Классный час "Поговорим о дружбе"
методическая разработка (5 класс) по теме
Разработка сценария классного часа "Поговорим о друбе" для 5-6 классов. Отдельно есть моя презентация к этому классному часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pogovorim_o_druzhbe.docx | 488.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорим о дружбе
Слайд 1
Столы расставлены на три группы, при входе детям раздаются жетоны с номером стола.
Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить одну очень важную, на мой взгляд, проблему. Сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что человек без друзей – как дерево без корней, друг – это одна душа, живущая в двух телах.
- А что для нас значит это слово – дружба?
- Кого можно назвать настоящим другом?
- Что значит уметь «дружить»?
- В чем секрет дружбы?
- В чем сила дружбы?
Что такое дружба, – каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну, а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Ответы учащихся
Давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» Ожегова. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Слайд 2 Слайд 3
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом "Толковом словаре" приводит такое определение дружбы: "Дружба - бескорыстная стойкая приязнь".
На первое место Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Следует различать понятия: друг, товарищ, приятель, знакомый. Слайд 4
- человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения (приятель)
- человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни (товарищ)
- человек, с которым вы просто здоровайтесь (знакомый)
- человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться, доверить свои тайны (друг)
Ребята, нам нужно выяснить каким должен быть друг.
Ответы учащихся
Предлагаю вам на экране слова. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга. Слайд 5
Послушайте притчу о дружбе. Слайд 6
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветер мог стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
Ответы учащихся
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Ребята, продолжите фразу: «Друг – это тот, кто… умеет прощать обиды»
Слайд 7
Ответы учащихся Слайд 8
Ералаш «настоящий друг»
О дружбе сложено много пословиц. Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Например: Дружбой дорожи, забывать ее не спеши. Вот мы с вами и поиграем в игру «Закончи пословицу» Написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. Слайд 9
В пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На слайде даны 4 пословицы. Слайд 10. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация 1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: нужно отнести в мастерскую тяжёлый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)
Ситуация 2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познаётся в беде»)
Ситуация 3. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь»)
Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? Ответы учащихся
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга, кто в беде не проявляет добро и отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Сейчас вы по группам обсудите ситуации. (раздать ситуации по группам) Ситуации необходимо обыграть (сценка), а все остальные посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация 1 Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, к ней приходит ее подруга.
М а ш а: Гулять пойдешь?
Д а ш а: Я задачу по математике не решила. Никак не получается Ещё и сочинение по русскому писать!
М а ш а: Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!
Д а ш а: О! Йес! Ты настоящая подруга!
- Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?
- Как бы вы поступили на месте Маши?
Ситуация 2 На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончилась паста.
Сергей: Ой, паста закончилась!
Антон: А у меня запасная ручка есть!
Сергей: Будь другом, дай, а то мне пару влепят!
Антон: А что ты мне за это дашь?
Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит.
Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить по классу всю неделю! Годится?
Сергей: Да ладно, давай уж!
- Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?
- Как бы вы поступили на месте Антона?
Ситуация 3. Гриша и Вова – друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша возле двери. Они любят играть футбол на переменах. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса.
Вова: Гришка, мячик принес?
Гриша: Конечно!
Вова: Давай пас!
Гриша: Лови!
Вова: К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Кл. рук: Так-так! Кто разбил стекло?
Вова: Это он бросил. Я тут ни при чем!
Кл. рук: Ты бросил мяч?
Гриша: Ну, я.
Кл. рук: Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы вставили стекло! Безобразие! (Уходит)
Вова: Ну, что в футбол играть будем?
Гриша: Да нет, что-то не хочется!
- Как вы думаете, почему Грише расхотелось играть в футбол?
- Как вы считаете, Вова поступил как настоящий друг?
- Как бы вы поступили на месте Вовы?
Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Учитель держит в руке разноцветные макеты ладошек).
- Сейчас они все вместе, как и вы сейчас. Но все они разные, как и мы с вами. Я сейчас раздам вам ладошки. Напишите на них своё имя. На пальчиках напишите свои достоинства и хорошие качества как друга.
Давайте ваши ладошки прикрепим на доску. Мы получили дерево дружбы. (дерево изображено на доске)
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг и прикройте глаза, не разговаривать друг с другом. (Учитель даёт им в руки маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Вам дается следующее задание: найти «себе подобного». Разговаривать при этом нельзя. Ну вот. Молодцы!
Обратите внимание, что один ученик остался один. Давайте узнаем у него «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение учащихся
«Сиамские близнецы»
Это задание выполняется в парах. Участникам связываются руки (правая и левая), но так, чтобы их кисти остались свободными. Детям выдают по мелу, их задача - нарисовать общий рисунок. Но сложность в том, что рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тема рисунка – портрет дружбы. (представлен на доске.) Оценивается не только качество рисунка, но и ход работы. Всем остальным нужно проанализировать: возникали ли конфликты или затруднения, если да, то какие, оба ли принимали одинаковое участие в работе, понравился ли их рисунок, что, по вашему мнению, нужно для сотрудничества. (Включить песню Газманова «Друг»)
Обсуждение учащихся
Ребята, как вы думаете, а может дружба распасться? Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы для нашего класса. Напишите эти правила на листочках – коллективное обсуждение в группах.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Слайд
Существует много законов о дружбе. Но это - основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
«Я рад, что ты рядом!»
Все участники стоят в кругу. Необходимо правой рукой взять одноклассника за запястье правой руки и сказать: «Я рада, Имя , что ты рядом» Посмотрите, какой у нас получился круг дружбы. Дружно поднимите руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Дайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Давайте будем чаще улыбаться друг другу. И на прощание давайте вместе посмотрим один замечательный музыкальный ролик – песенка о дружбе в исполнении группы Барбарики Подпевайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о дружбе
Данный классный час представляет собой практическое занятие, на котором дети должны учиться строить разумные, доброжелательные отношения в процессе совместной работы....
Классный час "Настоящая дружба"
Классный час рассчитан на детей старшей школы. Эпиграфом используется песня В. Высоцкого "Если друг...". Ребятам предлагаются различные жизненные ситуации, где нужно решить как поступить....
Классный час о дружбе
Классный час о дружбе...
КЛАССНЫЙ ЧАС "О ДРУЖБЕ"
КЛАССНЫЙ ЧАС О ДРУЖБЕ (для учащихся 7-9 классов)Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.Оформ...
Классный час о дружбе
Классный час в 6 классе о дружбе....
Презентация к классному часу "О Дружбе"
Классный час "О Дружбе" - презентация для 6 класса...
классный час о дружбе.
Этот классный час я готовила когда мои ученики были в 7 классе. Сейчас они в девятом, но по прежнему любят всякие загадки и треннинги....