"Матрешка". Разработка занятия студии ДПИ.
план-конспект занятия по теме

Грязнова Ирина Сергеевна
Данный конспект разработан в рамках студии декоративно-прикладного искусства. Знакомит учащихся с историей рождения русской деревянной матрешки, с формами и сюжетами росписи. В качестве практической работы ребятам предлагается выполнить поделку из соленого теста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Разработка занятия студии ДПИ

 «Матрёшка»

(работа с солёным тестом)

 Руководитель студии

Грязнова И.С.

Округ Муром

2013

Время: 2 занятия по 45 минут.        

Цели:

- Познакомить ребят с  историей рождения русской деревянной матрёшки.

- Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки, как символ русского народного искусства.

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям.

- Углубить и расширить знания и умения при работе с соленым тестом.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, мука, соль «Экстра», чесноковыжималка, гуашь, кисточка.

Ход занятия

 1. Введение в тему занятия.

Звучит песня “ Коробейники”.

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

        Интересно, чем наполнен этот сундучок?  Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну.  Он наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко –

Наша русская … (матрёшка).

Хотя матрешка изначально была деревянной, мы с вами попробуем изготовить её из соленого теста. Она должна получиться у нас не хуже, чем настоящая.  (Демонстрация матрешек из соленого теста).

- А как вы думаете, где можно применить такую поделку?  (Она может украсить любую кухню, детскую, может быть хорошим подарком).

2. Сообщение познавательных сведений.

- А что вы знаете о матрёшке?

Матрешка - уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром. Игрушка эта непростая, а с секретом: Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрёшку придумали потешку:

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.

- Скажите, пожалуйста, у кого дома есть матрешка? А где она лежит? В коробке с игрушками?

Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства.

- Знаете ли вы, сколько лет матрёшке?        

Кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет.

- А что вы знаете о первой русской матрёшке? Как она получила это имя?

Кукла-матрешка пришла в Россию, оказывается, из Японии в конце 19 века. В Московскую игрушечную мастерскую   привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Его голова имела необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума. (Слайд 1).  Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.  Эти фигурки понравились и взрослым, и детям.

Эту  японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из  дерева  похожие  фигурки, которые вкладывались одна в другую. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (Слайд 2).

Самую большую куклу он одел в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из под алого платочка тяжелую косу.   В руках у неё нарисовал черного петуха. Как же назвать красавицу? Назвали ее Матреной – старинным русским именем.  Ласково -  Матрёша, Матрёшка. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Игрушка состояла из восьми фигурок. (Слайд 3). За девочкой с черным петухом в руках шел мальчик, затем девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Это и есть первая русская матрешка. А родилась она в городе Загорск.

Матрешки всегда были дорогими и пользовались большим спросом.   И уже через несколько лет практически весь подмосковный Сергиев Посад делал этих обаятельных кукол. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа.  Рисовали целыми семьями: и старики и дети. (Слайд 4).

   Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девушки, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с корзинами, с цветами, хлебом-солью и т.п. (Слайд 5). В 1900 году на Всемирной выставке в Париже эта игрушка произвела такой фурор, что в скором времени мастерская А. Мамонтова, где она изготовлялась, получила большой заказ для Франции. Большими партиями матрешек вывозили за границу.

Вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г.Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Майдан. (Слайды 6 и 7)

Со временем изобретательные мастера придумывали и новые формы матрёшки и новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы (Слайд 8). Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. В качестве сюжетов росписи  матрешек   использовались и литературные произведения (Слайд 9).

Вскоре матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки в разных странах мира. Совершив кругосветное путешествие, эта замечательная игрушка покорила весь мир. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-профессионалом или любителем по собственному замыслу. (Слайд 10). Самая крупная матрёшка - ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

3. Закрепление материала.

- А сейчас я хочу предложить вашему вниманию кроссворд.

  1. Хохлома, Гжель, Городец, Дымка – это народные … (ед.ч.)
  2. Элемент женского костюма матрёшки.
  3. Художник, который первым расписал матрёшку.
  4. Название города, в котором родилась матрёшка.
  5. Кем по национальности была деревянная игрушка, которая натолкнула наших художников на мысль, создать похожую, но свою, русскую игрушку?
  6. Что держала в руках первая игрушка матрёшка?
  7. Назовите фамилию первого мастера впервые выточившего матрёшку.
  8. Головной убор матрёшки.

4. Физкультминутка «Веселые художники»

Ребята  делятся на 2 группы. С завязанными глазами нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

5. Введение в практическую часть.

Порядок работы:         

  1. Сделайте из лепешки со срезанным низом сарафан, украсьте его бахромой. Закройте верх бахромы ещё одной лепёшкой так, чтобы длина бахромы была 1-2 см, сделайте фартучек и украсьте его орнаментом при помощи различных штампиков.
  2. Вылепите рукава, прикрепите их.
  3. Слепите голову. Используя чесноковыжималку, сделайте волосы. Из маленького шарика – нос. Острым предметом наметьте рот и нос.
  4. Вырежьте из тонкой лепёшеи платочек, украсьте его рисунком и бахромой. «Наденьте» на голову, два ромбика – кончики платка и узелок.
  5. Приклейте головку.
  6. Дополните матрешку мелкими деталями: сделайте маленькие ручки, бусы.
  7. Поставьте фигурку сушить.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

  • Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
  •  А что удивило?
  • А что оказалось самым трудным?

У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой. Я надеюсь, что матрешки, сделанные вашими руками, придадут уют вашему дому и подарят  немало теплых минут вам и вашим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия театральной студии "Образ"

В данном материале содержиться план-разработка одного из занятия театральной студии "Образ" на тему: "Актерский тренинг, как воспитание веры в предлогаемые обстоятельства"...

Разработка занятия театральной студии "Образ"

В данном материале содержиться план-разработка одного из занятия театральной студии "Образ" на тему: "Актерский тренинг, как воспитание веры в предлогаемые обстоятельства"...

Разработка занятия студии ДПИ "Работа с соленым тестом. Рыбка".

Солёное тесто - удивительно пластичный материал для лепки.  История соленого теста уходит вглубь веков и тесно переплетается с обрядами и верованиями древних славян. В настоящее время подарки и с...

Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"

Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...

Методическая разработка занятия "Украшение матрешки"

Данный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, родителям....

Методическая разработка занятия в детской студии моды" Силуэт"

На занятиях девушки шьют одежду , а также проходят поузловую обработку деталей к этой одежде. На данном занятии девушки знакомяться с разновидностями карманов и их особенностями. Теоретическая и практ...

методическая разработка занятия "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Полхов-Майданской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения..

Данная разработка рассказывает особенности элементов росписи этой матрешки. Предусмотрена теоретическая и практическая часть. Для самостоятельного дистанционного изучения....