ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА «ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
учебно-методический материал по теме
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области образования и обновленные требования предъявляются к системе профессионального образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства. Концепция непрерывного воспитания учащейся молодежи определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в стране и базирующиеся на принципах непрерывности, и преемственности учебно- воспитательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_shkola_liderstva.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Образовательная программа
подготовки студенческого актива
«Школа лидерства»
ЛАНГЕПАС, 2013
Образовательная программа подготовки студенческого актива
«Школа Лидерства»
Организация-разработчик:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лангепасский профессиональный колледж»
Разработчик:
Политова Т.В., заместитель директора по УВР
Рекомендована методическим советом Бюджетного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лангепасский профессиональный колледж»
Протокол № _1__ от «_08_» ___ 09__ 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области образования и обновленные требования предъявляются к системе профессионального образования, ценностной основой которого становятся гуманизация и демократизация отношений субъектов образовательного пространства. Концепция непрерывного воспитания учащейся молодежи определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в стране и базирующиеся на принципах непрерывности, и преемственности учебно- воспитательной деятельности.
Данная Концепция закрепляет приоритеты воспитания:
− целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика;
− гражданина и патриота своей страны;
− ответственного семьянина.
Однако сложившиеся модели воспитания недостаточно ориентированы на подготовку личности, способной и готовой брать на себя ответственность в ситуации социальных перемен, не дают представления об организации ССУ как средства саморазвития личности. Таким образом, не обеспечивается возможность общественного управления в образовательном пространстве. Организация ССУ имеет ряд отличительных особенностей, особую специфику и играет важную роль в личностном и профессиональном становлении учащихся и студентов.
Студенческое самоуправление – это возможность приобретать навыки управленческой деятельности, развивать лидерские качества, инновационное мышление, самостоятельность, ответственность, мобильность, конкурентоспособность, представлять и защищать интересы молодежи, а также как фактор личностно- профессионального становления будущих специалистов. Участие в деятельности по организации ССУ позволяет учащемуся и студенту являться объектом и субъектом собственного преобразования, целенаправленно определять изменение развития личностных качеств. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно используется потенциал ССУ для личностного и профессионального станов- ления учащихся и студентов. Одна из эффективных форм подготовки студенческого актива – это обучение по образовательной программе «Школа лидерства». Выбор содержания, форм и методов обучения актива диктуется, прежде всего, интересами самих учащихся и студентов, потребностями колледжа и интересами государственной политики в сфере образования. Значительное место в обучении актива отводится реализации государственных, окружных, городских молодежных программ, что обеспечивает познавательную, воспитательную, информационно-пропагандистскую работу самих учащихся и студентов.
Цель образовательной программы «Школа лидерства» колледжа: формирование личностных и профессиональных качеств учащихся и студентов; ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации организаторских и управленческих компетенций, навыков работы с молодежью, овладение знаниями по вопросам реализации Государственной политики в области образования, воспитания и социальной защиты молодежи.
Задачи образовательной программы «Школа лидерства» колледжа:
− формирование нравственных основ деятельности, чувства личной ответственности за порученное дело, целеустремленности, гражданской позиции;
− формирование личностных и профессиональных качеств учащихся и студентов: компетентности, ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности, креативности, конкурентоспособности, адаптивности и потребности в самореализации;
− развитие организаторских и управленческих компетенций;
− реализация интеллектуального, лидерского потенциала учащихся и студентов;
− вовлечение учащихся и студентов в многоплановую, разнообразную социально-значимую деятельность;
− углубление знаний по вопросам Государственной политики в области образования;
− вовлечение в общественно-значимую деятельность широкого круга учащихся и студентов;
− расширение связей и изучение опыта других учебных заведений города, округа;
− организация специальной психолого-педагогической подготовки студенческого актива.
