старших представителей семьи были выстроены и содержались за их счет: Бахрушинская городская больница, дом бесплатных квартир, приют и колония для беспризорных, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов.
За это им было присвоено звание «Почетные граж-дане» города – честь весьма редкая.
Сообщение о семье Третьяковых
Происходили из старого, но небогатого купе-ческого рода. История рода Третьяковых, в сущности, сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. В своей промышленной и коммерческой деятельности Павел Третьяков был удачлив. Созданная им Костромская фабрика была оборудована по последнему слову техники. Рядом с помещениями фабрики со вре-менем вырос целый городок. Здесь были благоустроен-ные общежития, приют, ясли, училище для детей рабочих и служащих. Все услуги – бесплатные. Существовал при фабрике и клуб. И хотя промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, но все-таки эта семья никогда не считалась одной из самых богатых. Но при создании сво-ей знаменитой Галереи Павел Михайлович тратил огром-ные по тем временам деньги, несколько в ущерб бла-госостоянию своей собственной семьи.
Занимались братья и благотворительностью. Ими создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых.
В 1892 году Третьяков решает передать свою кол-лекцию картин в дар Москве. Дар его был оценен в 429 тыс. рублей. Об этой галерее В. Стасов писал: «Она не есть случайное собрание картин, она есть результат зна-ния, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к своему дорогому делу».
В 1897 году Павлу Третьякову было присвоено звание Почетного гражданина Москвы. Гордился он и тем, что галерея носит имя Третьяковых.
Сообщение о семье Щукиных
Купеческая фамилия Щукиных считалась в Моск-ве на рубеже веков одной из наиболее уважаемых. Кто не знал создателя Музея старины Петра Ивановича, жившего в сказочном крепостническом тереме, крытом зеленой поливной черепицей!? В Щукинском музее в Грузинах хра-нились драгоценные памятники отечественной культуры – старинное оружие, ключи, часы, самовары, ордена, ме-дали, древнейшие рукописи и многое другое. Его коллек-ции передали в Исторический музей, за это его сделали генералом. На Арбате обитал неутомимый собиратель жи-вописи – застенчивый Дмитрий Иванович.
Однако главной знаменитостью в семействе Щу-киных все-таки считался Сергей Иванович. Бурная энер-гия и особые способности Щукина-коммерсанта неожи-данно нашли еще один достойный выход: Сергей Ива-нович стал создавать коллекцию современной французской живописи. Полотна Гогена, Ван Гога, Матисса, Ренуара, Моне, Дега находились в его коллекции. В Щукинской коллекции замечательно то, что он приобретал картины художников, которых в то время никто не признавал, над ними смеялись. Многие считали Щукина сумасшедшим. Илья Репин, однажды увидев картины Матисса, в ужасе бежал из галереи и больше сюда не возвращался. Не-сомненно, что Сергей Иванович обладал исключительным даром распознавать подлинные художественные ценности и видел их тогда, когда окружающие их не замечали. За-нимался он и благотворительностью. Сергей Щукин пожертвовал на строительство и оборудование круп-нейшего по тем временам в Европе Психологического института 120 тысяч.
Горько было Сергею Ивановичу узнать о попытке распродажи его коллекции советским правительством за рубеж. Он говорил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Сообщение о семье Хлудовых
Происходили из крестьян Рязанской губернии. Родоначальником этой семьи был Иван Иванович Хлудов, человек чрезвычайно энергичный и предприимчивый. Третий сын основателя династии Алексей Иванович был человеком неподкупной честности, правдивым, трудо-любивым, отличающимся силой ума и верностью взгля-дов. Успешно работал в области хлопковой торговли и хлопчатобумажной промышленности. Алексей Иванович известен также как коллекционер древних русских ру-кописей и старопечатных книг, коих он составил бо-гатейшее собрание, включившее в себя вещи большой ценности, как, например, «Просветитель» Иосифа Волоц-кого, сочинения Максима Грека, творения Иоанна Дамас-кина в переводе князя Андрея Курбского с собствен-норучными его заметками и многие другие. Общее число рукописей достигало 430-ти, а старопечатных книг – до 624-х. Был награжден орденом Владимира 3-й степени.
Герасим Иванович Хлудов, подобно своему бра-ту, был коллекционером. Он собирал картины преиму-щественно русской школы. Его галерея начала состав-ляться с начала 50-х годов. Он положил ей основание, купив у юноши Перова картины «Приезд станового на следствие», «Первый чин дьячковского сына». В течение 60-х годов к ним присоединились несколько других хо-роших картин: «Разборчивая невеста» Федотова, «Вир-сафия» Брюллова, пейзажи Айвазовского и другие ра-боты. Хлудовы, наряду с Бахрушиными, занимали видное место в деле устройства благотворительных учреждений. Ими были созданы:
– богадельни имени Герасима Ивановича Хлудова;
– палаты для неизлечимо больных женщин;
– бесплатные квартиры имени П.Д. Хлудовой;
– Ремесленная школа;
– детская больница имени М.А.Хлудова.
