ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА «ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
учебно-методический материал по теме
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области образования и обновленные требования предъявляются к системе профессионального образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства. Концепция непрерывного воспитания учащейся молодежи определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в стране и базирующиеся на принципах непрерывности, и преемственности учебно- воспитательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Образовательная программа
подготовки студенческого актива
«Школа лидерства»
ЛАНГЕПАС, 2013
Образовательная программа подготовки студенческого актива
«Школа Лидерства»
Организация-разработчик:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лангепасский профессиональный колледж»
Разработчик:
Политова Т.В., заместитель директора по УВР
Рекомендована методическим советом Бюджетного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лангепасский профессиональный колледж»
Протокол № _1__ от «_08_» ___ 09__ 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области образования и обновленные требования предъявляются к системе профессионального образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства. Концепция непрерывного воспитания учащейся молодежи определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в стране и базирующиеся на принципах непрерывности, и преемственности учебно- воспитательной деятельности.
Данная Концепция закрепляет приоритеты воспитания:
− целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика;
− гражданина и патриота своей страны;
− ответственного семьянина.
Однако сложившиеся модели воспитания недостаточно ориентированы на подготовку личности, способной и готовой брать на себя ответственность в ситуации социальных перемен, не дают представления об организации ССУ как средства саморазвития личности. Таким образом, не обеспечивается возможность общественного управления в образовательном пространстве. Организация ССУ имеет ряд отличительных особенностей, особую специфику и играет важную роль в личностном и профессиональном становлении учащихся и студентов.
Студенческое самоуправление – это возможность приобретать навыки управленческой деятельности, развивать лидерские качества, инновационное мышление, самостоятельность, ответственность, мобильность, конкурентоспособность, представлять и защищать интересы молодежи, а также как фактор личностно- профессионального становления будущих специалистов. Участие в деятельности по организации ССУ позволяет учащемуся и студенту являться объектом и субъектом собственного преобразования, целенаправленно определять изменение развития личностных качеств. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно используется потенциал ССУ для личностного и профессионального станов- ления учащихся и студентов. Одна из эффективных форм подготовки студенческого актива – это обучение по образовательной программе «Школа лидерства». Выбор содержания, форм и методов обучения актива диктуется, прежде всего, интересами самих учащихся и студентов, потребностями колледжа и интересами государственной политики в сфере образования. Значительное место в обучении актива отводится реализации государственных, окружных, городских молодежных программ, что обеспечивает познавательную, воспитательную, информационно-пропагандистскую работу самих учащихся и студентов.
Цель образовательной программы «Школа лидерства» колледжа: формирование личностных и профессиональных качеств учащихся и студентов; ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации организаторских и управленческих компетенций, навыков работы с молодежью, овладение знаниями по вопросам реализации Государственной политики в области образования, воспитания и социальной защиты молодежи.
Задачи образовательной программы «Школа лидерства» колледжа:
− формирование нравственных основ деятельности, чувства личной ответственности за порученное дело, целеустремленности, гражданской позиции;
− формирование личностных и профессиональных качеств учащихся и студентов: компетентности, ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, креативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации;
− развитие организаторских и управленческих компетенций;
− реализация интеллектуального, лидерского потенциала учащихся и студентов;
− вовлечение учащихся и студентов в многоплановую, разнообразную социально-значимую деятельность;
− углубление знаний по вопросам Государственной политики в области образования;
− вовлечение в общественно-значимую деятельность широкого круга учащихся и студентов;
− расширение связей и изучение опыта других учебных заведений города, округа;
− организация специальной психолого-педагогической подготовки студенческого актива.
