«Преподобный Сергий. Душа России»
методическая разработка (8 класс) на тему
Аннотация: Сценарий культурно-массового мероприятия, посвященного 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodobnyy_sergiy_radonezhskiy.zip | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
Галуцких Наталья Андреевна, учитель МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого»,
русского языка и литературы,
п. Борисовка Белгородской обл.
Аннотация: Сценарий культурно-массового мероприятия, посвященного 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
«Преподобный Сергий. Душа России»
Цели:
образовательная: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, закрепить навыки раскрытия образа святого;
развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, внимание, логическое и творческое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы;
воспитательная: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского, воспитывать любознательного, эстетически развитого, творческого читателя, воспитывать интерес к урокам литературы, приобщить учащихся к исконно русской культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Репродукции картин в преезентации:
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
Нестеров М.В «Труды Сергия Радонежского»(триптих),
Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,
А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»,
М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»
Аудиозапись колокольного звона
Мультимедийный проектор с экраном
Звучит эпиграф урока:
Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена.
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры –
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А.Круглова.
Звенят колокола, на их фоне звучит стихотворение И.С.Аксакова «Всенощная в деревне»:
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
и звон смиряющий
Всем в душу просится,
окрест сзывающий
в полях разносится.
И стар, и млад войдёт:
Сперва помолится,
Поклон земной кладёт,
Кругом поклонится...
И стройное клирное
Несётся пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся,
Ограде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящими
лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
Ведущий 1. Вот уже более шести веков отделяют нас от времени, когда ушел из земной жизни наш великий соотечественник Сергий Радонежский. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка. Сергий Радонежский, уйдя от мира и став отшельником в дремучих радонежских лесах, неустанно служил народу и отечеству, боролся с враждой и разобщенностью русских князей, с прочими пороками, разъедающими человеческие сердца.
Ведущий 2. Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником.
Ведущий 3. Россия многим обязана радонежскому чудотворцу. Сергий Радонежский предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Не потому, что положила конец владычеству татар - еще целое столетие они хозяйничали на Руси и собирали дань. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать.
Ведущий 1. Современники оставили немного свидетельств о радонежском игумене. Главный источник, откуда мы черпаем сведения о нем, - житие, написанное его учеником Епифанием. Это не историческая книга и не биографический очерк. В этом удивительном повествовании органично переплетаются чудесное с обыденным, рисуя яркий образ преподобного Сергия.
Ведущий 2. А начинался его святой путь почти семь веков назад, когда народный святой, духовный воспитатель нескольких поколений, преподобный Сергий Радонежский, давно ставший для русских легендой, был маленьким отроком, любимым сыном, младшим и старшим братом, учеником в школе. Просто человеком - Варфоломеем Кирилловичем Иванчиным.
Чтение наизусть (на фоне спокойной музыки).
Ведущий 3. 3 мая 1314 года в семье ростовского боярина Кирилла и жены его Марии родился второй сын. Через сорок дней его крестили и назвали Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея, празднование которого пришлось на 11 июня. С малых лет он слышал в церкви и дома молитвы и псалмы и запоминал их. И вскоре его мать, боярыня Мария, стала замечать, как не похож ее Варфуша на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья - старший Степан и младший Петр, которому не было еще и шести лет. Каково же было огорчение родителей, когда вскоре Степан и Петр выучились грамоте, а Варфоломей не только не умел складывать буквы, но и не знал их. Учитель жаловался, что по многу раз повторял отроку одно и то же, но тот как будто не слышали не понимал, о чем ему толкуют.
Все изменилось после чудесного случая, о котором повествует Епифаний.
Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и, молитвенно опустив голову, останавливается под деревом.
Ведущий 3. Однажды Варфоломей пошел в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца-схимника.
Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к Старцу.
Старец-инок. Что тебе надобно, чадо?
Варфоломей. Отче, отче, мне не дается ученье,
Помолись о немощи этой моей!
Ведь без Господа не деется ничесоже —
Он услышит молитвы твои!
Я хотел бы читать Слово Божие
Так вот, как умнеют это братья мои.
Старец-инок.
Сердце мое помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Вместе.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твое,
Вот мы молим Тебя, стар и млад!