Сообщение о семье Мамонтовых
Мамонтовы прославились на самых разнообраз-ных поприщах: и в области промышленной и, пожалуй, особенно в области искусства. Род Мамонтовых ведет свое начало от Ивана Мамонтова. Видимо, он занимался ши-рокой благотворительной деятельностью, т.к. на его могиле в Звенигороде благодарные жители установили памятник за услуги, оказанные им в 1812 г.
Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович. В народнохозяйственной деятель-ности он был известен как строитель Ярославской, а по-том Северной железных дорог, но больше его знали как человека, самыми разными путями связанного с искус-ством. Сам он обладал разнообразными талантами:
- был певцом, учился пению в Италии;
- был скульптором, режиссером;
- автором драматургических произведений.
Но самое главное в нем то, что он являлся всегда тем цент-ром, вокруг которого группировались все, кому дороги были артистические искания. И сам он много искал и много на-ходил; немалую роль он сыграл в «отыскании Ф.Ф. Ша-ляпина». Как сказал В.М. Васнецов, «в нем была какая-то электрическая струна, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».
Кто знает, может быть, без него и великий Вру-бель не смог бы пробиться вверх, к славе. Ведь его кар-тины были забракованы на Нижегородской Всероссийс-кой выставке, и энергичное заступничество Мамонтова не склонило жюри к более сочувственной оценке. Тогда Сав-ва Иванович на собственные средства выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его произведения. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и стал знаменитостью.
С именем Саввы Ивановича и его жены тесно связано одно из замечательных начинаний в области рус-ского народного творчества: знаменитое «Абрамцево». Это имение стало одним из самых культурных уголков Рос-сии. Здесь собрался весь цвет русского искусства: му-зыканты, певцы и особенно художники: Репин, Васнецов, Серов, Антокольский и другие.
В конце столетия Мамонтову пришлось пережить тяжелое испытание и глубокую внутреннюю драму: в постройке и эксплуатации Ярославской железной дороги были обнаружены злоупотребления и растраты. Мамонто-ву пришлось сесть на скамью подсудимых. И хотя в ходе следствия ему был вынесен оправдательный приговор, это дело разорило выдающегося человека.
– Список подобных фамилий может быть продолжен.
П. И. Третьяков. Третьяковская галерея.
Проверка задания:
– Кто же они, представители русского духовного Ренессанса, какую пользу они приносили Отечеству?
II. Итак, мы выяснили, кто они, что сделали, а теперь перед нами очень непростой вопрос: почему они занимались меценатской и благотворительной деятельностью?
Гораздо проще накапливать богатства для себя и жить при-певаючи: «А иначе зачем на земле этой вечно живу?»
Задание: разделитесь на пять творческих групп. Я задаю вам варианты ответов на вопрос мотивации меценатской и благотворительной дея-тельности представителей купеческих и промышленных фамилий. Изу-чите их, обсудите, проанализируйте и определите степень правиль-ности той или иной версии. При ответе постарайтесь использовать варианты понятий «благотворительность», записанные на доске.
Вариант-мотив № 1 (задание для первой творческой группы).
«Прожив часть жизни в России и более тридцати лет на Запа-де, Павел Афанасьевич Бурышкин мог сравнивать образ жизни запад-ных и русских предпринимателей. По его мнению, в России «самое отношение предпринимателей к своему делу было несколько иным, чем на Западе или в Америке. На свою деятельность они смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода «миссию, возложенную Богом или судьбой». Имен-но это, как говорит автор, наложило особый отпечаток на обществен-ную деятельность – деяния на благо народа, ибо «про богатство гово-рили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета», что «выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необы-чайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на кото-рые смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга».
Вопросы к варианту № 1:
- О каком из определений «благотворительности» здесь идет речь?
- Каковы мотивы поступков купечества, по мнению П.А. Бурышкина?
- Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свой ответ аргу-ментируйте.
Вариант-мотив № 2.
Автор книги «Коллекционеры и меценаты в России» А. Боханов считает, что выделение денег на сирот и убогих «было вообще типич-ной традиционной формой буржуазной благотворительности, отли-чавшейся от обычной подачи «милостыни лишь своими масштабами».
Вопросы к группе 2:
– О каком из определений «благотворительности» идет речь?
- Как объясняет А. Боханов мотивы благотворительности ку-печеских династий?
- Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Ответы аргументируйте.
Вариант-мотив № 3
Некоторые авторы того времени (начала XX века) утверждали, что «... рост классового самосознания буржуазии приводил к из-менению «корпоративной психологии» и способствовал тому, что пред-ставители делового мира (конечно, далеко не все) начинали ощущать свою неразрывную связь с будущим народа, которое было немыслимо без развития просвещения и культуры».