Подготовка студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» основывается на следующих принципах:
− профессионализм и компетентность;
− системность, целостность в обучении;
− актуальность, содержательность;
− преобладание инновационных и интерактивных форм в обучении. Актуальность и необходимость изучения представленного курса определяется повышенными требованиями к уровню образованности специалиста, его психолого-педагогической культуре, личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию. Содержание данного курса включает в себя тематический план, вопросы и задания для обсуждения. Данный курс обеспечивает овладение будущими специали- стами не только новыми знаниями, но и способами работы с ними посредством включения обучающихся в самостоятельную активную деятельность через систему ССУ. Особенностью данного курса является то, что его содержание построено на деятельностном и компетентностном подходах к обучающимся, включающих методики самореализации личности, технологии личностного и профессионального роста, развитие творческого потенциала, продуктивное общение молодежи. Назначение курса – помочь учащимся и студентам осознать, что участие в ССУ будет стимулировать их личностный и профессиональный рост, поможет в становлении карьеры и формировании собственного имиджа. Специфика усвоения курса и формирования активной позиции молодежи состоит в принципах его освоения: рефлексивности, диалогичности, трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта. Поэтому обучение студенческого актива по образовательной программе «Школа лидерства» – деловые игры, тематические дискуссии, лекции, се- минары, тренинги, круглые столы, выездные семинары-тренинги – это не формальное посещение занятий, а «проживание» их содержания, методов и приемов работы с информацией, которые возможны на основе диалога преподавателя, учащихся и студентов,
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по образовательной программе подготовки студенческого актива
«ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»
на учебный год
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 |
| |
2 | 1. Государственная политика в сфере образования и молодежной политики: программы, постановления, докуметы. Научно-теоретическая разработанность проблемы | 40 |
3 | 1.1. Введение в курс. Научно-теоретическая разработанность проблемы | 8 |
4 | 1.2. Указы Президента РФ, Федеральные,Окружные и городские молодежные программы | 10 |
5 | 1.3. Молодежные организации и движения в России: цели и задачи в контексте подготовки молодежных лидеров | 6 |
6 | 1.4. Социально-демографическая характеристика современной молодежи России | 6 |
7 | 1.5. Организация воспитательной работы в колледже | 10 |
8 | Раздел 2. Научно-теоретические и организационные основы ССУ | 20 |
9 | 2.1. Нормативно-правовые документы по организации работы ССУ. Научно-исследовательская работа учащихся и студентов по вопросам организации воспитательной работы и работа в раз- витии ССУ. Участие актива в городских, организация общеколледжных мероприятий | 5 |
10 | 2.2. Цели, задачи, функции, ресурсное обеспечение ССУ | 5 |
11 | 2.3. Принципы создания структуры и деятельности органов ССУ | 5 |
12 | 2.4. Мониторинг качества организации и роли ССУ в учебно- воспитательном процессе. Получение творческих заданий для подготовки студенческих проектов по развитию ССУ, колледжа | 5 |
13 | Раздел 3.Инструктивно-методическая учеба студентов 1 курса | 50 |
14 | 3.1.1 день «Я и группа» Целевой ориентир дня: создать условия для комфортного и успешного взаимодействия студентов в учебных группах | 10 |
15 | 3.2. 2день «Я и колледж» Целевой ориентир дня: сформировать у студентов представления об основных направлениях деятельности в колледже (учебная, научная, практика по специальности, внеаудиторная работа) | 10 |
16 | 3день. «Я и орг. деятельность в колледже» Целевой ориентир дня: создать условия для освоения студентами основ организаторской деятельности | 10 |
17 | 4 день. «Я и специальность» Целевой ориентир дня: сформировать у студентов общее представление о своей специальности | 10 |
18 | 5день. «Я – студент ЛПК» | 10 |
19 | Раздел 4.Формирование личностных качеств и компетенций членов студенческого самоуправления | 24 |
20 | 4.1. ССУ как средство формирования студенческого коллектива | 4 |
21 | 4.2. Пути формирования студенческого коллектива через ССУ | 4 |
22 | 4.3. Общественно-полезная деятельность учащихся и студентов как основа формирования ССУ | 4 |
23 | 4.5. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе | 4 |
24 | 4.6. Стимулирование учащихся и студентов в учебно-воспитательном процессе | 4 |
25 | 4.7. Психолого-педагогические аспекты формирования коллектива через ССУ | 4 |
26 | Раздел 5.ССУ как фактор личностного и профессионального становления учащихся и студентов | 6 |
27 | Сила личности как фактор личностного и общественного совершенствования | 2 |
28 | Самоопределение личности как сущность ее профессионального развития | 2 |
29 | Карьера будущего специалиста как условие и уровень его самореализации и самоуправления | 2 |
30 | Раздел 6.Организационно-педаго- гические и социально-психологические основы лидерства | 18 |
31 | Современные теории лидерства и его сущность | 3 |
32 | Современные теории лидерства и его сущность | 3 |
33 | Деловая этика современного руководителя | 3 |
34 | Организация студенческих волонтерских отрядов: преемственность традиций и поиск новых подходов в стройотря- довском движении | 3 |
35 | Социально-психологические основы формирования лидерских качеств | 3 |
36 | Организация ССУ: принципы реализации | 3 |
37 | Раздел 7 | 22 |
38 | Практические занятия | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества
Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)
Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...
Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.
Результат реализации данной программы - построение компетентностной модели участника олимпиады....
Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023
Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023...