Старец-инок.
Отрока чистого сего, Боже, Ты веси –
Он Тебе от рождения посвящен,
Призри на него, ныне он думою невесел,
Немощью некоею удручен...
Ведущий3
Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Старец-инок.
От Бога тебе отрада –
Святыя просфоры часть;
Отверзи уста, о, чадо,
Дар благодатный ясть.
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек – но дар велик
В сей частице – от Бога разум
К постиженью священных книг.
Старец-инок собирается уходить. Варфоломей про себя.
Удержать хоть на немного, упросить.
Протягивает руку к старцу.
Останься, батюшка, останься малость!
Зайти к нам, осчастливь отца,
Матушку, родных.
Не лиши их своего благословенья.
Старец-инок.
Ладно, будь по-твоему!
Веди меня к дому, сынок. Уходят
Один из ведущих. Что же произошло дальше?
Ведущие (распределить между всеми по одной фразе для более динамичного повествования).
А дальше произошло настоящее чудо.
Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария.
Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец-инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать.
Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его.
Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея.
Ведущий 1. После трапезы старец засобирался в дорогу. Отказался погостить в боярском доме, где постоянно живали старцы и старицы, странники и нищие. На прощание он сказал боярину и его жене:
- Ваш отрок создаст обитель Святой Троицы и многих приведет вслед за собою к уразумению Божественных заповедей.
Ведущий 3. Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. Они построили небольшую церковь .
Варфоломей попросил старшего брата решить, во имя кого освятить построенную церковь, какой будет ее престольный праздник. И тут Стефан напомнил ему слова святого старца, много лет назад предрекшего Кириллу и Марии: "Ваш отрок создаст некогда обитель Святой Троицы..." Братья отправились пешком в Москву к самому митрополиту Феогносту за благословением на освящение церкви. Феогност принял их очень ласково, благословил и послал двух священников со всем необходимым для освящения храма.
Ведущий 2. Настала первая зима в жизни отшельников - самое тяжкое время в лесу. Порой их убогую келью заносило снегом по самую крышу, так что и дверь не могли открыть. Скудные съестные припасы таяли, братья месяцами не видели ни одной живой души. Только дикие звери - волки, медведи, лисицы - то и дело пробегали под окнами кельи да тревожно каркали вороны.
Стефан оказался душою слабее младшего брата. Тяготы отшельнической жизни пугали его. И однажды он признался Варфоломею, что больше терпеть не может. Тот утешил его, как мог, и не стал удерживать. Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. А Варфоломей спустя два года принял монашество и был наречен Сергием. Его духовным наставником был старец Митрофан, игумен Хотьковского монастыря, не раз навещавший Сергия и любивший его, как родного сына. И все же почти все время он пребывал в одиночестве, ведя трудную жизнь лесного отшельника.
Ведущий 3. Но Сергий спокойно пережидал и страшные вьюги, и другие непогоды, не страшил его и вой лютых зверей за стенами кельи. Однажды он всю зиму даже подкармливал медведя, выгнанного охотниками из берлоги, и зверь не тронул его, словно понимая, что пустынник делится с ним последним хлебом.
Во время рассказа меняются картины.
Уже сотни лет в самом сердце России, на горе Маковец, возвышается монастырь, Божия обитель, Троице-Сергиева Лавра, основанная когда-то отшельником.
(На слайде картина с видом Троице-Сергиевой Лавры)
Ученик 1.
Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Ведущий 1.. Враги России не раз осаждали обитель, но безуспешно. Татары проходили мимо нее, поляки осаждали ее безуспешно. Свои отщепенцы, приверженцы Самозванца, не могли ее взять.
Ученик 2.
Там, где шумел сосновый бор,
Где был когда-то лес дремучий,
Стоит наш Троицкий собор
В сиянье золота – могучий.
Он освящен во имя Бога,
Во имя Троицы Святой.
Доступна всем к нему дорога,
Богат для всех он добротой.
Ведущий 2. Именно отсюда слышались призывы к защите Родины, и именно отсюда православные воины получили благословение Божие на борьбу с захватчиками. И тянутся сюда со всей великой Руси люди: больные, здоровые, счастливые, несчастные, бедные, богатые, идут к святой раке Преподобного Сергия, в Троицкую обитель поклониться, помолиться Игумену земли Русской.