Вопросы к группе 3:
- Почему занимались благотворительностью и меценатством представители буржуазии?
- Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ аргументируйте.
Вариант-мотив № 4.
а) Существует мнение, что благотворительной деятельностью многие купцы занимались из тщеславия, амбиций, называя галереи, боль-ницы своим именем.
Факты:
1) Братья Бахрушины за 20 лет пожертвовали на благотво-рительные цели 4 млн. рублей.
2) Н.А. Алексеев на детский приют отдал 1 млн. рублей.
3) К.Т. Солдатенков завещал 1,2 млн. рублей на строительство «бесплатной больницы для всех бедных без различия званий, сословий и религий».
4) Семья Морозовых построила Клинический городок.
5) Третьяков открыл училище для глухонемых.
Вопросы к 4-ой группе:
- Каковы были мотивы благотворительности, представленные в этой версии?
- Согласны ли вы с ней?
- Прокомментируйте факты, приведенные в пакете-документе. Видимо, не так плохи амбиции, благодаря которым сотни тысяч людей получали кров, питание, возможность учиться, лечиться, приобщаться к культуре.
Вариант-мотив № 5.
Сегодня можно встретить утверждение, что и в собрании, и в коллекционировании, создании музеев лежала корысть – желание получить за них дарение, создание дворянского звания.
Вопросы к 5-ой группе:
- Что заставляло купечество, согласно данной версии, участ-вовать в меценатстве?
- Согласны ли вы с подобным мотивом их деятельности?
Так ли уж это плохо?
Свое мнение аргументируйте.
– Не отрицая представленного мотива, стоит подумать и о дру-гом. Расширялся не только кругозор самого собирателя, но вырастал общий культурный уровень всей семьи, глава которой занимался не только в амбаре «делами», но и с дотошностью и кропотливостью ис-тинного исследователя постигал историческую эпоху, то или иное на-правление в искусстве. И так ли уж предосудительно желать получить орден за благородный поступок?
Учитель: Подводя черту нашему обсуждению, думается, следует сказать следующее: пусть каждый из нас по-своему определил мотивы поступков этих людей: для кого-то меценатство было в следующем:
А для кого-то это ответ на «извечный вопрос»: «А иначе зачем на земле этой вечной живем?», т.е. мотив – стремление оставить свой след в истории отечества.
– Наше общество пробует очиститься, сбросить невероятный груз вины перед теми, кому пришлось страдать из-за неподходящего про-исхождения, чьи имена были преданы забвению. Ведь не у всех детей купеческих удачно сложилась жизнь за рубежом. Одна из причин – отсутствие главного стимула – служение народу, стране. После 1917 г. многие династии перестают существовать. Чудо, которое могло бы произойти при благоприятных политических условиях, не состоя-лось. Поднявшиеся из народных глубин самородки – основатели этих династий на чужбине не смогли состояться как личности. Разорение семейных кланов, обладающих особой энергодеятельностью и талан-том – одна из многочисленных трагедий нашего народа.
Пора вернуть долги оклеветанным, незаслуженно забытым и уничтоженным. К сожалению, прозрение пришло к нам с опоз-данием. Ураган тотального обновления, пронесшийся по Советской стране, уничтожил многие светлые начинания этих замечательных людей. В 1948 г. в Москве закрыли Музей нового западного искус-тва. Сюда для осмотра явился, по-видимому, «знаток» искусства Ворошилов. Вскоре музей был ликвидирован. Рассказывают, будто президент Академии художеств Александр Герасимов произнес сакра-ментальную фразу: «Если кто осмелится выставить Пикассо, я его повешу».
Сегодня ни в Эрмитаже, ни в Пушкинском музее вы не обнаружите на картинах ни одной этикетки, указывающей на то, что их собрал С.И. Щукин. Давайте еще раз вспомним его слова: «Я собираю их не только и не столько для себя, а для страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там». Почему же капиталисты открывали музеи для народа, а новая власть – наоборот?
III. Как российские меценаты могут помочь нам сегодня?
– Почему я решила провести урок с такой необычно звучащей темой? В программе для него не выделено места. Мы сегодня так много говорили о представителях русского духовного Ренессанса, потому что нуждаемся в них сегодня. Да, мы начинаем возрождаться экономически и, как знать, может, передо мной сидят новоявленные коммерсанты-предприниматели. Скорее всего, так и должно быть. Но вы должны хорошо уяснить себе взаимосвязь, которую прекрасно осознавали наши предки: заостренность экономической мысли – на нравственной стороне предпринимательской деятельности, т.е. на степени соотношения экономики и нравственности. Ведь и тогда ста-вился вопрос: как быть, если экономика разрушает нравствен-ность, использует и формирует дурные наклонности?