Подготовка студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» основывается на следующих принципах:
− профессионализм и компетентность;
− системность, целостность в обучении;
− актуальность, содержательность;
− преобладание инновационных и интерактивных форм в обучении. Актуальность и необходимость изучения представленного курса определяется повышенными требованиями к уровню образованности специалиста, его психолого-педагогической культуре, личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию. Содержание данного курса включает в себя тематический план, вопросы и задания для обсуждения. Данный курс обеспечивает овладение будущими специали- стами не только новыми знаниями, но и способами работы с ними посредством включения обучающихся в самостоятельную активную деятельность через систему ССУ. Особенностью данного курса является то, что его содержание построено на деятельностном и компетентностном подходах к обучающимся, включающих методики самореализации личности, технологии личностного и профессионального роста, развитие творческого потенциала, продуктивное общение молодежи. Назначение курса – помочь учащимся и студентам осознать, что участие в ССУ будет стимулировать их личностный и профессиональный рост, поможет в становлении карьеры и формировании собственного имиджа. Специфика усвоения курса и формирования активной позиции молодежи состоит в принципах его освоения: рефлексивности, диалогичности, трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта. Поэтому обучение студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» – деловые игры, тематические дискуссии, лекции, се- минары, тренинги, круглые столы, выездные семинары-тренинги – это не формальное посещение занятий, а «проживание» их содержания, методов и приемов работы с информацией, которые возможны на основе диалога преподавателя, учащихся и студентов,
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по образовательной программе подготовки студенческого актива
«ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
на учебный год
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 |
| |
2 | 1. Государственная политика в сфере образования и молодежной политики: программы, постановления, докуметы. Научно-теоретическая разработанность проблемы | 40 |
3 | 1.1. Введение в курс. Научно-теоретическая разработанность проблемы | 8 |
4 | 1.2. Указы Президента РФ, Федеральные,Окружные и городские молодежные программы | 10 |
5 | 1.3. Молодежные организации и движения в России: цели и задачи в контексте подготовки молодежных лидеров | 6 |
6 | 1.4. Социально-демографическая характеристика современной молодежи России | 6 |
7 | 1.5. Организация воспитательной работы в колледже | 10 |
8 | Раздел 2. Научно-теоретические и организационные основы ССУ | 20 |
9 | 2.1. Нормативно-правовые документы по организации работы ССУ. Научно-исследовательская работа учащихся и студентов по вопросам организации воспитательной работы и работа в раз- витии ССУ. Участие актива в городских, организация общеколледжных мероприятий | 5 |
10 | 2.2. Цели, задачи, функции, ресурсное обеспечение ССУ | 5 |
11 | 2.3. Принципы создания структуры и деятельности органов ССУ | 5 |
12 | 2.4. Мониторинг качества организации и роли ССУ в учебно- воспитательном процессе. Получение творческих заданий для подготовки студенческих проектов по развитию ССУ, колледжа | 5 |
13 | Раздел 3.Инструктивно-методическая учеба студентов 1 курса | 50 |
14 | 3.1.1 день «Я и группа» Целевой ориентир дня: создать условия для комфортного и успешного взаимодействия студентов в учебных группах | 10 |
15 | 3.2. 2день «Я и колледж» Целевой ориентир дня: сформировать у студентов представления об основных направлениях деятельности в колледже (учебная, научная, практика по специальности, внеаудиторная работа) | 10 |
16 | 3день. «Я и орг. деятельность в колледже» Целевой ориентир дня: создать условия для освоения студентами основ организаторской деятельности | 10 |
17 | 4 день. «Я и специальность» Целевой ориентир дня: сформировать у студентов общее представление о своей специальности | 10 |
18 | 5день. «Я – студент ЛПК» | 10 |
19 | Раздел 4.Формирование личностных качеств и компетенций членов студенческого самоуправления | 24 |
20 | 4.1. ССУ как средство формирования студенческого коллектива | 4 |
21 | 4.2. Пути формирования студенческого коллектива через ССУ | 4 |
22 | 4.3. Общественно-полезная деятельность учащихся и студентов как основа формирования ССУ | 4 |
23 | 4.5. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе | 4 |
24 | 4.6. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе | 4 |
25 | 4.7. Психолого-педагогические аспекты формирования коллектива через ССУ | 4 |
26 | Раздел 5.ССУ как фактор личностного и профессионального становления учащихся и студентов | 6 |
27 | Сила личности как фактор личностного и общественного совершенствования | 2 |
28 | Самоопределение личности как сущность ее профессионального развития | 2 |
29 | Карьера будущего специалиста как условие и уровень его самореализации и самоуправления | 2 |
30 | Раздел 6.Организационно-педаго- гические и социально-психологические основы лидерства | 18 |
31 | Современные теории лидерства и его сущность | 3 |
32 | Современные теории лидерства и его сущность | 3 |
33 | Деловая этика современного руководителя | 3 |
34 | Организация студенческих волонтерских отрядов: преемственность традиций и поиск новых подходов в стройотря- довском движении | 3 |
35 | Социально-психологические основы формирования лидерских качеств | 3 |
36 | Организация ССУ: принципы реализации | 3 |
37 | Раздел 7 | 22 |
38 | Практические занятия | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества
Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42625.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141144-1352562720.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-283418-1386813142.jpg)
Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)
Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-259327-1387386735.jpg)
Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.
Результат реализации данной программы - построение компетентностной модели участника олимпиады....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1356438-1634721742.jpg)
Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023
Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023...