Выходят ученики в крестьянской одежде. Приими нас, отче. Давно о тебе прослышали, о твоем святом житии.
Далече разошелся слух о тебе, преподобный инок. Жаждем приобщиться к подвигам твоим. Не оттолкни нас.
Дозволь поселиться рядом с тобою, построить келлии, молиться в твоем храме Святой Троице.
Дозволь, инок Божий...
Все четверо кланяются перед иконой Преподобного Сергия Радонежского.
Ведущий 3. Как вы думаете, что мог ответить им Преподобный Сергий?
Ответы учеников. Я думаю, он мог ответить так "Братья мои, чего просите, не пойму. Лес – Господень. Я только батрак Его, смиренный инок. Коли люба вам Божия пустынь, оставайтесь с Богом”. И, скорее всего, низко поклонился прибывшим. Крестьяне уходят…
Ведущий 1. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию. Мы знаем, что Сергий Радонежский принял у себя в монастыре князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского), который решал, идти ли ему на бой с татарами, ведь силы у последних несметные.
Выразительное чтение отрывка «Князь Дмитрий Иванович у святого Сергия» с показом слайдов.
«Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.
Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.
Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:
- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет вам помощник и заступник!
И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:
- Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.
Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
- Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен.
Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
- Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей. - Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами.
Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой».
Ведущий 2. Шло время, и благосостояние обители росло, она расстраивалась, пополнялась иноками и могла уже сама помогать нищим и убогим. Никто из просящих и нуждающихся не уходил из обители без помощи. И только игумен ее оставался таким же, как и прежде, нищим, равнодушным к одежде и еде и другим благам. И зимой и летом носил он одну и ту же рясу из грубой неокрашенной сермяги, ветхую, перешитую, иногда с заплатами.
Ведущий 3. Пророчество или прозорливость проявились в Сергии постепенно, с годами, сначала в малом, потом в великом. Рано он научился видеть все тайные помышления и устремления людей, ничего не возможно было скрыть от него. Но позже дано было ему прозревать и будущее каждого человека, его предназначение.
Ведущий 1. Порой чудо и пророчество словно сливаются воедино в чудесном пророческом видении. Это уже не предсказание об отдельной человеческой судьбе или каком-то событии в жизни семьи. В таких видениях заключаются большие и важные пророчества - о судьбах целых городов, стран, народов. Преподобный Сергий удостоился таких видений, и не однажды. Об одних он рассказывал братии, другие держал при себе, стараясь постичь их потаенный смысл.
Ведущий 2. В житии Сергия Радонежского его ученик, Епифаний, подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти...».
Ведущий 3. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Ведущий 1. А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу такого рода – жития?
Ведущий 2. Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!
Ведущий 3. Помните, ребята, что святые и после смерти помогают людям!
Список используемой литературы
- Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…Исторический портрет Сергия Радонежского. – М., 1990;
- Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский, М. 1991.
- Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Сергий Радонежский. – М. 1991.
- Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. – 1992. - № 10.
- Яровская Н. Сергий Радонежский. Очерк.- Москва, 1993 г.
Интернет-ресурсы
http://ricolor.org/history/ka/podvig/serg_rad/
http://www.intelros.ru/2007/07/09/prepodobnyjj_sergijj_radonezhskijj.html
http://works.tarefer.ru/32/100438/index.html
http://sp73.narod.ru/4.html
http://filosofia.ru/70674/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ. ДУША РОССИИ».
«При имени Преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пере...
Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы: документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...
Душа России- Преподобный Сергий Радонежский (урок-праздник для детей среднего школьного возраста)
Из века в век...
Внеклассное мероприятие по теме: "Преподобный Сергий Радонежский. Душа России"
Внеклассное мероприятие по теме: «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России». Данный материал предназначен для учащихся 6-9 классов. Урок проводится в соответствии с духовными ценн...
Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»
Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...
Методическая разработка "Подвижники России. Преподобный Сергий Радонежский"
Урок может быть проведен в 6-8 классах; наличие презентация обязательно для восприятия информации, относящейся к ΧІV веку; в зависимости от уровня общего развития класса можно варьировать ...
Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник
В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...