Наши русские меценаты нашли очень органичный ответ: «Улуч-шенные машины требуют улучшенных людей». Они осознали не-обходимость интенсивного развития системы социальной защиты, на-родного образования, здравоохранения, культуры. Например, владель-цы знаменитой Прохоровской мануфактуры были удостоены золотой медали «за заботы о быте рабочих». Более того, я обнаружила данные о том, что плохой репутацией пользовались фирмы, откуда уходили рабочие, недовольные плохими социальными условиями.
Мамонтов завещал сыну: «Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей семьи, для пользы общественной и отечественной».
Только взаимосвязь нравственности и экономики приносит плоды.
- Чем же могут помочь нам сегодня российские меценаты на-чала XXI века? (Обмен мнениями).
- Все ли нынешние предприниматели осознают это?
- Задумываются на над вопросом: «А зачем на земле этой вечной живу?»
Я попыталась собрать материал на эту тему:
– «Инкомбанк» спонсировал концерты Дмитрия Хворостовс-кого и Ирины Архиповой.
– Фонд Андрея Тарковского, театр Олега Табакова финанси-ровали борьбу с наркоманией среди детей и подростков, выделили суммы Детскому противораковому фонду.
– Значительные суммы выделены на восстановление храмов Антиохийского подворья в Москве и в Соловецком монастыре.
Но чаще спонсируются передачи сомнительного содержания, конкурсы красоты и т.д.
Как видите, не густо. Порой власти «благотворительность» чуть ли не клещами вытаскивают из предпринимателей!
Заключение: Весь урок мы вели диалог, отвечая на «извечные воп-росы»: «Кто? Что? Почему? А иначе зачем на земле этой вечной живем?»
В ответах на эти вопросы я склонна согласиться со словами Андрея Лукашина, хотя сразу могу представить, что не все со мной согласятся. В этом случае полезно вспомнить Ф. Достоевского, кото-рый говорил: «Не верь, но хоть слушай...» Слушаем А. Лукашина:
Погрязший в суете мирских забав,
О, человек! Одумайся, ведь ты неправ.
Нам жизнь дана Творцом, не для себя чтоб жить,
Но чтоб могли любовью ближним мы служить,
Тем, кто страдает, может быть, сейчас.
И ожидает помощи от нас.
Но где проводишь ты беспечно жизни дни?
Ведь скоро пролетят, как сон ночной, они,
С собою старость дряхлую неся, -
И ты поймешь, что жизнь прожита зря!
Эту истину хорошо поняли в цивилизованном мире Запада, но еще раньше осознали наши с вами великие пращуры – россияне: меце-наты Алексеевы, Бахрушины, Хлудовы, Третьяковы. Нет, не разруши-телями земли русской они были, а подлинными созидателями богатств материальных и духовных. Ф. Шаляпин говорил про них: «И ведь все же русские мужики – Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Моро-зовы, Щукины – какие все это козыри в игре нации».
Подведение итогов.
Сегодняшний урок нельзя отнести к категории легких уроков. В диалоге с вами мы искали истину и задумывались над сложными во-просами. А это достаточно сложно. Перед человеком всегда стоят нрав-ственные вопросы: «Как жить? Зачем?», а главное – «Что оставить?»
Каждый из нас, выбирая свой собственный путь в жизни, по-своему отвечает на эти вопросы.
Может быть, и вы в своем недалеком будущем вспомните этот урок, и он поможет вам в вашем выборе.
Домашнее задание: небольшая письменная работа «Размышление над уро-ком: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» А для того, чтобы вам легче было справиться с домашним заданием, послушайте раз-мышления Б.Окуджавы по этому вопросу (звучит песня-романс Булата Окуджавы «Виноградную косточку...»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы "А иначе зачем на земле этой вечной живу"
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы...
Словно сердце Земли бьется вечный огонь...
Данное мероприятие направлено на формирование и развитие патриотических качеств учащихся, на закрепление и углубление исторических знаний учащихся. Необходимо воспитывать у ребят чувство любви и гордо...
Школа- территория сотрудничества.«Жить надо интереснее, а иначе зачем» (Английский язык после уроков)
Проект внеурочной деятельности по английскому языку....
Методическая разработка классного часа "Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова"
Методическая разработка классного часа «Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова» предназначена для формирования интереса...
Литературно-музыкальная композиция «Горит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский...» (для 8-9 классов)
Методическая разработка мероприятия, посвященного битве под Сталинградом. Литературно-музыкальная композиция, использованы стихи М.Агашиной и документальные материалы интернетресурсов....
Классный час «Не перевелись ещё на земле русской мастера...».
- познакомить учащихся с русскими народными промыслами;- ввести учащихся в прекрасный мир талантливых русских умельцев;- открыть истоки народного мастерства;- заинтересовать учащихся техникой исполнен...